Интегрированный урок ( технология, культура Башкортостана) "Оформление кисета с использованием башкирского орнамента"
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме

Нуретдинова Фания Ражаповна

«Оформление кисета с использованием башкирского орнамента»

Цели:

1. Познавательные:

познакомить обучающихся с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой;

      уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.

       2. Развивающие:

      продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и        фантазии;

       научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции;

       изучить технологическую последовательность выполнения аппликации

      3. Воспитательные:

      воспитывать интерес к творчеству башкирского народа, интерес к культуре и искусству;

      воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе, развивать эстетический вкус.

Оформление:

·         записи башкирских мелодий;

·         плакаты и рисунки башкирского орнамента;

·         шаблоны башкирских орнаментов;

·         готовые кисеты; карандаш или портновский мелок

·         работы местных мастериц;

·         лоскутки разных цветов, паутина;

·         ножницы, ручные иголки, нитки х/б, электрический утюг;

·         компьютер, медиапроектор, экран.

Ход урока:

 

1. Организационный момент (учитель технологии)

- Здравствуйте, девочки. Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.

- Давайте проверим, всё ли мы подготовили на урок. Сегодня вам понадобятся: шаблоны, лоскутки разноцветные, ножницы, карандаш или портновский мелок и сшитый готовый кисет.

1. Изучение нового материала (учитель технологии)

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделив орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни.

Эта область материальной культуры как называют? (декоративно – прикладное искусство)

Декоративно – прикладное искусство воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, оформлении национального костюма, украшение быта, жилища, обработке металла и дерева. Через всё это башкиры выражали своё отношение к жизни и обществу (Слайды 2, 3, 4).

Изделия,  выполненные своими руками, всегда ценились, ценятся и будут цениться, так – как ручные работы – это источник эмоциональной духовности. На уроках технологии мы стараемся глубоко и всесторонне изучить народное творчество, прикладное искусство, выявляя историю его развития.

В древности все украшения декоративно – прикладного искусства играли роль талисманов, предохраняли человека от глаз, от воздействия сил и духов. Времена менялись, и менялось и назначение украшений. Они утратили свою магическую силу. И стали просто предметами украшений.

На том уроке технологии мы начали изучать прикладное искусство башкир. Мы с вами вспомнили основные украшения и предметы первой необходимости башкир. Узнали историю кисета и сами на том уроке шили этот кисет, на башкирском языке называют янсык. Кисет – это небольшой мешочек, затягиваемый шнурком.

Давайте вспомним историю кисета и для чего использовали раньше башкиры?

Ответы: 1. Раньше не было накладных карманов, чтобы носить деньги и личные вещи.

2. Жёны и матери, когда провожали своих мужей, сыновей на войну своими руками от всего сердца вышивали кисеты. На эти кисеты накладывали горсть земли. На войне солдаты хранили, берегли, ценили, носили у сердца, надеялись, что вернутся живыми и здоровыми на свою Родину.

3. Когда девушка выходила замуж она готовила подарки: своими руками шила и вышивали кисет,  и дарила братьям жениха, а сестрёнкам платочки.

Сегодня мы продолжим свою работу. Кисеты, которые мы шили на уроке, будем оформлять в лучших башкирских традициях, используя лоскутную технику – аппликацию. Раньше кисеты в основном вышивали, а сейчас они выглядят совершенно по - другому: можно и связать с крючком, шить из кожи, вышивать бисером и паетками (Слайды 5, 6)

Сейчас в наше время можно использовать кисет для своих личных вещей, например для сотового телефона, для косметички, а также для личных вещей.

Сейчас,  мы можем начать работу? Почему?  (Нужно знать элементы узоров, особенности исполнения)

А как называется узор, который народ использовал для украшения одежды? (орнамент)

А каким мы назовём орнамент, принадлежащий какой – либо нации? (национальный или народный)

Исходя  из нашей беседы, назовите тему нашего урока? ( Оформление кисета с использованием башкирского орнамента) (Слайд 7)

Сейчас все запишем тему нашего урока в тетрадях. Про башкирские орнаменты сейчас вам расскажет учитель Культуры Башкортостана.

Выступление учителя Культуры Башкортостана

Орнамент-это латинское слово, означает ритмично повторяющиеся узоры. Декоративный – от латинского, обозначает узор или украшение. (8 слайд)

(9 слайд) Узоры по-разному называются и предназначение у них  разное. Бордюр  необходим для окаймления изделия или нанесения узора по краям. Зиг-заг, уступчатые узоры также предназначены  для окаймления края изделия. Завитки  больше украшают середину и края изделия. Зооморфные  узоры в виде стилизованных птиц и животных  украшают основу изделия.

(10 слайд) Хараусы- 1)национальный башкирский головной убор, налобная повязка, больше одевали женщины в возрасте.2) хараус – вышитый кисет, платочек, или подарок дорогому человеку. Именно в хараусах имеются стилизованные рисунки птиц и животных.

  (11 слайд) Орнамент может быть геометрическим, растительным, зооморфным.

(12 слайд) посмотрите, как выглядит бордюр, розетки и узор сетка.

Посмотрите, как выглядит древнейший орнаментальный комплекс:

 Кускар  бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия. Сердечко – гостеприимство. Солярный знак – солнце. Ромб – символ земледелия (слайд 13)

Криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные, волны, которыми украшались в основном предметы кочевого быта. Эти виды орнамента характерны для степных районов Башкортостана относятся ко второму комплексу.

Распространенный по всей территории расселения башкир, представлен стилизованным растительным орнаментом – это третий комплекс (слайд 14)

Четвёртый комплекс сложных узоров, связанная с различными видами ткачества. Сюда входят многоступенчатые композиции из ромбов, треугольников, которые дополнялись парными спиральными завитками.

Украшениями в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц, разделенных растительным орнаментом. Распространен был в юго-восточной части Башкортостана и Зауралье – это пятый комплекс (слайд 15)

 Шестой комплекс, включает геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, с парными роговидными завитками на вершинах, восьмиконечные розетки и др. Узоры этой группы, распространенные в западной и северной части Башкортостана и в Зауралье, применялись в орнаментации одежды и предметов убранства жилища ( слайд 16)

Выступление учителя технологии

Какими орнаментами можно оформить кисет мы с вами узнали. Сейчас нужно узнать цвета, которые использовали башкиры для составления узоров.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ  ( цветовое  решение)  - строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе (слайд 17)

Сейчас мы переходим к практической части урока, оформляем свой кисет, используя аппликацию. Что такое аппликация? (Слайд 18 Аппликация – это создание художественных изображений путем накладывания или приклеивания разноцветными кусочками материала) Аппликацию можно выполнить клеем ПВА, обработать швом «зигзаг», обметать петельным швом или приклеить утюгом, используя паутину или полиэтиленовую плёнку. Сегодня будем приклеивать паутиной.

Слайд19. В чём заключается процесс изготовления аппликации?  ( Изготовление шаблона, цветовое решение, подбор ткани, нанесение разметки на фоновый элемент, приметывание и приклеивание) Затем окончательная обработка изделия.

Слайд 20 Готовый шаблон накладывают на ткань подобранный по цвету, перерисовываем и вырезаем по контуру.

Слайд 21 Из паутины вырезаем точный дубликат, накладываем между кисетом и деталями аппликации. Скрепить булавками, приметать. Затем прогладить горячим утюгом. Следить, чтобы ткань не стягивалась.

Сейчас вспомним правила техники безопасности при работе электрическим утюгом, ножницами, иголками и булавками (слайды 22, 23,24)

Вспомним, как организовать свои рабочие места (слайд 25)

3. Практическая работа.

Согласно технологической карте, начинаем оформлять свой кисет (технологические карты у каждого ученика на столе), соблюдая все правила техники безопасности.

(Во время практической части включается башкирская мелодия)

Физкультминутка

4. Закрепление. Итог урока.

Учитель технологии

В башкирских семьях старались, чтобы вещи получались нарядными, поэтому придумывали интересные узоры. И вы свои выбранные шаблоны на своих шитых кисетах изобразили в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента и основные цвета, которые использовали башкиры для составления узоров. Все кисеты получились красивые, оригинальные, не похожие друг на друга, и все справились заданием. Молодцы! Постарались выполнить задания, согласно технологической карте, соблюдая правила ТБ. Посоветовавшись с учителем культуры Башкортостана, мы решили наградить каждого из вас по номинациям.

Учитель Культуры Башкортостана

1 ученик – самый художественный кисет

2 ученик – самый оригинальный кисет.

3 ученик – самый яркий кисет

4 ученик – самый необычный кисет

5 ученик – самый креативный

6 ученик – кисет в стиле народных традиций

7 – самый красивый кисет и т.д.

Ученик рассказывает стихотворение:

В башкирском узоре - цвет мёда, пшеницы,

                                         Бескрайних лугов и степей красота,

                                         Цвет синего  неба, земли плодородной,

                                         Цвет красных цветов, родников чистота.

                                         Мы слышим протяжную песню курая

                                         В сплетении цвета природы холста.

                                         В башкирском узоре – сэсэна сказанье

  И щедрость народа, его доброта. Р.Б. Даутов.

 

Учитель технологии

Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за урок. Дежурные убирают рабочие места.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oformlenie_kiseta_urok.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок (технология, Культура Башкортостана)

« Оформление кисета с использованием башкирского орнамента»

Цели:

1. Познавательные:  

познакомить обучающихся с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой;

      уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.

       2. Развивающие:

      продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и        фантазии;

       научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции;

       изучить технологическую последовательность выполнения аппликации

      3. Воспитательные:

      воспитывать интерес к творчеству башкирского народа, интерес к культуре и искусству;

      воспитывать аккуратность, внимательность, культуру труда в работе, развивать эстетический вкус.

Оформление:

  • записи башкирских мелодий;
  • плакаты и рисунки башкирского орнамента;
  • шаблоны башкирских орнаментов;
  • готовые кисеты; карандаш или портновский мелок
  • работы местных мастериц;
  • лоскутки разных цветов, паутина;
  • ножницы, ручные иголки, нитки х/б, электрический утюг;
  • компьютер, медиапроектор, экран.

Ход урока:

1. Организационный момент (учитель технологии)

- Здравствуйте, девочки. Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.

- Давайте проверим, всё ли мы подготовили на урок. Сегодня вам понадобятся: шаблоны, лоскутки разноцветные, ножницы, карандаш или портновский мелок и сшитый готовый кисет.

1. Изучение нового материала (учитель технологии)

Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделив орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни.

Эта область материальной культуры как называют? (декоративно – прикладное искусство)

Декоративно – прикладное искусство воплотилось в произведениях ткачества, вышивки, оформлении национального костюма, украшение быта, жилища, обработке металла и дерева. Через всё это башкиры выражали своё отношение к жизни и обществу (Слайды 2, 3, 4).

Изделия,  выполненные своими руками, всегда ценились, ценятся и будут цениться, так – как ручные работы – это источник эмоциональной духовности. На уроках технологии мы стараемся глубоко и всесторонне изучить народное творчество, прикладное искусство, выявляя историю его развития.

В древности все украшения декоративно – прикладного искусства играли роль талисманов, предохраняли человека от глаз, от воздействия сил и духов. Времена менялись, и менялось и назначение украшений. Они утратили свою магическую силу. И стали просто предметами украшений.

На том уроке технологии мы начали изучать прикладное искусство башкир. Мы с вами вспомнили основные украшения и предметы первой необходимости башкир. Узнали историю кисета и сами на том уроке шили этот кисет, на башкирском языке называют янсык. Кисет – это небольшой мешочек, затягиваемый шнурком.

Давайте вспомним историю кисета и для чего использовали раньше башкиры?

Ответы: 1. Раньше не было накладных карманов, чтобы носить деньги и личные вещи.

2. Жёны и матери, когда провожали своих мужей, сыновей на войну своими руками от всего сердца вышивали кисеты. На эти кисеты накладывали горсть земли. На войне солдаты хранили, берегли, ценили, носили у сердца, надеялись, что вернутся живыми и здоровыми на свою Родину.

3. Когда девушка выходила замуж она готовила подарки: своими руками шила и вышивали кисет,  и дарила братьям жениха, а сестрёнкам платочки.

Сегодня мы продолжим свою работу. Кисеты, которые мы шили на уроке, будем оформлять в лучших башкирских традициях, используя лоскутную технику – аппликацию. Раньше кисеты в основном вышивали, а сейчас они выглядят совершенно по - другому: можно и связать с крючком, шить из кожи, вышивать бисером и паетками (Слайды 5, 6)

Сейчас в наше время можно использовать кисет для своих личных вещей, например для сотового телефона, для косметички, а также для личных вещей.

Сейчас,  мы можем начать работу? Почему?  (Нужно знать элементы узоров, особенности исполнения)

А как называется узор, который народ использовал для украшения одежды? (орнамент)

А каким мы назовём орнамент, принадлежащий какой – либо нации? (национальный или народный)

Исходя  из нашей беседы, назовите тему нашего урока? ( Оформление кисета с использованием башкирского орнамента) (Слайд 7)

Сейчас все запишем тему нашего урока в тетрадях. Про башкирские орнаменты сейчас вам расскажет учитель Культуры Башкортостана.

Выступление учителя Культуры Башкортостана

Орнамент-это латинское слово, означает ритмично повторяющиеся узоры. Декоративный – от латинского, обозначает узор или украшение. (8 слайд)

(9 слайд) Узоры по-разному называются и предназначение у них  разное. Бордюр  необходим для окаймления изделия или нанесения узора по краям. Зиг-заг, уступчатые узоры также предназначены  для окаймления края изделия. Завитки  больше украшают середину и края изделия. Зооморфные  узоры в виде стилизованных птиц и животных  украшают основу изделия.

(10 слайд) Хараусы- 1)национальный башкирский головной убор, налобная повязка, больше одевали женщины в возрасте.2) хараус – вышитый кисет, платочек, или подарок дорогому человеку. Именно в хараусах имеются стилизованные рисунки птиц и животных.

  (11 слайд) Орнамент может быть геометрическим, растительным, зооморфным.

(12 слайд) посмотрите, как выглядит бордюр, розетки и узор сетка.

Посмотрите, как выглядит древнейший орнаментальный комплекс:

 Кускар  бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия. Сердечко – гостеприимство. Солярный знак – солнце. Ромб – символ земледелия (слайд 13)

Криволинейные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные, волны, которыми украшались в основном предметы кочевого быта. Эти виды орнамента характерны для степных районов Башкортостана относятся ко второму комплексу.

Распространенный по всей территории расселения башкир, представлен стилизованным растительным орнаментом – это третий комплекс (слайд 14)

Четвёртый комплекс сложных узоров, связанная с различными видами ткачества. Сюда входят многоступенчатые композиции из ромбов, треугольников, которые дополнялись парными спиральными завитками.

Украшениями в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц, разделенных растительным орнаментом. Распространен был в юго-восточной части Башкортостана и Зауралье – это пятый комплекс (слайд 15)

 Шестой комплекс, включает геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, с парными роговидными завитками на вершинах, восьмиконечные розетки и др. Узоры этой группы, распространенные в западной и северной части Башкортостана и в Зауралье, применялись в орнаментации одежды и предметов убранства жилища ( слайд 16)

Выступление учителя технологии

Какими орнаментами можно оформить кисет мы с вами узнали. Сейчас нужно узнать цвета, которые использовали башкиры для составления узоров.

В цветовом отношении башкирский орнамент полихромный, т.е. яркий, многоцветный. Колористический образ  ( цветовое  решение)  - строится на контрастах сильных и чистых цветов: преобладают красный, желтый, черный, зеленый реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе (слайд 17)

Сейчас мы переходим к практической части урока, оформляем свой кисет, используя аппликацию. Что такое аппликация? (Слайд 18 Аппликация – это создание художественных изображений путем накладывания или приклеивания разноцветными кусочками материала) Аппликацию можно выполнить клеем ПВА, обработать швом «зигзаг», обметать петельным швом или приклеить утюгом, используя паутину или полиэтиленовую плёнку. Сегодня будем приклеивать паутиной.

Слайд19. В чём заключается процесс изготовления аппликации?  ( Изготовление шаблона, цветовое решение, подбор ткани, нанесение разметки на фоновый элемент, приметывание и приклеивание) Затем окончательная обработка изделия.

Слайд 20 Готовый шаблон накладывают на ткань подобранный по цвету, перерисовываем и вырезаем по контуру.

Слайд 21 Из паутины вырезаем точный дубликат, накладываем между кисетом и деталями аппликации. Скрепить булавками, приметать. Затем прогладить горячим утюгом. Следить, чтобы ткань не стягивалась.

Сейчас вспомним правила техники безопасности при работе электрическим утюгом, ножницами, иголками и булавками (слайды 22, 23,24)

Вспомним, как организовать свои рабочие места (слайд 25)

3. Практическая работа.

Согласно технологической карте, начинаем оформлять свой кисет (технологические карты у каждого ученика на столе), соблюдая все правила техники безопасности.

(Во время практической части включается башкирская мелодия)

Физкультминутка

4. Закрепление. Итог урока.

Учитель технологии

В башкирских семьях старались, чтобы вещи получались нарядными, поэтому придумывали интересные узоры. И вы свои выбранные шаблоны на своих шитых кисетах изобразили в традициях башкирского народа, используя элементы башкирского орнамента и основные цвета, которые использовали башкиры для составления узоров. Все кисеты получились красивые, оригинальные, не похожие друг на друга, и все справились заданием. Молодцы! Постарались выполнить задания, согласно технологической карте, соблюдая правила ТБ. Посоветовавшись с учителем культуры Башкортостана, мы решили наградить каждого из вас по номинациям.

Учитель Культуры Башкортостана

1 ученик – самый художественный кисет

2 ученик – самый оригинальный кисет.

3 ученик – самый яркий кисет

4 ученик – самый необычный кисет

5 ученик – самый креативный

6 ученик – кисет в стиле народных традиций

7 – самый красивый кисет и т.д.

Ученик рассказывает стихотворение:

В башкирском узоре - цвет мёда, пшеницы,

                                         Бескрайних лугов и степей красота,

                                         Цвет синего  неба, земли плодородной,

                                         Цвет красных цветов, родников чистота.

                                         Мы слышим протяжную песню курая

                                         В сплетении цвета природы холста.

                                         В башкирском узоре – сэсэна сказанье

  И щедрость народа, его доброта. Р.Б. Даутов.

Учитель технологии

Наш урок подошел к концу. Спасибо всем за урок. Дежурные убирают рабочие места.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура, литература,живопись

Это православная беседа-исследование образа Исуса Христа. Звучит православная музыка, используются видеоматериалы. Урок был подготовлен к Пасхе....

Урок физической культуры в 1 классе с использованием ИКТ технологий

Представлен конспект у рока физической культуры в 1 классе образовательно-познавательной направленности в соответствии с требованиями ФГОС и презентация к уроку....

Технология проектной деятельности. Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства."Декоративно-прикладное творчество. Декупаж."

Формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используется вторичное сырье в рамках изучения раздела декоративно-прикладное творчество и худо...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Методическая разработка интегрированного урока (физическая культура и музыка) в 5-м классе с использованием музыки к балету "Весна Священная" Игоря Стравинского.

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразием инновационной деятельности образовательных организаций. Использование новых информационных и педагогических техн...