Конспект урока в 5 классе по теме "Соединение деталей гвоздями и шурупами".
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Фаталиев Замедин Фаталиевич

Предварительный просмотр:

Технология 5 класс

Тема: Соединение деталей гвоздями и шурупами.

Цель: Познакомить учащихся со способами соединения деталей изделий из древесины, отрабатывать приёмы выполнения соединений.

Задачи:

 Образовательные: 

- формировать у  учащихся  навыки  соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов;

- познакомить с видами гвоздей и шурупов;

- ознакомить учащихся с правилами безопасной работы.

Развивающие: 

 - развивать умение  применять полученные знания на практике;

-  развивать   познавательный   интерес через  обеспечение успеха в усвоении знаний.  

-  способствовать формированию  профессиональных компетенций учащихся.

Воспитывающие: 

 - воспитывать эстетическое восприятие: точность и аккуратность в работе.

-  воспитывать самостоятельность через организацию индивидуальной практической деятельности.

  - воспитывать  культуру общения при работе в  парах.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Начнём урок технологии. Настроимся на хорошую, активную работу.

- Девизом нашего урока будет пословица:

1 слайд                         «Хорошая работа мастера хвалит»

        - Но сначала, давайте выясним, как вы усвоили тему предыдущего урока.

        - Ответьте на вопросы:

- Что называется отверстием?

- Какие формы отверстий вы знаете?

- При  помощи каких инструментов делают отверстия?

- Как определить диаметр сверла?

 

(Ответы детей)

- Молодцы, вы хорошо усвоили теоретическую часть  темы прошлого урока.

- А сейчас отгадайте загадку и постарайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне всё стук да стук.

(Гвоздь)

2 слайд                                            (Ответы детей)

         

3 слайд                       

- Тема сегодняшнего урока: «Соединение деталей гвоздями и шурупами».

- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться на уроке?

  (Примерные ответы детей: - учиться соединять детали гвоздями и шурупами;

                                            - узнаем какие инструменты пригодятся для работы;

                                            - познакомимся с новыми терминами;

                                            - познакомимся с правилами безопасной работы с  

                                               инструментами)

- Правильно, ребята, сегодня на уроке мы познакомимся со способами  

  соединения деталей из древесины, будем отрабатывать приёмы выполнения

  соединений.

1) Будем учиться правильно подбирать гвозди и шурупы для соединения  

    деталей;

2) Познакомимся с видами гвоздей и шурупов;

3) Ознакомимся с правилами безопасной работы.

 

- Скажите, для чего нам нужны эти знания и умения? Как в жизни на практике  нам могут пригодиться эти умения?

(Примерные ответы детей: - отремонтировать забор, калитку;

                           - повесить фоторамку;

                                                        - смастерить кормушку или скворечник)

 

Слайд 4

-  Я предлагаю сегодня поработать по следующему плану:

  1.  Знакомство со способами соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов.
  2. Блиц-турнир (работа в парах)
  3. Практическая работа.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

- Как видите, работа предстоит сегодня большая, сложная (непростая).  

 - Потрудиться вы должны так, чтобы в конце урока вас можно было назвать мастерами своего дела. А что для этого необходимо?

(Примерные ответы детей: - внимательно слушать;

                                                                             - думать;

                                                                             - рассуждать;

                                                                             - выполнять работу аккуратно;

                                                                             - соблюдать технику безопасности)

- На уроке мы будем наблюдать, проводить исследование и вы  постараетесь  ответить на главный вопрос урока: Отчего зависит правильное соединение деталей гвоздями и шурупами?

II. Работа над новым материалом.

-  Сейчас я  познакомлю вас  со способами соединения деталей гвоздями и шурупами. А вас  попрошу не только  е внимательно слушать, но следить за моими действиями.  

- Моё объяснение будут дополнять ребята, которые работали с энциклопедиями и техническими справочниками. Они подготовили для вас важную информацию.

- После объяснения  проведём  блиц-турнир (опрос) по вопросам  нового материала.

- Большинство столярных изделий состоит из нескольких частей. Чтобы из отдельных деталей получить готовое изделие, их надо соединить между собой. Соединение деталей из древесины часто выполняют с помощью гвоздей, шурупов и клея. Сегодня мы будем учиться соединять детали с помощью гвоздей и шурупов.

На Руси производство гвоздей известно с XIII века, но только в XIX веке были созданы первые машины для их изготовления. Сейчас гвозди делают с помощью станков-автоматов.

Забитые гвозди удерживаются в деталях за счёт защемления между волокнами древесины.

Слайд 5

Гвоздь имеет шляпку, стержень и остриё.

Слайд 6

Гвозди – детали стандартные. Они различаются в зависимости от назначения.

(Учитель демонстрирует различные виды гвоздей)

Гвозди бывают разных размеров. В зависимости от длины стержня (40, 50, 100 мм и т.д.) гвозди в обиходе часто именуются «сороковками», «пятидесятками», «сотками» и т.д.

Слайд 7

Прежде чем забивать гвоздь, размечают места соединения и шилом делают углубления.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Слайд 8

При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой.

Толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2…3 раза больше толщины прибиваемой детали. При этом нужно помнить, что соединение будет более прочным, если гвоздь входит в основную деталь поперёк волокон и менее прочным – если вдоль волокон.

Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.

Слайд 9

Гвозди забивают столярным молотком.

Слайд 10

Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20…30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по шляпке гвоздя несильные удары.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

После того как гвоздь надёжно войдёт в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары.

Избежать раскалывания древесины при забивании гвоздей можно, предварительно слегка затупив гвозди ударами по их острию. Такой гвоздь смещает волокна древесины, не разрывая их, поэтому деталь не раскалывается.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Слайд 11

Если гвоздь при забивании пошёл криво или согнулся, его необходимо выдернуть. Для этой цели применяют клещи или молоток со специальной прорезью на носке.            

Чтобы не повредить поверхность изделия, под губки клещей или боёк молотка подкладывают кусочек фанеры или небольшую дощёчку, захватывают гвоздь за шляпку или стержень и поворотом инструмента вытаскивают его из древесины.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Слайд 12

Если концы гвоздей выступают, их подгибают на оправке и забивают обратно в древесину. Это повышает прочность соединения.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Слайд 13

Забитый гвоздь выдёргивают следующим образом: отгибают стамеской загнутый конец гвоздя. Выравнивают его клещами или плоскогубцами. Выбивают конец гвоздя молотком, а затем выдёргивают его за головку клещами.

(Учитель демонстрирует приём выполнения этой операции)

Работы по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняет плотник.

Об этой профессии расскажет вам ____________________________________

                                                                                                                                                                  (Имя учащегося)

(Лес — это не только лёгкие планеты, но и ценный строительный материал. Изготовлением, монтажом и ремонтом деревянных конструкций занимается человек с профессией плотник. Это старинное и необходимое для общества ремесло. По определению, плотник — одна из строительных специальностей, но такие же специалисты работают на производстве мебели, деревянных окон, дверей, лодок и прочих полезных изделий.

Люди, занятые в этой сфере, были на земле с древних времён. Упоминания о них находили

в источниках, которым уже 5 тысяч лет. Дерево умели обрабатывать почти все цивилизации мира — Египет, Китай, Индия, европейские племена. Этого благородного ремесла не стеснялись даже особы королевской крови — к примеру, Петр І, который лично принимал участие в строительстве деревянных кораблей. Одно из крупнейших религиозных течений в мире, христианство, приписывает это ремесло своему богу. Сей факт показывает, сколько уважения в обществе к людям данной профессии.…

Плотник в своей работе пользуется топором, пилой, рубанком, молотком, долотом, дрелью, а также использует электрифицированные переносные инструменты - электродрели, электропилы, электрорубанки.

Плотник должен знать породы и пороки древесины; способы разметки и изготовления деревянных конструкций; приемы остругивания и обтесывания лесоматериалов; правила обращения с антисептическими и огнезащитными составами и приемы покрытия ими лесоматериалов.

Плотник должен уметь пользоваться рабочим инструментом, выполнять операции по работе с лесоматериалом, «читать» чертежи.

Плотнику необходимы развитое пространственное воображение, хорошие зрение и глазомер, аккуратность и точность, физическая сила.)

А теперь я познакомлю вас с соединением деталей шурупами.

Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями.

Слайд 14

Шуруп – это крепёжная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой. Термин «шуруп» - немецкого происхождения, в переводе означает «винт».


       Как и гвозди, шурупы – стандартные детали. В зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины,

(Учитель демонстрирует различные виды шурупов)

Слайд 15

а также с различной формой головки: полукруглой, потайной и полупотайной.

       

                 

Чаще всего используют шурупы с потайной головкой, так как она не выступает над поверхностью детали.

Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки. Термин «шлиц» образован от немецкого слова, означающего «щель», «паз».

Слайд 16

При выборе шурупа нужно учитывать, что его длина должна быть в 2 - 3 раза больше толщины более тонкой соединяемой детали. Однако шуруп не должен проходить основную (более толстую) деталь насквозь.

Слайд 17

При соединении крупных деталей используют шурупы большого размера с квадратной или шестигранной головкой под гаечный ключ. У них необычное название – глухари.

Слайд 18

Шурупы для дерева имеют острый кончик, поэтому они входят в материал как клин и расщепляют его. Особой нагрузке подвергается материал, когда в него входит стержень шурупа.

В настоящее время наряду с шурупами широко применяются саморезы.

В отличие от шурупов у саморезов винтовая нарезка начинается от самой головки стержня.

Слайд 19

Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В более тонкой детали сверлят сквозное отверстие диаметром, немного большим диаметра шурупа.

В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом.

Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большого диаметра или специальным инструментом – зенковкой – расширяют входное отверстие.

Термины «зенкование» и «зенковка» происходят от немецкого слова, означающего в переводе «углублять». Диаметры сверла и зенковки должны быть равны диаметру головки шурупа.

Слайд 20

После подготовки деталей шуруп ставят в отверстие и завинчивают отверткой по часовой стрелке.

Важен также выбор правильной отвертки.

Слайд 21

Если вы возьмёте отвертку не того размера, вы можете повредить ею шлиц на головке шурупа, после чего, даже применяя силу, закрутить его будет невозможно.     

(Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами)

На предприятиях деревообрабатывающей промышленности сборочные работы (в том числе и с помощью шурупов) производят столяры и сборщики изделий из древесины.

Об этой профессии расскажет вам ____________________________________

                                                                                                                                                                   (Имя ученика)

Столяр-сборщик – это специалист, который на деревообрабатывающем или мебельном предприятии занимается сборкой деталей из древесины для получения различных изделий.

Сборка на шурупах (саморезах, винтовых стяжках и т.п.) – одна из операций, которую выполняет столяр-сборщик. При этом он пользуется специальными инструментами: электрическими и пневматическими (работающими на сжатом воздухе) шуруповёртами. Конструкторы создали инструмент, который завинчивает 30…40 шурупов в минуту. Размещаются шурупы в пластмассовой ленте и подаются в инструмент, как патроны в пулемёт.

Он знает породы и свойства древесины, умеет аккуратно и точно соединить детали из древесины.

Итог. Итак, вы внимательно слушали моё объяснение и внимательно следили за техникой выполнения операций. А сейчас блиц-опрос, который пройдёт в форме теста.

От опытных плотников нашего  села – мастеров своего дела вам пришли письма с заданиями. Им интересно – достойная ли растёт смена?

Вы должны на заданный вопрос выбрать правильный ответ.

Будете работать в парах.

(Учитель раздаёт конверты с заданиями)

 

  • ерунок;

  • зенковка.

Слайд 22-25

- А теперь проверим правильность задания.

(Дети проверяют, глядя на экран)

- Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок.

- Молодцы! Вы ответили верно на вопросы, потому что внимательно слушали

  моё объяснение. Вы получаете за работу «пятёрки». «Хорошая работа мастера

  хвалит».

III. Практическая работа.

- А сейчас вы будете выполнять практическую работу по группам. У каждой

  группы будет своё задание. Но прежде чем приступить к её выполнению,

  давайте познакомимся с правилами безопасной работы.

Слайд 26

- Для чего нам нужно знать эти правила?

(Примерные ответы детей: - чтобы не пораниться самому и не поранить товарища)

- Тот, кто внимательно слушал, не совершит ошибок и не навредит своему

   здоровью. Эти правила пригодятся при выполнении практической работы.

- Группы, получите задания. Помните о девизе урока: «Хорошая работа мастера

   хвалит».

Задание № 1

1. Рассмотрите гвозди различных видов и определите их длину и диаметр.

 Занесите данные в таблицу.

№ гвоздя

Длина гвоздя

Диаметр гвоздя

1

2

3

Рассмотрите шурупы различных видов и определите их длину, диаметр,

форму головки и шлица. Занесите данные в таблицу.

№ шурупа

Длина

шурупа

Диаметр

шурупа

Форма

головки

Форма

шлица

1

2

3

2. Ответьте на вопрос: Чем отличается соединение шурупами от соединения

     гвоздями?

Задание № 2

  1. Соедините детали при помощи шурупов.

  1. Ответьте на вопрос: Отчего зависит правильное соединение деталей

                            при помощи гвоздей и шурупов?

Задание № 3

  1. Соедините детали при помощи гвоздей. Вытащите забитый гвоздь при

       помощи клещей.

  1. Ответьте на вопрос: Назовите причины неправильного соединения

                           деталей при помощи гвоздей.

(Дети по группам выполняют практическую работу и готовят ответ на вопрос.)

Примерные ответы детей:

1 задание: Соединение шурупами прочнее, чем гвоздями, но нужно выполнить больше операций при подготовке и выполнении соединения. Шурупы нельзя забивать молотком и вытаскивать клещами.

2 задание: От длины и диаметра гвоздя и шурупа. Длина гвоздя и шурупа должна в 2-3 раза превышать толщину верхней детали.

Толщина гвоздя должна быть в 4-5 раз тоньше толщины детали, которую прибивают. Инструменты должны быть исправны.

Направление удара молотка должно совпадать с осью гвоздя.

Гвоздь забивают на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.

Под шуруп в верхней детали просверливают отверстие равное диаметру шурупа, а в нижней детали диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа.

Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают.

3 задание: Гвоздь короткий. Толстую деталь прибивают к тонкой. Гвоздь прибивают слишком близко к краю доски.)

- Давайте сделаем вывод: отчего же зависит правильное соединение деталей гвоздями и шурупами?

(Примерный ответ детей: От длины и диаметра гвоздя и шурупа. От расстояния до края детали. От правильной подготовки деталей к соединению.)

- Оцените работу групп и скажите, кто достоин звания «мастер» и почему?

(Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших)

(Выставление отметок за работу)

«ХОРОШАЯ РАБОТА МАСТЕРА ХВАЛИТ»

IV. Итог урока.

             - Какую задачу ставили?

             -Удалось решить поставленную задачу?

             - Полезна ли вам информация, которую вы получили на уроке и пригодится ли вам умение соединять детали гвоздями и шурупами в жизни?

(Примерные ответы детей: -  информация полезна

                                              - в жизни пригодится…)

- Чему вас научил данный урок?

(Примерные ответы детей: - добывать новые знания;

 - применять новые знания на практике;

 - правильно работать инструментом;

 - соблюдать правила безопасной  работы.)

- Так какие же новые знания и умения вы возьмёте с собою в жизнь?

                   

(Примерные ответы детей: - как правильно выбрать гвоздь и шуруп для соединения

                                                    деталей;

                                                  - как правильно вбить гвоздь и вкрутить шуруп;

                                                  - как вытащить криво забитые гвозди.)

V. Домашнее задание.

Слайд 27

- Предлагаю вам сегодня домашнее задание по выбору:

Для всех: § 10, стр. 45-48

                 § 11. стр. 48-51

  1. Выписать в тетрадь новые термины.
  2. Полученные на уроке новые знания и умения, я предлагаю вам применить на практике, в творческом задании. Скоро зима. Птицам будет голодно. Объединившись в группы, вы можете смастерить кормушку для птиц. Проявите фантазию и выдумку. Готовое изделие принесёте в класс и мы вместе с вами повесим их в школьном саду.

VI.  Рефлексия деятельности.

Слайд 28

- А сейчас я вам предлагаю оценить резулультаты своей деятельности на уроке с помощью лесенки успеха.

-Вы видите на слайде лесенку успеха. Я предлагаю вам подумать и «встать» на  одну из ступенек.

Если вы считаете, что  

   У вас  ничего не получилось - нижняя ступенька

   У вас были проблемы - средняя ступенька

   Вам  всё  удалось -  верхняя ступенька

- Обоснуйте свой выбор.

- Спасибо, ребята, за урок. Мне приятно было сегодня с вами работать.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс: Технология, 5 класс

Учитель: Фаталиев Замедин Фаталиевич

Дата проведения: 28  октября 2016 год.

УМК:  Учебник: Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся 5 класса  общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2011.  

Методическое пособие:  Симоненко В.Д.  Книга для учителя. Технология 5 кл. – Москва.: «Просвещение», 2011.

Место данного урока в системе уроков по определённому разделу:   урок № 17-18  в разделе  «Технологии обработки конструкционных материалов».  

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Наглядные пособия: презентация,  карточки-тесты   для   проверки усвоенного материала, карточки-задания  для практической работы по группам,   инструкции по технике безопасности, кроссворд.  

Инструменты и оборудование: верстак, слесарные молотки,  шурупы, саморезы, гвозди, клещи,   компьютер, мультимедийный  проектор.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты (УУД)

Проявление познавательных интересов и активности в предметной области.

Выражение желания трудиться по профессии  плотника и столяра-сборщика.

Стремление к совершенствованию своих умений.

В познавательной сфере:

Понимание применения  способов соединения деталей с помощью шурупов и гвоздей.

Рациональное использование  новой информации для получения объекта труда.

В трудовой сфере:

Подбор и применение инструментов (при  соединении деталей шурупами и гвоздями).

Соблюдение норм и правил безопасности труда, трудовой дисциплины.

Выявление допущенных ошибок в процессе труда.

В коммуникативной сфере:

Формирование рабочей группы (пар) с учётом общности интересов для выполнения объекта труда.      

Регулятивные

Определение цели и планирование собственной познавательно-трудовой  деятельности.

Оценивание  результатов трудовой деятельности.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.

Умение структурировать полученную информацию, выбирать главное.

Коммуникативные

Умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Умение работать в парах, в группах.  

Умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные

Осознание своих возможностей в предметной области.

Тема урока

«Соединение деталей гвоздями и шурупами»

Тип урока

По дидактическим целям: комбинированный  (изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков)

По используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок-практикум

Цель урока

 Познакомить учащихся со способами соединения деталей изделий из древесины, отрабатывать приёмы выполнения соединений.

Задачи урока

образовательные

развивающие

воспитательные

 - формировать у  учащихся  навыки  соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов;

- познакомить с видами гвоздей и шурупов;

- ознакомить учащихся с правилами безопасной работы.

- развивать умение  применять полученные знания на практике;

-  развивать   познавательный   интерес через  обеспечение успеха в усвоении знаний.  

-  способствовать формированию  профессиональных компетенций учащихся.

  - воспитывать эстетическое восприятие: точность и аккуратность в работе.

-  воспитывать самостоятельность через организацию индивидуальной практической деятельности.

  - воспитывать  культуру общения при работе в  парах.

Организационная структура урока

Этап урока, время этапа

Дидактические задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

2 мин.

Активизировать   и

включить учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне

Приветствует учеников, настраивает на хорошую работу с помощью художественного слова (пословицы):

«Хорошая работа мастера хвалит». Проверяет готовность к уроку; создаёт положительный эмоциональный настрой.  

Воспринимают на слух.

Визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: умение организовать себя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний

10 мин.

Выявить уровень опорных знаний, систематизировать их.

Организует проверку материала предыдущего урока.

Фронтальный опрос

Задаёт вопросы:

- Что называется отверстием?

- Какие формы отверстий вы знаете?

- При  помощи каких инструментов делают отверстия?

- Как определить диаметр сверла?

 

Отвечают на вопрос.

 Помогают друг другу  изложить  материал прошлого урока.

Личностные:

осознание своих возможностей,

мобилизация знаний.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать  друг с другом.

Познавательные:

умение осознанно строить речевое высказывание.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

8 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебной деятельности.

 Подводит учащихся к постановке и формулированию целей   урока  

Уточняет понимание учащимися поставленной цели и задач урока.

Уточнят у учащихся формулировку темы урока.    

Определяют и формулируют цели и задачи урока.

 

Формулируют тему урока.  

Личностные: проявление интереса и активности в постановке цели.

Регулятивные: умение  осуществлять целеполагание,

умение составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Релаксация.

Снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

4.Первичное усвоение новых знаний.

20 мин.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

Предлагает учащимся спланировать свою деятельность (в устной  форме).

Обобщает и показывает план действий на слайде.  

Подводит к теме урока с помощью художественного слова (загадки):

«Весь я сделан из железа

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу

А по мне всё стук да стук».

Демонстрирует презентацию.

Побуждает учащихся к ответам на вопросы.

Демонстрирует приём выполнения соединения деталей с помощью шурупов и гвоздей.

Обобщает правила, демонстрирует их на слайде.

 Задействует учащихся в объяснении нового материала: рассказы о профессиях плотника и столяра-сборщика.

Составляют устный план своей дальнейшей деятельности на уроке.

Участвуют в беседе в ходе объяснения нового материала.

 Комментируют свои ответы, приводят примеры.

Участвуют в беседе, формулируют выводы.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.


Коммуникативные: вступать в диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: проявление интереса к учебному материалу

5.Первичная проверка понимания.  

(5 минут)

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

 Проводит блиц-опрос  с помощью карточек по усвоению и пониманию  темы урока.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Обеспечивает положительную реакцию детей на ответы сверстников.

Работают в парах, отвечая на вопросы блиц-опроса.

Сверяют свои ответы с ответами на слайде.

Обосновывают свои ответы. Предлагают верный вариант.

 

Регулятивные:

Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника.

Познавательные: умение применять полученные знания  

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний и

применение полученных знаний на практике.

Предлагает  сформулировать правила техники безопасности при  соединении деталей с помощью гвоздей и шурупов.

Показывает  инструкцию по технике безопасности на слайде.

 Настраивает на практическую работу в группах (выполнение заданий на карточках):

Предлагает и организует работу в группах.

Следит за правильным выполнением технологических операций, соблюдением техники безопасности.

Организует деятельность по применению новых знаний, консультирует.

Контролирует и корректирует действия учеников.

Создаёт ситуацию успеха.

Самостоятельно делятся на группы.

 Выполняют задания (практические), данные на карточке.  Осуществляют самоконтроль выполнения операции.

Обсуждают свою деятельность в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Рассуждают, предполагают,  предлагают варианты ответов.  

Осуществляют учебные действия:

каждый учащийся выполняет  по технологической карте чертилку.

Регулятивные:  умение

устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Личностные:  формирование бережливости при выполнении трудовых приемов,

ориентирование на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке

Познавательные:  умение выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Умение организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Коммуникативные: умение строить  рабочие отношения,  трудясь в  коллективе.

Релаксация

Снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов действий   выполнения домашнего задания.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

- Какие затруднения у вас возникли  при изготовлении изделий?

- Какова была ваша учебная задача?

- Чему вы научились на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

Консультирует, советует, помогает.

Подводит учащихся к выявлению причин и способов  устранения возможных ошибок.

Привлекает к обсуждению причин и способов устранения  ошибок.

 учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Дает комментарий к домашнему заданию.

1) Повторить изученный материал в учебнике.

§ 10, стр. 45-48

§ 11. стр. 48-51

2) Предлагает дифференциацию выполнения домашнего задания.

 -Ответить на вопросы  параграфов (с. 48, с. 51).  

-  Выписать в тетрадь новые термины.

 - Полученные на уроке новые знания и умения, я предлагаю вам применить на практике, в творческом задании. Скоро зима. Птицам будет голодно. Объединившись в группы, вы можете смастерить кормушку для птиц.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах и индивидуально. Осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Обсуждают с учителем задания и записывают домашнее задание.

Познавательные: умение  выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления.

Регулятивные:  выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: умение выбрать задание по силам.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

9. Рефлексия деятельности.

Организовать самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

Подвести итог проделанной работы на уроке.

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

- Какую задачу ставили?

-Удалось решить поставленную задачу?

 Организует  оценочные высказывания обучающихся: предлагает оценить  свою деятельность на уроке  с помощью лесенки успеха.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Обеспечивает положительную реакцию детей  по нахождению на лесенке успеха  для оценки своей деятельности.  

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Консультирует,  подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Построение логической цепочки рассуждений.  

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: умение провести самооценку, осознавать успешность своей деятельности,

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание



Предварительный просмотр:

Самоанализ проведенного урока

Элементы самоанализа

Класс, предмет

5 класс, Технология

Программа, пособие

Программа по  учебному предмету Технология 5-8 классы для общеобразовательных учреждений/  В.Д.Симоненко. — М.: «Вентана-Граф»,  2011.

«Технология 5 класс. Учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений», под редакцией В.Д. Симоненко. - М.,«Вентана-Граф», 2011.

Оборудование

Наглядные пособия:   презентация,  карточки-тесты   для   проверки усвоенного материала, карточки-задания  для практической работы по группам,   инструкции по технике безопасности, кроссворд.  

Инструменты и оборудование:  верстак, слесарные молотки,  шурупы, саморезы, гвозди, клещи,   компьютер, мультимедийный  проектор.

Тема урока

 «Соединение деталей гвоздями и шурупами»

Тип урока

По дидактическим целям: комбинированный  (урок открытия нового знания и формирование новых умений и  навыков)

По используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:  урок-практикум

Место урока

урок № 17-18  в разделе «Технологии обработки конструкционных материалов».  

Цель урока

 Познакомить учащихся со способами соединения деталей изделий из древесины, отрабатывать приёмы выполнения соединений

Задачи урока

Задачи учителя:

Задачи учащихся:

образовательные:

 - формировать у  учащихся  навыки  соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов;

- познакомить с видами гвоздей и шурупов;

- ознакомить учащихся с правилами безопасной работы.

развивающие:

 - развивать умение  применять полученные знания на практике;

-  развивать   познавательный   интерес через  обеспечение успеха в усвоении знаний.  

-  способствовать формированию  профессиональных компетенций учащихся.

воспитательные:

   - воспитывать эстетическое восприятие: точность и аккуратность в работе.

-  воспитывать самостоятельность через организацию индивидуальной практической деятельности.

  - воспитывать  культуру общения при работе в  парах.

- научиться   способам   соединения деталей с помощью шурупов и гвоздей;

-  применить изученный материал на практике;

- учиться оценивать результат своей деятельности.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- проявление познавательных интересов и активности в предметной области;

- выражение желания трудиться по профессии  плотника и слесаря-сборщика

- стремление к совершенствованию своих умений.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

- понимание применения  способов соединения деталей с помощью шурупов и гвоздей.

- рациональное использование  новой информации для получения объекта труда

В трудовой сфере:

 - подбор и применение инструментов (при  соединении деталей шурупами и гвоздями).

- соблюдение норм и правил безопасности труда, трудовой дисциплины.

- выявление допущенных ошибок в процессе труда.

В коммуникативной сфере:

- формирование рабочей группы (пар) с учётом общности интересов для выполнения объекта труда.      

Технологии, подходы

- информационно-коммуникационные технология;

- технология здоровьесбережения;

Методы

- метод самоорганизации обучения;

- метод взаимообучения;

- метод рефлексии;

- метод самооценки,

- словесный  метод;

- наглядный метод.

Формы организации

- групповая;

-  работа в парах;

- фронтальная

Мотивация

- поощрение;

- использование художественного слова;

- создание ситуации успеха;

- включенность учащихся в различные формы организации учебной деятельности;

- создание комфортного рабочего места ученика;

- привлечение учащихся к оцениванию своей деятельности  и формирование у них адекватной самооценки (метод рефлексии).

- своевременная смена деятельности.

- интересная, доступная информация для понимания.  

Целеполагание

Постановку целей ученики учились осуществлять самостоятельно  под руководством педагога.

Характер учебных действий

На протяжении всего урока  проводилась  нацеленная деятельность на формирование  универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- определение цели и планирование собственной познавательно-трудовой  деятельности;

- оценивание  результатов трудовой деятельности.

Познавательные УУД:

- извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.  

- умение структурировать полученную информацию, выбирать главное.

Коммуникативные УУД:

- умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника;

 - умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

Осознание своих возможностей в предметной области.

Характеристика деятельности учащихся

На уроке учащиеся выполняли следующие виды деятельности:

- формулировали цели и темы урока,  

- участвовали в беседе, отвечали на вопросы;

- осуществляли  учебные действия по намеченному плану;

- выполняли технологические операции по изготовлению изделия;

- осуществляли самоконтроль выполнения технологических операций;

-  выбирали  домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей;

- анализировали свою деятельность на уроке, осуществляли самооценку собственной учебной деятельности;

- формулировали конечный результат своей работы на уроке;

Коммуникация учащихся

На уроке использовались различные методы и приёмы для уменияучащихся работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника.Учащимися осуществлялось управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

Организовывалось  и осуществлялось сотрудничество с учителем и сверстниками.  

Организация обратной связи на уроке

На начальном этапе повторения пройденного материала использовался метод индивидуального опроса учащихся.  

В процессе объяснения нового материала, использовался метод фронтального опроса учащихся. Предлагалось ответить на вопросы,  выдвигать свои предположения и обосновывать их.

После объяснения нового материала для первичной проверки усвоения  знаний использовалась  игра «Блиц-опрос».

Система оценивания учащихся на уроке

Виды оценивания результатов

Учитель,  в конце урока,  применяя карточки - задания,  оценил деятельность учащихся по пятибалльной системе.

Для оценивания учащимися результатов своей деятельности на уроке был применён метод рефлексии, который позволил с помощью  «лесенки успеха» дать самооценку работы на уроке.

На протяжении всего урока производился контроль и оценивание  результатов деятельности со стороны учителя и ученика.  Использовался метод словесного оценивания результатов.

Рефлексия

Рефлексия деятельности « Лесенка  успеха», с применением слайд-презентации, была проведена  в заключительной части урока.  

Домашнее задание

Учащиеся имели возможность выбора домашнего задания. Задание носило общий и дифференцированный характер.  Было предложено задание творческого характера с применением навыков соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Хорошая работа мастера хвалит»

Слайд 2

Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне всё стук да стук.

Слайд 3

Тема: Соединение деталей гвоздями и шурупами

Слайд 4

1 . Знакомство со способами соединения деталей с помощью гвоздей и шурупов. 2. Блиц-турнир (работа в парах) 3. Практическая работа. 4. Итог урока. 5. Домашнее задание План

Слайд 5

Стержень Остриё Шляпка Насечка

Слайд 6

Гвозди разных типов: а – обыкновеннные; б – кровельные; в – с насечкой; г – с винтовыми канавками; д – с потайной головкой; е – обойные.

Слайд 8

Поперёк волокон основной детали Вдоль волокон основной детали 1 – гвоздь; 2 – прибиваемая деталь; 3 – основная деталь. Соединение деталей гвоздями

Слайд 9

1 – боёк; 2 – носок; 3 - прорезь для вытаскивания гвоздей.

Слайд 11

Губки Ось Ручки

Слайд 12

Последовательность сгибания и забивания выступающей части гвоздя

Слайд 13

Приёмы вытаскивания гвоздей молотком клещами

Слайд 15

Шурупы с различными головками: а – полукруглой; б – потайной; в – полупотайной.

Слайд 16

Поперёк волокон основной детали Вдоль волокон основной детали 1 – шуруп; 2 – присоединяемая деталь; 3 – основная деталь. Соединение деталей шурупами

Слайд 19

Подготовка гнезда под головку шурупа сверлом зенковкой

Слайд 20

Ввинчивание шурупа отвёрткой

Слайд 22

Карточка № 1 1. Какие основные части имеет гвоздь? головка, основание, остриё; шляпка, стержень, остриё; головка, стержень, лезвие. 2. Какой инструмент применяется для подготовки отверстия под шуруп с потайной головкой? клещи; ерунок; зенковка.

Слайд 23

Карточка № 2 1. Какие по назначению бывают гвозди? строительные; заборные; ящичные. 2. С какой формой головки шурупы не применяются? полукруглой; квадратной; полупотайной; потайной.

Слайд 24

Карточка № 3 1. Какой инструмент применяется при забивании гвоздей? малка; клещи; молоток; ножницы. 2. Что такое шлиц? остриё шурупа; прорезь для отвёртки; винтовая линия на стержне.

Слайд 25

Карточка № 4 1. Какие инструменты применяют для вытаскивания гвоздей? шило; угольник; клещи. 2. Какие крепёжные детали применяются для соединения изделий из древесины? винт; шпилька; саморез.

Слайд 26

Правила безопасной работы работать следует молотком и шилом с хорошо насаженными и исправными (без трещин) ручками; ударять по шляпке гвоздя так, чтобы направление удара совпадало с осью гвоздя; не стоять за спиной товарища, работающего молотком; не оставлять молоток на краю верстака; - шило класть на верстак остриём от себя. - не пользоваться шурупами со сбитым шлицем; пользоваться исправной отвёрткой, которая соответствует прорези шурупа; шуруп ввинчивать под прямым углом к поверхности древесины; при закручивании не трогать шуруп рукой; после вворачивания шурупа заусенец на головке обязательно удалить шлифовальной шкуркой или напильником.

Слайд 27

§ 10, стр. 45-48 § 11, стр. 48-51 Домашнее задание

Слайд 28

Рефлексия деятельности Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось Средняя ступенька – у меня были проблемы Верхняя ступенька – мне всё удалось!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"

Конспект урока по теме "Подготовка деталей кроя фартука к обработке"...

Соединение деталей гвоздями и шурупами 5 класс

Конспект урока Технология "Индустриальные технологии" 5 класс...

Соединение деталей гвоздями и шурупами

Представлен урок по технологии на тему "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов"...

Урок технологии в 5 классе по теме: "Соединение деталей гвоздями и шурупами."

Тема: Соединение деталей гвоздями и шурупами. Цель: Познакомить учащихся со способами соединения деталей изделий из древесины, отрабатывать приёмы выполнения соединений. Задачи: Образователь...

Презентация по технологии "Соединение деталей гвоздями и шурупами." 5 класс

Презентация по технологии "Соединение деталей гвоздями и шурупами." 5 класс...