"Классификация профессий"
методическая разработка по технологии (9 класс) на тему

Будова Лидия Викторовна

Методическая разработка урока, состоящая из конспекта урока и презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_professiy.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                              Будова Лидия Викторовна

учитель технологии

МБОУ «СОШ №56»

г. Новокузнецк

программа В.Д.Симоненко для 9 класса

                                                                                                                                                                   

Тема раздела:          « Профессиональное самоопределение»       Урок № 2

Тема урока:             «Классификация профессий»

Структура урока:   Объяснение нового материала

Задачи урока:  

образовательная -     ознакомление с отраслями производства и типами      

                                    профессий;

воспитательная  -      способствовать формированию нравственных качеств,

                                    необходимых  для успешной трудовой деятельности;

развивающая      -      способствовать развитию познавательной активности.

Оборудование:         проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.

Методы проведения урока:   словесный, наглядный, практическая работа.                                                                                 

                                                         Ход урока:

I.   Организационный момент.

  - приветствие учителя;

  - контроль готовности учащихся.

II.  Мотивация учебной деятельности.

   - ознакомление с темой и целями урока;

   - психологическая подготовка.

II. Объяснение нового материала.                                                                                                                  

( Слайд №2). Процесс профессионального самоопределения начинается еще в  раннем детстве, когда девочки играют в доктора, продавца,  учительницу, а мальчики мечтают стать космонавтами, летчиками. Становясь, взрослей, ваши планы могут меняться несколько раз. Принять правильное решение, не ошибиться – важный и ответственный шаг.

В первобытном обществе не существовало проблемы выбора профессии, так     как человек в то время сам умел делать все для жизнеобеспечения: добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, строить жилище, защищаться от опасностей. С развитием человеческого общества происходило постепенное разделение труда, первым шагом которого явилось образование двух сфер занятости: скотоводства и земледелия. Затем появилось ремесленное дело и торговля. Развитие и усложнение материальной и духовной культуры расширяло     разнообразие  вариантов выбора рода занятий.

Необходимо различать понятия «профессия» и « специальность».

( Слайд №3). Профессия - это род трудовой деятельности человека,   ограниченный вследствие разделения труда, требующий специальных знаний и опыта (фотограф, учитель, ветврач, секретарь, оператор и другие).

( Слайд №4). Специальность – это более узкая область приложения физических    и духовных сил человека в рамках той или иной профессии. Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия врач включает специальности:  хирург, педиатр, косметолог,  офтальмолог, отоларинголог, кардиолог, эндокринолог и другие. Должность – единица, предусмотренная штатным расписанием (мастер, бригадир, директор и другие).

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет систематизация, классификация профессий и специальностей. Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики.    

( Слайд №5-6). Производственная сфера: (промышленность, строительство,       сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт)                                                                                                                                            

( Слайд №7-8). Непроизводственная сфера: (искусство и культура, образование и   наука, здравоохранение, торговля и общественное питание, финансы и кредиты, органы правопорядка, соцобеспечение).  

Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных  заведений, но не в полной мере учитывает требования профессии к личности.   Наиболее удачную классификацию предложил академик Е. А. Климов.     Основными признаками этой классификации  являются цели труда (классы профессий) (Слайд №9-10).

1. Гностические – это профессии, связанные с познавательным трудом  

( лаборант, контролер, приемщик);

2. Преобразующие – это профессии, связанные с активным изменением свойств, состояний предметов труда (портной, столяр, строитель);                                            

3. Изыскательские – это профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (модельер, закройщик, программист).

( Слайд №11). Предмет труда (типы профессий) – то, на что направлена деятельность человека. Предметов труда пять: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественый образ.

( Слайд №12-13-14). Человек -  природа (лесничий, агроном, ветврач).

( Слайд №15-16-17). Человек - техника (токарь, водитель, портной).

( Слайд №18-19-20). Человек - человек (учитель, врач, продавец, парикмахер).

( Слайд №21-22-23). Человек - художественный образ (художник, актер, флорист, визажист).

( Слайд №24-25-26). Человек - знак (секретарь, строитель, программист).

( Слайд №27). Орудия труда (отделы профессий): ручные, механизированные, автоматизированные, функциональные.

( Слайд №28) профессии ручного труда (часовой мастер, каменщик, плотник);  механизированного труда (токарь, швея, водитель).

( Слайд №29) профессии автоматизированного труда (оператор, печатник);  функциональные орудия труда (актер, учитель, певец).

( Слайд №30). Условия труда (группы профессий): открытый воздух, бытовой микроклимат, необычные условия труда, повышенная моральная ответственность.

( Слайд №31). Открытый воздух (геолог, лесничий, садовник); бытовой микроклимат (преподаватель, бухгалтер, секретарь, экономист).

( Слайд №32). Необычные условия труда (летчик, водолаз, шахтер, пожарный); повышенная моральная ответственность (учитель, юрист, врач).

( Слайд №33). Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека, от правильности решения которого зависит вся последующая трудовая деятельность, его удовлетворение работой, жизнью, но помните – какую бы профессию вы не выбрали, главное – это любить свою профессию и совершенствовать свое профессиональное мастерство.    

IV.Практическая работа.

Найти и исправить ошибки в следующей таблице:

                       Профессии

                     Специальности

            Летчик

           Хирург

            Инженер - конструктор

           Водитель

            Юрист

           Судья

            Пианист

           Учитель математики

            Ветврач

           Швея

            Продавец    

           Врач

            Парикмахер

           Музыкант

            Летчик - испытатель

           Машинист

V.   Заключительная часть урока.

1. Подведение итогов урока.

2. Выставление оценок обучающимся.

3. Домашнее задание.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы классификации профессий. Особенности профориентации в центрах образования.

В данной  работе приводится анализ материалапо классификации профессий с соотвествующими методиками исследования у обучающихся предрасположенность к той или иной профессиональной деятельности. Пр...

Буклет Пять проектов на будущее! (Классификация профессий)

Буклет в помощь социальному педагогу по профориентационной работе...

Классификация профессий Климов

Презентация расскрывающая классификацию профессий по Климову Е.А....

Урок по теме : "Классификация профессий"

Урок по теме " Классификация профессий"...

Классификация профессий.

Знакомство с миром профессий. Различие понятий "специальность" и "профессия"....

презентация "Классификация профессий"

поможет в выборе профессии, дана классификация....

Профессиональное самоопределение. Классификация профессий (по Е.А. Климову)

Профессия - это определенный вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности. В 9 классе каждый учащийся должен ...