«Быт тверского крестьянства второй половины XVIII века»
творческая работа учащихся по технологии (9 класс) на тему

Соколова Любовь Александровна

Под крестьянским двором согласно административным документам второй половины XVIII в. Понимается следующее: люди, жившие там и связанные родственными отношениями, жилые, хозяйственные постройки, усадебная земля, занятая под огороды и сады, крестьянское имущество. Крестьянское подворье было основной ячейкой хозяйственной и культурной жизни крестьянства.

Крестьянское подворье для крестьянства играло важную роль: в нем рождалось, жило, воспитывалось и умирало не одно поколение крестьян.

Именно там складывались семейные, бытовые и трудовые традиции, формировался особый духовный уклад жизни крестьянства. Крестьянский двор не был изолирован от внешнего мира и активно испытывал его влияние. Во второй половине XVIII в. Крестьянский двор развивался под влиянием веками складывавшихся бытовых, семейных и православных традиций, а также изменений в экономическом укладе России, хозяйственной жизни региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunk_kraevedenie_rzhev_litsey_no35_oao_rzhd_romanenko.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 35»

города Ржева Тверской области

Направление: этнография

Тема: «Быт тверского крестьянства второй половины

XVIII века»

Давыдова Алина  9 класс

Руководители: Николаева О.В.,

учитель истории,

Соколова Л.А.,

учитель технологии

Ржев

2016-2017 учебный год


Оглавление

Введение        3

Быт тверского крестьянства второй половины  XVIII в.        4

Вывод        12

Библиографический список        14


Введение

 История Тверской земли – неотъемлемая часть истории России. В последнее время все больше растет интерес к истории Отечества, в том числе к историческому прошлому родного края. Новый цивилизационный подход к изучению истории предполагает в первую очередь исследования образа жизни, культуры, быта, обычаев и традиций, а также социальной психологии народных масс. Поэтому изучение быта, а особенно крестьянского быта, как самого многочисленного сословия России XVIII века, на мой взгляд, представляет собой интерес. XVIII век также выбран не случайно: это и время петровских реформ, время дворцовых переворотов, а следовательно изменения внутренней и внешней политики, время правления Екатерины II. Именно в годы её царствования начинаются изменения в экономике, социальной политике, идет процесс формирования Всероссийского рынка, при котором крестьянские хозяйства все больше начинают втягиваться в товарные отношения.

Поэтому целью моей работы является  изучение крестьянского быта второй половины XVIII века.

Цель:  изучить быт крестьян Тверской губернии второй половины XVIII века.

Задачи:

1.Изучвить основные опубликованные источники и монографии по данной теме.

2.При изучении быта крестьян главное внимание уделить описанию материальной стороне: жилище, пища, одежда, поддержание здоровья.

3.Выявить те изменения в быту крестьян, которые происходили под влиянием новых экономических отношений.

Методы исследования: основным методом исторического исследования, используемым при изучении данной темы, является сравнительно-исторический метод. Он основан на установлении сходства и различия между бытом крестьян в различных уездах, входящих в XVIII в. в состав Тверской губернии. Кроме того использован метод социальной психологии, т.к. при изучении данной темы речь идет о крестьянской среде, а следовательно об особых условиях быта, культуры, образе жизни, обычаях и традициях этого сословия.

Быт тверского крестьянства второй половины  XVIII в.

Под крестьянским двором согласно административным документам второй половины XVIII в. Понимается следующее: люди, жившие там и связанные родственными отношениями, жилые, хозяйственные постройки, усадебная земля, занятая под огороды и сады, крестьянское имущество. Крестьянское подворье было основной ячейкой хозяйственной и культурной жизни крестьянства.

Крестьянское подворье для крестьянства играло важную роль: в нем рождалось, жило, воспитывалось и умирало не одно поколение крестьян.

Именно там складывались семейные, бытовые и трудовые традиции, формировался особый духовный уклад жизни крестьянства. Крестьянский двор не был изолирован от внешнего мира и активно испытывал его влияние. Во второй половине XVIII в. Крестьянский двор развивался под влиянием веками складывавшихся бытовых, семейных и православных традиций, а также изменений в экономическом укладе России, хозяйственной жизни региона.

Крестьянские дворы отличались друг от друга и в то же время были похожи один на другой. Обустройство их зависело от имущественного и социального положения крестьянина. (Помещичьи крестьяне были много беднее и имели меньше времени на устройство подворья, чем казенные.) Для крестьян подворье было и местом проживания, и важнейшей частью хозяйства. Весь уклад приспособлен для выполнения главной жизненной задачи – рациональной организации труда и обеспечения необходимых жизненных потребностей. И это делало  крестьянские дворы, во всяком случае внешне, похожими друг на друга. Но люди, жившие в них, придавали им неповторимость, которая выражалась в особой атмосфере труда,  в вещах, которые не покупали, но делали сами, в традициях, которые передавали из поколения в поколение не менее бережно, чем вещи.

Центром подворья была изба. Во второй половине XVIII в. Во всех уездах, кроме Калязинского и Тверского, избы строились высокие, с подпольями, куда на зиму ставили квас, капусту, грибы1.

Избы были теплой частью дома, где размещалась печь. В большинстве уездов, кроме Новоторжского, Тверского и Зубцовского, топили по черному.

Избы строили без «красных окошек». Лишь в богатых селах Тверского, Зубцовского и Осташковского уездов делали красные окна, выходившие на улицу. В основном избы крыли соломой, у «справных», «семьянистых» крестьян, и там, где было много леса, дома были крыты «по большей части тесом или дранью»2. К избе примыкали сени, а против них была холодная горница, именуемая по-разному: горница, клеть, сени. Горница была предназначена для хранения всякого платья и «рухляди». Под клетью делали омшаник - теплое помещение для молодых животных. С трех сторон к избе (с сенями и горницей) примыкали хозяйственные постройки, именуемые у крестьян двором, в которых содержали домашний скот.

 В избе, небольшой по размерам, размещалось довольно много людей, так как крестьяне жили большими семьями, насчитывавшими три  поколения: старики-родители, сыновья с женами и детьми. Деление семей проходило редко, потому что это было экономически невыгодным: в большой семье много легче организовать полевую работу на себя и на господина. В таких семьях насчитывалось до 8-12 человек. Лишь очень немногие могли позволить себе строительство второй избы или новых хозяйственных построек.

Внутреннее убранство крестьянской избы в Тверской губернии было довольно скромным и мало отличалось от обстановки домов крестьян других губерний. Большое место занимала печь, которая обогревала и кормила людей и скот. Кроме того, был стол, лавки, потолки вдоль всей избы, на которых размещалась немудреная посуда: нож, хлебные чашки, солонки, стопки, деревянные кружки для кваса, ковш железный, глиняные горшки.

 Для разных надобностей в избе было обычно три кадки, два ведра, кормысло3. «Спали по лавкам и на полу.

 Старики на печи, старухи на полатях. Одевались шубами, кафтанами, дерюгами, вытканными из хлопяного холста; иногда употребляли подушки, постельники набивали мелкой яровой соломой4». В домах зажиточных обстановка была более богатая. Так, например, Петр Кошелев из д.Шубино Вышневолоцкого уезда вотчины генерал-лейтенанта Коннобиха в показаниях комиссии Тверского дворянского собрания заявил, что у него «взят господином шкаф, лучшей столярной работы за 12 рублей, стол, кровать, 4 стула с посланными подушками. Да братом его, господина Коннобиха, раздвижной стол в 10 рублей и сверх того не отдано ворота с запорами, с железными столбами и крышкою ценой в 18 рублей. Итого на 52 рубля»5.

Поддерживать чистоту в доме было достаточно сложно, потому что, во-первых, в избе проживало много людей, во-вторых, избы топили по-черному, в-третьих, в зимнее время в избе доили коров, куда их специально приводили, а также держали ягнят, телят, поросят. Здесь же готовили корм для скота. Во время топления печи в избах, где не было труб, бывало холодно и смрадно. Чтобы дым выходил, открывали двери и окна, «после обед а, когда печь истопится, скотина кормится, тогда выметают избу, закрывают окошки и в избе становится жарко»6. Вечером для освещения жгли лучину.

Помещение для скота примыкало к дому, во многих уездах  оно было холодное, т.е. состояло из крыши и изгороди. Внутри оно было разделено жердями. Рядом с домом были амбар или половня, под навесом которых хранился необходимый инвентарь: соха, борона, сани, вилы, колеса и т.д.

У зажиточного крестьянина амбар и рига были мощеные, кроме половни была сенная пуня или сарай.

 За этими постройками находились огороды, а за ними, в самом конце усадьбы располагались огуменники, где осенью ставили в копны хлеб, лен, и само гумно.

Во многих селах крестьяне строили бани (байны), которые топили по-черному. Бани использовались и  для сушки и трепания льна.

Возможностей совершенствования своего жилища у крестьянина было очень мало. Тяжкий труд на себя и на господина отнимал много сил и времени, и не давал нужных средств. Но как только крестьянин получал неплохой заработок, он сразу же старался улучшить свое жилище. Так, в Зубцовском уезде, где крестьяне прилежно упражнялись в земледелии и промыслах и были на оброке, «избы строили с трубами и красными окнами, дворы делали просторнее»7.

Так как семья была целый день в трудах, то в течение дня все вместе собирались во время завтрака, обеда и ужина. Во всех уездах губернии это время было одинаково. В десятом часу поутру (после выполнения утренних работ) завтракали, в два часа обедали, в десять часов вечера зимой и в одиннадцатом часу летом, ужинали. В летнее время, а в некоторых уездах и зимой, около пяти часов вечера были так называемые «полухи» - полдники8. Пекла хлеб, готовила пищу для людей стряпущая, женщина, которая была «большухой», первейшей в семье, то есть старейшей. Чаще всего это была мать-свекровь. Когда она старела, ее место занимала одна из снох, чаще всего старшая. Но первейшей могла быть женщина только в силе. Потому что приготовление пищи на 8-12 человек, а в страдную пору и забота о детях, доме лежала на ней и требовала хорошей физической формы и выносливости. Пища во всех уездах была приблизительно одинаковой: «На завтрак пекут яшные и овсяные блины, лепешки из ржаной муки, называемые в тверской губернии гречневою кашею, творогом, капустою и морковью. В постные дни варят овсяную или яшную кашицу, пареную репу, вареные грибы, толокно, ботвинью с луком, кислую капусту, грузди и рыжики с квасом, редьку с конопляным маслом.

В питье употребляют квас»9. В деревнях, близких к рекам, а именно в Осташковском и Ржевском уездах много ели рыбы, особенно в постные дни. В Вышневолоцком и Весьегонском уездах крестьяне употребляли особое кушание, называемое гущей». Оная состоит из толченого на чисто ячменю, бобов и гороху вместе смешанных, которые варят в печи, прибавляя несколько конопляного соку, а когда уварится, то кладут в оное масло или мед и так едят»10. За столом на главном месте садился старший из семьи, главная из женщин подавала на стол, а сама обедала после11. Наряду с хлебом, овощи составляли основу питания крестьянской семьи. Обеспечение которыми полностью лежало на женщинах и детях. Они выращивали капусту, репу, лук, чеснок. Свеклу, хрен, редьку, морковь, огурцы, хмель. Женщины и дети обеспечивали семью грибами и ягодами. Мясо употреблялось в пищу в скромные дни в вареном виде. Ели баранину, говядину, свинину. Ограничение потребления мяса шло не только от религиозных запретов, но и потому, что значительную часть мясных продуктов, масла коровьего, молока и яиц, крестьяне должны были поставлять своему господину в качестве «столовых припасов»12.

 Экономические и дворцовые крестьяне потребляли мясных и молочных продуктов гораздо больше. Значительную часть мяса и других питательных продуктов хозяйки оставляли на летние месяцы, когда взрослая часть семьи выполняла огромную работу, длившуюся в некоторые дни по 16-18 часов.

Многие крестьянские семьи в конце  XVIII в. держали на  своих усадьбах пчел. Много пасек было в Вышневолоцком, Зубцовском, Весьегонском и Кашинском уездах.

В этих уездах меда было изрядное количество, и  некоторые крестьяне его продавали по цене от 19 до 14 копеек за фунт13. Основную часть меда оставляли для собственных нужд,  используя  его как лечебное средство и потребляя в пищу во время Великого поста. Во второй половине XVIII в. у крестьян стали появляться небольшие, в несколько яблонь сады. Ягоды, в том числе смородину красную  и черную,  собирали в лесу. Варенья крестьянки не варили, так как про сахар многие и не слышали, да и купить его семье было не под силу. Поэтому чернику томили в печи, бруснику мочили, клюкву держали на морозе, малину и чернику сушили, используя их как лекарство.

Согласно Генеральному собранию дошедшие до нас подворные описи указывают, что крестьяне в подавляющем большинстве были поведения порядочного и хорошего14.

Беспокойство вносили крестьяне-отходники, которые задержались городскими во время своей торговой или промысловой деятельности15. Сведения о беспробудном, многовековом пьянстве русского народа, во всяком случае, крестьянства Тверской губернии во второй половине XVIII в., мягко говоря, сильно преувеличены. Во-первых, существовала прочная традиция в крестьянстве, резко осуждавшая пьянство как один из тяжелых грехов, во-вторых, в тверской губернии в течение года много и тяжело работал, чтобы прокормить себя и семью, рассчитаться с господином, поэтому времени на пьянство у него просто не было.

В-третьих, у общины была очень действенная мера воздействия на пьяниц – публичная порка и резкое осуждение. У человека складывалась определенная репутация, о его пороках в общине знали все, и это мнение через старост было известно и господину, и властям.

Здоровый образ жизни, разумное питание, привело к тому, что продолжительность жизни крестьянства была 60-80 лет, 80-летних стариков, правда, было мало. Сокращал крестьянскую жизнь в первую очередь тяжелый труд и отсутствие правильного лечения.

Крестьяне, мужчины и женщины, работали, особенно весной, летом и осенью по 14-18 часов, выполняя очень тяжелые работы.  Практически вся работа проходила  в поле при любой погоде. Так, например, летом в дождливую погоду женщины пололи лен, мужчины чинили постройки. Много было болезней из-за того, что печи топились по-черному. Во всех уездах болезни были приблизительно одинаковыми. Весной болели лихорадкой, летом и осенью – горячкой, зимой почти все страдали из-за сильного кашля, причиной которого были сквозняки в избах. В Корчевском и Вышневолоцком уездах  часто встречались больные падучей, причиной которой считали неумеренное потребление грибов. В Осташковском уезде, где крестьяне занимались отходными промыслами и жили  в Петербурге, встречались случаи заболевания французской болезнью16. Маленькие дети, до трех лет, умирали чаще всего от оспы и кровавых поносов17.

Так как лекарей не было, то лечились домашними средствами. В Краснохолмском уезде от лихорадки пили разболтанный в воде табак18, в Новоторжском – отвар плакун-травы, в Кашинском и Бежецком при лихорадках пили средства из трав, вызывающих рвоту и пот19. От всех болезней лечили баней, в которой сначала потели, а затем натирали тело редькой или диким перцем, настоянным на вине20. Простуды и кашли лечили настоями малины, черники, медом; лечение очень часто сопровождалось ворожбой, нашептыванием на воду или на корень21. Однако крестьяне и во время заболевания не могли себе позволить свободные от работы дни. Активная работа прекращалась лишь тогда, когда человек был старым или  болезнь приковывала его к дому.

Важным элементом бытовой культуры являлась одежда. Не останавливаясь на особенностях одежды, украшений в каждом уезде, отметим, что вся одежда, за редким исключением, изготавливалась самими крестьянами из материалов, которые производились в своем хозяйстве. Мужская  одежда была более скромной, чем женская, но все одевались опрятно22. Мужчины носили летом балахоны из толстого холста,  называемые в некоторых уездах рядиною, по осени одевались в кафтаны из домашнего серого сукна, по зиме – в нагольные шубы. На ногах были лапти, онучи. По праздникам зажиточные крестьяне надевали кожаные сапоги и коты. В холодное время на голову одевали суконные шапки. В Весьегонском уезде зимой крестьянин надевал малахай, шапку, опушенную лисьем мехом23. Для рук предназначались длинные рукавицы.

Женская одежда была много наряднее. В праздники почти во всех уездах крестьянки надевали «камчатные и китайчатные» сарафаны, обложенные по подолу набойкою, и которые в некоторых уездах называли сукманами24. Для будних дней сарафаны были скромнее – крашенные в темные цвета – синий и черный, под сарафан надевали рубаху. Праздничная рубаха, а точнее ее рукава были украшены гарусной или шелковой вышивкой, кружевами.

Зимой носили нагольные овечьи «шубы одинакового с мужиками покроя». Женская обувь, так же как и мужская, была проста: лапти, коты, сапоги, редко – башмаки25. Зато особое внимание женщины уделяли головным уборам и украшениям, что стоило не так уж мало.

Впрочем, «женщины все сии наряды получают продажею холстов своей работы, не причиняя тем мужьям своим убытка, тем более, что между крестьянами в обычае, дабы и девки 16-летние одевались сами, не требуя от отца»26.

 Незамужние девки заплетали в косы ленты и бисерные кисти. Замужние крестьянки надевали кокошники или сороки (род кокошника, но весьма низкий, с высоким подзатыльником). Кокошники и сороки богато украшали бисером, вышивкой золотом, гарусом или шелком, смотря по достатку семьи. Сверху кокошников надевали шелковые или холстяные платки27.

Работа по обеспечению всех членов семьи одеждой лежала на женской части семьи. Причем заняты этим делом были девочки с 8-10 лет, молодые и старые женщины. То есть это была работа, продолжавшаяся почти всю жизнь крестьянки. Приблизительно с Юрьева дня (27 ноября), с началом Филиппова (Рождественского) поста и по апрель женщины мяли, чесали лен, пряли шерсть, вязали, вышивали. Обычно за рукоделье женщины садились после обеда, ближе к вечеру, когда выполнены все работы по дому и уходу за скотом. Зажигали лучину и работали до ужина. После ужина работа возобновлялась и продолжалась далеко за полночь. Зимними вечерами, когда не запрещалось постом, собирались на супрядки, которые начинались перед ужином или сразу после ужина.

В одну из изб по приглашению хозяйки приходили женщины и девушки со своей работой. Иногда хозяйка угощала приглашенных, иногда на огонек заглядывали деревенские парни, которые не ушли в отход, на заработки в город. На супрядках не только занимались работой, но и пели, рассказывали сказки, порой танцевали, беседовали. И, пожалуй, для женщин-крестьянок это было одно из главных развлечений и отдыхом.

Вывод

Исходя из поставленных задач в данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Мною не обнаружены фундаментальные монографические труды историков-краеведов по данной теме.

Основным источником данной работы является Генеральное собрание по Тверской губернии из подробного топографического камерального по городам и уездам описания, 1783-1784 г.г., напечатанное в журнале Тверская старина в 1992-1993гг.

2. На протяжении XVIII века менялся быт народа. Правда, эти изменения, как любые новшества в России, приживались очень медленно. Плодами просвещения в народе еще долго не использовались. По-прежнему среди крестьян были распространены болезни: от различных хворей, в частности, от оспы, люди (особенно дети) во множестве умирали.

Крестьянские избы освещались лучинами. Зимой, когда работы у подневольных земледельцев фактически не было, крестьяне плели веревки и лапти, женщины пряли. Питались жители деревень черным хлебом, молоком, ели вареные овощи. Мясо употребляли в пищу только по праздникам. Стало быть, и само его употребление могло считаться праздником.

Одежду в основном шили проживавшие в деревнях портные, выделавшие лапти, овчинные шубы, кафтаны из грубого сукна, холщовые штаны, балахоны, сарафаны из холстины.

Представления крестьян об окружающем мире мало отличались от взглядов их предков.

Тверской крестьянин считал, что хозяином леса является лесовик, в домах «заправляют» домовые, в реках и озерах обитают русалки и водяные.

Лечили народ знахарки и ворожеи при помощи заговоров на ключевой или речной воде, добытой из быстрины.

Автор «Генерального соображения…» разделил крестьян Тверской губернии на две группы. Жившие на Волге, Тверце, Мсте были «проворны и смелы», а  лесистой местности, например, Осташковском уезде,- «робки и неповоротливы». Быт сельских жителей менялся в связи с улучшением имущественного положения. «Имущие и в промыслах упражняющиеся крестьяне строят избы с красными окнами, а в некоторых местах и печи с трубами», - указывалось в «Генеральном соображении…». А в Корчевском уезде, где проживало много сапожников-отходников, крестьянские строения были «хорошо крыты по большей части тёсом или дранью, избы высокие, у некоторых с красными окнами и трубами». О крестьянах Вышневолоцкого уезда, проживавших близ Петербургской дороги, говорилось, что они «одеваются опрятнее, обувь употребляют по большей части кожаную». Жительницы Кашинского уезда, в избытке продававшие холст, носили «повязки тафтяные… в косы вплетали шелковые ленты алого и других цветов». В праздник они надевали красные и синие сарафаны с пестрой набойкой по краям.


Библиографический список

1Генеральное собрание по Тверской Губернии, извлеченное из подробного топографического камерального по городам и уездам описания, 1783-1784//Твер. Старина.

-1992.-№1.-С.60.

2Там ж.-С.42.

3Преображенский В. Описание Тверской губернии в сельскохозяйственном отношении.-Спб., 1854.-С.156.

4Генеральное соображение…//Твер. Старина.-1993.-№1.-С.60.

5ГАТО, ф.59, оп.1, д.126, л.78 об.

6Генеральное соображение…//Твер. Старина.-1993.-№4-5.-С.100.

7Там же. - С.88.

8Генеральное соображение…//Там же.- 1991.-№1.-С.66.

9Тм. С.88.

10Генеральное соображение…//Там же. – 1993. №4-5. С.42, 54.

11Там же. – С.43.

12ГАТО, ф. 103, оп. !, д.1602, л. 17, 27; д. 1585, л. 11 об.; ф.59, оп.1, д.126, л.62, 66 и др.

13ГАТО, ф.59, оп. 1, д.5, л. 15.

14Генеральное соображение…//Твер. Старина.- 1992. - №1. – С.41, 51, 58; 1991.- №2.- С.31, 50; Приклонский В. Ответы на заданные от Вольного Экономического общества вопросы, касающиеся до земледелия и внутреннего деревенского хозяйства по Кашинскому уезду//Труды Вольного экономического общества и поощрению в России земледелия и домостроительства. – Спб., 1774. – Ч. 26. – С.90.

15Генеральное соображен…//Твер старина.- 1991. № - С.48.

16Генеральное соображен…//Твер старина.- 1991. - №2. – С.31, 42, 50; 1992. - №1. – С. 41, 51, 59,; 1993. - №4-5. – С. 41, 53, 65, 77, 86, 98.

17Генеральное соображение…//Там же. – 1993. - №4-5. С.65.

18Генеральное соображение…//Там же. – 1992. - №1. – С. 51.

19Генеральное соображение…//Там же. - №2. – С.51.

20Генеральное соображение…//Там же. - №1. – С.51.

21Генеральное соображение…//Там же. – 1993. - №4-5. – С.53.

22Генеральное соображение…//Там же. – 1991. - №1. – С.32

23Генеральное соображение…//Там же. – 1993. - №4-5. – С.42.

24Генеральное соображение…//Там же. – 1991. - №1. – С.66.

25Генеральное соображение…//Там же. – 1991. - №2. – С.32.

26Генеральное соображение…//Там же. – 1993. - №4-5. – С.100.

27Генеральное соображение…//Там же. – 1992. - №1. – С. 60.

Примечание: материалы для приложения предоставлены музеем Тверского быта и Ржевским краеведческим музеем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"

урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации...

Наука и образование в России во второй половине XVIII века

Учитель, опираясь на материалы урока, имеет возможность вызвать личную заинтересованность ученика в изучении истории России (период правления Екатерины II) посредством включения эмоциональной сферы ре...

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»

Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века"  7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII  века, о новы...

Презентация по теме "Внешняя политика России во второй половине XVIII века"

Учащиеся, находящиеся на сборах и соревнованиях, не всегда могут взять с собой учебники. С целью облегчить возможность изучить материал в электронный дневник к каждой теме мною выкладываются презентац...

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

Вторая половина 18 века ярко показывает, что крепостное право тормазит развитие России....