«Преемственность в обучении, воспитании и развитии учащихся в допрофессиональной подготовке в условиях реализации СФГОС»
статья по технологии на тему

Каримова Альфия

  Аннотация: в статье рассматриваются проблемы преемственности допрофессиональной подготовеки учащихся начального звена (1-4классы) и основного звена(5-9классы)по по трудовому обучению в школе-интернате для детей с ОВЗ для более эффективного овладения умениями и навыками профессионального труда, который необходим им для самостоятельной жизни.

Ключевые слова:  прееемственность в обучении, допрофессиональная подготовка, ручной труд, коррекция недостатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_karimova_a.i.docx53.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Альфия Каримова

Учитель технологии

ГБОУ «Нурлатская школа-интернат для детей с ОВЗ»

г. Нурлат Республика Татарстан

 

«Преемственность в обучении, воспитании и развитии учащихся в допрофессиональной подготовке в условиях реализации  СФГОС»

     Профессионально – трудовая подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционное исправление недостатков развития личности школьников. Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся.

Одним из главных направлений работы школы является трудовое обучение и допрофессиональная подготовка учащихся для  успешной самореализации в обществе.

  Если рассматривать преподавание трудового обучения как систему, то рассмотрим ее как 2 ступени:

I ступень - начальное общее образование, он идет как

 (подготовительный, 1-4 классы).

задачи:

-обеспечить всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности обучающегося с интеллектуальным нарушением.

-выявить его возможности и индивидуальные особенности с целью выработки форм и методов организации УВП.

- привить интерес к получению знаний, формировать навыки учебной деятельности;

-проводить работу по общему и речевому развитию обучающихся, коррекции нарушения моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевых сферах

II ступень -основное общее образование(5-9 классы)

Продолжить работу по:

-коррекции недостатков умственного и физического развития;

-воспитанию связной речи;

-формированию общих трудовых навыков;

-осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;

-формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов.

Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствие с этим возрастным периодом.

В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической точки - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.

Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения,  впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Основная цель темы нашего  круглого стола –поиск наиболее эффективных методов организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся - выпускников начальной школы - при переходе их в среднее и старшее  звено.

Поэтому  нам, преподавателям профессионально-трудового обучения в среднем и старшем звене необходимо:

  •  продолжать изучать психологические возможности детей младшего подросткового возраста;
  •  скоординировать требования, методы и приемы обучения учащихся в  5-9 классах;
  •  разработать систему контроля успешности процесса адаптации учащихся;
  •  снизить падение успеваемости при переходе в основную школу.

Авторитетный психолог А. Н. Граборов утверждал, что в процессе ручного труда каждое движение ребенка дает ясный ощутимый, наглядно оцениваемый результат. Трудовой процесс постоянно ставит его в новое положение, из которого он должен найти выход. Так, постепенно и последовательно вырабатывается способность ориентироваться, выбирать наиболее удобный и требующий меньших физических усилий путь. Работая, выполняя задание, ребенок воспитывает уверенность в себе, раскрывает собственную личность.

Профессионально-трудовая подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционное исправление недостатков развития личности школьников. Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся. Обучение труду в мастерской складывается из последовательных этапов.

Так как к нам приходят дети из начальной школы, то каждый этап решает определенные задачи обучения.  

В младшем звене трудовое обучение  направлено на всестороннее развитие и приобретение начальных трудовых умений, а в старшем  звене трудовое обучение решает те же задачи, что и в начальной школе, но их решение происходит на более высоком уровне, ведь дети впервые приходят работать в мастерские,  где знакомятся с серьезным оборудованием и рабочими станками, где  важным является –  воспитать у них организационные умения и навыки.

Труд в учебных мастерских, а затем и на производственной практике постепенно становится средством удовлетворения потребностей школьников с интеллектуальными проблемами. Однако эффективное личностное развитие возможно только в том случае, когда трудовой процесс специально организован для решения учебно-воспитательных и педагогических задач.

У многих учащихся с интеллектуальными проблемами постепенно формируется положительное отношение к трудовому обучению. Однако оно недостаточно осознанное, пассивное и малоустойчивое.

Известный психолог А.А. Корниенко выделяет четыре группы учащихся в зависимости от типа отношения к трудовому обучению.

В первую группу вошли ученики с индифферентным отношением к труду. Мотивы их отличаются неопределенностью. При безразличном отношении к трудовой деятельности они постоянно нуждаются в ее стимуляции и активизации.

Вторая группа — это учащиеся с непосредственным отношением к труду. Они не осознают социальной значимости трудовой деятельности. Мотивы этих детей связаны, прежде всего, с интересом к конкретным заданиям или отдельным процессам.

У третьей группы школьников отношение к труду характеризуется наличием элементов опосредованности. У них наблюдается постоянство в выборе предпочитаемых видов труда, частичное проявление социальной мотивации.

В четвертую группу вошли учащиеся, у которых социальные мотивы трудовой деятельности выражены достаточно четко. Они относятся к трудовому обучению осознанно, как к профессиональной подготовке.

По методике А. А. Корниенко мы провели диагностику отношения учащихся 5а, 5в классов к трудовому обучению.В итоге 1 первой группе  относятся -6 уч-ся (СтрельниковА., Гайнанов А., Шайдуллов Р., Левина М., Давыдов Д., Захаров С.), ко 2 группе  - 11 учащихся (Федюков В., Усик Н.. Тугулев Е., Иванов А.. Гирфанов И., Данилов С., Лукьянов Н., Евдокимов К., Мосевнин Н., Долганов В., Федюков Д.), к 3 группе – 5 учащихся (Сайфутдинова З., Ахметзянова А..  Фасхиева С., Иванов К., Вахонин С.). Учащихся, которых можно было бы отнести к 4 группе на данном этапе нет. Учащиеся 5-б класса отностяся к 1 группе.

Так выглядят эти показатели на диаграмме. Наша задача, как учителей профессионально-трудового обучения повысить уровень трудовой деятельности учащихся с ОВЗ, выработать осознанное отношение к трудовому обучению.  

Мониторинг учащихся 5а, 5в классов  по методике А. А. Корниенко

По этой же методике мы провели диагностику отношения к трудовому обучению и с учащимися 9-а класса

1 группа  2 ученика (Селиванов А., Садртдинов И.), 2 группа 8 учащихся (Гаврилов, Филлипов, Хафизов, Федюков, Егорова, Вырмаскина, Итрина, Михеева), 3 группа 4 ученика (Никитина, Васильева, Семенов, Васильев) 4 группа 1 ученица (Яруллина А.)

 И сравнительная диаграмма учащихся 5-б и 9-б классов

Учащиеся 9-б класса 1 группа 4 учащихся (Самарина В, Долбилова К.. Майкова Л., Кашкаров А.) 2 группа  5 учащихся (Лодоркна М., Субботина Д., Андреев Н., Николаев Н., Самигуллов Р.) 3 группа 3 учащихся (Бойкова Т., Гизятуллина Р., Садртдинов И.)  

Однако у некоторых учеников отрицательное отношение к труду не удается изменить вплоть до выпускных классов. Они не готовы к самостоятельной трудовой деятельности и плохо адаптируются в трудовых коллективах после окончания школы. В связи с этим перед педагогами стоит задача сформировать у школьников такое отношение к труду, которое не зависело бы ни от его характера, ни от личностных особенностей подростка. Ученик должен осознавать, что труд является неотъемлемой частью жизни.

 Таким образом, трудовое обучение, как и другие учебные дисциплины в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта.

Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки умственно отсталых учащихся к овладению навыками профессионального труда.  В целях достижения эффективности трудового обучения и воспитания в коррекционной школе необходимо обеспечивать  преемственность в решении задач допрофессиональной подготовки учащихся на различных ее этапах

Учащихся с нарушением интеллекта  на уроках трудового обучения должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.

Список  литературы

1.Груздева И.В., Груздева И.В. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.

2.Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.

3.Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1969.

4.Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология. 1986. N1.

5.Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся  вспомогательной школы. -М.:Педагогика, 1985.-128с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные задачи как средство обучения, воспитания и развития школьников

Материал из опыта работы по указанной теме. Систематизация задач школьного курса, их роль и назначение, некоторые приемы решения нестандартных задач...

Инновационные технологии обучения,воспитания и развития одаренных дететей

Статья о работе с одаренными детьми,интересующимися предметом.В статье говорится о том,что учителю необходимо так организовать деятельность учащихся , чтобы способный, одаренный ученик развивал не тол...

«Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».

Эта статья - доклад подготовлен для учителей математики, работающих или собирающихся работать в 5-х классах, а также для учителей, выпускающих 4-ый класс....

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО В УСЛОВИЯХ модернизации образования

Тема «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ и   РАЗВИТИЕ обучающихся на уроках ИЗО  В УСЛОВИЯХ модернизации образования»является актуальной, т.к. эстетическое воспитание учащихся ...

«Обучение, воспитание и развитие учащихся на уроках математики»

Нашему обществу необходимы грамотные граждане, воспитанные на идеалах добра к своему государству, к своему народу, поэтому нельзя сводить духовный мир ребенка только к учению. Необходимо, обучая, форм...

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...