Развитие творческих способностей
проект по технологии на тему

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  творческих способностей на уроках технологии 

Варапаева Ирина Вячеславна

учитель технологии

Развитие  творческих способностей на уроках технологии 

Существует мнение, что творческими способностями  обладают все люди. Но большинство, просто не знает о своих возможностях или даже не задумывается о них.

Человек сам может  в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к творчеству. Это  не значит, что можно себя убедить  в том, что ты виртуозный скрипач, но попробовать взглянуть на окружающий мир или конкретный вопрос под  другим углом может каждый человек.

 Творческие способности - это способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области  своей основной деятельности, но и  в смежных отраслях.

В большинстве случаев  творческий человек - это в первую очередь оригинально мыслящий человек, способный на  нестандартные решения.

Сам творческий процесс  поддается классификации. Например, творческие методы.

Безусловно, способность  к творческим решениям появляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно  развивать.

Нацеленность на поиск ответов может присутствовать "в фоне", в повседневной жизни, но это не должно быть какое-то постоянное напряжение, а лишь внимательный и разносторонний подход к окружающему миру.

Одновременно быстрое  и качественное решение - это исключение из правил. Как правило, творческий процесс это цепь решений, которые  возникают друг из друга в результате размышления (в случае одиночного варианта) или обсуждения (в случае коллективного  творчества).

Другими словами, изобретение  или открытие, это не подарок судьбы, не случайность, а итог целенаправленного  мыслительного процесса. И если вдруг  какие-либо случайности на самом  деле происходят, то что бы увидеть  эти "случайности", нередко нужна  внимательность к мелочам, трудолюбие, упорство и терпение.

Для коллективного  творчества существуют методики и способы  организации творческого процесса: мозговой штурм, ТРИЗ, синектика, морфологический анализ и другие. Для самостоятельного, одиночного поиска творческого решения, вполне может подойти морфологический анализ, карты памяти (mind map).

 Творческие способности,  их развитие и оценка

 Творческая личность предполагает наличие у нее определенных способностей.

Способность - совокупность врожденных анатомо - физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют возможности человека в конкретном виде деятельности.

Способности обнаруживаются и развиваются в процессе овладения  той или иной деятельностью. Развитие способностей связано с усвоением  навыков и умений. Особенно важна обобщенность знаний и умений - способность человека использовать их в различных ситуациях. Однако способности нельзя сводить к знаниям, умениям и навыкам ( ЗУН ). Способность - это устойчивые функциональные возможности личности, которые определяют возможности человека к обучению, овладению ЗУН.

В научной литературе выделяются общие и специальные  способности. Общие присущи в той или иной мере всем людям. Это способности, необходимые для всех видов деятельности: в труде, познании, общении и т.д. Общие способности подразделяются на сложные (способность к усвоению новых знаний, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития) и элементарные (необходимый уровень развития восприятия, памяти, мышления). Развитие отдельных общих способностей создает базу для формирования специальных способностей. Но каждый человек имеет присущие только ему способности в отдельных видах деятельности и в то же время определенную неспособность к другим видам.

Таким образом, не существует хороших и плохих способностей, а  существует способность или неспособность  к той или иной деятельности. Задача развития способностей включает выработку  необходимых качеств способностей и стимулирование специальных способностей, в результате чего оказываются возможными высокие достижения в определенных областях деятельности. Крометого, компенсируется развитие одних способностей за счет других.

Развитие специальных  способностей связано с возрастными  особенностями. Н. С. Лейтес говорит о языковой активности у детей дошкольного возраста, облегчающей им усвоение языковых форм и улучшающих мышление. Младшие школьники обладают предрасположенностью к усвоению, у школьников средних классов наблюдается особая активность и широта склонностей, а у старших школьников - склонность и способность к сознательному саморегулированию. На развитие способностей также могут оказать огромное влияние врожденные дифференциальные особенности личности - задатки, заключенные в строении мозга.

 Законы развития  творческих способностей

Творческие способности, как и любое явление, развиваются  по своим законам. В науке определены следующие законы:

1. Закон необходимого  гностического разнообразия. Отталкиваясь от закона необходимого разнообразия управления (разнообразие управляющей системы должно формулировать действие закона в виде двух «постулатов»:

- мыслительная продуктивность  растёт пропорционально росту  разнообразию и «мощь» гностического  («тезаурусного») потенциала;

- способность к  ассоциациям и аналогиям возрастает  по мере увеличения разнообразия  гностического потенциала. «Тезаурус» памяти (словарь, понятий, отношений, классов, свойств и т.п.) должен быть достаточно богатым творящей личности. Объект творения должен овладеть разнообразием («панорамой знаний»).

Два указанные постулата являются основанием специальной «диатропической» технология обучения детей в образовательных учреждениях. Умелая циклическая сменяемость занятий, увеличение спектров преподаваемых предметов, курсов, широкий выбор содержательных компонентов (заданий, учебных пособий и т.д.) способствуют в огромной степени развитию творческой личности.«Если способность к различному виду деятельности произрастает из множества способности к видам деятельности, то задача развития одной способности должна быть одновременно и задачей развития побочных способностях»,- отмечал известны педагог- новатор М.П. Щетинин.

Процесс восхождения  разнообразия осуществляется волнообразно. Взаимодействие процессов сжатия и  увеличения разнообразия находится  в эволюционном развитии.

2. Закон отражения  интеллектуального филогенеза в  онтогенезе. Для педагогики он  имеет существенное значение  при структуризации фазами «эволюции  знания» содержания образования.  Погружение в среду творческой  эволюции человечества дает возможность  обеспечит природосообразность и полнее осознать себя через человечество и человечество через себя.

3.Закон движения  человеческого интеллекта по  спирали с забыванием части  информации на определенном этапе  развития интеллекта и возвращением  к этой информации на новом  витке спирали.

4 и 5 законы - законы  дополнения и конкуренции. Они  дополняют друг друга. Закон  дополнения - связующее звено, компактирующее разнообразие в целое, освоение разнообразия через формирование структуры отношений согласования, совместимости, единения. Конкуренция же выступает как механизм системной селекции разнообразия. Законы дополнения и конкуренции, взаимодействуя друг с другом, образуют определенные типы ассиметрии. В одних случаях творчество реализуется при доминанте закона дополнения и фактор конкуренции не играет никакой роли. В других случаях, творчество реализуется при превалировании закона конкуренции.

6. Закон игры. Игра  моделирует окружающую обстановку, дополняет информационное поле  необходимым разнообразием. Она  побуждает интеллект к поисковой  активности. Игра разрушает психологическую  инерцию, активизирует работу правого полушария мозга. Она, моделируя творчество, тренирует эмоциональные структуры. Игра реализует функции обучения творчеству, усиление креативности. Одновременно, формируя обученность поведению в необычных ситуациях, она обеспечивает усиление прогностичности интеллекта. Игра является составляющей дидактического творчества, способствует развитию одаренности детей.

7. Закон сомнений  и антиавторитаризма. Творчеству всегда присущи критические начала. Индикатором проявления несогласованности личности с окружающей средой является недовольство. Это противоречие между желаемым и должным служит стимулом к возникновению сомнения и его движения в творческом процессе.

Готовность подвергнуть  сомнению в творческом процессе любые  положения, сложившиеся в жизни, науке, культуре, представляет собой  антиавторитаризм. Одаренные дети в полной мере реализуют этот закон в образовательных учреждениях. Они, как правило, проявляют бунтарскую направленность, критичны в своих оценках школьных устоев, педагогических работников. Т.о. применение законов творчества может найти широкое применение в педагогической практике развития творческих способностей учащихся.

 Диагностика творческих  способностей

Проблема-диагностика  творчества, проблема, в которой  не могут разобраться сами психологи. Проверка, тестирование чужого творчества оказалось внутренне очень противоречивой задачей. Тесты творчества призваны побудить человека к изобретению  новых, разнообразных, оригинальных решений. Например, требуется придумать как  можно больше способов необычного употребления самого обычного предмета (карандаш, кирпич и т.д.), придумать как можно  больше усовершенствований какой-нибудь игрушки, нарисовать как можно больше картинок с заданным исходным элементом и т.д. Это задания на так называемое дивергентное мышление - на способность развертывания мыслительной деятельности по множеству разнообразных путей, что является важнейшей частью творческих способностей. Оценивается общее количество ответов и их разнообразие. Оценивается и оригинальность каждого ответа. Она рассчитывается механически: как часто встречается ответов ранее обследованной группе людей. Есть стандартный список ответов разной степени оригинальности; эти списки могут различаться в разных культурах, профессиональных группах и т.д.

На основе рассчитанных таким образом оценок вычисляется  суммарный балл за творческие способности. Кажется все очень просто и  логично. Однако, парадокс в том, что  проблема теста творчества никогда  не получит окончательного решения, а любое промежуточное будет  быстро обесцениваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...