Открытый урок Обработка нижнего среза короткого рукава имитирующей манжетой
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Портнягина Лариса Владимировна

Открытый урок швейного дела в 8 классе СКОУ VIII вида. Тема: Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой на образце 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_obrabotka_imitiruyushchey_manzhetoy.rar2.93 МБ

Предварительный просмотр:

D:\аттестация 2017\фото\IMG_20170428_092641.jpg

План урока по швейному делу в 8 классе.

 от   14.04.2015 г

Тема: Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой на образце (2ч)

 Тип урока: Комбинированный

Цель урока: изучить технологию обработки короткого прямого рукава имитирующей манжетой.

Задачи:

  1. Способствовать формированию представления о видах рукавов и способах обработки низа рукавов на образце. Формирование умения выполнять обработку рукава имитирующей манжетой на образце
  2. Развитие умения планировать свою работу, выполнять её в определенной последовательности. Активизировать мыслительную деятельность учащихся. Учить анализировать, сравнивать, обобщать. Способствовать развитию умения ориентироваться в задании.
  3.  Способствовать развитию самостоятельности, трудолюбия, творческого отношения к труду.

Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, практическая, самостоятельная, дифференцированная  работа.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная. 

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение:  швейные машинки, иглы, ножницы, линейки, черный ящик, игрушечная пищащая мышь, ноутбук, ЖК-телевизор, презентация по теме, натуральные образцы различных фасонов рукавов, крой рукава, нитки, технологическая карта «Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой».

 Раздаточный материал: уменьшенные  выкройки рукавов,  индивидуальные технологические карты «Обработка нижнего среза короткого рукава имитирующей манжетой», готовый крой короткого рукава с припуском на имитирующую  манжету.

Термины и понятия: втачной рукав, цельнокроеный, рукав реглан, имитирующая манжета.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

1 Организационная работа

- Приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение классного журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку;

- психологический настрой учащихся на работу.

  Надевают форму и подготавливают рабочее место.

Формирование мотивов и желания работать.

2 Введение в тему актуализация опорных знаний и представлений

Сегодня на уроке мы ознакомимся… А впрочем догадайтесь сами о чем сегодня мы будем говорить и что лежит в черном ящике. Одежда большинства древних народов – египтян, персов, греков – не имела этого. Они появились значительно позднее. В средневековую европейскую одежду это пришло из Византии и имело порой самую разнообразную форму. В 15-16 вв. это пышно украшалось: их прошивали тесьмой, простегивали узором, делали с прорезями.

   В начале 19 века это могло быть широким и пышным и иметь много названий (жиго, бараний окорок, слоновые).  

    В 20 веке было стремление оживить одежду с помощью выразительной формы этого. Появились «фонарики», «крылышки». Итак, что лежит в черном ящике? Правильно рукава.

   И сегодня на уроке мы ознакомимся с правилами обработки нижнего среза рукава имитирующей манжетой, а также выполните практическую работу «Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой на образце». Откройте тетради и запишите число и тему урока « Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой на образце»

     Для начала мы повторим и обобщим уже известные нам сведения о рукавах. Далее я расскажу вам о технологии обработки низа рукавов имитирующей манжетой. Затем, проанализировав образец рукава и технологию обработки вы выполните образец рукава обработав низ его имитирующей манжетой.

-  Посмотрите на эти рукава, что вы можете о них сказать?

- Чем различаются рукава?

- Какой рукав называют регланом? (работа с новыми словами).

  Кстати, а вы знаете, что реглан – это фамилия английского генерала. Однажды в бою его ранили, и ему долго пришлось ходить с забинтованным плечом. Вот тогда он и придумал разновидность рукава, не мешающего носить повязку. С тех пор не только рукав, но и мужские и женские широкие пальто с рукавами такой формы называют реглан.

(прикрепить на доску слово реглан)

 

- Как еще люди научились разнообразить рукава?

- учащиеся определяют, что лежит в черном ящике и соответственно тему урока. 

-Записывают тему урока

- Они все разные.

- Кроем: бывает втачной рукав, цельнокроеный, рукав реглан.

- Это рукав, составляющий с плечом одно целое, швы проходят от горловины по диагонали до проймы.

 

Слово реглан учащиеся записывают в тетрадь, обводят в рамку.

- рукава бывают различной длины (короткие, длинные, 2/4,3/4 и т.д.)

- еще рукава бывают разной формы: прямые, расширенные или зауженные к низу, «фонарик», «крылышко» и т.д.

 

- Активизация мыслительной деятельности учащихся;

- учить анализировать, обобщать, делать выводы

- А что вы знаете о способах обработки нижнего среза рукавов?

- Что такое манжета?

- Рукава можно обработать швом вподгибку с закрытым срезом, манжетой на застежке или замкнутой манжетой, резиновой тесьмой, окантовочным швом, отделочной обтачкой и т.д.

- Деталь для обработки низа рукавов, она может состоять из одной детали и из двух, быть замкнутой или на застежке.

 Выберите из представленных образцов втачной длинный прямой рукав  нижний срез которого обработан замкнутой манжетой; короткий рукав, нижний срез которого обработан окантовочным швом и длинный втачной рукав нижний срез обработан манжетой на застёжке.

Учащиеся из предложенных образцов выбирают рукав, подходящий по описанию.

  Я вижу, что вы хорошо ориентируетесь в фасонах рукавов, а насколько хорошо вы помните срезы рукавов?

   1) На выданных вам выкройках рукавов напишите названия срезов.

   2) На выкройках нанесены 3 линии, определите, какая из них обозначает линию локтя, какая – нижний срез короткого рукава, а какая разрез для застежки.

  3) каким образом проходит долевая нить в рукавах?

Индивидуальное задание для Кати. К.- сложить рукав из разрезных деталей (пазлы)

 

Учащиеся работают самостоятельно с уменьшенной  выкройкой рукава.

Катя  К. работает по индивидуальному  заданию под контролем учителя.

Молодцы вы хорошо усвоили пройденный материал. А сегодня вы освоите еще один способ обработки нижнего среза рукава имитирующей манжетой.

3 Теоретическая часть урока

* Имитирующая манжета. Особенности выкройки рукава, обрабатываемого имитирующей манжетой.

 Итак, слово манжета вам уже знакомо, а что значит имитирующая? Послушайте внимательно, кому принадлежит этот голос? (включается игрушка, которая пищит как мышь). Этот звук похож на писк мыши, но ведь это не настоящая мышь. (показывается игрушка). Можно нарисовать на стене дверь, но через нее нельзя будет пройти, то есть имитирующая значит изображающая.

   Чтобы вы правильно и надолго запомнили новые слова этого урока, расставьте перепутанные слоги слов.

   Учащимся выдаются слоги новых слов.

   Имитирующая манжета очень похожа внешне на обычную, но она не выкраивается отдельно. Обратимся к выкройке: рукав является цельнокроеным с манжетой, то есть по низу рукава дается припуск на манжету. Припуск составляет  6…8 см.

   Учащимся показывается выкройка рукава с припуском на манжету.

 * План обработки нижнего среза рукава имитирующей манжетой.

  Теперь обратимся к технологической карте «Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой».

1. Уточнить длину рукава. Дать припуск на манжету (6…8см.)

2. Проложить прямые стежки по линии, определяющей ширину манжеты.

3. Сметать и стачать рукав. Разутюжить шов. Срезы обметать.

4. Перегнуть нижний срез рукава на изнаночную сторону, располагая срез около намеченной линии. Заметать.

5. Перегнуть низ рукава на изнаночную сторону еще раз, заметать. Следить, чтобы стежки располагались по сгибу.

6. Вывернуть рукав на лицевую сторону. Застрочить складку на 7…10 мм. от низа рукава по изнаночной стороне.

7. Удалить нитки заметывания. Отогнуть манжету вниз, приутюжить.

  Каждая выполненная операция показывается на образце, уточняются требования к выполнению данной операции.

Учащиеся угадывают, кому принадлежит голос.

Учащиеся составляют из слогов слова имитирующая, манжета, реглан, цельнокроеный.

Учащиеся рассматривают образец рукава с имитирующей манжетой и выкройку рукава с припуском на манжету.

 

Учащиеся читают по очереди каждый пункт плана, рассматривают каждую операцию на образце, запоминают требования, предъявляемые к ее выполнению.

 

  Расширение кругозора и увеличение словаря учащихся.

  Учить наблюдать, анализировать, делать выводы.

  Способствовать формированию интереса учащихся к учебной деятельности.

4 Физкультминутка

  А теперь немножко разомнемся:

- встаньте, поверните туловище вправо, влево разводя руки в стороны,

-  поднимите руки вверх, потянитесь,

- тихо садитесь, зажмурьтесь крепко, затем откройте глаза широко несколько раз,

 - сделайте несколько волнообразных движений пальцами рук.

- выполняют упражнения для предупреждения утомления

  Развитие координации движений, предупреждать переутомление.

5 Практическая работа

*  Вводный инструктаж

 1) Повторение правил ТБ

Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.

Продолжите предложения:

      1. Ножницы следует класть…… сомкнутыми лезвиями от работающего.

  1. Ножницы следует подавать…… кольцами вперед.
  2. Не брать иглы ……. в рот.
  3. Не вкалывать иглы ……в одежду.
  4. Во время работы на швейной машине следить за положением…. рук.
  5. Во время работы на швейной машине  не наклоняться близко….  к движущимся частям швейной машины.

3) Самостоятельная работа

Обратите внимание на требования к оценке качества работы, у вас на столах есть инструкционно-технологические карты. Постарайтесь вовремя работы соблюдать эти требования, чтобы избежать ошибок.

4) Текущий инструктаж по мере необходимости.

Индивидуальное задание для Кати. К.- вышить на салфетке контур рукава прямыми стежками нитками мулине

Учащиеся говорят хором

 

 

Учащиеся работают самостоятельно обрабатывают образец рукава.

 Работает самостоятельно – вышивает.

  Способствовать развитию способности анализировать, обобщать, выделять главное Способствовать развитию умения ориентироваться в задании.

  .

 

6. Подведение итогов урока

* Беседа с учащимися по теме урока

 Итак, подведем итог нашего занятия:

- о чем вы сегодня узнали?

- что такое имитирующая манжета?

- какое задание показалось вам самым легким?

- что было труднее всего?

* Анализ выполненных работ

  - Выставление оценок

  Спасибо вам за урок.

-отвечают на поставленные вопросы, оценивают качество проделанной работы.

- оценивают друг друга, предлагая способы повышения скорости выполнения и качества работы.

  Формирование адекватной самооценки на основе анализа результатов собственной деятельности.

 

7. Уборка рабочих мест

 Убирайте инструменты на место и можете быть свободны.

 Контроль над приведением в порядок рабочих мест учащихся.

  Прибирают инструменты на место, проводят влажную уборку.

 Способствовать развитию желания трудиться.

Самоанализ урока по швейному делу в 8 классе по теме:

«Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой на образце».

Дата проведения:  14.04.2015г.

            Цель урока: изучить технологию обработки короткого прямого рукава имитирующей манжетой.

Задачи:

1.        Способствовать формированию представления о видах рукавов и способах обработки низа рукавов на образце. Формирование умения выполнять обработку рукава имитирующей манжетой на образце

2.        Развитие умения планировать свою работу, выполнять её в определенной последовательности. Активизировать мыслительную деятельность учащихся. Учить анализировать, сравнивать, обобщать. Способствовать развитию умения ориентироваться в задании.

3.         Способствовать развитию самостоятельности, трудолюбия, творческого отношения к труду

По учебным возможностям учащиеся класса разделены на группы по уровню сформированности теоретических и практических навыков.

К 1 группе относятся ученицы с диагнозом: «Олигофрения в степени легкой дебильности» Дарима, Алёна, Люба В. наиболее успешно овладевают программным материалом.  В основном правильно использует имеющийся опыт, выполняя новую работу, не испытывает затруднений при выполнении измененного задания, но испытывает трудности в объяснении своих действий словами. Они нуждаются в незначительной активизирующей помощи учителя.

Света и Люба, Маша, Таня также успешно овладевают программным материалом. Умеют объяснять свои действия словами, им доступен некоторый уровень обобщения, но их отличает меньшая самостоятельность в выполнении работ, они нуждаются как в активизирующей, так и в организующей помощи учителя. Света и Люба Г. очень медлительны в выполнении работ.

К группе обучающихся по индивидуальной программе относится Катя К. Практически не усваивает программный материал швейного дела, нуждается в разнообразных видах помощи: словесной, наглядной, предметно-практической. Работы выбираются в соответствии с учебно-психологическими возможностями девочки.

 Исходя из  дидактической цели, был  выбран тип урока – комбинированный в структуре которого  выделяется семь логически взаимосвязанных этапов, содержание которых, является способом достижения заданной на урок цели, как для учителя, так и для осознания, понимания и принятия её учащимися.

На уроке практически реализованы все три задачи в комплексе: образовательная задача выступила основной, а другие, решая собственные задачи, в то же время помогли достижению главной, ведущей цели -  учащиеся обработали низ короткого рукава имитирующей манжетой.          .

          Для реализации коррекционных целей использованы разнообразные дидактические методы и приёмы: работа над развитием речи - умение высказать своё мнение  в работе с текстовыми карточками с названиями операций; правильно полным ответом строить предложения, отвечая на вопросы,    словарная работа.  С  целью коррекции  мышления  была предложена работа с опорными словами. Для коррекции мелкой моторики и координации движений    - практическая работа, физкультурная пауза;  коррекция памяти осуществлялась через актуализацию прошлого опыта – это  вопросы на повторение и работа по карточкам. Целесообразно и эффективно была использована наглядность и ТСО. Наличие обратной связи со всеми учащимися в ходе урока увеличивает степень эффективности урока в аспекте достижения его целей. Правила охраны труда и техники безопасности соблюдены и учителем, и учащимися, а также закреплены в устной форме. Для учащихся которые раньше закончили работу были подготовлены кроссворды.

         Планируя урок, предусмотрела его оптимальность для  данного  класса, то есть урок по своему содержанию и методам соответствует уровню учебной подготовки и развитию учащихся, был выбран оптимальный темп с учётом психофизиологических особенностей учащихся.  Эффективно, своевременно и разнообразно организованы различные формы  и виды контроля:  устный опрос; целенаправленное наблюдение отдельных учащихся, их работы на уроке.

        Цель достигнута.

Инструкционно - технологическая карта.

Обработка нижнего среза короткого прямого рукава имитирующей манжетой

Технологическая последовательность выполнения операции

Рисунок

1.   Отложить от нижнего среза рукава (на изнаночной стороне детали) припуск на манжету 6—8 см, провести прямую линию с помощью линейки и карандаша.

     Проложить контрольную линию строчкой прямых стежков по намеченной линии.

2. Сложить рукав лицевой стороной внутрь, уравнять срезы, сметать, стачать. Обработать срезы шва одним из видов обработки срезов, разутюжить шов.

3. Подогнуть нижний срез рукава на изнаночную сторону, располагая срез около контрольной линии прямых стежков, заметать подгиб.

4. Подогнуть обрабатываемый срез еще раз на изнаночную сторону по контрольной линии прямых стежков, заметать. Следить, чтобы строчка прямых стежков располагалась точно на сгибе.

5. Вывернуть рукав на лицевую сторону. Застрочить складку: проложить отделочную строчку (длина стежка 4—5 мм) на расстоянии 7—8 мм от нижнего края рукава по изнаночной стороне детали, начиная от линии шва стачивания. Выполнить закрепку.

6. Удалить нитки строчек временного назначения. Отогнуть манжету вниз, приутюжить.

.

Натуральные образцы рукавов

PB020473

Натуральные пооперационные образцы обработки низа рукава имитирующей манжетой

PB020468

Имитирующая

Манжета

Реглан           Цельнокроеный

Имитирующая        Манжета

Реглан           Цельнокроеный

 


Имитирующая

Манжета

Реглан

Цельнокроеный

Обработка нижнего среза короткого рукава имитирующей манжетой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Обработка нижнего среза короткого рукава"

Конспект урока по теме "Обработка нижнего среза короткого рукава" служит хорошим материалом для проведения урока по данной теме для коррекционных школ VIII вида....

Обработка нижнего среза юбки.Виды обработки нижнего среза юбок.

Урок по швейному делу в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернате VIII вида с презентацией....

План-конспект урока на тему: "Обработка нижнего среза длинного прямого рукава замкнутой манжетой"

План-конспект урока на тему: "Обработка нижнего среза длинного прямого рукава замкнутой манжетой" в 8 классе...