Рабочая программа по сельхозтруду в 7 классе
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд (сельскохозяйственный труд) » разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.     Закон «Об образовании» в Российской Федерации.

2.     Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования приказ №1312 от 9 марта 2004года.

3.     Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой по предмету « Сельскохозяйственный труд». Издательство М.: «Просвещение», 2008г.

4.     Учебный план ГКОУ школы-интерната №12

5.     Адаптированная образовательная программа ГКОУ школы-интерната №12.

 

     Программа содержит максимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.

Цель  программы:

·        допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных  школ;

·        реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с отклонениями в развитии, подготовка к работе по одной из массовых рабочих профессий, интеграция в обществе.

     Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа,  наглядный материал: натуральные овощи, фрукты, муляжи, макеты, таблицы, раздаточный материал, карточки.

       При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания, математики, ОСЖ, ОБЖ, рисования. На всех занятиях используются элементы национально-регионального компонента: учитываются особенности выращивания тех или иных культур в  местных условиях ,

     Процесс образования ориентирован на работу с каждым учеником с учетом его индивидуальных (возрастных, психофизических, интеллектуальных) особенностей, возможностей в обучении путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального, духовного и физического развития личности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ad.r.pr_.7kl_anya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа -  интернат № 12 »        

«С О Г Л А С О В А Н О»

заместитель директора

по УР (коррекционной)

школы –интерната № 12

________________________

Е. П. Котлярова

«02» сентября 2016г.

Р А С С М О Т Р Е Н  О

на заседании методического объединения учителей профильного труда

протокол №1

от 26августа 2016г

Р А С С М О Т Р Е Н  О

на педагогическом совете

         протокол    № 1

         от 29.08.2016г.

"У  Т  В  Е  Р  Ж  Д  А  Ю"

 директор специальной (коррекционной) школы-интерната  № 12

______________________ И. А. Голубева

«02» сентября 2016 г.

 АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ

(СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД)

7  класс

Учитель: Акопян Анна Олеговна

Количество учебных часов по программе:  238 часов

Количество учебных часов в неделю: 7 часов

Программы:  программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 2); Е. А. Ковалева Сельскохозяйственный труд  М:Просвещение, 2006г.

Паспорт Программы

Наименование Программы

Адаптированная образовательная программа по профильному труду (сельскохозяйственный труд) обучающихся ГКОУ школы – интерната №12

Основания для разработки Программы

  • Конституция РФ
  • Конвенция о правах ребенка
  • Конвенция о правах инвалидов
  • Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.

Заказчик Программы

Администрация ГКОУ школы – интерната №12

Координатор Программы

Администрация ГК ОУ школы – интерната №12

Основной разработчик Программы

Администрация ГК ОУ школы – интерната №12

творческая группа

Стратегическая цель Программы

Создание в ГК ОУ школе – интернате №12 гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ с целью социально – персональной реабилитации их и последующей интеграции в современном  социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве

Стратегические задачи Программы

Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

Организация качественной коррекционно – реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

Создание благоприятного психолого – педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;

Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы

2016 – 2017 учебный год.

Основные мероприятия Программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве.

Качественная организация социально – персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности. Терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Источники финансирования

Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально – экономической эффективности

Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся с ОВЗ.

Достижение высоких показателей коррекционной работы:

 - подготовка обучающихся к итоговой аттестации;

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%

Система организации контроля исполнения Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам. директора по УР

Постановление об утверждении Программы

Решение педагогического совета

Протокол № 1    от  29 августа 2016г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд (сельскохозяйственный труд) » разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации.
  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования приказ №1312 от 9 марта 2004года.
  3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой по предмету « Сельскохозяйственный труд». Издательство М.: «Просвещение», 2008г.
  4. Учебный план ГКОУ школы-интерната №12
  5. Адаптированная образовательная программа ГКОУ школы-интерната №12.

     Программа содержит максимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.

Цель  программы:

  • допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных  школ;
  • реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с отклонениями в развитии, подготовка к работе по одной из массовых рабочих профессий, интеграция в обществе.

     Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсия, лабораторная работа,  наглядный материал: натуральные овощи, фрукты, муляжи, макеты, таблицы, раздаточный материал, карточки.

       При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания, математики, ОСЖ, ОБЖ, рисования. На всех занятиях используются элементы национально-регионального компонента: учитываются особенности выращивания тех или иных культур в  местных условиях ,

     Процесс образования ориентирован на работу с каждым учеником с учетом его индивидуальных (возрастных, психофизических, интеллектуальных) особенностей, возможностей в обучении путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального, духовного и физического развития личности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

     Трудовая деятельность – та форма проявления жизненной активности человека,  которая, оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых школьников. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений учащихся; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. В процессе обучения сельскохозяйственному труду учащиеся 9 класса специальной школы должны овладеть определённой системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства. Школьники познакомятся с составом почвы её обработкой и внесением удобрений; узнают о способах предпосевной подготовки и посева семян. На учебно-опытном участке,  учащиеся осваивают технологические приёмы ухода за овощными культурами: выращивают рассаду; плодовые и ягодные саженцы; ухаживают за садом, отбирают и высаживают семенные растения для получения урожая семян. После занятий учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания учителя, которые помогают в решении комплекса следующих учебно-воспитательных задач:

  1. Углубление и конкретизация знаний о значении; классификации основных овощных; цветочных; плодово-ягодных культур.
  2. Формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений.
  3. Развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
  4. Ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве, цветоводстве.

   В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников:  целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается  мышление и мелкая  моторика; способность к пространственному анализу:  речи, внимания, памяти.    В данной рабочей программе большое внимание уделяется развитию мышления, мелкой моторики, внимания, памяти, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, коллективизм, что является решением основных целей программы. Особое внимание педагог уделяет практической направленности программного материала (его нацеленности на формирование трудовых умений и навыков), которая служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.     

     

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На реализацию программы  предусмотрено 238 часов, т.е. 7 часов в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,  КУРСА

Одной из важнейших задач коррекционной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате учащиеся должны использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Содержание технологического образования в определенной степени призвано обеспечивать комплекс знаний и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности каждого человека и всей страны.

 При изучении предмета профильный труд обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных  результатов.

Личностные результаты:

- развитие трудолюбия, и ответственности за качество своей деятельности;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению;

 - проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

Метапредметные результаты:

 -планирование процесса познавательно-трудовой деятельности с опорой на план работы;

 -организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

 -объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

 -осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;  

-отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности

-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

 -расчет себестоимости продукта труда;

 В трудовой сфере:

 -планирование технологического процесса и процесса труда;

 - подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

 -выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,;

-соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

-соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;  

В мотивационной сфере:

-оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Вводное занятие

Анализ  результатов обучения за 7 класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Спецодежда.

Овощеводство.

Уборка лука

Объект работы: Лук

Теоретические сведения. Признаки созревания лука. Способы хранения лука.

Практические работы: Уборка и просушка лука. Обрезка лука. Учет урожая.

Осенние работы на пришкольном участке

Объект работы: Овощи.

Теоретические сведения: Уборка урожая овощей. Способы очистки гряд от    сорняков

Умение: Работа сельхозинвентарем

Практические работы: Уборка урожая овощей. Очистка гряд от  сорняков

Уборка урожая столовых корнеплодов.

Объект работы: Столовые корнеплоды

Теоретические сведения: Сроки и способы уборки корнеплодов. Требование к качеству уборки. Правила работы при уборке. Способы хранения корнеплодов.

Умение: Убирать корнеплоды.

Практические работы: Подкапывание корнеплодов. Обрезка ботвы. Сортировка. Закладка на хранение.

Ягодные кустарники и уход за ними.

Объект работы: Ягодные кустарники.

Теоретические сведения: Строение и особенности плодоношения ягодных кустарников. Вредители и болезни ягодных кустарников.

 Практическое повторение: Очистка и сортировка семян овощных культур. Очистка гряд от сорняков.

Очистка семян столовых корнеплодов и лука.

Объект работы: Семенники корнеплодов и лука

Практические работы: Очистка семян столовых корнеплодов и лука.

Осенние работы на пришкольном участке

Умение: Работа сельхозинвентарем.

Практические работы: Уборка урожая капусты, столовых корнеплодов. Перекапывание почвы. Уход за посевами зеленых культур.

Защищенный грунт.

Теоретические сведения: Виды защищенного грунта. Устройство односкатного и двускатного парника. Использование парников.

Почвенные смеси для парников и теплиц.

Объект работы: Почва.

Теоретические сведения: Состав почвенной смеси, соотношение частей. Заготовка и хранение почвенной смеси.

Практические работы: Заготовка почвенной смеси.

Подготовка парника к зиме.

Объект работы: Парник.

Теоретические сведения: Подготовка парника к зиме.

Практические работы: Выемка грунта из парника. Ремонт обвязки.

Заготовка биотоплива для парника.

Теоретические сведения: Понятие о биотопливе

Минеральные удобрения.

Объект работы: Минеральные удобрения.

Теоретические сведения: Виды минеральных удобрений. Хранение удобрений. Внесение удобрений в почву. Распознование удобрений.

Умение: Распозновать минеральные удобрения.

Практические работы: Смешивание и распознавание минеральных удобрений.

Практическое повторение: Очистка и сортировка семян овощных культур.

Контрольная работа за 1 полугодие.

Садоводство.

Основные плодовые деревья.

Объект работы: Плодовое дерево.

Теоретические сведения: Сведения о плодовых деревьях. Строение плодового дерева. Размножение плодовых деревьев. Выращивание саженца из черенка.

Капуста.

Теоретические сведения: Сведения о капустных овощных растениях. Строение и особенности белокочанной капусты. Сорта и гибриды капусты. Способы выращивания капусты. Выращивание рассады капусты в парнике, теплице открытом грунте.

Зеленые овощи.

Теоретические сведения: Сведения о зеленых овощах. Биологические особенности зеленых овощей. Строение и особенности различных видов салата. Листовая горчица. Строение и особенности растения укропа, выращивание укропа.

Редис.

Теоретические сведения: Строение и особенности растения редис выращивание редиса. Выращивание семян редиса.

Подготовка семян к посеву.

Объект работы: Семена овощных культур

Умение: Готовить семена овощных культур к посеву

Практические работы: Очистка семян зеленых овощей и лука.

Выращивание рассады капусты

Объект работы: Почва

Умение: Выращивать рассаду капусты

Практические работы: Подготовка почвы под открытый рассадник. Посев семян капусты в открытый рассадник, в ящики.

Выращивание зеленых овощей

Объект работы: Почва. Семена зеленых овощей

Умение: Выращивать зеленые овощи.

Практические работы: Подготовка почвы под зеленые овощи. Посев семян салата, шпината, укропа, петрушки.

Выращивание рассады капусты.

Объект работы: Рассада капусты.

Умение: Пикировать рассаду капусты

Практические работы: Пикировка и уход за рассадой

Выращивание редиса

Объект работы: Почва

Умение: Работа сельхозинвентарем

Практические работы: Подготовка почвы, посев семян, уход за посевом.

Весенние работа на пришкольном участке.

Объект работы: Почва

Теоретические сведения: Подготовка гряд, Посев семян овощных культур. Уход за растениями.

Умение: Работа сельхозинвентарем

Практические работы: Вскапывание почвы. Посев семян овощных культур. Уход за растениями.

Выращивание семян редиса.

Объект работы: Редис

Умение: Работа сельхозинвентарем

Практические работы: Подготовка почвы, высадка корнеплодов редиса, уход за посадками.

Выращивание капусты в открытом грунте.

Объект работы: Рассада капусты.

Теоретические сведения: Правила высадки рассады капусты,томата. Уход за рассадой и посевами овощных культур.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Дидактическое и методическое обеспечение

  1. Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. - Москва: Просвещение.1980
  2. Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. - Москва: Просвещение.1985
  3. Костенков П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду Москва: Просвещение. 1973
  4. Костенков П.П. Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду Москва: Просвещение. 1977
  5. Мирский С.Л. Методика профессионально трудового обучения во вспомогательной школе. - Москва: Просвещение.1985
  6. Методика профессионально-трудового обучения во  вспомогательной школе. - Москва: 1980
  7. Основы сельскохозяйственных знаний под редакцией Е.В.Колесникова Москва: Просвещение. 1986
  8. Трайтак Д.И. и др. Сельскохозяйственный труд Москва: Просвещение. 1991
  9. Трайтак Д.И. и др. Сельскохозяйственный труд Москва: Просвещение. 1994
  10. Цейтлин Н.Е. и др. Справочник по трудовому обучению Москва: Просвещение. 1983

11. Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 6 класс, Москва «Просвещение» 2006 г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

       Должны знать:

- Правила ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем.

- Знать время и правила уборки овощей.

- Правила хранения семенников и извлечение семян

- Уход за ягодными кустарниками

- Виды защищенного грунта

- Минеральные удобрения

- Строение плодового дерева.

- Знать способы выращивания капусты

         

 Должны уметь:

- Правильно обращаться при работе с с/х инвентарем.

- Убирать овощи на зимнее хранение

- Ухаживать за ягодными кустарниками

- Составлять почвенные смеси для парников

- Распозновать минеральные удобрения

- Выращивать рассаду капусты

- Выращивать зеленые овощи

- Выращивать редис

- Выращивать капусту  в открытом грунте

- Выращивать семена редиса

Критерии оценки достижения учащихся

Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием:

  • Тестов
  • Буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий)
  •   Практических работ.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

«5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3» ставиться, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

     «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры и ответить на дополнительные вопросы учителя.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ                                                                                           

     «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, к продуктам - экономное.

«4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технической дисциплины, правила техники безопасности.

     «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места.

      «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по сельхозтруду в 9 классе

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд (сельскохозяйственный труд) » разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:1.     Закон «Об...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочая программа по сельхозтруду в коррекционной школе VIII вида в 10 классе

Курс подготовки учащихся по специальности плодоовощевод...