Рабочая программа по курсу "Пропедевтика трудового обучения. 6 класс "
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

Кузьминова Елена  Николаевна

Курс «Пропедевтика трудового обучения» в 6 классе продолжает знакомство с бумагой как с конструкционным материалом. Обучающиеся выполнят плоскостные композиции из бумаги, освоят плетение из полос бумаги, познакомятся с художественным моделированием.  Занятия курса направлены на расширение кругозора обучающихся, развитие конструктивного мышления, творческого потенциала, словарного запаса, в том числе и профессиональной речи, развитию мелкой моторики и социальной адаптации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл propedevtika_bumaga_6_kl.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (для учащихся с задержкой психического развития органического генеза, с неравномерным развитием мозговых структур, с нарушениями речевого развития (устной и письменной речи), углубленными социально-педагогической запущенностью) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 с учетом специфики коррекционных школ VII вида.

Курс «Пропедевтика трудового обучения» входит в предметную область «Технология», которая является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук, овладевать навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создать новые ценности, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества.

Курс «Пропедевтика трудового обучения» в 6 классе продолжает знакомство с бумагой как с конструкционным материалом. Занятия курса направлены на расширение кругозора обучающихся, развитие конструктивного мышления, творческого потенциала, словарного запаса, в том числе и профессиональной речи, развитию мелкой моторики и социальной адаптации.

Приоритетными видами общеучебной деятельности является определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

Цель курса:

формирование представлений о составляющих техносферы, в современном производстве и распространённых в нём технологий, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни.

Задачи курса:

  • формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.
  • обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
  • формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного труда с использованием распространённых инструментов;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отноше¬ния к людям различных профессий и результатам их труда;
  • воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции

Курс «Пропедевтика трудового обучения» рассчитан на 68 часов в год (2 часа в неделю).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

  1.

Плоскостные композиции из бумаги.

(аппликация, художественное вырезание)

32

2.

Плетение из полосок бумаги

16

3.

Художественное моделирование из бумаги

20

 

Итого

68

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Плоскостные композиции из бумаги (32).

Аппликация (18)        

Аппликация – особый вид изобразительной деятельности, основанный на вырезании различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. История возникновения аппликации. Виды аппликации («коллаж» «обрывная», «модульная», «торцевание», «квиллинг»), технические приёмы работы. Разные виды бумаги её свойства и художественные возможности. Инструменты и приспособления. Техника безопасности, культура труда и правила поведения на занятиях

Вводное занятие (1)

Аппликация. История. Виды аппликации. (1)

Инструменты и приспособления для работы с бумагой (1) 

Предметная и сюжетная аппликация (1)

Коллаж (3)

Модульная аппликация (3)

Торцевание (2)

Обрывная аппликация (3)

Квилликг (3)

Художественное вырезание из бумаги (14).

Ажурное вырезание из бумаги, бересты, фольги, ткани и кожи - древний славянский вид декоративно-прикладного искусства. Отличая аппликации и художественного вырезания. Виды художественного вырезания (симметричное, силуэтное, ленточное, ажурное). Материалы, инструменты и приспособления, используемые для вырезания. Технические приемы. Правила безопасной работы.

Художественное вырезание. История. Виды. (1)

Приёмы симметричного вырезания (2)

Ленточное вырезание (2)

Силуэтное вырезание (2)

Ажурное вырезание (3)

Творческий проект (открытка (панно) к Рождеству или Новому году) (4)

Плетение из полосок бумаги (16).

        Плетение из полосок бумаги относительно молодой вид декоративно-прикладного искусства, по своей технике схожий с плетением из бересты и лыка. История плетения на Руси. Инструменты и материалы для работы. Схемы и условные обозначения. Изготовление плоских и объемных изделий из полос бумаги. Основы цветоведения. Техника безопасности.

История плетения на Руси (1)

Инструменты и материалы для плетения (1)

Закладки. (4)

Сердечки (Листики) (2)

Голубь (2)

Коробочка (3)

Шар (3)

Художественное моделирование из бумаги (20).

Художественное моделирование из бумаги - это искусство, которое называют бумагопластикой. История развития и задачи бумагопластики. Материалы, инструменты, приспособления для занятий художественным моделированием из бумаги. Специфические конструктивные приемы: биговка, фальцовка, высечка, вырубка и склейка. Изготовление объемных изделий на основе упаковочных коробок и конусов разных размеров. Правила безопасной работы.

История возникновения бумагопластики, развитие, применение. (1)

Инструменты и материалы (1)

Основные приёмы работы (3)

Основные базовые формы ("тугой ролл", "распущенный ролл", "глаз", "ромб", "капля", "треугольник", "квадрат", "завиток") (5)

Конструирование из основных форм квиллинга (простые цветочные композиции, звезда, животные) (5)

Изготовление бахромчатых цветов (3)

Коллективная работа. Композиция из цветов. Панно (6)

Итоговое занятие. Выставка творческих работ (1) 

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Мониторинг образовательных результатов:

Разнообразие умений и навыков

  • Высокий: имеет четкие технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка, карандаш, ластик).
  • Средний: имеет отдельные технические умения и навыки, умеет правильно использовать инструменты.
  • Низкий: имеет слабые технические навыки, отсутствует умение использовать инструменты.

Глубина и широта знаний по предмету

  • Высокий: имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (название геометрических фигур, определения…) свободно использует технические обороты, пользуется дополнительным материалом.
  • Средний: имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
  • Низкий: недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

Позиция активности и устойчивого интереса к деятельности

  • Высокий: проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой активности.
  • Средний: проявляет интерес к деятельности, настойчив в достижении цели, проявляет активность только на определенные темы или на определенных этапах работы.
  • Низкий: присутствует на занятиях, не активен, выполняет задания только по четким инструкциям, указаниям педагога.

Разнообразие творческих достижений

  • Высокий: регулярно принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе района, города.
  • Средний: участвует в выставках внутри кружка, учреждения.
  • Низкий: редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри кружка.

Развитие познавательных способностей: воображения, памяти, речи, сенсомоторики

  • Высокий: точность, полнота восприятия цвета, формы, величины, хорошее развитие мелкой моторики рук; воспитанник обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на поставленные вопросы, обладает творческим воображением; у ребенка устойчивое внимание.
  • Средний: ребенок воспринимает четко формы и величины, но недостаточно развита мелкая моторика рук, репродуктивное воображение с элементами творчества; воспитанник знает ответы на вопрос, но не может оформить мысль, не всегда может сконцентрировать внимание.
  • Низкий: не всегда может соотнести размер и форму, мелкая моторика рук развита слаба, воображение репродуктивное.

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий

Культура поведения ребенка

  • Высокий: имеет моральные суждения о нравственных поступках, соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта, взаимовыручка, уважение, дисциплина).
  • Средний: имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает.
  • Низкий: моральные суждения о нравственных поступках расходятся с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения.

Характер отношений в коллективе

  • Высокий: высокая коммуникативная культура, принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива.
  • Средний: имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
  • Низкий: низкий уровень коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Литература для педагога:

  1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
  2. Андреев В.И.Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.- 2 изд.-Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для студентов высшего педагогического заведения.-Академия, 2000.
  5. Богатеева А.С. Чудесные поделки из бумаги. – М.:Просвещение, 1992.
  6. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
  7. Воронов В.А. Воспитание красотой. Начальная школа.-1992-№5-6
  8. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
  9. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
  10. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985.
  11. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
  12. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  13. Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992.
  14. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
  15. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
  16. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
  17. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
  18. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
  19. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
  20. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
  21. Павлов А.П. Загадки. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.
  22. Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю.  — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.
  23. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997.

Литература для воспитанников:

  1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф Аким, 1999.
  2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
  3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
  4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
  5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
  6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
  7. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  8. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, технологические карты изготовления, объекты труда, раздаточный материал, аудио- и видеотехнику. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ.