Внеурочная деятельность "Народная игрушка"
учебно-методическое пособие по технологии (6, 7 класс)

Ткач Людмила Александровна

Цель методического пособия объединить знания и опыт изготовления традиционной народной игрушки, материал содержит подробную информацию по технологии изготовления игрушки, иллюстрации, ссылки. Пособие будет полезно учителям технологии, изо, преподавателям дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_narodnaya_igrushka.docx58.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

внеурочной деятельности

«Народная игрушка»

для 6 – 7 классов

Направление «Общекультурное»

Составитель:

Ткач Л.А.

учитель технологии

Пояснительная записка

Пособие внеурочной деятельности направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,  развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц..

Одной из составляющих народной культуры является народная игрушка. Живя в современном обществе, необходимо приобщать школьников к традиционной русской культуре посредством игрушки, так как каждая встреча с игрушкой возвращает нас в далёкое прошлое, в историю культуры, в детство наших предков. Наших бабушек и дедушек, наше собственное детство.

Актуальность программы, кроме вышесказанного, заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности, изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры

Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено  в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

Программа курса «Народная игрушка» предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы. Включает теоретическую и практическую работу. Программа соответствует различным потребностям детей и их родителей, т.к. ориентирована на разный уровень подготовленности школьников приходящих в объединение.

Цели и задачи

Цель:

• Основной целью является, приобщение к истокам славянской культуры.

• Изучение истории и традиционной технологии создания народной куклы.

• Изготовление народной куклы, с учетом традиций.

Задачи: 

  • Социализирующие: личность обучающегося – (преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня) 
  • Воспитывающие: формирование мировоззрения, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся. 
  • Обучающие: знакомство с народными традициями, их месте в сфере современного декоративно-прикладного искусства, с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества; обучение техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол, получение подготовки, позволяющей продолжить образование в области декоративно-прикладного искусства. 
  • Развивающие: развить склонности и способности детей к художественному творчеству, дать возможность реализовать свой творческий потенциал; 

Программа носит образовательный характер. Занятия по программе помогают привить уважение к труду, приобщиться к народной культуре, своим национальным корням.

Программа составлена в объеме 34 часов. Занятия проводятся во внеурочное время по 1 часу в неделю на протяжении одного года. Продолжительность занятия 45 минут.

Набор детей осуществляется на добровольной основе по желанию детей.  

Формы организации деятельности обучающихся на  занятиях:

групповая, коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Форма занятий:

практические занятия, творческие работы.

Курс внеурочной деятельности «Народная игрушка» способствует развитию:

        

- Коммуникативные УУД:

        - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение целей, способов взаимодействия;

        - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

        - потребность помогать другим.

        -навык самостоятельной работы и работы в группах при выполнении практических творческих работ.

-Познавательные УУД:

        - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

        -  структурирование знаний;

        - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- Регулятивные УУД:

        - целепологание – как постановка учебной задачи  на основе соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.      

        - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

        - прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения;

        - контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него.

        - оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

        - решение художественных задач с опорой  на знание о цвете, правилах композиций.

        - осуществлять итоговой и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.

- Личностные УУД

        - самоопределение- личностное , профессиональное, жизненное  самоопределение;

         Смыслообразование - установление учащимися связи  между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

        - нравственно – этическая ориентация - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Содержание  внеурочной деятельности «Народная кукла»

Примерные разделы

Основное содержание раздела

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Вводное занятие

История возникновения народной игрушки. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе

Выявлять назначение различных видов ДПТ. Использование и компьютера и материалов интернета для нахождения информации народной кукле.

История народной игрушки. Волшебство славянских кукол. Куклы из бабушкиного сундука 

История народной игрушки, традиций, обычаев, связанных с игрушками. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний. Показ презентаций.

Поиск информации о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначению.

Тряпичная народная кукла

Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.

Изготовление кукол на заданную тему (простые куклы на основе квадрата – ткани, кукла – закрутка и т.д.). Подбор ткани,  отделочного материала, определение последовательности выполнения работы

Народные игрушки из различных материалов

Демонстрация игрушек из различных материалов. Знакомство с особенностями, приемами и способами изготовления игрушек. (куклы из ниток, на основе крестец из веток)

Определение алгоритма изготовления игрушек из различных поделочных материалов. Подбор материалов, инструментов. Изготовление игрушек на заданную тему.

 Кукла из соломы

Рассказ - информацию об истории и типах кукол из соломы

Подбор материалов, ткани. Определяют алгоритм выполнения работы

Учебно – тематический план

№ п/п

Название раздела(темы)

Количество часов

Формы организации внеурочной деятельности

1.

Вводное занятие. Знакомство с видами ДПТ.

1

беседа

2.

История народной игрушки

5

Коллективная работа

3.

Тряпичная народная кукла

21

практические занятия

4.

Народные игрушки из различных материалов

4

практические занятия, творческие работы

5

Кукла из соломы

2

Практические занятия

6.

Выставка работ

1

Итого:

34

Вводное занятие:

Интерес к народному творчеству, как  к особому типу художественного творчества, из года в год не теряет своей актуальности. Возвращение к истокам является главной темой  в творчестве фольклорных ансамблей, на подиумах высокой моды, ремесленные традиции возрождаются и широко пропагандируются в обществе.

Основными темами, которые отражаются в народном искусстве, всегда были человек и окружающий его мир.  Тряпичная кукла как вид декоративно-прикладного искусства очень тесно связана с человеком, с его образом, с его бытом и верованиями. Кукла обретает жизнь благодаря фантазии и воображению своего создателя. Так как кукла это часть культуры она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Изучение национальной тряпичной куклы является одной из важных и интересных проблем современного декоративно прикладного искусства. Важно не  только знать виды кукол, уметь классифицировать и относить их к определенному региону, но иметь представления о технологическом процессе и отделке изделия.

Целью методического пособия является объединить знания и опыт по изготовлению традиционных народных кукол, изложить полезные советы по изготовлению и декорированию кукол.

Пособие будет полезно преподавателям технологии и изобразительного искусства, преподавателям дополнительного образования и  всем кто увлекается народным творчеством.  

           На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Традиционная народная кукла, почти не изменялась с тех давних пор когда ее придумали наши предки. Куклами принято было не только играть, они помогали человеку в жизни –собирать урожай, участвовали в свадебных обрядах, облегчали недуги, служили добрыми подарками при встрече гостей. Любящие мамы изготавливали для своих детей маленьких куколок для игры и для того чтобы они отгоняла злых духов в которых верили наши предки. Куклу делали из разных материалов: трава, солома, лыко, веточки и лоскуты.

Самой популярной была тряпичная кукла. Тряпичных кукол изготавливали и взрослые, и дети начиная с 5 лет, без иголок и ножниц. Изготовление тканей в домашних условия было трудоемким процессом, а фабричные ткани требовали существенных затрат,  куклу делали из ношенной  ткани из старой ветхой одежды, полотенец, рушников.  Прохудившаяся ткань легко рвалась, что было не маловажным условием, так как существовало поверье, что при изготовлении кукол нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Сама по себе ношенная одежда являлась оберегом, так как хранила тепло души человека, который ее носил.

Куклы наряжали, но никогда не  изображали лицо, так как кукла без лица была не доступной для вселения в нее недобрых сил. Отсутствие лица было знаком того, что кукла вещь не одушевленная и не сможет навредить  своему владельцу. Кукол не бросали в избе где попало, их бережно хранили в берестяных коробках или аккуратно изготовленных мешочках.

        Материалы

Для изготовления кукол применяли лоскуты, оставшиеся от кроя одежды или ветхую не пригодную для носки одежду. Ткани были сотканы в домашних условиях либо фабричного производства. Основными материалами являются – ситец, сатин, батист, не отбеленный холст, грубый лен. Для изготовления нарядной праздничной одежды используются – шелк, парча, атлас, бархат.

В качестве материала, который набивается внутрь куклы, используют – вату, мох, солому, опилки, крупу.

Для отделки и украшения куклы понадобятся – тесьма, кружево, ленты, бисер, мелкие бусины, пуговицы и прочая фурнитура.

В наши дни следует очень тщательно выбирать ткань для изготовления народной куклы, стараться не использовать синтетические материалы с современными формами рисунков. Подойдут ткани с растительными, геометрическими узорами. Хлопчатобумажные или льняные кружева, деревянные, керамические или металлические бусины и другое.

        Особенности изготовления тряпичной куклы.

Кукол мастерили не торопясь, в процессе изготовления основы не использовали ножниц и иголок. Ткань и нитки не резали, а отрывали.  После того как ткань оторвали по краю оставалась бахрома которая придавала кукле особый колорит и определяла ее рукотворность.

Для закрепления нити применялась ловчая петля или силковый узел. Этот узел обладает свойством плавно и равномерно затягиваться. Нить поддевается пальцами перекручивается вокруг них дважды, полученная петля надевается на куклу и затягивается. Применение подобных узлов необходимо для того, чтоб сформировать голову или определить место талии.

Часто нитки, которые из ткани формировали основу куклы, особым образом скрещивались в так называемый «обережный крест». Обережный крест на груди выполнялся от талии к шее в направлении с права на лево обводился сзади по шее и замыкался на груди в обратном направлении возвращаясь на талии где нитка закреплялась.

Обматывая куклу нитями следили, чтобы количество витков было четным, а количество затяжек не четным. Если нитки не перекрещивались их наматывали по часовой стрелке. Во время скручивания и наматывания проговаривали желания, напевали, читали молитвы, в редких случаям хранили молчание.

Важной особенностью на которую нужно обращать внимание при изготовлении куклы является то, что кукол делали безликими. В первом случае это было связанно с тем, что для рисования лица нужен художественный навык и специальные краски или чернила которые отсутствовали в избе простого крестьянина. Но есть и иная более глубокая и тайная версия.  Отсутствие лица подтверждала то, что кукла является вещью не одушевленной, а значит злые потусторонние силы не смогут вселится в нее через рот, глаза, нос и уши  и навредить ее владельцу.  Ведь кукла должна приносить человеку радость, благополучие и здоровье.

В украинских куклах «Мотанках» лицо также не изображали но и не оставляли его белым, мастерицы особым образом наматывали на лице куклы радужный крест который был символом солнца и являлся оберегом.

Важно при изготовлении куклы сделать ее в один прием без откладывания на другой день. Считалось что дело сделанное во второй раз перечеркнет то что было сделано в первый.

В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их десятки, если не сотни. Вепские - карельские - игрушки - это большегрудые бабы с поднятыми в эмоциональном жесте руками. Архангельская «люлька-лапоть» - тряпочный младенец в берестяной колыбели - лапоточке. Олонецкие «курочки» - мужские и женские куклы на деревянных ногах, похожих на куриные лапы. Не счесть ярких свадебных игрушек, пестрящих разноцветными лоскутами. Ими не играли, а благословляли молодых.

     В быту русской деревни тряпичная кукла была наиболее распространённой куклой. Она была в каждой крестьянской семье. Свёртывали в «скалку» кусок ткани, белой тряпицей обтягивали лицо, перевязывали льняной ниткой – и вот готова простейшая кукла. Теперь её можно «рядить». Наряжали куклу с большим старанием, знали, что по ней люди судят о вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскутки ситца, яркого кумача берегли  на кукольный костюм. И шился он как настоящая одежда. Кукла рассматривалась  как эталон рукоделия; часто на посиделки вместе с прялкой девочки – подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владельцы.

        

Костюм куклы.

Кукла своим внешним видом напоминала человека, поэтому и костюм куклы повторял форму и манеру одеваться ту, которая бытовала в определенный период времени. Кукла сохраняет в себе образ создающего ее народа.

 В традиционной тряпичной кукле закреплены  наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. В женском костюме силуэт имеет свободную форму и не подчеркивает особенностей телосложения. Простой прямой или трапециевидный силуэт компенсируется богатством отделки и цветовой гаммы. Основными техниками отделки били вышивки, аппликации и ткачество. Но украшали костюм не только с эстетической целью, вышивка была призвана оберегать человека от воздействия злых сил. Поэтому вышивка присутствует в отделки таких элементов одежды как подол, грудь, манжеты. Даже стыковочные швы на полотнищах ткани особым образом украшали сигнальным красным цветом.

Какие же элементы входили в состав традиционного народного женского костюма? Современные исследователи выделяют два основных комплекса – рубаха с сарафаном и рубаха с юбкой или поневой.

 С сарафаном принято носить на голове кокошник, а с поневой надевали разнообразные головные уборы такие как сорока, кичка или головной платок. Без головного убора могли себе позволить ходить только молодые не замужние девушки, которые украшали голову лентой. Под платок или кокошник одевали специальную текстильную шапочку  – повойник, которая скрывала и закрепляла волосы под основным головным убором. Головные уборы богато украшались вышивками, бусинами, бисером, лентами.

В костюме присутствовал  передник, который тоже богато украшался и крепился на талии или плечах. Передник использовали в быту, чтобы сохранять одежду от загрязнений, а   в праздники передник служил дополнением костюму.

Важной принадлежностью костюма был пояс, который не только закреплял элементы одежды на талии, но и выполнял магическую охранную функцию. Пояс обязательно носил каждый человек, с обряда опоясывания начиналось приобщение новорожденного к человеческому миру. Пояса могут быть ткаными и вязанными богато украшенные узорами, с кисточками или помпонами на концах.

Как уже говорилось,  костюм богато декорировался, основной техникой была вышивка. Вышивка на костюме куклы была более условна, но сохраняла традиционные места расположения. При изготовлении наряда для куклы иглу использовать разрешалась.

Народная вышивка в свою очередь славится своим разнообразием узоров, символикой и тонкостью работы. Большинство знаков, которые украшали одежду использовали для того, чтобы охранять и оберегать человека от злых духов. Все в композициях вышивки было символично – прямая горизонтальная линия обозначала землю, горизонтальная волнистая линия воду, вертикальная волнистая линия – дождь, линии которые перекрещивались – огонь. Часто в вышивках встречается образ женщины – мать земля которая почитается особым образом так как кормит и дает жизнь. Изображается в вышивках то что подарила нам земля- цветы, птицы которые приносят весну, деревья, травы, солнце изображалось в виде  оленя или лошади. Помимо растительных и зооморфных символов в вышивках присутствует много геометрических узоров и орнаментов.

Виды кукол па назначению:  обереговые, обрядовые, игровые.

Обереговые– это куклы которые создавались для того чтобы оберегать человека от различных напастей. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей и целыми гроздьями развешивали в избах, чтоб уберечься от проделок злых духов. К обереговым куклам относятся - «Куватка», «Ангелочек», «Колокольчик», «Кубышка-Травница», «Бессонница», «Берегиня», «Малышок-голышек», «Десятиручка», «Узелковая» и многие другие.

Обрядовые – это куклы которые принимали участия во время различных обрядов, без которых не возможно было осуществлять посевы, сборы урожая, свадьбы и многие другие обряды. К обрядовым куклам относятся – «Крупеничка»,«Покосница», «Масленица», «Домашняя масленица», «Неразлучники», «Коза», «Пасхальная голубка», «Отдарок на подарок» и другие.

Игровые – Это куклы, которые создавались для игры с детьми, сначала  делала мама, а вскоре дети сами делали для себя кукол. Благодаря куклам дети развивались, девочки получали первые навыки рукоделия, мальчики играя в куклу «Куклак» мерялись силой. В целом через игру с куклами дети учились понимать вопросы социально бытовой стороны жизни. Игрушка служила и служит наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. К игровым куклам относятся -  «Зайчик на пальчик», «Куклак», «Малышок голышек», «Сорока-Белобока»,  «Узелковая», «Бабочка», «Столбушка» и другие.

Виды кукол по способу изготовления:

Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. Традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:

- Столбушка;

- Крестушка или крестец;

- Кукла на палочке;

- Узловая кукла;

- Пеленашка;

- Закрутка;

- Набивная кукла мешок.

В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка или обмотка куском ткани. Технология скручивания в рулон полосок ткани позволяет не только сформировать устойчивую основу куклы, но и имеет более мифическую основу, а именно передает представление людей об устройстве мира, человека и окружающей его природе. Направлению наматывания придавалось особое значение, если мотали по часовой стрелке или «по солнцу» это было связанно с жизнью, если же мотали «против солнца» то желали попасть в миры, где искали ответы на многие вопросы во время гаданий и тайных обрядов.

               

Символика куклы.

 Кукла следовала за нашими предками с самого их рождения. В русской деревне со второй половины 19 века до середины 20 века тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой деревенских детишек. Кукол этих берегли: вырастет девочка, станет мамой и куклу своей дочке передаст. Тряпичная кукла жила в каждой избе, в иных домах их было до сотни. Оказывается, раньше куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь хорошему урожаю. Так и появились первые куколки-обереги.

    Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

     Кукол берегли, их разрешалось брать в гости и класть в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, - ведь замуж выдали с 14 лет; она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор,  и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В куклу вкладывали определённый смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто кукла – свадебный атрибут. Их  наряжали в красивые ситцевые лоскутья, ими украшали жертвенный хлеб. Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратили в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была «принародно» посмотреть его. Подарок был закутан, завёрнут, а в нём маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы – помощницы. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь  традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо , как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребёнка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

    Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками авторская кукла "Плодородие", то будет достаток и хороший урожай.

Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось.

Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как

магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит  “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

   Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы,  тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр».      

Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это

развивало зрение младенца.  Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны.

     В подарок на именины делали куклу  “Ангелочка”. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.

    Не только детские куколки были оберегами.

       Жили в домах куклы-домовые.

Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.

      А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в алтайских селах. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.

    Кукла "Купавка"– это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

      Обрядовую куклу "Масленица" делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла "Масленица" была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

     "Домашняя Масленица" – кукла, бытовавшая в Тульской губернии. Её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой.  "Домашняя Масленица " символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей" встречали жениха и невесту.  

     Кукла "Коза" была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.

     Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам.

     Надо сказать, что в народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это "Козьма и Демьян". Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе.

   За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

    В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Информационно  - методическое обеспечение

  1. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Санкт –  Петербург «Паритет» 2013.

2. Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла», Москва, «Культура и традиции», 2011 год

3. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 2007

4. Берстенева Елена Вениаминовна, Догаева Наталия «Кукольный сундучок», Москва, «Белый город»,2010.

Специфическое сопровождение (оборудование):

- демонстрационные материалы;

-разнообразные художественные материалы.
Инструменты и приспособления. 
Ножницы. 

Иглы, игольницы. 

Приспособления для набивки изделий. 
Материалы. 
Хлопчатобумажные, льняные ткани. 

Хлопчатобумажные и шерстяные нитки. 

Тесьма, кружево, сутаж. 

Синтепон, вата, крупы. 

электрический бытовой утюг

Электронно-программное обеспечение:

- презентации к урокам на  дисках и флеш.носителях;

-   Диски с обучающими программами по ДПТ.

Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор,

-учебные столы,

-магнитная доска,

-компьютер,

-экран

Цифровые образовательные ресурсы

1.Презентации по разделам и темам курса.

http://www.liveinternet.ru/users/

http://mir-ricunka.ucoz.ru/index/izonit_dlja_nachinajushhikh/

http://school-chehov3.ucoz.ru/

http://izonito4ka.ucoz.ru/

http://masterclassy.ru/

http://1-rs.com/

http://vdohnovenie2.ru

http://allday2.com

http://umelye-ruchki.ucoz.ru 

http://stranamasterov.ru


Календарно – тематическое планирование для 6 – 7 классов

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятий

Дата по плану

Дата по факту

1.

Вводное занятие. Правила безопасной работы.

Историческая справка. Материалы, инструменты.

История народной игрушки – 5 часа

2.

История народной игрушки.

Групповая

3.

Истории русского костюма

4.

Куклы из бабушкиного сундука Типы и назначения кукол  - обрядовые.

5.

Куклы обереговые

6.

Куклы игровые

Тряпичная народная кукла – 21 часов

7.

Кукла на картонной основе.

Практическая работа

8.

Кукла на картонной основе.

Практическая работа

9.

Простые куклы на основе квадрата – ткани

Практическая работа

10.

Оформление куклы

Практическая работа

11.

Куклы-закрутки

Практическая работа

12.

Игровые куклы

 «Пеленашка». 

Практическая работа

13.

Народную кукла «Отдарок-на-подарок».

Практическая работа

14.

Кукла «Столбушка»

Практическая работа

15.

Кукла «Столбушка». Оформление

16.

Кукла «Мама и дочка»

Практическая работа

17.

«Мама и дочка», оформление

18.

Кукла «Крупеничка»

Практическая работа

19.

Оформление куклы

20

Игровая тряпичная кукла                     «Сорока-Ворона» 

Практическая работа

21.

Изготовление куклы «Сорока-ворона»

22.

Кукла «Колокольчик». Заготовка деталей

Практическая работа

23.

Сборка деталей и оформление куклы

24.

Кукла к масленнице

Практическая работа

25

Оформление куклы

26.

Кукла – оберег «Счастье»

Практическая работа

27

Оформление куклы

Народные игрушки из различных материалов – 4 часов

28.

Тряпичная кукла «День и ночь» 

Практическая работа

29.

Куклы из ниток.

30.

Основа крестец из веток «Крестец». Начало работы.

Практическая работа

31.

«Крестец». Оформление.

Кукла из соломы –2часа

32.

Изготовление кукол из соломы. Обрядовая  кукла «Рождественская Коза».

Практическая работа, творческая работа

33

Оформление куклы

34

Выставка работ учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Станем волшебниками" в 3 классе "Волшебная глина дымковской игрушки"

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса в соответствии со стандартами ФГОС и применением метапредметных связей. В разработке занятия применялся опыт с глиной, а также пошаговое руководство из...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мягкая игрушка".

Программа внеклассных занятий "Мягкая игрушка"расчитана на учащихся 8 классов.Выполнение практических работ-прекрасное средство развития творчества, умственных способностей,эстетического вкуса и конст...

Технологическая карта внеурочного занятия "Дымковская расписная игрушка"

   Дымковская игрушка единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мягкая игрушка» 6-7 класс

Данная программа представляет собой разработанный  курс художественно-эстетического направления, работа с тканью, изготовление мягких плоских и объемных игрушек....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...

Методическая рекомендация к внеурочной деятельности " Маленький мастер" Мягкая игрушка " Кошечка"

Методическая рекомендация к занятию по внеурочной деятельности " Маленький мастер" разработана для детей с ОВЗ 2-3 классы. Данную рекомендацию можно использовать на уроке трудового обучения ...

Методическая рекомендация к внеурочной деятельности " Маленький мастер" Мягкая игрушка" Собачка"

Методическая рекомендация к занятию по внеурочной деятельности " Маленький мастер" разработана для детей с ОВЗ 2-3 классы. Данную рекомендацию можно использовать на уроке трудового обучения ...