МАКРАМЕ. Рукоделие 7 класс
презентация к уроку по технологии (7 класс) на тему

Татьяна Владимировна Зиновьева

Разработана данная презентация для использования на уроках технологии, в качестве наглядного пособия. Презентация включает в себя историческую справку по макраме, материалы, приспособления, виды узлов, технику плетения узлов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makrame_7_kl.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАКРАМЕ Рукоделие 7 класс МБОУ «Гимназия №44» г. Курск Учитель технологии Зиновьева Т. В .

Слайд 2

Макраме – это вид рукоделия, основанный на плетении узелков. Считается, что искусство плетения узелков происходит из Китая и Японии, но плетенные изделия были найдены и в других странах, например в египетских пирамидах, им более четырех тысяч лет. У древних народов по-разному завязанные узлы являлись еще и способом накопления и передачи информации. У инков существовала узелковая письменность, которую можно расшифровать по форме, цвету, размеру и взаимному расположению различных узелков. Подобную систему письменности имели также и древние китайцы, а также индейцы Северной Америки. Из истории.

Слайд 3

За свою историю макраме много раз забывалось, но затем снова возрождалось, обогащаемое новыми материалами, приемами и способами применения. В Средневековую Европу искусство плетения узелков проникло через Испанию из стран Востока. После крестовых походов плетение как декоративное искусство начинает развиваться в Италии. Особого расцвета оно достигло в викторианскую эпоху в Англии. Из истории.

Слайд 4

Как в древнем мире, так и теперь, узелковое плетение применяется для украшения одежды. Это разнообразные накидки, кружева, пояса, перчатки. Очень красиво смотрятся сумочки и кошельки, выполненные в технике макраме. Широко используется макраме для создания частей интерьера – скатертей, абажуров, покрывал, настенных панно и подвесных кашпо для растений. Из истории.

Слайд 5

Из истории.

Слайд 6

На протяжении всего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел. В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как «турецкий». Это являлось своеобразным соревнованием в ловкости. «Турецкий узел», возможно, и есть тот легендарный гордиев узел, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией.

Слайд 7

Александр Македонский знал легенду об удачливом царе из народа, и ему очень Хотелось увидеть знаменитую повозку и хитроумно сплетенный узел. По одним источникам, дошедшим до нас, Александр не мог распутать гордиев узел И, выхватив меч, разрубил его; по другим – царь вытащил колышек, распутал узел и снял ярмо, чем и подтвердил свое право быть властелином Азии. Расцвет макраме относится к IX веку до н. э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения.

Слайд 8

Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. В XIV веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.

Слайд 9

Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Боттичелли. В картине «Поклонение волхвов» (1476–1477 гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме.

Слайд 11

В XVII веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом. Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды королей и священников.

Слайд 12

Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в XIX веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого « макрама » – это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского « миграмах » – это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.

Слайд 13

Новая волна возрождения макраме началась в XIX веке. Образцы плетеных изделий того времени, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены в основном на основе горизонтального узла (репсового или двойного) во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нити, шелковый шнурок, золотую канитель, шерсть.

Слайд 14

С 20-х годов XX века макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями: коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже и шторами, кашпо – стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качалка, гамак, беседка. Сейчас возможности макраме еще более расширились.

Слайд 16

Из истории узлов. На Руси вязать узлы – « наузить » означало «колдовать, знахарить, ворожить» (по В.И. Далю). Христианство запрещало ношение узлов – амулетов.

Слайд 17

Из истории узлов. Позже люди стали верить в целебную силу узлов. С их помощью лечили грыжу, переломы. На Востоке существовала узелковая грамота – кипу . Геркулесов узел.

Слайд 18

Название. Квадратное плетение; Узелковое кружево; Мексиканское кружево; Узелковая бахрома; XIX век – «макраме». В переводе с турецкого « макрама » - шарф или салфетка с бахромой; с арабского « миграмах » - бахрома или шарф с кружевом.

Слайд 19

Инструменты и материалы . Нити и веревки для плетения макраме используют самые разнообразные: льняные, пеньковые, хлопчатобумажные, сизалевые . Мелкие вещи плетут из суровых нитей, кордовой рыболовной лески, мулине, «ириса», сутажа. Для крупных изделий подойдут бельевая веревка, бумажный шпагат, шторный шнур.

Слайд 20

Инструменты и материалы. . Чем сильнее скручены нити, тем больше они подходят для плетения: узлы получаются четкими, рельефными, изделия из них не деформируются. Слабо скрученные ворсистые нити в процессе работы могут разлохматиться, и тогда узлы из них получаются с невыразительной фактурой – ворс «размывает» ее, рисунок не будет виднеться. Шелковые нити немного неудобны тем, что они скользкие – надо будет очень сильно затягивать узлы.

Слайд 21

Инструменты и материалы. Кроме нитей обязательно понадобятся вот примерочные булавки с большими головками, ножницы , сантиметровая лента для отмеривания нужной длины нити.

Слайд 22

Инструменты и материалы. Для закрепления рабочей нити при плетени , можно использовать книгу или планшет с зажимом и 1-2 канцелярских зажима.

Слайд 23

Для выполнения мелких работ нужна будет плотная, тугая подушка , к которой булавками будут крепиться нити. Хорошо подойдет валик от кушетки – подушка в форме цилиндра .

Слайд 24

Существуют основные нити и рабочие. Основная нить в работе не участвует – к ней крепятся рабочие нити. Основная нить должна быть немного длиннее ширины изделия. На ее концах делают по обыкновенному узлу и крепят к основе (подушке, спинке кресла) булавками, ближе к верхнему краю. На нее будут вешать (крепить) рабочие нити. Их нарезают так, чтоб они были в 2-5 раза длиннее готового изделия (в описании каждого изделия указывается, какой длины нарезать нити).

Слайд 25

При выполнении больших изделий длина рабочих нитей получается очень большая и затрудняет работу, поэтому их наматывают на шпульки и закрепляют, чтоб они не разматывались. Можно использовать бигуди с резинками. Нити не очень длинные можно намотать на пальцы в виде восьмерки и закрепить. Подготовка нитей к плетению

Слайд 26

Способы навеса нитей (наборный ряд). Способ 1 – «замочек налицо». Способ 2 – «замочек наизнанку».

Слайд 27

Укрепите на основе две нити способом 1. У вас получились четыре конца. Распределите нити так же, как это сделано на рисунке: нити 1 и 4 рабочие, а нити 2 и 3 – основа. Итак, при плетении мы имеем дело с двумя видами основ: основа для крепления нитей (горизонтальная нить) и основа для затягивания узлов (нити 2 и 3). Нити 1 и 4 – рабочие, или нити плетения ; нити 2 и 3 – нити основы, или узелковые. Это положение надо твердо усвоить. Приступаем к плетению первого плоского узла. Правой рукой возьмите правую рабочую нить и заведите ее на основу и под левую рабочую нить. Теперь левой рукой возьмите левую рабочую нить и заведите ее под основу и снизу в петлю, образовавшуюся между основой и правой рабочей нитью. Вы завязали первый плоский узел. Первый плоский узел

Слайд 28

На основе этого узла можно сплести левостороннюю витую цепочку . Продолжите работу на начатом образце: завяжите еще три первых плоских узла. Посмотрите внимательно на образец. Вы заметили, что группа узелков чуть-чуть повернулась влево? Поверните ваш образец на 180 градусов влево и сплетите еще четыре первых плоских узла, затем опять поверните работу на 180 градусов влево и снова выполните четыре первых плоских узла. Продолжая таким образом плетение, вы получите левостороннюю витую цепочку. При выполнении цепочки следите, чтобы в ней не было видно основы. Тогда она будет иметь красивый вид. При каждом повороте образец закрепляйте булавками. Левосторонняя витая цепочка .

Слайд 29

Укрепите на основе две нити. Правой рукой возьмите правую рабочую нить и заведите ее под основу и на левую рабочую нить. Левой рукой возьмите левую рабочую нить, уложите ее на основу и введите сверху в петлю, образовавшуюся между основой и правой рабочей нитью. Вы завязали второй плоский узел. На основе этого узла можно сплести правостороннюю витую цепочку. Продолжите работу на начатом образце: завяжите еще три вторых плоских узла. Посмотрите внимательно на образец: группа узелков повернулась чуть-чуть вправо. Поверните ваш образец на 180 градусов вправо и сплетите еще четыре-пять вторых плоских узлов, затем опять поверните работу на 180 градусов вправо, так продолжайте дальше. Вы получили правостороннюю витую цепочку. Второй плоский узел

Слайд 30

Укрепите на основе две нити. Завяжите первый плоский узел и сразу же под ним второй плоский узел. Сочетание первого и второго плоских узлов дает новый узел – квадратный. Признак законченности квадратного узла – замочек справа. Однако замочек может получаться и слева, если завязать сначала второй плоский узел, а затем – первый. На основе квадратного узла может быть выполнено несколько других узлов и узоров. Цепочка из квадратных узлов Закрепите на основе две двойные нити, причем боковые нити (рабочие) должны быть длиннее внутренних нитей ( нитей основы) в два раза. Завяжите первый плоский узел, под ним – второй. У вас получился квадратный узел с замочком справа. Так, чередуя узел с замочком слева с узлом с замочком справа, сплетите цепочку из квадратных узлов. Количество квадратных узлов в цепочке можно посчитать по замочкам. Квадратный узел (плоский)

Слайд 31

Между квадратными узлами в цепочке можно сделать большие красивые петли – пико. Оно придает изделию воздушность. Закрепите на основе две двойные нити, причем боковые нити (рабочие) должны быть длиннее внутренних нитей ( нитей основы) в два раза. Завяжите один квадратный узел. Затем возьмите картонку шириной 2 см (картонка будет шаблоном для пико, чтобы все они были одинаковой высоты), приложите ее к нитям под квадратным узлом и завяжите еще один квадратный узел. Уберите картонку. Нити между узлами остались непровязанными . Теперь, придерживая основу, подтяните узелки вверх. Свободные нити образуют петли – это и есть пико. Размер пико можно сделать различным. Выбирают его по желанию, учитывая толщину нити и рисунок цепочки. Пико в цепочке из квадратных узлов

Слайд 32

Репсовый узел, или, как его называли в прошлом, двойной или бисерный, – еще один из основных узлов макраме. Он меняет свое название в зависимости от направления нити основы: если основа направлена по горизонтали, он носит название горизонтального, если узел завязан на диагональной основе, он называется диагональным. На горизонтальной, диагональной и вертикальной основах можно выполнять плотные узоры и легкое изящное кружево в технике макраме. Горизонтальный узел Укрепите на основе две нити. Из образовавшихся четырех концов первую нить слева используйте как основу, остальные три нити рабочие. Нить 1 уложите на рабочие нити слева направо, а место поворота этой нити заколите булавкой. Основу держите правой рукой горизонтально, слегка натягивая. Нить 2 возьмите левой рукой и перекиньте ее через основу влево. Аккуратно уложите нить, натянув основу. Затем выведите нить 2 вперед, вверх на основу и вниз в петлю. Подтяните нить, аккуратно уложив две петельки рядом. Вот вы и завязали горизонтальный узел. Репсовый узел

Слайд 33

Закрепите на основе двойные нити. Горизонтальная брида плетется из горизонтальных узлов. Для образования горизонтальной бриды влево поверните нить основы влево, заколите булавкой на рабочей подушке и выполните репсовые узлы (которые образуют горизонтальную бриду ) справа налево. Чтобы изделие не уменьшалось, направьте нить основы вниз, заколите булавкой на рабочей подушке и нитью основы предыдущего ряда выполните репсовый узел. Горизонтальные бриды

Слайд 34

В работе 12 нитей. Считайте нити слева направо. Разделите количество нитей пополам. Центральные нити 6 и 7 перекрестите. Возьмите за основу нить 6, выполните четыре горизонтальные бриды слева направо, проплетая в каждом последующем ряду основу предыдущей бриды . Далее возьмите за основу нить 7 и аналогичным образом выполните четыре бриды справа налево. Ромб из горизонтальных брид

Слайд 35

Разверните основу правой группы влево, левой группы – вправо и проплетите по четыре ряда горизонтальных брид . Центральные нити переплетите между собой, соблюдая репсовый узел.

Слайд 36

В работе шесть нитей. Для образования диагональных брид натяните крайнюю нить влево по диагонали над всеми нитями и поочередно каждой рабочей нитью проплетите репсовые узлы. Затем разверните нить вправо, заколите поворот булавкой на рабочей подушке и проплетите диагональную бриду . Аналогично выполняется мережка из двух брид , расположенных рядом. Диагональные бриды

Слайд 37

Заколите булавкой на рабочей подушке по центру одну нить – два конца. Один конец натяните, другим выполните одностороннюю петлю, затем натяните второй конец, а первым выполните одностороннюю петлю. Чтобы не ошибиться, следует усвоить, что натягивать надо ту нить, которая идет из-под узла. Односторонние петли, выполненные поочередно, называют также простым узлом. Шнурок «Зигзаг» («Змейка», «Елочка»)

Слайд 38

Это очень важный этап в работе. Точно рассчитать необходимую длину нити для того или иного изделия довольно сложно. Расход нитей зависит от многих факторов: от задуманного размера изделия, применяемых узлов и узоров, толщины и фактуры нитей, индивидуального исполнения мастера (один сильно затягивает узлы, второй слабее, а третий вообще в целом плетет более ажурно). Готовые изделия, выполненные разными рукодельницами, но по одному образцу, имеют разную длину и ширину. Обычно в описаниях изделий расчет дается с некоторым запасом. Нить, закрепленная на основе, должна быть в четыре раза длиннее готового изделия. При закреплении нити на основу нить складывается вдвое. Длина нити должна соответственно удвоиться и быть в восемь раз длиннее задуманного изделия . Если изделие состоит из отдельных деталей или элементов к ним, то расчет длины нитей производите отдельно. Расчет длины нити

Слайд 40

http://gorod-cvetov73.ru/istoriya-makrame-v-kartinkah http://www.forum-grad.ru/forum736/thread31588.html http://nintones.appspot.com/shema-makrame-abazhur.html http://ownhands.ru/repsovyj-uzel/ https://marketium.ru/34-izumitelnyh-idei/?u=vk http://lol24.ee/post/263860758/ Используемые интернет ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по макраме в 8 классе

План-конспект  итогового занятия по рукоделию - макраме.  Цели, задачи урока, рефлексия. Сообщение учителя о сувенирах,  беседа о видах декоративной обработки материалов, выполнение пра...

Элективный курс "Макраме " 9 класс

Программа " Макраме",  рассчитана на 22 часов, предназначена для погружения учащихся  9-х классов в расширенные профессиональные пробы при подготовке их к выбору профиля обучения...

Урок по разделу "Рукоделие" , "Макраме"

Разработка урока по теме раздела "Рукоделие". Изготовление кашпо для цветов в технике макраме....

Мастер-класс "Изготовление браслета в технике макраме"

Данный мастер-класс позволит учащимся 4-5 классов изготовить декоративный браслет в технике макраме....

Статья "Рукоделие лечит? Рукоделие лечит. Рукоделие лечит!"

В данной статье рассказывается о влиянии различных видов рукоделия на организм человека. Рукодельничайте и будьте здоровы!...