Предмет "Технология" в современной школе
статья (6 класс) на тему

Логвиненко Елена Эдуардовна
     Перспективы развития предметной области «Технология» уже сегодня можно ориентировать на требования, указанные во ФГОС ООО: учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников. Предмет «Технологии»может реализовываться в контексте «Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности», предлагаемым ФГОС ООО, а по содержанию наполняться соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома).
При реализации раздела «Машиноведение» программы «Технология» направления «Технологии ведения дома» целесообразно использовать плакаты, видеоролики, презентации по изучению классификации, назначения, устройства, регулировок швейных машин и охраны труда при работе на швейном оборудовании. Наличие  швейных машин в мастерской существенно облегчат задачу учителя, и делает процесс обучения более эффективным. В этом случае  осуществляться и практическая часть обучения работы на швейной машине.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор урока, учитель

Логвиненко Елена Эдуардовна

Предмет

Технология

Класс

5

Тема

«Элементы машиноведения» «Устройство швейной машины», практическая работа - «работа на не заправленной швейной машине»

Цели деятельности педагога

Познакомить учащихся с историей и устройством швейной машины, развивать наблюдательность, внимание; воспитывать интерес к предмету, закрепить знания на практике.

Тип урока

Комбинированный

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; практический /индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия и термины

Классификация швейных машин, виды приводов, строение швейной машины, ТБ при работе ,принципы работы на швейной машине.

Наглядно-демонстрационный материал

Швейные машины, плакаты, презентации, вырезки для вклеивания в тетрадь учащихся, показ приемов работы на швейном оборудовании

Оборудование

Швейные машины, компьютер , проектор

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: познакомиться со швейным оборудованием, получить представление о строение швейной машины, узнают о технике безопасности и правилах работы на швейной машине, научиться пользоваться швейной машиной согласно т.б. и правильных приемов;

Метапредметные УУД: регулятивные – научатся выделять, принимать и сохранять учебную задачу, соотносят поставленную       цель и полученный результат деятельности, оценивают свою работу;

                                           познавательные – научаться наблюдать, рассуждать, анализировать информацию, сравнивать, делать выводы,  научаться анализировать объекты труда, научаться перерабатывать полученную информацию, научаться организовать творческое пространство, подготовить рабочее место, осознанно читать тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации, Ориентироваться в задании;

коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока;

Личностные: проявляют интерес к новой деятельности, Сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке, Проявляют осознание собственной успешности при изучении темы;


Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы

органи-

зации взаимо-действия на уроке

Универсальные учебные действия

Промежу-точный контроль

Организаци-онный момент

Эмоциональная, психологическая подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку, отмечает отсутствующих, оформляет запись в журнале.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Ф

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Устные ответы

Постановка темы и цели урока

Мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Вступительное слово.

 - на предыдущих занятиях мы с вами научились подбирать ткать для разных видов одежды, снимать мерки с фигуры и строить лекала выкройки. Каким образом мы можем соединить наши детали кроя между собой, что бы получилась одежда?! (ответы учащихся) Что же нам еще нужно узнать, что бы сшить изделие?!! (ответы учащихся)И так мы подошли к тому, что нам пора изучить то оборудование на котором можно соединить детали изделия.

Как бы вы сформулировали тему и цель нашего урока?!

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выдвигают свои идеи , анализируют информацию,

Ф

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: выделяют, принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: умеют находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, слушают учителя.

Устные ответы

Актуализация знаний

Познавательно-информационная беседа «История создания швейной машины»

Вместе с учащимися вспоминает и добываем информацию из презентации об истории швейных машин.

-Люди много веков шили ручными стежками, и их никогда не оставляла мысль ускорить свою работу. Первый известный нам проект швейной машины относится еще к концу 15 века. Его приписывают Леонардо да Винчи.(слайд №4) В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков. А конструкция, распространенная сейчас, сложилась в общих чертах только к 50-м годам 19 века.В 1844-1845гг американец Элиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта (изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство), сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту, при этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии, и вскоре было изготовлено еще несколько таких швейных машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных.В 1850-1851 гг. усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Мерите Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.(слайд№5) Из США швейные машины стали завозить в Европу и Азию, а с 1877 года они появились в Японии. Наибольшее распространение получила машина Исаака Зингера.С 1870 года фирма “Зингер” открыла свой филиал и России. В подмосковном городе Подольске в 1900 году фирма основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.

Слушают учителя; отвечают на вопросы, анализируют информацию,

Ф

Познавательные: умеют наблюдать, рассуждать, анализировать информацию, сравнивать, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Коммуникативные: умеют вести познавательный диалог по теме урока;

Слушают учителя

Устные ответы

Изучение нового материала

Изучение нового материала с использованием презентации и наглядного оборудования в классе.

Просмотр презентации, внешнее исследование швейной машины находящийся   в классе.

Классификация современных швейных машин. (слайд №7,8,9)

Какие машины можно отнести к автоматам, а какие к  полуавтоматам ?!! (обсуждения и высказывание мыслей учащихся)

Как вы думаете чем же будут отличаться машины универсальные от специальных?!! (обсуждения и высказывание мыслей учащихся)

Подведение итогов обсуждения и объяснение чем же все таки машины отличаются по принципу своей работы.

Новый термин ПРИВОД-устройство, с помощью которого швейная машина приводится в движение. (Запись учащихся в рабочую тетрадь)(слайд №10)

Виды приводов (слайд №11)

Какие приводы на швейных машинках в нашем классе?! (ответы учащихся)

Строение ручного привода (слайд№12) Рассматриваем бытовую швейную машину на столе учителя.

Строение ножного привода швейной машины (слайд №13) Рассматриваем бытовую швейную машину с ножным приводом.

Строение электрического привода (слайд №14)

Чем же отличаются швейные машины с  разными приводами?! (ответы учащихся)

Строение швейной машины (слайд №15,16,17)  Вклеиваем в рабочие тетради изображение швейной машины.(вырезки на столе учащихся)

Новые термины: рукав машины, стойка рукава, платформа, фронтальная часть машины. В рабочий тетради учащиеся отмечают детали машины на картинке.

Вместе с учащимися изучаем строение швейной машины. Рассматриваем картинку в тетради, слайд и машину на столе учителя. Учащиеся делают себе пометки в тетради.

Чем отличается машина с ножным приводом «Чайка»?! Индивидуальные ответы учащихся около швейной машины.

Правила работы на швейной машине. Учащиеся вклеивают правила в тетрадь. (вырезки на столе учащихся)(слайд №19)

Посадка при работе на швейной машине (слайд №20) (плакат)

Правильное положение рук при работе на швейной машине (слайд №21) (плакат)

Рассматривают слайды, исследуют швейное оборудование в классе;

Слушают учителя; отвечают на вопросы;

анализируют информацию,

Ф

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу,

составляют план работы, проговаривают вслух последовательность производимых действий;

Личностные: проявляют познавательный интерес, проявляют интерес к новым знаниям

Познавательные: Умеют наблюдать, рассуждать, анализировать информацию, сравнивать,

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;

Умеют перерабатывать полученную информацию;

Осознанно читают тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации;

Делают выводы в результате совместной работы всего класса;

Раскрывают значение понятий и используют их в активном словаре;

Коммуникативные:

Умеют вести познавательный диалог по теме урока, Умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, Слушают учителя,

 Умеют вступать в беседу и обсуждение на уроке;

Предметные:

Узнают о новых понятиях швейного оборудования,

Получат представление о строении швейной машины,

Узнают о ТБ при работе на швейном оборудовании

Устные ответы

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов знаний

На экране слайд №18

Каждый учащийся отвечает у себя в тетради.

Меняемся с соседом тетрадью

Открываем правильные ответы на экране.

Учащиеся проверяют друг друга.

Оцениваем знания:

5-нет ошибок

4- до 2 ошибок

3-до 4 ошибок

2-до 6 ошибок

Оценки выставляем в журнал.

Осмысление и первичное закрепление новых знаний. 

Г, Ф

Личностные:

Проявляют интерес к новым знаниям,

Проявляют осознание собственной успешности при изучении темы, обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев;

Регулятивные:

Соотносят поставленную цель  и полученный результат деятельности,

Оценивают свою работу;

Познавательные:

Умеют перерабатывать полученную информацию, Ориентируются в задании,

Делают выводы в результате совместной работы всего класса;

Коммуникативные:

Умеют формулировать ответы на вопросы

Письменные ответы

Практическая деятельность

Практическая работа на не заправленной швейной машине по шаблону

Учащиеся подходят к швейной машине для инструктажа учителя.

Инструктаж и показ приемов работы на швейной машине с соблюдением т.б. Показ приема выполнения задания: «выполнение строчек без заправки машины по определенным линиям». (Приложение 1,2)

Учитель показывает подход и приемы работы с проговариванием действий для учащихся .

Учащимся раздаются два бумажных образца с прямыми и ломанными линиями, которые они должны прошить на машине без ниток. (Приложение №1,2)Оценивается ровность строчек, Т.Б.,и правила работы на машине.

Индивидуальные инструктажи по вопросам учащихся.

Выполняют задание на швейном оборудовании

И, Г

Познавательные: Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; Умеют анализировать объекты труда; Умеют перерабатывать полученную информацию; Умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место;

Осознанно читают тексты, рассматривают иллюстрации с целью освоения и использования информации;

Ориентируются в задании;

Раскрывают значение понятий и используют их в активном словаре;

Личностные: Проявляют интерес к новым знаниям Положительно относятся к двигательной деятельности;

Сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке; Проявляют осознание собственной успешности при изучении темы;

Регулятивные:

 умеют оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные:

Умеют слушать и понимать высказывания собеседников;

Умеют  вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя;

Предметные:

Закрепят знания о строении швейной машины, Т.Б. при работе и условиях труда;

Научаться правильным приемам работы на швейном оборудовании.

Работа на швейной машине

Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Уборка рабочих мест.

Общее подведение итогов по работе на  уроке.

Беседа по вопросам:

 - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 - Понравился ли вам урок?

 - Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Учащиеся делают анализ своей деятельности и ее результатов на уроке-заполняют таблицу (приложение № 3)

Проверка выполнения практических работ учащихся совместно с картами «сфетофор», выставление оценок в журнал.

Слушают учителя и одноклассников, анализируют и оценивают информацию, высказывают свое мнение в таблице «светофор»

Ф, И

Личностные:

Обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев;

Проявляют осознание собственной успешности при изучении темы;

Регулятивные:

 Умеют оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные:

Умеют вступать в беседу и обсуждение на уроке;

Оформляют свою мысль в устной и письменной форме

Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы, заполнение таблицы.


Приложение №1

Приложение №2


Приложение №3

Сделайте анализ своей деятельности и ее результатов на уроке

«Светофор»:

не согласны с высказыванием

требуется помощь по какому-то вопросу

согласны с высказыванием

Мне понятна тема

Я знаю, из каких частей состоит швейная машина

Я умею работать на швейной машине с соблюдением  техники безопасности

При выполнении лабораторной работы у меня все получилось

Мне понятна причина ошибки в работе

Я довольна своей работой на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012

В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Муниципальный марафон "Современной школе - современная библиотека"

"Комфортная образовательно - воспитательная среда школьной библиотеки"...

Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....