Методическая разработка урока технологии в 8 классе по теме "Бюджет семьи"
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему
Данная разработка предназанчена для проведения урока в 8 классе по теме "Бюджет семьи" и включает в себя конспект урока и презентацию. Содержит элементы ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 1.22 МБ |
конспект урока | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бюджет семьи - структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Бюджет семьи
«Бюджет» - из ст.-франц. B ougette «сумка, кошелёк»
Доходы М атериальные ценности или деньги: получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства , предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность. Расходы Затраты на покупки, оплату на изготовление , содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг. Бюджет семьи состоит из доходов и расходов
Доходы семейного бюджета Заработная плата. Пенсии и стипендии. Доход от приусадебного участка. Доход от предпринимательской деятельности. Доход от сдачи недвижимости и других объектов в аренду. Выплаты различных льгот от общественных организаций. Доходы от ценных бумаг.
Расходы Обязательные платежи, налоги. Питание. Непродовольственные товары. Культурно-бытовые услуги.
Обязательные платежи Налоги Подоходный налог Транспортный налог Налог на строительство Налог на землю Жилищно-коммунальные Квартплата Оплата за газ, свет, воду Телефон, интернет и др. Транспортные Бензин Автобус, такси Различные виды междугороднего сообщения Дополнительные услуги Бензин Автобус, такси Различные виды междугороднего сообщения
Расходы Расходы на питание Непродовольственные товары Культурно-бытовые услуги Требования к питанию: 1. Регулярность 2. Разнообразие 3. Определенное количество 4. Качество 5.Сбалансированность 1.Одежда 2.Обувь 3.Мебель 4.Предметы домашнего обихода 1.Кинотеатры 2.Театры 3.Музеи 4.Выставки и т.д.
Классификация расходов школьника Расходы на питание вне дома Расходы на одежду и обувь Транспортные расходы Культурно-спортивные нужды Расходы на увлечения Непредвиденные расходы
Сбалансированный бюджет Бюджет называется сбалансированным , когда его доходы равны расходам.
Недостаточный (дефицитный) бюджет Бюджет называется недостаточным (дефицитным) , когда его расходы превышают доходы.
Избыточный (профицит) бюджета Бюджет называется избыточным (профицит) , когда его доходы превышают расходы.
Практическая работа Разделиться на 4 группы (семьи). Р асписать возможные статьи доходов и расходов в каждой конкретной семье. Семья должна быть дружной, учитывать мнение всех членов семьи. Учитывается мнение большинства.
Планирование бюджета семьи Подсчитать доходы семьи. Вычесть налоги, затраты, платежи. Проанализировать структуру семейного бюджета, определить, какой он будет в каждой конкретной семье.
Баланс Профицит Дефицит
Рефлексия Мизинец – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я получил? Безымянный – близость цели. Что я сегодня сделал и чего достиг? Средний – состояние духа. Каким было сегодня мое настроение? Указательный – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал? Большой – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья
Домашнее задание Проанализируйте дома с родителями бюджет семьи за сентябрь 2017 года и сделайте выводы о его сбалансированности.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Бюджет семьи. 8 класс.
ЦЕЛИ УРОКА:
-Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.
-Развивать способность сравнивать и анализировать;
-Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности;
-Воспитывать уважение к собственности, патриотические качества личности, ответственность и экономность;
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку «Бюджет семьи».
ХОД УРОКА
Организационный момент :
Приветствие
Проверка присутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Проверка домашнего задания:
1.Функции семьи.
2.Что такое семья?
3.Что такое предпринимательская деятельность в семье?
4.Что такое прибыль?
5.Кто из вас получает деньги от родителей на личные расходы?
6.На какие нужды вы их тратите? (Обсуждение)
7. Как вы думаете, что нужно для успешного ведения домашнего хозяйства?
8.Кто знает, что такое бюджет?
Изложение нового материала: (сопровождается презентацией).
Бюджет семьи. Сегодня мы с вами поразмышляем над тем, как тратить деньги разумно. Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет?
Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Слово "бюджет" означает " денежная сумка, кошелек".
-Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько средств, тратят ваши родители?
-Как сделать семейный бюджет таким, чтобы удовлетворить потребности всех членов семьи?
-Для чего нужно планировать бюджет семьи?
Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи.
-Что такое доходы семьи? (Обсуждение с учащимися, запись на доске и в тетрадях).
-Что такое расходы (Обсуждение с учащимися, запись на доске и в тетрадях).
-Почему иногда, имея одинаковый доход, бюджет в семье может быть разным (Обсуждение с учащимися).
Мы пришли к мнению, что получая одинаковый доход, бюджет у всех складывается по-разному: кто-то тратит деньги экономно, и их хватает семье до следующего пополнения семейного бюджета. Другим постоянно денег не хватает, и они занимают деньги «до получки». Третьи , тратят деньги на свои нужды и часть средств еще остается. Почему так получается, попробуем разобраться.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Если "весы" находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный.
Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит.
Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным.
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей.
Для того, чтобы правильно вести бюджет семьи (возьмем за1 месяц)необходимо:
- Посчитать все доходы семьи за 1 месяц (слайд презентации). Это заработная плата, пенсии, доход от аренды и т.д.
- Посчитаем расходы (слайд презентации). Это оплата налогов, платежей и т.д.
- Теперь мы можем видеть и оценить баланс семьи. Если он сбалансированный или профицитный, это не плохой результат, а вот над дефицитным надо будет поработать.
Что необходимо сделать, чтобы сделать бюджет на разряд выше? (Пересмотреть статью расходов).
Правильно рассчитать и использовать бюджет семьи: движение денег от их поступления до расходования на товары (услуги) и накопление.
Участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности.
Подготовка детей к труду в домашнем и общественном производстве, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.
Практическая работа:
Далее учащимся предлагается разделиться на 4 группы (семейки). Учащиеся проверят свои знания и навыки в условиях игровой ситуации. Практика показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается 100% активизация деятельности учеников. Соревновательность в работе активизирует учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску. Учащиеся рассаживаются «семейками».
Физкультминутка:
- Упражнения для глаз.
- Двигательные упражнения
Каждая «семейка» обсуждает семейный бюджет, состоящий из доходов и расходов. В конце происходит защита «Семейного бюджета» каждой группы.
Подведение итогов урока:
Молодцы! Все справились с заданием. Какие были трудности в работе? Что нового узнали на уроке?
Рефексия.
Мизинец – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я получил?
Безымянный – близость цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?
Средний – состояние духа. Каким было сегодня мое настроение?
Указательный – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
Большой – бодрость, физическая форма. Что я сделал для своего здоровья
Задание на дом:
Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по английскому зыку по теме: "Семья и слава" для учащихся 10 класса
Данный материал содержит план урока и презентацию, которая используется учителем на разных этапах урока с различными целями: побуждение к высказыванию, снятие языковых трудностей, ключей для самопрове...
Методическая разработка урока в 4 классе "Моя семья. Мы счастливы вместе"
В разработке представлены: лист самооценки, технологическая карта урока, презентация к уроку....
Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)
По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...
Методическая разработка по технологии (5 класс) по теме: Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации
Подробная программа и содержание урока русского язык на основе технологии модерации по теме «Правописание -Ы-И- после –Ц-»...
Методическая разработка урока технологии 5 класса "Лоскутное шитье".
Технологическая карта урока технологии 5 класс. "Лоскутное шитье".Технологическая карта , представленная в виде таблицы, содержит основные этапы урока: актуализация знаний и постановка цели ...
Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс
Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...
Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс
Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...