Методическая разработка урока в 5 классе.
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Городничева Марина Викторовна

Развитие потенциала личности с помощью метода проекта на примере изучения темы: " Новогодние игрушки к празднику своими руками."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной  школы с. Хворостянка, муниципального района Хворостянский, Самарской области.

Методическая разработка урока в 5 классе.

 

  Автор : Городничева М.В.                            

     учитель технологии

первой квалификационной

категории

     ГБОУ СОШ с. Хворостянка

     м.р. Хворостянский,

Самарской

                                           области.

2012г.

Развитие потенциала личности с помощью метода проекта

на примере изучения темы :

«Новогодние игрушки к празднику своими руками.»

Организационная информация

Тема урока: «Новогодняя игрушка».

Предмет:  технология.      

Класс: 5.

Автор урока: Городничева Марина Викторовна, учитель технологии.

Образовательное учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Хворостянка.

Село: Хворостянка, Самарская область.

Методическая информация

Методологическая база:  

1) программа: программы общеобразовательных учреждений: Технология 5 классы. Составитель Симоненко В.Д... Москва: Просвещение, 2007 г.

2) интернет — источники:  

http://gallery.ru/watch?a=3ZO-hGJt

http://www.liveinternet.ru/users/vaksya/post225511298

http://blog.kp.ua/users/petuniiya58/post193285454/


http://www.liveinternet.ru/users/marineka/post193519472/

Тип урока: метод проекта - урок творчества

Цель урока:

  • развитие творческих способностей детей,
  • создать хорошее настроение и вызвать у детей желание самостоятельно украсить кабинет к новогоднему празднику.
  •  создать условия для творческого развития личности ребенка и ситуацию успеха в работе,
  • пробудить интерес детей к работе,
  • воспитание уважительного отношения друг к другу, навыков взаимопонимания,
  • аккуратности, экономного расходования времени на занятии и  материалов, бережного отношения к инструментам.

Образовательная цель:

 - Развитие навыков работы с инструментами и материалами.

 - Развитие и совершенствование приемов и способов выполнения сувениров и игрушек из различных материалов.

- Формирование сознательного отношения к порученному делу.

- Знакомство с технологическими свойствами различных материалов, способами их обработки.

Развивающая цель:

  •     Развивать творческие способности, интерес, умение созерцать красоту    окружающего мира.
  • развитие творческого мышления, способности анализировать, наблюдательности инициативы,
  • развитие творческих способностей детей, при изготовлении изделий своими руками.

Воспитательная цель:

Воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.

Задачи урока:

  • образовательная: познакомить с историей возникновения новогодних игрушек, расширить знания об ассортименте поделок, ознакомить с методом их изготовления.

  • воспитательная: продолжить формирование дисциплинированности, добросовестности, аккуратности;

  • развивающая: развивать координацию движений рук, научить выполнять требования по технике безопасности.
  • Познакомить учащихся с видами украшений к ёлку.
  •  Способствовать развитию детей, умение создавать художественные образы
  • Формировать эстетический вкус.
  • Развивать фантазию, изобразительность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.    
  •  Познакомить с историей развития елочной игрушки.
  •  Учить делать игрушки из разного материала и бумаги ( по принципу оригами )
  •  Учить подбирать материал по цвету, фактуре, эстетически оформляя сделанные игрушки
  • систематизировать понятия выполнения определённого изделия,
  • способствовать активизации познавательной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят, др. ученики в ходе урока:

  • Приобщение детей к истокам национальной культуры, к познанию окружающего мира.
  • Развитие навыков организации досуга.
  • Формирование эстетических навыков.
  • Знание выполнения изделия
  • Умение определять характеристику и технику выполнения действий данного изделия.

Научить:

- технике работы, закрепить полученные навыки на практике.

- Научить схематическому изображению, выделению составных частей, составлять план-схему поэтапного изготовления поделки.

- Обогатить знания детей о возможностях комбинирования материалов.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, дистанционная мышь для управления презентацией, учебник, рабочая тетрадь, готовые работы учащихся, карточки по технике безопасности, инструкционные

Дополнительные материалы: презентация по теме «Новогодние игрушки» индивидуальный раздаточный материал для учащихся: образцы  с техникой выполнения соединения деталей, скотч,  ножницы и пряжа .

Мотивация учащихся: использование ярких образов, выполнение практического задания мотивирует учащихся к осознанному освоению темы;

Возможности использования дидактического материала:

  • педагогом: модули можно использовать учителям, которые работают по другим УМК для визуализации изучения темы  «Подготовка к традиционным праздникам – Новому году».
  • учащимися:  модули могут быть предложены обучающимся для самоподготовки.

Этапы урока

Этапы урока

Время, мин.

  1. Организационный момент.
  • Сообщение темы и цели урока
  • Вводное

5

1

4

  1. Актуальность занятия :
  • Как и чем украсить кабинет к Новому году?
  • Знакомство с Новогодними идеями.( слайды № 1, 2, 3.)
  • Рассмотр вариантов и выбор оптимального ( слайд № 1)
  • Анализ идей и выбор оптимального варианта ( слайды № 4, 5, 6, 7, и № 8 )
  • Определение конкретной задачи и её формулировка  (слайд № 6.

20

2

5

5

5

3

  1. Изучение нового материала:

Практическая часть.

  • Технология изготовление выбранного изделия (слайд № 9, 10, 11, 12 и № 13.)

    Проверка глубины и прочности полученных знаний.

  • Сформированность знаний по технике безопасности.
  • Закрепление теоретических сведений в ходе фронтального опроса.

40

35

2

3

  IV. Закрепление знаний, умений и навыков:

  • Ответы на вопросы.
  • Экономическая обоснованность
  • Экологическая обоснованность
  • Эстетическая обоснованность
  • Качество изделия
  • Оформление кабинета
  • Разработка рекламы
  • Самооценка.

       V. Заключительный этап:

Оценка качества реализации проекта.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Занятие рассчитано на 1 час 20 мин.

8

0.5

0.5

0.5

0.5

1

1

1

3

7.

5

1

1

Методика проведения урока

Ход урока

УУД

1. Организационный момент

  • Приветствие учащихся, проверка явки на урок, заполнение журнала;
  • Проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока

  • Новогодние игрушки к празднику, изготовление игрушки своими руками применяя мини проект.
  •  Практическая работа: заполнение разделов “Творческий проект”; выбор темы для проекта, отбор идей, выполнение поэтапных действий в работе.                                                                                    Вводное.                                                                                                          Каждый год  в декабре встает вопрос: как нарядить кабинет к новому году? Тем более что ребята принимают участие и  в украшении школьной ёлки. А для этого требуются разные по оформлению игрушки. Данный проект может помочь правильно организовать украшение елок, как детям, так и родителям.

                                                                                                             Волшебный, сказочный новогодний праздник у каждого человека ассоциируется с чем-то своим, собственным. Но, наверное, как и у автора статьи, у многих предчувствие праздника появляется одновременно с появлением на прилавках магазинов чудесных, сверкающих и хрупких творений – новогодних игрушек. Это что-то из детства, из глубин памяти – чувство тихой радости, возникающее при одном взгляде на радужный блик, отразившийся от стеклянного круглого бока елочного шарика…                                                                     Один из символов праздника, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю. Еще в конце средних веков жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Несмотря на неоднократный запрет властей, люди приносили в жилища вечнозеленые ветви. По-настоящему модным стало наряжать деревья в первой половине XVI века. Классические правила украшения «рождественского» дерева не изменились и по сей день. «Вифлеемская звезда» на макушке, «яблоки» - сегодня это шары – олицетворяли библейский «запретный плод», горящие свечи (сегодня это всевозможные электрогирлянды). А также в средние века на ветки новогоднего дерева обязательно вешались фигурки из вафель – как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. Надо сказать, что до середины XVIII века украшения были исключительно съедобными. К вышеописанным предметам добавились орехи, сладости и фрукты. Со второй половины XVIII века елочные украшения становятся более нарядными: бумажные цветы, позолоченные еловые шишки и пустые яичные скорлупки, а еще – фигурки из чеканной латуни – феи, ангелы и т.п. Серебряные звездочки, цветы, а также мишура появились в XVIII веке. А в 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками.

В России, как известно, обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввел Петр Первый, и он же повелел, чтобы именно ель стала главным новогодним деревом.

Сегодня в производстве елочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, с удивительно тщательно выписанными пейзажами, картинами русской зимы, а также государственной символикой (например, прошлогодняя серия с изображением московского Кремля). С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» (а иногда так и есть!) игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки… в общем, всевозможный “Hand-made”. А мода на советские ретро-игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей или старинных комодов – туда, где могли быть спрятаны за ненадобностью старые новогодние украшения. Елка, украшенная в стиле «винтаж» уже года два или три считается «писком моды»! К тому же, вам могут попасться поистине уникальные, антикварные экземпляры…

Как и чем украсить кабинет к Новому году?                                                     В преддверии этого праздника актуальность поставленного вопроса очевидна. И этот вопрос нас наталкивает  на проблему, которую нам необходимо решить на уроке                                                                         II. Актуальность занятия.                                                                                        И наша актуальная проблема «Новогодняя игрушка» - какая она?

   Слайд №1                                     слайд № 2              слайд № 3

Ребята выдвигают свои версии.                                                                          Рассмотрим некоторые примеры на слайдах:

1).Это может быть,

 снежинка выполненная из картона и оформленная пуговицами.                                                                                                                      2). Сшитые из трикотажа или фетра забавные зверюшки.                              3). Картонные подвесные изделия.

Теперь наша задача решить, какое изделие мы будем выполнять на уроке, чтобы украсить класс?                                                                                 Будем исходить из того, что умеем, какими навыками обладаем от простого к сложному.                                                                                            Давайте начнём с изготовления снежинки.                                                                   Для начала мы рассмотрим, какие снежинки у нас бывают?                         Ребята активно предлагают и обсуждают  свои варианты, варианты найденные в литературе или интернет ресурсах.

А теперь рассмотрим картинки снежинок на слайдах:

Слайд № 4.

На этом слайде, изображены снежинки изготовленные из бумаги и здесь представлен рисунок, который нужно вырезать, для того чтобы получились снежинки соответствующие номерам.                                                                                                

Слайд № 5.Здесь снежинки изготовлены в технике оригами.                                                                 Снежинки получаются объёмными и красивыми, но на их изготовление потребуется затраты времени гораздо больше, чем на первый вариант.

        

                                                                                   Слайд № 6.

Снежинки на этом слайде изготовлены из полосок бумаги собранных в колечки,  они объемны и необыкновенно -  ажурные. По технике изготовления они проще, чем второй вариант, но не менее красивее.

                                                                               Слайд № 7

Снежинка на этом слайде сделана из картона ( основной контур) и дополнительно украшена пуговицами одного цвета в разных оттенках.

                                                                       Слайд № 8.

Снежинки на данном слайде можно изготовить как из двустороннего картона, так и фетра. По способу изготовления не трудные, нужно лишь усидчивость и сосредоточенность.

Итак рассматривая данные модели нам нужно решить какую модель мы рассмотрим более подробно, для того чтобы её изготовить. Из дома мы принесли двухсторонний скотч, картон и цветную бумагу. Идёт голосование детей, какая модель лучше и на каком варианте остановить свой выбор. Выбор остановился на слайде № 6.

III. Изучение нового материала.

 Практическая часть.

Слайд № 9

На картоне золотистого цвета отмечаем точки  прямоугольника 3/6 см., вырезаем с помощью ножниц. Таких деталей должно быть 10 шт.

На красном картоне рисуем и вырезаем полоски длиной и шириной равным

3/9 см. Таких полосок должно быть 7 шт        

                     

 

Слайд № 10.

С помощью двустороннего скотча соединяем стороны одной полоски, как показано на картинке.

Таким образом идёт соединение всех вырезанных нами полосок.

       Слайд № 11.

Соединяем колечки, золотистую внутри красной, а затем сверху к ним прикрепляем золотистую. Поступаем подобным образом с остальными полосками. Таких деталей должно получится у нас 6 шт.

         Слайд № 12.

Далее все заготовленные колечки прикрепляем к  колечку,  которое составляет основание нашей снежинки

     Слайд № 13.

Двустороннем скотчем соединяем боковые стороны красных колечек. На середине последнего золотистого колечка прикрепляем заготовленную ленточку или нить пряжи формируя петлю.

Изделие готово. Проверяем на качество. Висит прямо, колечки соединены между собой ровно перекосов нет, наше изделие соответствует оригиналу. Таким способом можно изготовить снежинки и из другого цвета картона. Они будут разнообразны и креативны.

  IV. Закрепление знаний, умений и навыков:

Вам понравилось изготовление такой снежинки?

Следует ответ детей.

Давайте ответим на ряд вопросов.

Из чего изготовлена наша снежинка ? (картон, пряжа,  скотч.)

Как вы считаете это экологически чистый продукт? (да)

Данное изделие дорого нам обошлось? (Нет)

Стоит изготавливать такие изделия на праздники? ( да )

А почему? (Разнообразие форм и дешевизна)

Отвечая на данные вопросы мы обосновали экономические, экологические и эстетические расчёты.

А теперь давайте каждый даст адекватную оценку своему изделию:

Дети тянут руки и отвечают.

Кому вы покажете в первую очередь, свою поделку?

Как вы думаете, понравится ваша работа и почему?

Нравится ли вашим близким, что вы умеете делать подарки своими руками?

Что было трудно?

Что понравилось больше всего?

Есть желание изготавливать игрушки своими руками?

Какое бы хотелось сделать изделие?

Ответы, которые прозвучали и есть самооценка к изделию.

Оформление кабинета «Новогодними  игрушками».

Разработка рекламы.

Шары, снежинки и хлопушки -
Новогодние игрушки,
Выбирай здесь цвет любой:
Серебристый, золотой,
Будем ёлку наряжать,
С Новым Годом поздравлять,
Соберём мы всех друзей,
Чтобы было веселей.

    

 V. Заключительный этап:

Оценка качества реализации проекта.

Анализируя проделанную работу можно сделать вывод:

 Задача сегодняшнего занятия мы выполнили. На нашей выставке все изготовленные снежинки. Вы сделали прекрасные поделки. По конструктивным критериям они прочны, по технологическим – оригинальны и рациональны. Мы учли и экологические критерии – использовали материал из бумаги. По эстетическим критериям – красивы. Конечно учтены экономические критерии- они доступны и практичны. Давайте вместе оценим наши работы.

 Рефлексия.

- Что нового узнали?

- С каким приемом познакомились?

Как проявились творческие способности на занятии?

 Домашнее задание.

  1. Продумать конструкцию и оформление новогодней игрушки.
  2. Проявить свои творческие способности.
  3. Изготовить новогоднюю игрушку, согласно выбранной идеи.

Уборка рабочего места.

Я рада вашим успехам сегодня на занятии. Спасибо за урок. Вы талантливые и способные. До следующей встречи.

Смыслооб

- разование

Целепологание

Структурирование знаний.

Поиск и выделение необходимой информации.

Умение осознано строить высказывание в устной форме.

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталон; коррекция.

Поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия; выбор оснований и критериев для сравнения; типологилиза

- ция объектов.

Поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятия; выбор оснований и критериев для сравнения; типологилиза

- ция объектов.

Умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия так и по ходу его реализации.

Умение осознано владеть логическими действиями, делать умозаключения ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии.)

Анализ с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений; умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; Синтез как составление целого из частей; элементы волевой саморегуляции

Умение адекватно использовать речевые средства, для решения различных коммуникативных задач.Овладение основами коммуникативной рефлексией.

Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий на решение учебной и познавательной задачи. Построение логической цепи рассуждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

методическая разработка урока "Семейства класса Двудольные"

данная разработка является конспектом открытого урока для 6 класса "Семейства класса Двудольные"....

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...

"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс

Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...