Рабочая программа технология 2 класс
рабочая программа по технологии на тему

Уханова Ольга Владимировна

Рабочая программа технология 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tehnologiya_2_klass_2013.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по технологии для 2 класса составлена в соответствии

с ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы

Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Фрейтага И.П. «Технология»,

М.: Просвещение, 2012 г.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МОУ «Ялгинская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Технология» во 2 классе отводится 34 ч (1 час в неделю).

Изучение курса «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;

- освоение продуктивной проектной деятельности;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

 - развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Общая характеристика учебного предмета

Теоретической основой данной программы являются:

- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных действий.

- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.

Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов -  «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон.  В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован  принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

- овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;  

- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

- изготовление  преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного  восприятия);

- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;

- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности  совершенствует умение  находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе  идей изготовления многих конструкций и воплощаются  в готовых изделиях.  Изучение технологии предусматривает знакомство  с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и  законов дизайна,  младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми  реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в  учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Коррекция программы: в разделе «Человек и земля» из темы «Народные промыслы» и  «Домашние животные  и птицы» перенести по 1 часу в  тему «Новый год».

Ценностные ориентиры содержания курса

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Предметные результаты

- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

- приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

- приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- соблюдать культурные и трудовые традиции своей семьи;

- использовать возможности природных богатств человеком;

- собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по образцу, технологическому рисунку, условиям;

- сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной деятельности;

- создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, систематизировать);

- планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий,

- оценивать промежуточный и итоговый результат;

- ориентироваться в элементарных экономических сведениях и проводить практические расчеты;

- понимать, что вся работа имеет цену;

- выполнять практические работы с помощью, схем, рисунков, изображений изделий, представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять взаимоположение, соединения их виды и способы);

- выполнять с помощью учителя разметку с опорой на чертеже по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки;

- развивать навыки проектной деятельности – учить думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий;

- создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме.

Научатся:

- находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;

- осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;

- моделировать несложные изделия;

- готовить сообщение на заданную тему;

- осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;

- работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании человеком);

- правильно и экономно расходовать материалы;

- основным правилам работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, шилом и др.);

- соблюдать правила техники безопасности;

- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

- изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу, плану, технологической карте;

- работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само и взаимоконтроль;

- определять свойства, способы использования, виды пластилина.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Давайте познакомимся. (1ч)

Как работать с учебником

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.

Человек и земля. (23 ч)

Деятельность человека на земле. Способы её обработки, значение овощных культур для человека. Наблюдение за ростом растений.

Посуда 4ч.

Материалы, используемые для изготовления различных видов посуды. Глина, пластилин, термопластика, технология изготовления посуды различными способами. Создание проекта «Праздничный стол».

Народные промыслы 4ч.

Знакомство с различными народными промыслами, технологией изготовления, материалами хохломской росписи, дымковской игрушки, городецкой росписи, истории матрёшки. Изготовление изделий в технике народных промыслов.

Домашние животные и птицы 2ч.

Значение лошади для человека. Закрепление навыков разметки по шаблону. Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена и др. Свойства природных материалов. Разметка при помощи кальки. Самостоятельное составление плана.

Новый год 3ч.

История ёлочных игрушек Приёмы изготовления изделий из яичной скорлупы.

Строительство 1 ч.

Особенности деревянного зодчества. Конструкция деревенской избы. Выполнение работы в технике полуобъёмная пластика, свойства яичной скорлупы и технология работы с ней.

В доме 4ч.

Традиции оформления русской избы, правила приёма гостей. Утварь, значение русской печи, материалы и приспособления, используемые в работе печника. Изготовление модели печи из пластичного материала. Ткачество. Структура тканей, переплетение нитей. Мебель, традиционная для русской избы. Конструирование мебели из картона.

Народный костюм. 4ч.

Национальный костюм и особенности его украшения. Создание национального костюма. Изучаем виды швов и стежков. Тамбурный стежок.

Человек и вода (3ч)

Значение рыболовства для человека. Участие в проекте «Аквариум».

Человек и воздух (3ч)

Использование силы ветра человеком.

Человек и информация (3ч)

Поиск информации в Интернете. Практическая работа «Ищем информацию в Интернете»

Подведение итогов (1ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Давайте познакомимся

1

2

Человек и земля

23

3

Человек и вода

3

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

4

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование учебного материала по технологии

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

 проведения по плану

Дата

проведения фактически

Раздел 1. Здравствуй, дорогой друг (1 час)

1

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.

1

Раздел 2. Человек и земля (23часа)

Земледелие (1 час)

2

Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука»

1

Посуда (4 часа)

3

Изделие «Корзина с цветами»

1

4

Композиция из пластилина. Изделие «Семейка грибов на поляне».

1

5

Тестопластика. Изделие «Игрушка – магнит из теста»

1

6

Проект «Праздничный стол»

1

Народные промыслы (4 часов)

7

Работа с папье-маше. Золотая хохлома.

1

8

Работа с бумагой. Аппликация. Городецкая роспись.

1

9

Работа с пластилином. Дымковская игрушка.

1

10

Работа с текстильными материалами. Матрёшка.

1

Домашние животные и птицы (2 часа)

11

Лошадь в жизни человека. Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Лошадка» (игрушка).

1

12

Домашние птицы. Работа с природными материалами. Мозаика. Изделие «Курочка из крупы» или «Петушок» (композиция). Проект «Деревенский двор».

1

Новый год (3 часа)

13-15

Новый год. Работа с праздничными материалами. Изделия «Новогодняя маска», «Елочные игрушки».

1

Строительство (1 час)

16

Работа с бумагой. Полуобъемная пластика. Изделие «Изба» или «Крепость» (композиция).

1

В доме (4 часа)

17

Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие «Домовой».

1

18

Проект: «Убранство избы». Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Лепка. Изделие «Русская печь» (композиция).

1

19

Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик».

1

20

Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Стол и скамья».

1

Народный костюм (4 часа)

21

Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция).

1

22

Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделие «Костюмы Ани и Вани».

1

23

Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделие «Кошелек».

1

24

Работа с ткаными материалами. Вышивание. Изделие «Салфетка».

1

Раздел 3. Человек и вода (3часа)

Рыболовство (3 часа)

25

Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие «Золотая рыбка» (композиция).

1

26

Работа с природными материалами. Конструирование. Проект «Аквариум». Изделие «Аквариум».

1

27

Работа с бумагой. Аппликационные работы. Изделие «Русалка».

1

Раздел 4. Человек и воздух (3часа)

Птица счастья (1 час)

28

Птица счастья. Работа с бумагой. Оригами. Изделие «Птица счастья».

1

Использование ветра (2 часа)

29

Использование ветра. Работа с бумагой. Моделирование. Изделие «Ветряная мельница».

1

30

Работа с фольгой. Флюгер и его назначение.

1

Раздел 5. Человек и информация (4часа)

Книгопечатание (1 час)

31

Книгопечатание. Работа с бумагой и картоном. Изделие «Книжка-ширма».

1

Поиск информации в Интернете (2 часа)

32-33

Практическая работа «Ищем информации в Интернете».

2

34

Подведение итогов за год.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа: "Технология" 5-9 класс (мальчики)

Рабочая программа по технологии в 5-9 классах для мальчиков под редакцией В.Д. Симоненко. Технология: "Технический труд"....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа. "Технология. Технологии ведения дома"

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарнр-тематическое планирование....

Рабочая программа Технология 5-8 класс по авторской программе Е.С. Глозмана

Аннотация к рабочей программе по технологии (5-8 класс) ФГОСРабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии: с требованиями Федерального Государственного образовательного стан...