«ТЕХНОЛОГИЯ (ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» КАК ПРЕДМЕТ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья по технологии на тему

Лобода Александр Павлович

Нужен ли сейчас в школе такой предмет как «Технология (индустриальные технологии)», особенно для мальчиков? Должны ли ребята уметь забить гвоздь, отремонтировать кран или выполнить другой мелкий ремонт бытовых предметов, то есть уметь делать то, что положено уметь делать настоящему мужчине.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ТЕХНОЛОГИЯ (ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» 

КАК ПРЕДМЕТ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Время неудержимо движется вперед, меняется окружающий нас мир, а вместе с ним – меняемся и мы. Нужен ли сейчас в школе такой предмет как «Технология (индустриальные технологии)», особенно для мальчиков? Должны ли ребята уметь забить гвоздь, отремонтировать кран или выполнить другой мелкий ремонт бытовых предметов, то есть уметь делать то, что положено уметь делать настоящему мужчине. Ведь у многих из ребят, по их мнению весомый аргумент, за деньги мне всё сделают или отремонтируют и самому нет особой необходимости уметь это делать.

На сегодняшний день, уроки технологии это единственный предмет, на которых обучающиеся создают собственный практический продукт, который для них личностно значим. Учатся получать из заготовки (деревянной или металлической) – путём изменения её размеров, формы, свойств поверхности и самого материала готовый предмет своего труда. Предмет закладывает ту базу умений и навыков, которые учащиеся будут передавать своим будущим детям.

Мы живём в быстро меняющемся мире, где, кажется, невозможно найти надёжные точки опоры и в этих условиях, возникает вопрос, как повысить интерес и заинтересованность со стороны мальчиков к предмету «Технология (индустриальные технологии)» в этом современном стремительно меняющемся мире. Одно из направлений, которое на наш взгляд позволит, повысить интерес к изучению предмета, это использование инноваций в образовательной деятельности. Использование новых знаний, приёмов, подходов, методов активного и интерактивного обучения, перед которыми стоит цель повысить заинтересованность к предмету особенно среди учеников 6-х, 7-х классов.

Применение компьютерных - технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В данный момент имеется довольно широкий интерактивный «набор технологий» для успешного усвоения учебного процесса — это электронные учебники, виртуальные лекции и экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним.

Внедрение информационных и коммуникационных - технологий в практику работы школьного учителя является одной из важных стратегий в условиях реализации ФГОС. Любое учебное занятие можно оживить внедрением технических средств обучения (ТСО). Сегодня трудно представить урок «Технологии (индустриальные технологии)» для мальчиков без использования цифровых технологий, а именно мультимедийных установок.

Мультимедийные презентации являются одним из современных и актуальных средств обучения, которые применяются на любом этапе учебного занятия по дисциплине «Технология (индустриальные технологии)» для мальчиков:

- для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса;

- для сопровождения объяснений учителя новых тем урока (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты);

- как информационно-обучающее пособие;

- для контроля знаний (тестирование);

- для подведения итогов учебного занятия (выводы, ответы на поставленный вопрос, рефлексия);

- для проведения тренинга (составление кроссворда по теме урока и др.).

- для сопровождения выступлений ученика во время защиты творческих проектов.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом 

При использовании на уроке мультимедийных презентаций структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

При использовании презентации необходимо:

  • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.;
  • дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся.

Использование мультимедийных - технологий на уроке позволяет сделать обычные учебные занятия зрелищными и запоминающимися. Мультимедиа даёт возможность подготовить для конкретных уроков конспекты-презентации иллюстративного и информационного характера, содержащие краткий текст, основные формулировки, схемы, рисунки, фотографии, видеофрагменты.

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы (иллюстрации, чертежи, кинофрагменты и др.). На экране могут также появляться технические определения, схемы, конструкторская и технологическая документация которые ученики списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает больше дать материала.

Использование мультимедиа-презентаций можно рассматривать, прежде всего, как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что 75% учеников - являются визуалами. Мультимедиа представляет информацию в различных формах и тем самым делает процесс обучения более эффективным. Ещё в древности, Конфу́ций — сказал: - я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и помню. Это высказывание, и по сей день является актуальным особенно, для такого предмета, как «Технология (индустриальные технологии)».

Применение компьютерного тестирования также повышает результативность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Тесты на экране могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученики записывает в тетради или на специальном бланке ответов. Смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании ребят изучать данный раздел.

Важную роль для освоения нового материала играют мультимедийные технологии при выполнении учащимися домашних заданий. Программой самостоятельной работы обучающихся предусмотрено выполнение таких мультимедийных презентаций для 7-х классов:

- Назначение и устройство токарно-винторезного станка;

- Нарезание наружной и внутренней резьбы;

- Художественная обработка древесины;

- Мозаика;

- Мозаика с металлическим контуром.

Мультимедийных презентаций для 6-х классов:

- Заготовка древесины, пороки древесины;

- Свойства древесины и ряд других не мене интересных тем.

Деятельность учителя при организации данного вида задания заключается в том чтобы:

- рекомендовать ребятам справочную литературу по определённой теме или разделу;

- сообщить информацию о способах структурирования материала;

- консультировать учащихся при возникновении у них затруднений;

- оценить работу ребят в контексте занятия.

В этом случае использования мультимедийных - технологий учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывает им нужную помощь и поддержку.

Деятельность учеников при выполнении данного видя задания предполагает;

- изучить информацию по теме;

- провести системно-структурный анализ содержания;

- выделить главное (ядро), второстепенные элементы и логическую взаимосвязь;

- выбрать форму (оболочку) графического отображения;

- собрать структуру воедино;

- критически осмыслить вариант и попытаться его модифицировать (упростить в плане устранения избыточности информации и повторений);

- провести графическое и цветовое оформление презентации;

- составить аннотацию (краткий рассказ) о содержании работы и озвучить его на уроке.

Таким образом, при подготовке мультимедийных презентаций ребята приобретают опыт самостоятельно работать с учебной, справочной и другой технической литературой. У них появляются заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание сделать дополнительные задания. При выполнении таких заданий у ребят проявляется самоконтроль, они учатся оценивать себя и своих одноклассников. Кроме того, структурная компоновка мультимедийной презентации развивает у детей системное и аналитическое мышление.

Важным элементом данного задания является и то, что учитель может осуществить разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Вследствие применения мультимедийных - технологий на уроках «Технологии (индустриальные технологии)» ребята учатся добывать и обрабатывать необходимую для практической работы, для проектной деятельности техническую информацию в том числе с использованием интернете.

Обучение с использованием мультимедийных презентаций на уроках «Технология (индустриальные технологии)» - инновационная стратегия в условиях реализации ФГОС, позволяющая создавать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной, технической и индустриальной культуры личности. Все это в совокупности будет способствовать в — достижении желаемого результата или способов преобразования данного в необходимое. То есть тому, что заложено в определение «Технология», создавать собственный практический продукт, который для детей личностно значим.

Список использованных источников:

1. Ахлестина Н.Н. Мультимедийная презентация как современное средство обучения. Качество современного образования в условиях реализации ФГОС: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции/Под ред. С.А. Медведевой Т.В. Манухиной. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – с. 53.

2. Бычков А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа — 2015 - №6.-с. 83.

3. Дебердеева. Т X Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. X. Дебердеева // Инновации в образовании. - 2015. - № 3. – с. 79.

4. Ягудина. Р И, Информационные технологии на уроках литературы в старших классах {Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г Москва, апрель 2012 г) М.: Буки-Веди, 2012.- с 360-361.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по Технологии (Индустриальные технологии) 5-9 кл.

Программа по УМК "Алгоритм успеха", А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, 5-8 класс, Вентана-Граф.9 класс - Черчение и графика, ознакомительный курс....

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

Рабочая программа учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» для 5-9 классов

Рабочая программа учебного предмета Технология.индустриальные технологии для 5 класса по ФГОСТ второе поколение...

Рабочая программа учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» для 5-9 классов

Рабочая программа учебного предмета Технология.индустриальные технологии для 5 класса по ФГОСТ второе поколение...

Написание проектной работы по предмету Технология - Индустриальные технологии

Данный материал поможет учащимся соориентировавться в написании своей проектной работы....

Рабочая программа по предмету "Технология. Индустриальная технология" для 5 класса с учетом требований ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на основе авторской программы А.Т. Тищенко, Н.В. Синицы "Технология: программа 5-8 классы"...

ПРЕДМЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ (ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Время неудержимо движется вперед, меняется окружающий нас мир, а вместе с ним – меняемся и мы. Нужен ли сейчас в школе такой предмет как «Технология (индустриальные технологии)», для...