ПРЕДМЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ (ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
статья по технологии (7 класс)

Лобода Александр Павлович

Время неудержимо движется вперед, меняется окружающий нас мир, а вместе с ним – меняемся и мы. Нужен ли сейчас в школе такой предмет как «Технология (индустриальные технологии)», для мальчиков? Должны ли ребята уметь забить гвоздь, отремонтировать кран или выполнить другой мелкий ремонт бытовых предметов, то есть уметь делать то, что положено уметь делать настоящему мужчине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet_tehnologiya_industr_tehn_v_sovr_shk.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТ «ТЕХНОЛОГИЯ (ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» 

И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Время неудержимо движется вперед, меняется окружающий нас мир, а вместе с ним – меняемся и мы. Нужен ли сейчас в школе такой предмет как «Технология (индустриальные технологии)» для мальчиков? Должны ли ребята уметь забить гвоздь, отремонтировать кран или выполнить другой мелкий ремонт бытовых предметов, то есть уметь делать то, что положено уметь делать настоящему мужчине. Многие из ребят, ошибочно считают что, за деньги можно всё починить или отремонтировать, что самому учиться это делать нет особой необходимости.

На сегодняшний день, уроки технологии это единственный предмет, на которых обучающиеся создают собственный практический продукт, который для них личностно значим. Учатся получать готовый предмет своего труда из деревянной или металлической заготовки – путём изменения её размеров, формы или свойств. Предмет технология – это предмет который имеет межпредметные связи почти со всеми образовательными предметами средней школы такие как, математика, химия, физика, русский язык, иностранные языки, черчение, ОБЖ, физкультура, информатика и многие другие.

Предмет технология закладывает ту базу знаний, умений и навыков, которые ребята, а в последующем родители, будут передавать своим детям.

В этих условиях, возникает вопрос, как повысить интерес и заинтересованность со стороны мальчиков к предмету «Технология» в этом современном стремительно меняющемся мире. Одной из важных стратегий в условиях реализации ФГОС, которое позволит, повысить интерес к изучению предмета среди учеников 5-х, 6-х, 7-х и 8-х классов, это использование информационных и коммуникационных - технологий в работе школьного учителя.

Применение информационных и коммуникационных компьютерных - технологий в обучении это одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса. В данный момент имеется довольно широкий интерактивный «набор технологий» для успешного усвоения учебного процесса — это электронные учебники, виртуальные лекции и экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним.

Использование мультимедийных - технологий на уроке позволяет сделать обычные занятия зрелищными и запоминающимися. Мультимедиа даёт возможность подготовить для конкретных уроков конспекты-презентации иллюстративного и информационного характера, содержащие краткий текст, основные формулировки, схемы, рисунки, фотографии, видеофрагменты.

Мультимедийные презентации являются актуальным способом обучения, их можно применять на любом этапе учебного занятия с мальчиками по дисциплине «Технология»:

- для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса;

- для сопровождения объяснений новых тем;

- как информационно-обучающее пособие;

- для контроля знаний (тестирование);

- для подведения итогов учебного занятия (выводы, ответы на поставленный вопрос, рефлексия).

При использовании на уроке мультимедийных презентаций структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы урока, возможно изменение, только их временные характеристик.

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы (иллюстрации, чертежи, кинофрагменты и др.). На экране могут также появляться технические определения, схемы, конструкторская и технологическая документация которые ученики списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает больше дать другого материала.

Использование мультимедиа-презентаций можно рассматривать, прежде всего, как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что 75% учеников - являются визуалами. Мультимедиа представляет информацию в различных формах и тем самым делает процесс обучения более эффективным. Ещё в древности, Конфуций — сказал: - я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и помню. Это высказывание, и по сей день является актуальным особенно, для такого предмета, как «Технология (индустриальные технологии)».

Важную роль для освоения материала по предмету играют выполнение ребятами творческих проектов – самостоятельной творческой, итоговой работы, показывающей, насколько успешно в течение года был освоен изучаемый материал. Для защиты своих творческих проектов, ученики 6, 7 и 8-х классов так же используют мультимедийные презентации. Что позволяет сделать защиту более «живой», информативной и насыщенной.

В приведенном выше примере с защитой ребятами творческих проектов с использованием мультимедийных - технологий учитель выступает как организатор и руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывает им нужную помощь и поддержку.

Деятельность учеников при выполнении данного вида задания предполагает:

- изучить информацию по теме проекта;

- выделить главное (ядро), второстепенные элементы и логическую взаимосвязь;

- выбрать форму (оболочку) графического отображения;

- провести графическое и цветовое оформление презентации;

- составить аннотацию (краткий рассказ) о содержании работы и озвучить его на уроке.

Применение технических средств обучения на уроках «Технологии» ребята учатся добывать и обрабатывать необходимую для занятий и своих творческих проектов необходимую им информацию, используя электронную учебную, справочную и другую техническую литературу, а так же с использованием интернета. При подготовке защиты творческих проектов с использованием мультимедийных презентаций ребята приобретают опыт самостоятельной работы, у них появляются мотивация в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять новые боле сложные задания.

Кроме того, при выполнении таких заданий ребята проявляют самоконтроль и самооценку, а структурная компоновка мультимедийной презентации развивает у них системное и аналитическое мышление.

Важным элементом данного задания является то, что учитель может осуществить разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Обучение с использованием мультимедийных презентаций на уроках «Технологии (индустриальные технологии)» - инновационная стратегия в условиях реализации ФГОС, позволяющая создавать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной, технической и индустриальной культуры личности. Все это в совокупности будет способствовать в — достижении желаемого результата или способов преобразования данного – в необходимое. То есть тому, что заложено в определение «Технология», создавать собственный практический продукт, который для детей личностно значим.

Список использованных источников:

1. Лобода А.П. Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС в контексте предмета «Технология»: Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.А. Медведевой Т.В. Манухиной. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – с. 130.

2. Ахлестина Н.Н. Мультимедийная презентация как современное средство обучения. Качество современного образования в условиях реализации ФГОС: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.А. Медведевой Т.В. Манухиной. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – с. 53.

3. Бычков А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа — 2015 - №6.-с. 83.

4. Дебердеева. Т X Новые ценности образования в условиях информационного общества / Т. X. Дебердеева // Инновации в образовании. - 2015. - № 3. – с. 79.

5. Ягудина. Р И, Информационные технологии на уроках литературы в старших классах (Текст) // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г.Москва, апрель 2012 г) М.: Буки-Веди, 2012.- с 360-361.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по Технологии (Индустриальные технологии) 5-9 кл.

Программа по УМК "Алгоритм успеха", А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, 5-8 класс, Вентана-Граф.9 класс - Черчение и графика, ознакомительный курс....

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

Рабочая программа учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» для 5-9 классов

Рабочая программа учебного предмета Технология.индустриальные технологии для 5 класса по ФГОСТ второе поколение...

Рабочая программа учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» для 5-9 классов

Рабочая программа учебного предмета Технология.индустриальные технологии для 5 класса по ФГОСТ второе поколение...

Написание проектной работы по предмету Технология - Индустриальные технологии

Данный материал поможет учащимся соориентировавться в написании своей проектной работы....

«ТЕХНОЛОГИЯ (ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)» КАК ПРЕДМЕТ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Нужен ли сейчас в школе такой предмет как «Технология (индустриальные технологии)», особенно для мальчиков? Должны ли ребята уметь забить гвоздь, отремонтировать кран или выполнить другой ...

Рабочая программа по предмету "Технология. Индустриальная технология" для 5 класса с учетом требований ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на основе авторской программы А.Т. Тищенко, Н.В. Синицы "Технология: программа 5-8 классы"...