Главные вкладки

    Урок по Технологии «Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов», 6 класс
    план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме

    Пресняков Алексей Евгеньевич

    Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

    Предмет: Технология

    Класс: 6

    Автор УМК: Синица Н.В., Самородский П.С.

    Тема урока: Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

    Тип урока: Урок объяснения нового материала.

    Цель урока: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия с технологическим  объектом труда – токарным станком  СТД-120М

    Оборудование:

    ·                   Компьютер, проектор, экран;

    ·                   Презентация «Устройство токарного станка СТД-120М»

    ·                   Натуральный объект - Токарный станок СТД- 120М,

    ·                   карточки «Основные части токарного станка», «Правила техники безопасности»

    Планируемые результаты обучения

    Личностные результаты:

    - Формирование познавательного интереса и умения проявлять активность в освоении новых знаний.

    Предметные результаты:

    - Понимание и определение устройства токарного станка;

    - Умение подготавливать техническое устройство к работе.

    Метапредметные результаты:

    ·                   Регулятивные:

    - Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;

    ·                   Познавательные:

    - Умение анализировать и делать  выводы;

    - Находить информацию и извлекать главное из информации;

    - Умение определять логическую последовательность в работе над объектом труда

    ·                   Коммуникативные:

    - Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

    - Отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности;

    - Формировать  умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической форме;

    - Распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_tehnologii_6_kl_mashinnaya_obrabotka_drevesiny.doc263.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение Курмышская средняя школа

    Пильнинского муниципального района Нижегородской области

    Конкурс: «Фестиваль методических идей»

    Номинация: «Урок по любому предмету школьного курса в соответствии с ФГОС»

    УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ

    «ТЕХНОЛОГИИ МАШИННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

    Автор: Пресняков Алексей Евгеньевич

    Должность: учитель технологии

    Стаж работы:  8 лет

    Телефон: 8(831) 9243229

    kurm-shcola@yandex.ru

    Курмыш

    2017

    Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

    Предмет: Технология

    Класс: 6

    Автор УМК: Синица Н.В., Самородский П.С.

    Тема урока: Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов

    Тип урока: Урок объяснения нового материала.

    Цель урока: Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия с технологическим  объектом труда – токарным станком  СТД-120М

    Оборудование: 

    • Компьютер, проектор, экран;
    • Презентация «Устройство токарного станка СТД-120М»
    • Натуральный объект - Токарный станок СТД- 120М,
    • карточки «Основные части токарного станка», «Правила техники безопасности»

    Планируемые результаты обучения

    Личностные результаты:

    - Формирование познавательного интереса и умения проявлять активность в освоении новых знаний.

    Предметные результаты:

    - Понимание и определение устройства токарного станка;

    - Умение подготавливать техническое устройство к работе.

    Метапредметные результаты:

    • Регулятивные:

    - Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;

    • Познавательные:

    - Умение анализировать и делать  выводы;

    - Находить информацию и извлекать главное из информации;

    - Умение определять логическую последовательность в работе над объектом труда

    • Коммуникативные:

    - Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

    - Отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности;

    - Формировать  умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической форме;

    - Распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

    Ход урока

    Деятельность

    учителя

    Деятельность учащихся

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Этап 1 – Организационный момент

     Здравствуйте, ребята! Все ли присутствуют сегодня? Кто дежурный? Спасибо, начинаем наш урок. Ребята, будьте внимательны, выполняйте все требования учителя, слушайте учителя и друг друга, не стесняйтесь  высказывать свое мнение. Тем самым знания, полученные сегодня  на уроке,  будут полезным для вас в будущем.

    Проверяет готовность обучающихся к уроку.

    Создание доброжелательной атмосферы сотрудничества.

    Мобилизация внимания, уважение к окружающим

    Целеполагание

    Планирование учебного сотрудничества

    Этап 2 -  Актуализация знаний

    Наш сегодняшний урок мне хотелось  бы начать высказыванием великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние, но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья». Как вы понимаете это высказывание?

    Как мы с вами усвоили из предыдущих уроков, профессия столяра очень востребована и в современном обществе, так как она многопрофильная. Благодаря деятельности столяра изготавливается мебель, двери и окна, а также различные изделия из дерева.  Рабочее место столяра – чаще всего верстак или современные его модификации. Столяр хорошо разбирается в чертежах, сам разрабатывает и изготавливает их к различным изделиям из дерева и заменяющих его материалов.

    В своей работе столяры используют не только ручные инструменты, но и деревообрабатывающие машины. Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя и скажите каким, из находящихся здесь станков, можно обрабатывать деревянные заготовки? Правильно, делаем вывод, что темой сегодняшнего урока будет? (технологии машинной обработки древесины и древесных материалов). А целью?  (Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия с технологическим  объектом труда – токарным станком  СТД-120М).

    Зачитывает высказывание. Задает вопрос и выслушивает мнения учащихся.

    Создает условия для возникновения интереса к открытию новых знаний, включения в учебную деятельность.

    Создание проблемной ситуации подведение учащихся к формулировке темы урока и ее восприятию. Ответы на вопросы.

    Демонстрация презентации к уроку.

    Активная деятельность по принятию проблемной ситуации, формулировке цели урока.

    Ответы на вопросы, работа в парах.

    Решение проблемы.

    Построение логической цепи рассуждений, доказательство гипотез.

    Инициативное сотрудничество в поиске  и выборе информации.

    Целеполагание, планирование

    Этап 3 - Изучение новых знаний и способов деятельности

    Молодцы ребята, вы правильно определили тему урока. И чтоб достичь нашу цель мы должны изучить с вами устройство станка СТД-120 М.

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9680_a442a8aaf3bcc7d85af311ed674b75be.jpeg.jpg

    Основными элементами данного станка являются: станина (1); передняя бабка (2); вал электродвигателя (3); шпиндель (4); ременная передача (5); подручник с каретой (6); задняя бабка (7); кнопки «Пуск» и «Стоп» (8).

    Кроме того изучим технику безопасности на токарном станке, инструменты для работы на нем.

    Для начала ознакомимся с основными правилами безопасного труда при работе на токарном станке: не включать станок без разрешения учителя; проверить заготовку, она должна быть без сучков и трещин; надежно крепить заготовку; на рабочем месте не должно быть ничего лишнего; проверить рабочий инструмент; ручки стамесок должны быть без трещин и прочно насажены; заправить одежду, застегнуть все пуговицы, длинные волосы убрать под бирет;  при пуске станка надеть защитные очки; следить за расстоянием между подручником и заготовкой. При его увеличении передвинуть подручник, остановив работу станка; во время работы не отвлекаться, не отходить от станка; все настроечные операции проводить только при отключенном станке; не останавливать вращение заготовки руками; При обнаружении неисправностей, немедленно отключить станок и сообщить учителю.

    После знакомства с техникой безопасности освоим основные инструменты для работ по дереву на токарном станке. Точение заготовки производят с помощью специальных стамесок.

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9680_a4aa850b8b5b8f595c34f0ff90e91d51.jpeg.jpg

    Полукруглые стамески (а, б) применяют для черновой профильной обработки древесины, а стамески с косыми (угловыми) режущими кромками (в) - для чистовой обработки поверхностей, а также для вытачивания конусов и подрезания торцов. Стамески должны быть остро заточенными и с неповрежденными ручками. Заточку стамесок выполняет только учитель!

    Теперь, когда мы познакомились с основными инструментами для работы на токарном станке, давай те изучим технологию токарных работ по обработке древесины.

    Процесс точения не имеет сложных операций и заключается в том, что с обрабатываемой заготовки снимается поверхностный слой в виде стружки. При этом заготовка вращается, а стамеска перемещается относительно заготовки, опирая на подручник.

    После включения станка берут стамеску в правую руку, устанавливают на подручник, не касаясь заготовки, и сверху левой рукой прижимают к подручнику.  

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9680_fdc646b29cb701a0f7065f81fc3943d4.jpeg.jpg

    Вначале выполняют черновое (грубое) точение полукруглой стамеской. При этом медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и плавными перемещениями стамески влево и вправо снимают стружку.

    Чистовое точение выполняется косой стамеской. При этом стамеску опирают ребром на подручник со стороны тупого угла.

    Кроме того большое значение имеет подготовка заготовки для точения. Если торец заготовки имеет форму квадрата или другую не цилиндрическую форму, то для выставления центра на торцах проводят диагонали.  Потом с помощью рубанка сострагивают ребра, придавая форму восьмигранника заготовке.

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9680_447982b7d62b42466e15d13d90f5aa35.jpeg.jpg

    Для крепления заготовки в станке, в одном торце делается запил глубиной 2-3 мм для трезубца а у другого находится цент. После этого заготовку закрепляют на станке, при этом учитывая, что расстояние между заготовкой и подручником должен быть минимальным (2-3 мм).

    Нельзя допускать врезания острого угла стамески в заготовку - это может привести к выбросу стамески и нанести травму!

    После остановки станка заготовку снимают, пилой отрезают лишние торцы и зачищают их шлифовальной шкуркой, либо напильником.

    Демонстрация презентации к уроку.

    Объясняет новый материал.

    Учитель предлагает учащимся совместно спланировать работу по открытию новых знаний, используя карточки «Основные части  токарного станка»  

    Учитель предлагает учащимся совместно спланировать работу по открытию новых знаний, используя карточки «Правила техники безопасности»  

    Задает вопросы на уточнение  информации, полученной из презентации

    Учитель демонстрирует презентацию, акцентируя внимание  на проблемных точках    

    Построение логической цепи рассуждений

    Учащиеся     в тетради прописывают план  дальнейшей работы по освоению новых знаний    

    Умение слушать и слышать

    Умение  аргументировано предложить и доказать варианты своего решения  

    Устанавливать последовательное действие по выполнению задания

    Устанавливать последовательное действие по выполнению задания

     

    Этап 4- Физическая минутка

    1.В сторону отложим учебник и тетрадь,

    В работе нужен отдых – это надо знать!

    Пальчики по парте отбивают такт,

    Словно на рояле играет музыкант.

    А теперь мы встанем с ваших мест друзья

    И поаплодируем – без этого нельзя!

    Влево мы посмотрим, а затем направо,

    А теперь, ребятки, мы посмотрим прямо.

    Глазками покрутим по стрелке часовой,

    Вверх поднимем ручки, сомкнём над головой.

    Сделаем глубокий очень вдох, друзья,

    Жить без кислорода нам никак нельзя.

    Ручки опустили, на носочки поднялись,

    Сели, успокоились, работой занялись.

    Взяли мы учебник, взяли мы тетрадь,

    Снова мы готовы знания получать!

    2. Рубанок, стамеска, ножовка на время забудьте о нас,

    Минутная тренировка зовёт к себе нас.

    Сегодня мы много трудились и много труда впереди.

    Усталость у нас накопилась, закончились силы, смотри.

    Мы руки на пояс положим, и в сторону будет наклон,

    В другую - сделаем тоже, а дальше будет поклон.

    Посмотрим своими глазами сначала на нос, потом вдаль,

    Затем снизу вверх посмотрим, как будто рвём календарь.

    Поднимем вверх правую руку, а левую прямо вперёд,

    Теперь поменяем руки и сделаем наоборот.

    На улице солнышко светит, на улице птичка поёт,

    И мы улыбнёмся в ответ ей несколько раз наперёд.

    Закончилась тренировка, и мы отдохнули, друзья.

    И сил для работы набрались, усталость от нас ушла.

    Рубанок, стамеска, ножовка снова встречайте нас,

    «Учитель, к работе готовы!». «Прекрасно, ребята! Сейчас».

    Контроль за выполнением и проведением физкультминутки

    Выполняют физические упражнения для укрепления здоровья.

    Этап 5 –  Закрепление пройденного материала

    Под присмотром учителя после объяснения техники безопасности и правил работы на токарном станке ученики выполняют подбор и установку заготовки, крепление подручника и пробное точение цилиндрической поверхности разным видом стамесок. Кроме того в процессе точения заготовки по заданному чертежу ученики закрепляют умение читать чертежи.

    А так же при выполнении работы проверка: организации рабочих мест и соблюдения правил технике безопасности, правильности выполнения приемов при обработке детали и соблюдения технологической последовательности операций, соблюдения размеров детали согласно чертежу.

    http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/9680_4037a4b2cef0cd4bc03c3e8f49d7de65.jpeg.jpg

    Уборка мастерской.

    Выдача  и объяснения задания учащимся.

    Контроль за выполнением практической работы на станке.

    Учитель мотивирует учащихся к организации работы по самопроверке и взаимопроверке изученного материала по заготовленным карточкам.

    Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности на уроке.

    Построение плана работу по выполнению работы.

    Самоопределение

    Сотрудничество, уважение, управление поведением партнера, контроль, коррекция

    Контроль, коррекция

    Осознание того, что усвоено.

    Планирование деятельности по достижению результата урока

    Этап 6 - Подведение итогов занятия

    Анализ допущенных ошибок при выполнении практической работы.

    Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Какой же мы можем сделать вывод по нашему уроку.

    Мы достигли поставленной в начале урока цели?

    Ребята, что вы сегодня узнали нового?

    Какие навыки были закреплены на уроке?  

    Знания, по каким предметам вам понадобились на уроке?

    Выставление оценок за работу на уроке.

    Учитель организует учащихся на выявление  и анализ допущенных ошибок.

    Самоопределение, самоконтроль.

    Контроль, коррекция.

    Осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

     Контроль, коррекция.

    Осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

    Этап 7 -  Рефлексия

    Ребята, теперь мы с вами можем определить, каким способом было изготовлено любое изделие из дерева. Кроме того сами можем подобрать и подготовить заготовку для будущего изделия. Часто вы в общении между собой показываете класс (палец вверх). Давай те же, как итог нашего урока покажем класс кому урок понравился. С вами приятно и интересно было сегодня работать. Спасибо за продуктивную работу. До свидания, до новых встреч в нашей учебной мастерской.

    Учитель организует  рефлексивную деятельность на уроке. Мотивирует учащихся к высказыванию собственной оценки действий по открытию новых знаний.

    Осознавать успешность своей деятельности.

    Умение слушать, слышать, вступать в диалог с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

    Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

    Список литературы:

    1.Технология. 6 класс ФГОС: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д.Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2015год.;

    2. Занятия по трудовому обучению 6-7 «Обработка древесины, металла, электротехнические и другие работы» под редакцией проф. Д.А. Тхоржевского, Москва, «Просвещение», 1990

    3. Занятия по техническому труду в школьных мастерских 7-8 классы  под редакцией А.Г.Дубова, Москва, «Просвещение», 1972


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов».

    Урок по технологии в 7 классе на тему "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов".  Изготовление укладочного ящика под учебныеCD диски для школьной библиотеки....

    План-Конспект урока по технологии 5 класс Тема «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий»

    Ознакомление учащихся со значением древесины как конструкционного материала в народном хозяйстве страны, ее породами, строением, основными видами пороков и применением. Презентация к материалу....

    план-конспект урока в 5 классе "Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов"

    Ознакомить учащихся  с устройством столярного верстака, способами закрепления заготовок при различных видах обработки древесины ручными инструментами, воспитывать у учащихся чувство ответственног...

    ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

    Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

    Тестовые задания на проверку итоговых знаний учащихся в освоении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»

    Тестовые задания на проверку итоговых знаний учащихся в освоении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»Данные задания помогут ученику понять и определить в ...

    ТЕХНОЛОГИИ МАШИННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

    Здесь представлена технологическая карта урока в соответствии с ФГОС ООО...

    Проверочная работа по знаниям 5 класс темы «Творческий проект» и «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов»

    Проверочная работа по знаниям 5 класс темы «Творческий проект» и «Технология ручной обработки древесины и древесных материалов»...