Рабочая программа по технологии в 5 классе
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Матыцина Надежда Николаевна

Рабочая пограмма по технологии для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obslu_trud_5_kl.docx52.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Фащёвка

Грязинского муниципального района  Липецкой области

Рассмотрено на заседании ШМО                                                   Утверждаю.

Руководитель  ШМО                                                                         Директор МБОУ СОШ

_______________/Е.Б.Татаринова /                                                       села Фащёвка

                                                                                                        _____/Федерякина С.В.                                                      

Протокол №_______от                                                              

   «_____»______________2017 г.                                                   Приказ № ____

                                                                                                         от______________2017 г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«Технология. Обслуживающий труд»

для 5 класса

на 2017/ 2018 учебный год

                                      

Учитель, реализующий программу  учебного предмета,

Матыцина Надежда  Николаевна

Пояснительная записка

         Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы технологической культуры и грамотности учащейся молодежи. В связи с этим особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к трудовой деятельности в создавшихся экономических условиях, к востребованному профессиональному определению.

        Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется несогласованием между предлагаемыми для реализации учебными программами по трудовому обучению и материально-технической базой ОУ. Особенно от этого страдают сельские школы.

      Программа предназначена для обучающихся 5 класса  на основной ступени общего образования, рассчитана на 1 год освоения.

   Особенность данной программы в её модульном построении.

1-й модуль:     Сельскохозяйственный труд

                         Осенний период - 18ч

                         Весенний период - 17ч

 2-й модуль: Обслуживающий труд – 35 ч.

       Рабочая программа по модулю «Технология. Обслуживающий труд» составлена на основе авторской программы «Технология. Обслуживающий труд», разработанной кандидатом педагогических наук О. А. Кожиной, 2012 г.

       Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность.

 Цели, решаемые при реализации рабочей программы:

• освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

• овладение общетрудовыми    и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования   технологической    информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;.

 • развитие   познавательных   интересов, технического мышления, пространственного воображения,   интеллектуальных ,  творческих,  коммуникативных  и организаторских способностей;

• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,  предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи:

 • формирование политехнических знаний и экологической грамотности;

 • подготовка  к  семейной жизни,  к выполнению необходимых и доступных видов труда;

•  раскрытие  творческих способностей,  усиление эстетической направленности уроков технологии;

• воспитание  трудолюбия,  потребности в  труде,  уважение к людям   труда, бережного отношения к природе;

• развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

• развитие  творческих,  коммуникативных  и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;

• освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений,  полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

•  развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Сведения о программе

           Рабочая программа учебного предмета «Технология. Обслуживающий труд» для 5 класса на 2017 – 2018 учебный год разработана на основе авторской программы «Технология. Обслуживающий труд», разработанной кандидатом педагогических наук О.А.Кожиной, 2012 г.

    Программа «Технология. Обслуживающий труд»  позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание сюжетных линий  образовательного стандарта, последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ СОШ с. Фащевка.

       Базовыми для направления "Технология. Обслуживающий труд" являются  разделы "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов", "Кулинария", кроме того включает следующие разделы: "Электротехнические работы", "Технологии ведения дома", "Черчение и графика", "Современное производство и профессиональное образование".

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;

В учебном плане на изучение технологии в 5 классе отводится 2 часа в неделю: 1 час из обязательной части и 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений. Всего 70 часов.

     В связи с тем, что для учащихся МБОУ СОШ с. Фащевка была составлена комбинированная программа, в авторскую программу «Технология. Обслуживающий труд», разработанной кандидатом педагогических наук О.А.Кожиной,2012 г.,   внесены изменения: 35часов  были выделены на 1-й модуль: Сельскохозяйственный труд – 35 ч;

35часов  - 2-й модуль: Обслуживающий труд – 35 ч.

Наименование  разделов

Кол-во часов

В том числе

Автор.

прог.

Раб.

прог.

Практ.

работ.

Проект.

Работ.

Введение.

2

1

1

Кулинария

20

9

10

1

2

Черчение и графика

6

2

1

3

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

     32

18

10

1

4

Технологии ведения дома

      4

2

5

Электротехнические работы

      2

1

6

Современное производство и профессиональное образование

      4

2

Итого:

70

35

17

2

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Виды и формы контроля

Виды  контроля

Формы контроля

Текущий контроль

Устный опрос

Работа с карточками

Письменная проверка

Тестовые задания

Итоговый

Практическая  работа

Проект

               

  Промежуточная аттестация по решению педагогического совета (протокол №1 от 29.08.2017 г.) по технологии проводиться путем выведения годовой отметки успеваемости на основе четвертных, полугодовых отметок успеваемости, выставленных в течение соответствующего учебного года.

Виды учебной деятельности.

 - виды деятельности со словесной (знаковой) основой

- виды деятельности на основе восприятия элементов действительности

- виды деятельности с практической (опытной) основой

Формы организации учебных занятий.

1.Фронтальная

2.Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава

3.Индивидуальная (организация самостоятельной работы)

4.Коллективная

Используемый УМК:

  1. В.Д.Симоненко. Технология (вариант для девочек). 5 класс – М.: Вентана - Граф, 2006 г; В.Д.Симоненко. Технология (вариант для мальчиков).  7класс – М.: Вентана - Граф, 2014.
  2. И.А.Сасова. Технология (для девочек) 5 класс – М.: Изд. центр « Вентана-Граф», 2012г.
  3. С.И. Столярова, Л.В. Домненкова. А.Я. Лабзина. Обслуживающий труд. 5 класс М.: Просвещение.2012г

Планируемые предметные результаты  

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Перечень практических работ:

Практическая работа №1Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах

Практическая работа №2 Выполнение эскиза интерьера кухни.

Практическая работа №3 Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Практическая работа №4 Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами

Практическая работа №5 Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

Практическая работа №6 Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Практическая работа №7 Выполнение эскизов художественной росписи яиц

Практическая работа№8 Определение доброкачественности овощей по внешнему виду

Практическая работа №9 Приготовление салата из сырых овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. (домашняя)

Практическая работа №10 Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

Практическая работа №11.Чтение чертежей и схем. Графические работы

Практическая работа№12 Изучение свойств нитей основы и уткà. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Практическая работа№13. Выполнение образца полотняного переплетения

Практическая работа№ 14 Намотка нитки на шпульку.  Заправка верхней и нижней нитей.

Практическая работа№ 15 Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям

Практическая работа№15 Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Практическая работа№ 15 Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.

Практическая работа№ 16 Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

Практическая работа№ 17Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.

Практическая работа№ 18 Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Практическая работа№19 Снятие мерок и запись результатов измерений.

Практическая работа№20. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Практическая работа№.21 Моделирование фартука выбранного фасона.

Практическая работа№ 22 Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

 Практическая работа№ 23 Обработка деталей кроя Соединение деталей изделия машинными швами.

Практическая работа№ 25Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

Содержание учебного предмета.

 Тема 1. Вводное занятие. Экономика и бережливость (1 час)

Основные теоретические сведения

Правила внутреннего распорядка. Организация рабочего места. Общие сведения о санитарно-гигиенических требованиях. Правила безопасного труда. Учебный проект. Этапы выполнения проекта. Анализ потребностей человека и их технологическое решение. Краткая формулировка цели и задач выполнения проекта.

Ознакомление с правилами поведения  на рабочем месте;

Виды учебной деятельности.

- Ознакомление с понятиями «экономика», «бережливость

Формы работы: коллективная, работа в группах

Раздел 1. Кулинария (9ч.)

Тема 1. Основы рационального питания (1ч.)

Основные теоретические сведения

Планирование рационального питания. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

Практическая работа №1

Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Проектная деятельность «Мои фантазии»

Тема 2. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы (1ч.)

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Выполнение правил санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Профилактика пищевых отравлений.

Тема 3. Интерьер кухни, столовой (1ч.)

Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Рациональное размещение оборудования кухни. Безопасные приемы работы.

Практическая работа №2 Выполнение эскиза интерьера кухни.

Практическая работа №3 Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Тема 4.  Сервировка стола. Этикет (1ч.).

Основные теоретические сведения

Оформление блюд и правила их подачи к столу. Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Практическая работа №4 Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Тема 5. Бутерброды, горячие напитки (1ч.)

Основные теоретические сведения

Кулинарная обработка различных видов продуктов. Приготовление холодных и горячих блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий

Практическая работа №5 Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

Практическая работа №6 Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

.

Тема 6. Приготовление блюд из яиц (1ч.)

Основные теоретические сведения

Кулинарная обработка различных видов продуктов. Приготовление холодных и горячих блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Традиционные национальные(региональные) блюда.

 Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов.

Практическая работа №7 Выполнение эскизов художественной росписи яиц.

Примерный перечень блюд

Яйца всмятку, в мешочек, вкрутую, выпускные, фаршированные. Яичница глазунья.

Яичница на сковороде с черным хлебом и ветчиной.

Омлет с зеленым луком, сыром, картофелем, яблоками, шпинатом и др.

Тема 7. Блюда из овощей. Приготовление блюд из свежих овощей (1ч.)

Основные теоретические сведения Понятие о пищевой ценности овощей. Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Ее влияние на качество и сохранность продуктов. Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования. Влияние технологий обработки пищевых продуктов на здоровье человека. Экологическая оценка технологий.

Практическая работа№8 Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.

Тема 8. Приготовление блюд из варены овощей. Заготовка продуктов (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание). Вспомогательные приемы тепловой обработки (пассерование, бланширование). Способы варки овощей (в воде, на пару, при повышенном давлении, при пониженной температуре, в молоке, в растительных соках и др.). Преимущества и недостатки различных способов варки. Оборудование, посуда, инвентарь для варки овощей. Время варки овощей. Способы определения готовности. Охлаждение овощей после варки или припускания. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Хранение запасов из свежих овощей, фруктов, ягод. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов. Правила сбора ягод, овощей и фруктов для закладки на хранение. Сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных трав. Сушка фруктов, ягод, овощей, зелени, грибов. Условия и сроки хранения сушеных продуктов. Замораживание овощей и фруктов. Использование домашнего холодильника для замораживания и хранения овощей и фруктов.

Практическая работа №9 Приготовление салата из сырых овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. (домашняя)

Практическая работа №10 Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

Тема 9. Проектная деятельность «Мои фантазии»

Оформление и защита проекта

В результате изучения раздела "Кулинария" ученик должен:

знать/понимать:

- влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;

уметь:

- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

Виды учебной деятельности

Участие в беседе по теме;

- Усвоение основных определений и понятий по теме;

- Поиск информации в Интернете о значении понятия «гигиена», о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах

- Определение качества питьевой воды

- Участие в беседе по теме;

- Приготовление бутербродов, определение  свежести яиц

- Приготовление блюда из яиц

- Соблюдение правил ТБ

-Приготовление напитков

- Определение салата из сырых овощей, блюд из вареных овощей

Формы работы:

-Практическая

-Исследовательская

-Работа в парах

-Работа в группах

                                   Раздел 2.  Черчение и графика (2 ч.)

Понятие о чертежах, схемах, технологических картах.

Основные теоретические сведения Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Организация рабочего места для выполнения графических работ.

Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.

Чтение чертежей, схем, технологических карт.

Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.

Практическая работа №11.Чтение чертежей и схем. Графические работы

В результате изучения раздела "Черчение и графика" ученик должен:

знать/понимать:

- технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;

уметь:

- выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выполнения графических работ с использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.

Виды учебной деятельности

-участие в беседе по теме;

- усвоение основных определений и понятий по теме;

- выполнение чертежей и эскизов, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки;

 -составление учебных технологических карт;

- поиск информации в Интернете об истории фартука-передника, юбки

- соблюдение правил ТБ

Формы работы:

 -Практическая

-Исследовательская

-Работа в парах

-Работа в группах

-Самостоятельная работа

 

Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (18 ч).

Тема 1. Элементы материаловедения (2)

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практическая работа№12 Изучение свойств нитей основы и уткà. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Практическая работа№13. Выполнение образца полотняного переплетения

Тема 2. Элементы машиноведения (2 ч)

Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине. Современное швейное оборудование

Практическая работа№ 14 Намотка нитки на шпульку.  Заправка верхней и нижней нитей.

Практическая работа№ 15 Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям

Тема 3. Ручные работы. (1 ч)

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасного труда при использовании инструментов, механизмов и машин.

Практическая работа№15 Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Тема 4. Рукоделие. Художественные ремесла. (4 ч)

Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Организация рабочего места для ручного шитья. Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения

Практическая работа№ 15Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.

Практическая работа№ 16Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

Практическая работа№ 17Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.

Практическая работа№ 18 Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Тема 5. Конструирование и моделирование рабочей одежды. (4 ч)

Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.

Практическая работа№19 Снятие мерок и запись результатов измерений.

Практическая работа№20. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

Практическая работа№.21 Моделирование фартука выбранного фасона.

Тема 6. Технология изготовления рабочей (4 ч)

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Выбор тканей, трикотажа и нетканых материалов с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств для изготовления швейных изделий.

Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества готового изделия.

Практическая работа№ 22 Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

 Практическая работа№ 23 Обработка деталей кроя Соединение деталей изделия машинными швами.

Практическая работа№ 25Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

 

Тема 7. Творческие проекты (1ч)

1. Блюда национальной кухни для традиционных празд ников. 2. Отделка швейного изделия вышивкой

В результате изучения раздела "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов" ученик должен:

знать/понимать:

- назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;

уметь:

- выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

Виды учебной деятельности:

Усвоение основных определений и понятий по теме;

- Определение долевой нити в ткани

- Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

- Проведение сравнительного анализа прочности окраски ткани

- Изучение свойств тканей из хлопка и льна

- Соблюдение правил ТБ

- Подготовка ткани к раскрою,

- Настил ткани,

- Раскладка выкроек,

- Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы,

- Выкраивание деталей швейного изделия

- Соблюдение правил ТБ

Формы работы:

 -Практическая

-Исследовательская

-Работа в парах

-Работа в группах

-Самостоятельная работа

                                 Раздел 4. Технология ведения дома (2 ч).

Тема.  Средства оформления интерьера

Основные теоретические сведения

Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в оформлении жилых помещений. Подбор средств оформления интерьера жилого помещения с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Оформление приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений. Характеристика основных элементов энгергосбережения, теплоснабжения, водопровода и канализации в сельском (дачном) доме. Правила их эксплуатации.

Соблюдение правил безопасного труда и правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации. Простейший ремонт элементов систем водоснабжения и канализации. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Соблюдение правил безопасного пользования бытовой техникой.

Ознакомление с профессиями в области труда, связанного с выполнением санитарно-технических или ремонтно-отделочных работ

Виды учебной деятельности:

- Участие в беседе по теме;

- Усвоение основных определений и по теме;

- Поиск информации в Интернете о «кухни с островом»

- Выполнение эскиза кухни-столовой

- Соблюдение правил ТБ

Формы работы:

-Работа в парах

-Работа в группах

-Самостоятельная работа

В результате изучения раздела "Технологии ведения дома" ученик должен:

знать/понимать:

- характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации;

уметь:

- планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

                                                     Раздел 5. Электротехнические работы  (1ч).

Тема. Виды источников и потребителей электрической энергии

Основные теоретические сведения Виды источников и потребителей электрической энергии. Применение различных видов электротехнических материалов и изделий в приборах и устройствах

Организация рабочего места, использование инструментов и приспособлений для выполнения электромонтажных работ. Применение индивидуальных средств защиты при выполнении электротехнических работ. Соблюдение правил электробезопасности, правил эксплуатации бытовых электроприборов.

Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Виды учебной деятельности:

Участие в беседе по теме;

- Усвоение основных определений и понятий по теме;

- Ознакомление с историей СВЧ-печи;

- Поиск информации в Интернете об уходе за холодильником

- Изучение потребности в бытовых электрических приборах на кухне

- Соблюдение правил ТБ

Формы работы:

-Коллективная работа

-Работа в парах

-Работа в группах

-Самостоятельная работа

В результате изучения раздела "Электротехнические работы" ученик должен:

знать/понимать:

- назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;

уметь:

- объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.

   Раздел 6. Современное производство и профессиональное образование (2 ч).

Тема.  Сферы современного производства.

Основные теоретические сведения

Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труда на производстве. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Приоритетные направления развития техники и технологий.

Виды учебной деятельности:

Участие в беседе по теме;

- Усвоение основных определений и понятий по теме;

- Ознакомление со сферами современного производства, разделением труда на производстве;

- Поиск информации в Интернете о сферах современного производства

Формы работы:

 

-Работа в парах

-Работа в группах

-Самостоятельная работа

В результате изучения раздела "Современное производство и профессиональное образование" ученик должен:

знать/понимать:

- сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;

уметь:

- находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства.

Перечень контрольных мероприятий

Практических работ – 17

Проектов – 2

Перечень контрольных мероприятий

Практических работ – 17

Проектов – 2

 Тематический план

Наименование

 разделов

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы (всего)

В том числе контролирующего характера

Введение.1ч

Экономика и бережливость (1 ч)

1

1

Раздел 1. Кулинария (9ч.)

Тема 1. Основы рационального питания

Проектная деятельность «Мои фантазии»

Тема 2. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы

Тема 3. Интерьер кухни, столовой

Тема 4.  Сервировка стола. Этикет

Тема 5. Бутерброды, горячие напитки

Тема 6. Приготовление блюд из яиц

Тема 7. Блюда из овощей. Приготовление блюд из свежих овощей

Тема 8. Приготовление блюд из варены овощей. Заготовка продуктов (1 ч.)

Тема 9. Проектная деятельность «Мои фантазии»

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1 

1

3

Раздел 2.  Черчение и графика (2 ч.)

Понятие о чертежах, схемах, технологических картах.

2

4

Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (18 ч).

Тема 1. Элементы материаловедения

Тема 2. Элементы машиноведения

Тема 3. Ручные работы.

Тема 4. Рукоделие. Художественные ремесла.

Тема 5. Конструирование и моделирование рабочей одежды.

Тема 6. Технология изготовления рабочей одежды

Тема 7. Творческие проекты

18

2

2

1

4

4

4

1

1

5

 Раздел 4. Технология ведения дома

Тема.  Средства оформления интерьера

2

6

   Раздел 5. Электротехнические работы

Тема. Виды источников и потребителей электрической энергии

1

7

 Раздел 6. Современное производство и профессиональное образование

Тема.  Сферы современного производства.

2

35

2

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

знать/понимать:

- основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:

- рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Книгопечатная  продукция

1.Программа «Технология. Обслуживающий труд», разработанной кандидатом педагогических наук О.А.Кожиной, 2012 г.

2.  «Технология.   Обслуживающий труд», 5 кл.: учебник / О.А.Кожиной,  Е. Н.  Кудаковой,  С. Э. Маркутской. – М.: Дрофа, 2014г.

Иформационно-коммуникативные средства

Мультимедийные ( цифровые ) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы по  технологии ( по возможности)

                                           Технические средства обучения

Компьютер

Оборудование класса (мастерской)

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Классная доска
Мультимедийный проектор.

 Экран

                                                                                                             

                                                                                                   Приложение к рабочей              программе,

утверждённой приказом по школе

                                                                                     № ______от ________2017 г.

Календарно – тематическое планирование. (Технология. Обслуживающий труд)

п/п

Наименование разделов, тем

Дата проведения

Обоснование причины изменения даты проведения

Планируемая дата проведения

Дата

фактического проведения

2 четверть –  14 ч.

1

Введение – 1 ч.

Экономика и бережливость

2

Кулинария – 9ч.

Основы рационального питания

Практическая работа №1

Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах

3

Правила санитарии,  гигиены и безопасной работы

4

Интерьер кухни, столовой

Практическая работа №2 Выполнение эскиза интерьера кухни.

Практическая работа №3 Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

5

Сервировка стола. Этикет

Практическая работа №4 Складывание

тканевых и бумажных салфеток различными способами

6

Бутерброды, горячие напитки

 Практическая работа №5 Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.

Практическая работа №6 Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

.

7

Приготовление блюд из яиц 

Практическая работа №7 Выполнение эскизов художественной росписи яиц

8

Блюда из овощей. Приготовление блюд из свежих овощей

 Практическая работа№8 Определение доброкачественности овощей по внешнему виду

9

Приготовление блюд из вареных овощей. Заготовка продуктов Практическая работа №9 Приготовление салата из сырых овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. (домашняя)

Практическая работа №10 Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.

10

Проектная деятельность

 «Мои фантазии» 

11

Раздел 2.  Черчение и графика (2 ч.)

Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Организация рабочего места для выполнения графических работ.

12

Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ.

Практическая работа №11.Чтение чертежей и схем. Графические работы

13

Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (18 ч).

Тема 1. Элементы материаловедения (2)

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Практическая работа№12 Изучение свойств нитей основы и уткà. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

14

Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практическая работа№13. Выполнение образца полотняного переплетения

15

Тема 2. Элементы машиноведения (2 ч)

Виды передач вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для работы на швейной машине

Практическая работа№ 14 Намотка нитки на шпульку.  Заправка верхней и нижней нитей.

16

Правила подготовки универсальной бытовой швейной машины к работе, заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных строчек, регулировка длины стежка. Правила безопасного труда при работе на швейной машине. Современное швейное оборудование

Практическая работа№ 15 Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям

17

Ручные работы   Практическая работа№15 Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

18(1)

Тема 4. Рукоделие. Художественные ремесла. (4 ч)

 Вышивка. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки.

Практическая работа№ 15Зарисовка традиционных орнаментов, определение традиционного колорита и материалов для вышивки.

19(2)

 Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты Практическая работа№ 16 Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом.

20(3)

Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка

Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов

Практическая работа№ 17Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.

21(4)

Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Технология крашения Практическая работа№ 18 Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка

22(1)

Тема 5. Конструирование и моделирование рабочей одежды. (4 ч)

Виды фартуков. Фартуки в национальном костюме.

23(2)

 Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа фартука Практическая работа№19 Снятие мерок и запись результатов измерений.

24(3)

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Практическая работа№20. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам

25(4)

Моделирование фартука (форма, симметрия, асимметрия, цвет, контраст, фактура материала, отделка). Подготовка выкройки к раскрою.

Практическая работа№.21 Моделирование фартука выбранного фасона.

26

 Тема 6. Технология изготовления рабочей (4 ч)

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Выбор тканей, трикотажа и нетканых материалов с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств для изготовления швейных изделий.

27

 Подготовка ткани к раскрою. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани. Обмеловка и раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Практическая работа№ 22 Раскладка выкройки фартука и головного убора и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

28

Обработка нагрудника и нижней части фартука швом в подгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Сборка изделия. Практическая работа№ 23 Обработка деталей кроя Соединение деталей изделия машинными швами

29

Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Особенности влажно-тепловой обработки тканей из растительных волокон. Контроль и оценка качества готового изделия. Практическая работа№ 25Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

30

Проектная деятельность  «Фартук»

Защита проекта

31

Раздел 4. Технологии ведения дома – 2 ч.

Средства оформления интерьера

32

 Назначение основных видов современной бытовой техники.  

33

Раздел №5 Электротехнические работы-1 ч.

Электротехнические работы  

34

Раздел № 6Современное производство и профессиональное образование 2 ч

Разделение труда на производстве

35

 Сферы современного производства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 5 класс. Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Баз...

Рабочая программа по технологии 6 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 7 класс. Направление "Технологии ведения дома".

Рабочая программа разработана на основе программы Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования. Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Ба...

Рабочая программа по технологии 8 класс.Направление "Технологии ведения дома"

Рабочая программа разработана на основе программыХохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д .Программа начального и основного общего образования.Технология. – М.,Вентана-Граф, 2007Рабо...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...

Рабочая программа по технологии, 11 класс. Материал для учителя технологии.

Данная рабочая программа в содержании предусматривает создание условий для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой...