Профориентационная работа в школе
статья по технологии (9 класс) на тему

Гречишникова Алиса Алексеевна

Выбор профессии - сложная, ответственная задача. В современном обществе профессий огромное количество и ориентироваться в этом разнообразии без информационной поддержки невозможно. Делая выбор, основываясь только на престижности профессии, можно обречь себя на ту деятельность, которая долгие годы будет вызывать у вас негативные эмоции.

Цель: изучение опыта профориентационной работы в школе и разработка направлений работы в помощи учащимся в выборе будущей профессии;

Задачи:

- провести мониторинг среди учащихся старших классов;

- разработать план и содержание деятельности по профориентационной работе в старших классах общеобразовательных учреждений.

Гипотеза: раннее формирование профессионального сознания ребёнка способствует формированию гармоничной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл профориетация28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Система профессиональной ориентации в старших классах общеобразовательных учреждений

Введение

Выбор профессии - сложная, ответственная задача. В современном обществе профессий огромное количество и ориентироваться в этом разнообразии без информационной поддержки невозможно. Делая выбор, основываясь только на престижности профессии, можно обречь себя на ту деятельность, которая долгие годы будет вызывать у вас негативные эмоции.

Цель: изучение опыта профориентационной работы в школе и разработка направлений работы в помощи учащимся в выборе будущей профессии;

Задачи:

- провести мониторинг среди учащихся старших классов;

- разработать план и содержание деятельности по профориентационной работе в старших классах общеобразовательных учреждений.

Гипотеза: раннее формирование профессионального сознания ребёнка способствует формированию гармоничной личности.

Обоснование значимости проекта

Школа делает значительный вклад в формирование личности ребенка: расширяет кругозор, дает образование, которое в домашних условиях получить невозможно. Без образования человек занимает низшую ступень в обществе.

Если посмотреть на школу, как на проводник ребенка во взрослую жизнь, трудовую деятельность, то значение профориентационной работы в школе трудно переоценить.

Согласно проведенным исследованиям, чем выше в стране доход на душу населения, тем больше внимания государство уделяет профориентационной работе. Для всех зарубежных схем типична непрерывность, пролонгированность наблюдения за ребенком на протяжении всего обучения, от детского сада до окончания высшего учебного заведения. Такая работа обусловлена потребностью экономик в высококлассных специалистах, способных к овладению сложными технологиями. (Образование и наука, 2015, с. 151)

Ежегодно ВУЗы нашей страны выпускают тысячи  молодых специалистов разных направлений. Из числа всех выпускников, согласно Росстату, только 55% идут работать по специальности. А для некоторых профессий эта доля доходит до 70–90 процентов.

Вопросом, почему полученная в вузе специальность не определяет дальнейшего места работы, задаются уже не первый год. Изначальная причина — у выпускников школы выбор вуза оказался неверным, потому что отсутствует система профориентации.

Современное образование требует от ученика выбора профильных предметов уже при переходе в среднее звено. Однако зачастую ученик не знает, чего он хочет от жизни в силу своей незрелости и неосведомленности в области профессионального образования. Профориентация - одна из основных функций школы.

Почему так важно правильно выбрать будущую профессию? На работе человек проводит треть своей жизни, изо дня в день он выполняет обязанности специалиста той сферы деятельности, что он выбрал в 16- 17 лет. Согласитесь, это большая ответственность перед самим собой – сделать правильный выбор, чтобы не жалеть остаток жизни об упущенных возможностях и времени.

По результатам исследования, проведённого в сентябре 2017г. в трёх школах г. Саратова, среди учащихся 9,10,11 классов (91 человек), лишь 30% определились с выбором будущей профессии.

Анализ ответов учащихся 9-10 классов показал, что лишь 30% определились с выбором будущей профессии, в 11 классе этот процент уже выше – 70%. Однако намного важнее мотивы диктующие принятие решения касательно будущей профессии.

Среди основных причин, по которым старшеклассники выбрали ту или иную профессию были названы: по рекомендации родителей, выбранная профессия востребована и хорошо оплачивается, посоветовали знакомые, учителя. Это говорит о том, что выбор сделан неосознанно. В следствии этой неосознанности многие молодые специалисты по окончании ВУЗа идут работать не по специальности или, работая по постылой специальности, испытывают стресс.

Качественный анализ обследования показал, что в большинстве случаев учащиеся до конца не осознают причины выбора той или иной профессии.

Система профориентационной работы в школе

Изучив опыт работы зарубежных стран в данном направлении, можно перенять наиболее действенные меры по профилактике профориентационной работы с молодёжью.

Например, в Канаде организовываются встречи с представителями разных профессий, проводятся презентации университетов и колледжей. В Англии, как и в США, в перечень изучаемых в школе предметов включены и специальные уроки по выбору профессии.  В Германии ученик ведет специальную тетрадь, в которой указывает сведения о семье, своих интересах, склонностях, также туда заносятся результаты тестирования, успеваемость учащегося. Рабочая тетрадь служит основой для профконсультаций.

Изучив также отечественную литературу по теме проекта (Е.А. Климов, С.Н. Чистякова и др.) была определены направления работы по профориентации в школе:

  1. Психологическое сопровождение и консультирование ребенка и его семьи на протяжении обучения в школе, начиная со средней ступени;
  2. День дублера. В мероприятии принимают участие учащиеся 10 классов. День, когда каждый учащийся становится личным ассистентом специалистов различных профессий. Для проведения подобного мероприятия необходимо участие предприятий различных сфер деятельности, согласие со стороны специалиста.
  3. День открытых дверей.
  4. Проведение бесед, круглых столов, классных часов по темам самоопределения;
  5. Проведение тестирования на профориентацию, выявление склонностей к той или иной профессиональной области;
  6. Составление базы данных профессий;
  7. Отведение на профессиональное самоопределение не менее часа в неделю в качестве изучаемого предмета (кружковая работа).

Сперва ученику необходимо осознать свои склонности, стремления, желания касательно будущей деятельности, затем объективно определить свои способности, поэтому некоторое количество занятий, бесед должно быть отведено на личностные тесты и беседы с психологом. В последствии, параллельно с изучением рынка труда на кружковых занятиях или уроках по профориентации, необходимо практическое знакомство учащегося с той или иной сферой деятельности – экскурсии на предприятия, участие в «дне открытых дверей». В результате этого, дети смогут своими глазами увидеть условия труда, почувствовать специфику и сделать вывод по отношению к различным профессиям.

Заключение

Миссия педагогов, школы в целом – это не только социализация ребенка, но и

Помощь подрастающему лену общества выбрать правильную профессиональную стезю.

Цель, поставленная мною в начале исследования, была достигнута. Задачи решены.

Список литературы:

  1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения – М. «Академия», 2004, 304 с.
  2. Толстогузов, С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом, Журнал Образование и наука. 2015. №1, с. 151-165
  3. Чистякова, С. Н., Умовская, И.А. Твоя профессиональная карьера: методика: книга для учителя. – М. «Просвещение» 2006. 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профориентационной работы в школе

Презентация, отражающая систему профориентационной работы в школе....

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

Особенности профориентационной работы в школе в современных экономических условиях

На протяжении нескольких лет отвечаю за  профориентационную работу  в школе. Контингент  обучающихся нашей школы - дети из неблагополучных и малообеспеченных детей, которые встречаются ...

Профориентационная работа в школе

Задача учителей труда способствовать не только овладению учащимися знаниями, умениями и навыками, но и их развитию, становлению их как личностей, как будущих работников. У учителей технического ...

Профориентационная работа в школе

Профориентационная деятельность в современном образовательном учреждении является одним из актуальных направлений, поскольку позволяет помочь и детям, и их родителям в определении будущего выпускников...

Профориентационная работа в школе

Реализация профориентационной работы в Утевской школе за последние годы....

Система профориентационной работы в школе

В статье описывается опыт профориентационной работы в современных социальных условиях, реализуемый в ГБОУ ООШ №28 г.Сызрани...