Воспитывающая роль оценки на уроках технологии
статья по технологии (6 класс) на тему

В своей работе убеждена, в огромном влиянии педагогической оценки на личность школьника в целом. Это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свой труд, за нарушение требований техники безопасности.       Оценка знаний и умений – не самоцель. Это вспомогательный процесс, который помогает успешному течению всей учебно-воспитательной работы. Система учета и оценки должна объективно отражать уровень знаний, умений и навыков, которыми овладел ученик за определенный период времени; быть объективной, стимулировать процесс обучения и воспитания; способствовать формированию адекватной самооценки, помогать более критично относиться к своим успехам и неудачам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_shadskih_i.g.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Школа № 82

Доклад

Воспитывающая роль оценки на уроках технологии

Подготовила

Учитель технологии

Шадских И.Г.

Тольятти 2017

В своей работе убеждена, в огромном влиянии педагогической оценки на личность школьника в целом. Это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильно организовать свой труд, за нарушение требований техники безопасности.        Оценка знаний и умений – не самоцель. Это вспомогательный процесс, который помогает успешному течению всей учебно-воспитательной работы. Система учета и оценки должна объективно отражать уровень знаний, умений и навыков, которыми овладел ученик за определенный период времени; быть объективной, стимулировать процесс обучения и воспитания; способствовать формированию адекватной самооценки, помогать более критично относиться к своим успехам и неудачам.

        Контроль за учебной деятельностью, должен быть систематическим, результаты его гласными и аргументированными.

В своей работе я применяю три вида контроля. Во первых, контроль учителя. По форме он может быть фронтальным (практические работы, выполнение расчетов, графических заданий, тестов); групповым ( например, сборная модель автомобиля и др.), парным, изготовление изделия в паре, и индивидуальным письменные работы, оценка работы на уроке. Во вторых, взаимоконтроль учащихся, который целесообразен при проведении практических занятий, итоговых уроков. Наконец самоконтроль (самооценка) учащихся.

        Оценить значит сравнить. Сравнивать можно с предыдущим уровнем знаний или действий данного ученика – личностный способ оценивания; с уровнем знаний или действий в аналогичной ситуации других учеников – сопоставительный способ оценивания; с определенными установленными нормами или образцами – нормативный способ оценивания. Как добиться того, чтобы выставляемая в журнал оценка, была бы объективной и в то же время носила сопоставительный характер?

         Я использую личностный способ оценивания в сочетании с нормативным. Сопоставительный способ в его явном виде не применяю, поскольку способности  у детей разные, сравнение их учителем между собой всегда воспринимается весьма болезненно. Учащиеся сами могут сравнить свои успехи с результатами других, поскольку это каждому не безразлично. По мере взросления учащихся все большее место в учете и контроле знаний, умений и навыков должны занимать взаимоконтроль и самоконтроль, которые способствуют формированию адекватной самооценки.

        Учителю нужно стараться избегать случайных оценок не «ловить» учащихся на не знании, а выяснять его причины, входить в положение детей, считаться с их домашними обстоятельствами, настроением. Никогда не ставить оценок под горячую руку, чтобы позже не пожалеть об этом. Не спешить ставить двойку. Плохая отметка – это крайняя мера.

        Взаимоотношения между учителем и учениками зависит от того, насколько он объективен и доброжелателен при выставлении оценок. Дети зорко следят за выставлением оценок. Почему Роме поставили «5» , а мне «4»? У него работа  хуже, чем у меня? Подобные вопросы приходиться слышать каждому учителю. А ведь Рома впервые самостоятельно справился с работой, приложив максимум усилий. Не поддержать его было просто нельзя. При оценке успеваемости учащихся по технологии обычно учитываются: уровень знаний теоретических вопросов технологии и умение применять их в практической работе; степень овладения рабочими приемами; продолжительность выполнения работы; соблюдение требований безопасности труда; качество выполненной работы и др. При этом надо обязательно учитывать старание ученика, его отношение к работе, степень самостоятельности, и проявление элементов творчества.

        Для практического применения основных показателей требуется их конкретизация (см. таблицу)

Критерии оценки знаний и умений

Технико-экономические требования

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Качество выполненной работы

Изделие выполнено точно по чертежу, размеры выдержаны, изделие выполнено в соответствии с требованиями технологической и конструкторской картой

Изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество работы ниже требуемого

Изделие выполнено по чертежу с небольшим отклонением, качество работы удовлетворительное

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия

Затраты времени на выполнение работы

Работа выполнена в срок или раньше срока

На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%

На выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%

На выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%

Соблюдение технологии при выполнении работы

Работа выполнялась в соответствии с технологиями

Работа выполнялась в соответствии с технологией; отклонений от указанной последовательности не имели принципиального значения

Работа выполнялась с отклонениями от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделия (детали) выполнялась с грубыми отклонениями от технологии, применялись непредусмотренные операции. Изделие бракуется

Соблюдение правил безопасности труда

Обязательно при выполнении всех работ

Учащимся необходимо объяснить, что оценки имеют различный вес, значимость. Текущие, которые они получают на каждом занятии, показывают степень усвоения небольшой части материала. Другое дело  итоговые оценки, выставляемые за знание изученной  темы, раздела и курса, выполнения изделия в целом. При выставлении годовых оценок в первую очередь ориентируются на итоговые.

        На ряду с оценкой, выставляемой в журнал, для ученика не менее важна оценка, выраженная в вербальной, (словесной) форме. И чем младше дети, тем они отзывчивее на нее. Выраженная в эмоциональной форме, она затрагивает чувства ребенка. Может окрылить его, заставить поверить в свои силы, а может и сформировать комплекс неполноценности, привить неприязнь к учителю, и отвращение к предмету. Ведь не секрет: нравится учитель, нравится и предмет. Надо взять за правило: сначала выявить все хорошее в ответе или, практической работе, а лишь потом отметить недостатки, ошибки, указав на возможность достижения более высоких результатов.

        Хочется обратить внимание на то, что контроль со стороны учителя носит субъективный характер: зависит от  настроения, состояния здоровья учителя, его представлений об ученике, отношений сложившихся с ним, психологической совместимости, Особенно сильно это сказывается при устных опросах.

        Часто в ходе опроса учитель словами, жестами, мимикой выражает свое согласие или несогласие, помогая, этим ученику сориентироваться, стимулирует правильный ответ или действие и приостанавливает неправильный. Отсутствие реакции или ее неопределенность вызывает у школьника, особенно, не уверенного в себе, тягостное состояние. Оценочные воздействия в виде похвалы, одобрения, подбадривания или замечания, порицания, неодобрения влияют на весь ход работы, регулируя его скорость и точность.

        Учитель и ученик ежечасно и ежеминутно связаны в единой оценочной системе. Ученик постоянно подвергается сильному психологическому воздействию посредством отдельных замечаний и суждений педагога, оценивающих те или иные частичные отдельные знания, навыки, поступки. Выполнив какую- либо операцию, ученик спешит спросить: правильно ли? Учителю не нужно торопиться с ответом. Лучше предложить им самим провести контроль, сверив свою работу с конструкторской или технологической картами. Когда дети научаться находить свои ошибки, они смогут выставлять оценки друг другу и себе (взаимооценка и самооценка) с последующим контролем учителя. Еще раз повторю: обоснованность каждой оценки надо аргументировать. Ученик имеет право на собственное мнение. Можно с ним согласиться или, но нужно непременно. Самооценка  формирует у ребенка критическое отношение к результатам своего труда, дает представление об уровне его возможностей. В тоже время это и воспитание нравственных качеств. Поставить себе оценку повыше весьма соблазнительно, но совестно перед другими. Сам собой напрашивается вывод: лучше выполнить работу так, чтобы было не стыдно выставить за нее хорошую оценку. Научить школьника самоконтролю – значит сформировать у него привычку к самоанализу. Он учится отдавать себе отчет в своих действиях, владеть собой.

        Трудность для учителя заключается еще и в том, что оценка, выставляемая учащемуся одновременно является и оценкой работы самого педагога. Плохими оценками недовольны родители, школьная администрация. К тому же не редко классные руководители возмущаются, требуют повысить оценку за трудовое обучение, чтобы не портить им отчетность. И многие учителя, чтобы избежать неприятностей, ставят вместо заслуженной двойки липовую тройку. Надо ли говорить, что в таких случаях учителю необходимо проявить твердость, принципиальность.

        Особенно тяжело воспринимают неудачи учащиеся, успевающие по другим предметам. Затруднения могут возникнуть у них вследствие недостаточной гибкости пальцев, плохо развитой координации движений, отсутствия опыта ручной работы, негативного отношения к трудовому обучению, сформированному нередко в семье.

Нужно всячески пропагандировать его значимость для общего развития учащихся: выступать на родительских собраниях, организовывать выставки творческих работ, конкурсы, школьные ярмарки и др. Знания и практические умения в жизни могут быть хорошим подспорьем. Ведь  «практическая деятельность требует не менее высокоразвитых способностей, чем, например теоретическая деятельность ученого» (Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М., 1987.)

        Некоторые ученики показывают высокую результативность в трудовом обучении. Из них получаются хорошие помощники учителя: они консультируют, контролируют и оценивают работу своих товарищей.

        Известно, что учащиеся придают отметкам большое значение. Поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний и умений, а не  получение хорошей отметки любым путем.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитывающая роль оценки на уроках труда.

Влияние педагогической оценки на личнсоть школьника огромно. Это и мера поощрения за проявленное усердие  , и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание правильной организации своего тру...

Воспитывающая роль оценки на уроках технологии

Виды контроля , критерии оценки знаний и умений на уроках технологии....

Воспитывающая роль оценки на уроках технологии

Виды контроля , критерии оценки знаний и умений на уроках технологии....

Повышение роли оценки и самооценки на уроках музыки и во внеурочное время.

Данная работа явлется обобщением многолетнего опыта работы в школе по предмету музыка и посвящена теме повышения роли оценки и самооценки учащихся на уроках музыки....

Статья по теме "Образовательная и воспитывающая роль проблемности в обучении обществознания"

В статье рассматривается теория проблемного обучения, уделяется особое внимание возможности применения ее элементов в процессе преподавания обществознания. Использование проблемной технологии на урока...

Использование листов оценки на уроках технологии

Особенность предмета технология в том, что основное время (около 70 %) отводится выполнению практических работ и проектов. В основном это творческие работы.  Как оценить творчество? Как наиболее ...

«Роль информационных технологий на уроках технологии в развитии профессионального самоопределения учащихся»

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема с...