Использование листов оценки на уроках технологии
учебно-методический материал по технологии

Владимирова Наталья Геннадьевна

Особенность предмета технология в том, что основное время (около 70 %) отводится выполнению практических работ и проектов. В основном это творческие работы.  

Как оценить творчество? Как наиболее объективно оценить необходимые параметры: потенциальные способности, уровень сформированности универсальных учебных действий, набор компетенций, знания, умения, навыки, интерес, уровень мотивации и т.п.? Какими должны быть методы и средства в каждом конкретном случае?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_listov_otsenki_na_urokah_tehnologii.docx139.8 КБ

Предварительный просмотр:

Использование листов оценки на уроках технологии

Сложившаяся в течение долгого времени оценочная система не предусматривает иных механизмов мотивации учащихся, кроме отметки, обнаруживает несовершенство методик и критериев оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов и не способна объективно и полно отражать динамику индивидуального развития участников образовательного процесса. Как следствие, такая система оценки не является эффективным механизмом управления качеством образования.

Педагоги нуждаются в новых, более информативных методах оценивания. И образование не стоит на месте. В последнее время в методической литературе  можно найти описания разнообразных методов, которые могут усовершенствовать процесс оценивания.

Особенность предмета технология в том, что основное время (около 70 %) отводится выполнению практических работ и проектов. В основном это творческие работы.  

Как оценить творчество? Как наиболее объективно оценить необходимые параметры: потенциальные способности, уровень сформированности универсальных учебных действий, набор компетенций, знания, умения, навыки, интерес, уровень мотивации и т.п.? Какими должны быть методы и средства в каждом конкретном случае?

Здесь нам помогают критерии оценивания и инструкционно-технологические карты, которые разработаны на различные виды практических работ. С их помощью обучающиеся могут свободно выполнить задание, если они знают теоретический материал.

Работая с инструкционно-технологической картой, учащиеся должны не только прочитать текст, но и понять, что изображено на рисунках.

Пример инструкционно-технологической карты

для учащихся 5 класса «Изготовление стачного шва вразутюжку»

Инструменты, материалы, оборудование: 2 детали из х/б ткани размером         5*15 см., ручная игла, нитки, ножницы, швейная машина, утюг, гладильная доска.

Последовательность выполнения работы

Графическое изображение

Наглядное

изображение

Сложить 2 детали лицевыми сторонами внутрь («лицом к лицу»), сметать по стороне длиной 15 см., ширина шва-1см.

сканирование0013

сканирование0014

Стачать детали, закрепляя концы строчки; ширина шва-1см. Удалить нитки сметывания.

сканирование0013

сканирование0019

Разутюжить припуски на шов.

сканирование0015

сканирование0017

Оформить образец на альбомном листе: зарисовать графическое изображение шва и прикрепить образец.

Критерии оценки разрабатываем вместе с учениками. Тогда они относятся более ответственно к выполнению практической работы и стараются соответствовать критериям, которые сами же разработали.  Критерии оценивания, предложенные учащимся, делают сам процесс оценивания прозрачным для учителя, ученика и его родителей. Такой подход к оценке знаний и умений школьника снимает элементы конфликтности между участниками учебной деятельности, помогают ученику сформировать объективную самооценку и понять, осознать свою конкурентоспособность в коллективе одноклассников, а значит, самостоятельно создать мотивацию для самосовершенствования и видеть пути к успеху.

Пример критериев оценки для практической работы по кулинарии

Критерии для оценки

Кол-во баллов

1

Умение правильно подготовиться к работе:
– подбор оборудования, инструментов и приспособлений
– организация рабочего места


1

1

2

Умение работать в группе
– умение формировать рабочую группу
– способность к коллективному решению задач
– взаимопомощь
– доброжелательность


1
1

1
1

3

Умение работать самостоятельно

1

4

Умение уважать окружающих, соблюдая дисциплину на уроке

1

5

Умение соблюдать охрану труда

1

6

Умение правильно определять порядок работы

1

7

Умение работать по инструкционной карте

1

8

Первичная обработка продуктов

1

9

Тепловая обработка продуктов

2

10

Качество готового блюда 
– внешний вид
– запах
– вкус
– консистенция


1
1
1
1

11

Умение выполнить оформление готового блюда

2

12

Умение сервировать стол

2

13

Умение убрать своё рабочее место
– организация во время работы
– чистота и порядок по окончании работы
– по окончании работы посуда вымыта
– по окончании работы оборудование, инструменты и приспособления убраны на место


2
1

2
2

14

Соблюдение этикета и правил поведения за столом

2

15

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.

1

ИТОГО (сумма баллов)

32

В таблице указаны нужные критерии и баллы по каждому из них. В нижней строке указано максимальное количество баллов, которое может заработать ученица за практическую работу.

Для объективного оценивания необходимо организовать самооценочную деятельность школьников. Первое, чему нужно научить учеников, - осознавать и оценивать собственные действия, иными словами - самоконтролю. Существенную помощь в этом оказывает «оценочный лист».

Оценочный лист

Фамилия Имя:                                                                        Класс:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

итог

Количество цифр (критериев) может меняться в зависимости от вида практической работы.

Оценочный лист вместе с таблицей критериев и таблицей уровней выполнения работы  ученики получают в начале урока и на протяжении всей практической работы заполняют его. Фиксируется это в верхней строке. Таким образом, они оценивают результат выполнения практической работы и определяют количество баллов.

Нижнюю строку заполняет учитель. Если данные не совпадают, происходит обсуждение, где ученик и учитель приходят к единому мнению.

Интерпретация баллов в отметку происходит с помощью таблицы: «Уровни выполнения работы». Базовый, повышенный, высокий уровни соответствуют отметкам «3», «4», «5».

Уровень

Базовый

Повышенный

Высокий

Баллы

13-18

19-25

26-32

Отметка

3

4

5

Отметку «2» не выставляю. Если работа не получилась достаточно точно, предлагаю  её переделать. Обращаю внимание учащихся и на тот факт, что на производстве приемлемым является только отличный результат (отметка «5»), а изделия отмеченные «4» или «3» — это брак.

Как показывает практика, дети с удовольствием оценивают свою работу, делятся своей оценкой со сверстниками. У них повышаются ответственность за свою работу и самокритичность, а, следовательно, и качество выполняемых изделий; автоматически улучшаются взаимоотношения между учителем и учениками. И главное — оценка за практическую работу становится объективной, т. к. носит комплексный характер: оценку учителя и самооценку школьника.

Источники информации

  1. Гусева А. С., Ильина Н. В. Современные методы оценивания результатов обучения на уроках технологии, Петрозаводский государственный университет.
  2. Манасов М. Ю. Оценка учебно-трудовой деятельности учащихся 5-8 классов на уроках технологии.  Журнал «Технология. Все для учителя».
  3. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с. 
  4. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/651964/ - Рождественская Е. В. Оценочные листы на уроках технологии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-метода на уроке технологии по теме "Кухонная утварь и уход за ней" раздела "Кулинария" в 5 классе

Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Кухонная утварь и уход за ней» в занимательной игровой форме. Основная задача - помочь ак...

Воспитывающая роль оценки на уроках технологии

Виды контроля , критерии оценки знаний и умений на уроках технологии....

Воспитывающая роль оценки на уроках технологии

Виды контроля , критерии оценки знаний и умений на уроках технологии....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Методические рекомендации использования ситуационных задач на уроках технологии для учащихся 5 класса по направлению «Технология ведения дома» к разделу «Кулинария»

В данной статье кратко рассмотрена сущность применения ситуационных задач в соответствии с ФГОС ООО. В качестве вариантов предлагаются упрощенные примеры ситуационных задач для использования на уроках...

Воспитывающая роль оценки на уроках технологии

В своей работе убеждена, в огромном влиянии педагогической оценки на личность школьника в целом. Это и мера поощрения за проявленное усердие, и мера наказания за небрежность, неумение и нежелание прав...

Оценочные листы работы на уроке технология

Оценочные листы позволяют обучающимся скорректировать свою деятельность, формируют адекватную самооценку у ребёнка...