Изготовление головного убора "Пилотка"
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Петренко Ольга Васильевна

Пошив головного убора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izgotovlenie_golovnogo_ubora_pilotka.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Павловская школа - интернат №1 для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья»

Разработка урока технологии: Изготовление головного убора «Пилотка»

                                           Петренко Ольга Васильевна учитель технологии                                                         

Класс: 9

Тема урока: Изготовление головного убора.

 

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о головных уборах.

Формировать умения учащихся по  выполнению  нижнего среза пилотки обтачным швом с расположением шва на сгибе, соблюдение технологической последовательности и выполнений правил техники безопасности. Контролировать ударение окончания в словах.

УУД  Л – формировать умение применять приёмы рациональной безопасной работы;                          

 Р - учить самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение ;                                                                                                     П - учить отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;                                                                                                                               К – учить распределять общей объём работы, приобретать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

Оборудование:  швейные машины, компьютер для показа презентации.

Наглядные пособия: технологическая карта обработки обтачного шва на сгибе, технологическая последовательность изготовления пилотки, слайды с различными видами головных уборов.

Инструменты и приспособления: детали кроя пилотки, ножницы, иглы, нитки, булавки, швейная машина, гладильная доска, утюг.

Словарь: головные уборы,  готовый крой, детали кроя, соединить стачным швом, обтачной шов на сгибе, приутюжить, отутюжить.

Основные этапы урока

Ход урока

Методические пояснения

I

1.Орг. момент

    - наличие рабочей одежды;

    - наличие швейных

      принадлежностей.

Проверка готовности к уроку.

2. Речевая зарядка.

крой

детали

пилотка

детали кроя

детали кроя пилотки

Пилотка головной убор.

Четкое, внятное произношение.

II

Актуализация знаний по теме.

1.Загадывание загадки

2.  Виды головных уборов.

Из истории головных уборов.

С шапочкой длинной

такой боевой,

Конечно, не раз мы встречались с тобой.

Солдату любому она,

как подружка,

И лихо он носит ее на макушке. (Пилотка)

Вопрос:  назвать виды головных уборов.

(шапки, шляпы, кепи, панама, косынка, пилотка, колпаки).

Повторение пройденного материала. Развитие речи.

Показ слайдов с различными видами головных уборов.

3. Проверка домашнего задания

Реферат: «Виды головных уборов».

4.Пословицы и поговорки о шапках и шляпах.

Выступление учащихся. Презентация.

Задание: назвать пословицы и поговорки о шапках и шляпах, объяснить их смысл (домашнее задание).

Это задание для развития речи и словарного запаса учащихся.

III

Основная часть.

Обобщение по теме «Головные уборы».

1.Классифицировать головные уборы по сезонному признаку и по назначению.

Учитель демонстрирует слайды с изображением различных видов головных уборов, осуществляет фронтальный опрос учащихся по изученному материалу.

Вопрос:  как делятся головные уборы по сезонному признаку

(весенние, зимние, летние, осенние).

Вопрос: как делятся головные уборы по назначению

(для торжественных случаев, специальные, повседневные).

Коррекция логического мышления в процессе  фронтального опроса.

2. Опрос учащихся.

Вопрос:

Какие мерки необходимы для построения чертежа головного убора.

(Обхват головы – Огол,  Глубина головного убора - Ггу).

Коррекция логики мышления на основе упражнения в закреплении смыслового зрительного образа первых букв слов из названия мерок.

   

Вопрос: Какие ткани лучше применить для пошива летних и специальных головных уборов? Обоснуйте свой ответ.

(Хлопчатобумажные и льняные ткани  лучше применять для пошива летних и специальных головных уборов, так как они обладают хорошими гигие-

ническими свойствами).

Обобщающая беседа.

Развитие речи.

3.Повторение последовательности изготовления пилотки.

Учащиеся повторяют последовательность изготовления пилотки используя технологическую последовательность на доске (см.приложение).

Обобщающая беседа, в ходе которой учитель подводит учащихся к теме практической работы.

4. Введение в тему практической работы.

Задание: расшифруйте название шва, которым будет обрабатываться  нижний срез пилотки. 16,2,20,1,25,15, 16,11     3        12,1,15,20.

«ОБТАЧНОЙ   В  КАНТ»

Коррекционное упражнение. Это задание учащиеся выполняют, используя карточку с алфавитом (каждому числу соответствует буква алфавита)

5.Физкультминутка.

Упражнение «Бабушки-девочки» - сгибание и разгибание позвоночника с последующим  удержанием прямого  положения туловища. Бабушки  сидят с согнутой спиной, девочки-спина  выпрямляется.

Это упражнение хорошо укрепляет позвоночник и ликвидирует в нём нежелательные искривления, способствуют расширению грудной клетки и выработке правильной осанки. Упражнение повторить 3-5 раз.

IV

Практическая  работа.

Пошив головного убора пилотка.

Шов «Обтачной с расположением шва на сгибе» выполняется в несколько этапов. Последовательность выполнения  шва представлена на доске (см.приложение).

При проведении практической работы  учитель следит за соблюдением правил по технике безопасности при работе с инструментами и приспособлениями;

проводит контрольные обходы с целью проверки соблюдения приёмов работы, а также следит за правильной осанкой учениц.

V

Контроль качества

Учащиеся выставляют оценку в контрольный лист.

VI

Рефлексия «Оцени себя сам»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

VII

Итоги  урока.

Уборка рабочих мест и кабинета.

Аргументированная оценка педагога.

В конце работы учитель индивидуально оценивает работу учащихся. Благодарит за урок.

Из истории головных уборов

Головной убор как составная часть одежды появился с практической целью - защиты от жары; колода, осадков. Сохраняя это

свое основное назначение, впоследствии он

стал также и признаком социального положении  человека, символом богатства, сана

       Взглянув на головной убор древнего египтянина, можно было сразу      определить, какое  социальное положение он имел в своей стране.

 Фараон (и только он!) носил клафт - большой плат из полосатой ткани, на который надевалась корона. Все остальные, за исключением рабов, довольствовались накладками из растительного волокна.

       Античный человек носил головной убор с практической целью. Для работы в поле, в дорогу греки надевали шляпу  с полями — петисос. Ремесленники, моряки и другой трудящийся люд носили пилос - войлочные колпаки без полей. Венки и налобные повязки были на состоятельных людях и служителях культа как свидетельство их привилегированности.

В Византии становится обязательным носить шапки с остроконечной тульей и слегка

В средневековье и мужчины, и женщины носили накидки, плащи с капюшонами, которые имели разные формы. Иной раз конец капюшона бывал столь длинным, что свисал ниже пояса. С Востока пришла мода на тюрбаны.

В XII-XIII вв. носили также фату, вуаль, плотную  головную повязку, которая охваты-

вала голову и подбородок, а наверху надевали круглую шляпу - шапель, обруч или корону

Французская мода господствовала в Европе в  ХIV-XV вв. Например, шляпа "ленни", сделанная в виде воронки, доходила до одного метра в высоту, обтягивалась дорогим бархатом, золототканой парчой, к которой прикрепляли причудливой формы вуали. Чтобы дама в своей шляпе могла выйти из помещения, перестраивали притолоки дверей.

Англичанки в то же время "сооружали" из ткани, вышивки и вуали целые башни. Итальянки  носили шляпы `бальцо" в форме баранки из тяжелой парчи, плотно облегающей голову, отделанные шелком и украшениями.

К концу XVв. водными стали береты - большие. плоские и с разрезами, из тонкого сулена или бархата, украшенные вышивкой, медальонами брошками да и золотыми цепочками. Сдвинутые  на одно ухо, они едва держались на голове своих владельцев с помощью сеточки из золотых или серебряных нитей.

Огромные шляпы Марии Антуанетты (XVIII в.) достигли апогея человеческого

Тщеславия. Сделанные из проволоки, соломы, фетра тюля, украшенные цветами брошками, они  на 70 см возвышались над лицом. Сохранилось множество саркастических карикатур того  времени.

В конце ХIХ В. в моду вошли пышные широкополые шляпы. Украшенные искусственными цветами, фруктами, перьями, они походили на переполненные корзины.

Русские женщины  всех сословий допетровских времен почти не знали ни шляп, ни беретов  ни чепцов, ни колпаков. Верные обычаю скрывать после замужества свои волосы, они надевали повойник, сороку, кичку кокошник. Сверху этот убор покрывался платков или шалью.

В европейской моде в  начале XX в. у шляп появилась простая облегающая форма. С тех пор не было коренных перемен в их силуэтах.

Головные уборы подразделяются на мужские и женские в зависимости от возраста на детские, подростковые и взрослые;

па нарядные, для отдыха; в зависимости от сезона - на летние, зимние, весенне-осенние.

Для изготовления применяются следующие материалы:

для головных уборов весенне-осеннего ассортимента - шерстяные, шелковые, плотные хлопчатобумажные ткани, кожа, замша, плащевые, водоотталкивающие ткани;

для летних головных уборов - хлопчатобумажные ткани, лен, шелк:

для зимних головных уборов - мех.

При использовании ткани с рисунком особое внимание следует уделять крою деталей. Ткань с крупным рисунком лучше не применять, так как детали головных уборов небольшие.

Для подкладки используется однотонная или с мелким рисунком ткань с гладкой поверхностью: саржа, шелковые подкладочные ткани, сатин, ситец и др.; для прокладки -

флизелин, бортовая льняная ткань, клеевая ткань, накрахмаленная марля, фланель; для отделки и украшения – рельефы, канты, материал другого цвета или фактуры, лента, тесьма, сутаж, шнур, цветы, кисти, помпоны, пуговицы, кнопки, булавки, пряжки, бижутерия, вышивка, аппликация и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские головные уборы

Презентация урока по теме "Русские головные уборы"...

Н.И. Сибогатулина Конспект урока по теме "Головные уборы. Снятие мерок для построения чертежа головных уборов"

Этот урок для обучающихся 6 классов школ VIII вида. Урок поможет учителям технологии дать детям теоретические знания об истории головных уборов, их классификации, правилях снятия мерок и их примннение...

«Обработка поперечных срезов головного платка. Значение головных уборов для человека»

Опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков высока.Цель урока:  Формирование у учащихся умений и навыков по об...

Конспект открытого урока трудового обучения по теме: "Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник)", 4 класс

Цель:учить изготавливать русский головной убор –кокошник из картона с применением цветной бумаги;Задачи:формирование умений ориентироваться в задании , анализировать объект, планировать ход работы над...

Задания для самостоятельной работы с учебником. "Головные уборы. Летние головные уборы" для 6 кл.

Для коррекционных школ для обучающихся с ОВЗ. Головные уборы. Летние головные уборы (с. 148-152 учебника «Швейное дело» для 6 класса Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.)...