"Проектная деятельность по технологии"
учебно-методический материал по технологии (7 класс) на тему

Статья "Проектная деятельность по технологии" раскрывает  основные направления и этапы совместной работы учащихся и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_tehnologii.doc878 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

« Организация проектной деятельности           учащихся в  5-7классах»

Петрова Марина Анатольевна,

 учитель технологии,

школа №512,

 г.Санкт-Петербург,

2017г.

Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает обучающимся  необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени поделиться своими умениями с детьми, этот предмет просто необходим.

 Бесталанных детей нет.

Важно только во время научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.

 И это задача каждого учителя.

Метод проектирования на уроках технологии.

История методов проектов.

Главной целью обучения в образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства,

Давать знания и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

Все эти задачи ребенок       реализует   в       творческом проекте.

Каждая педагогическая эпоха породила своё поколение технологий.      Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики. Технологиями  второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы, а к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология, одним из элементов которой является «Проектное обучение».

Метод проектов - это такая организация обучения, при  которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения  практических заданий-проектов.

Метод возник во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США, подробное описание получил в трудах американских педагогов Д. Дьюи и Э. Коллинза. Условиями успешности обучения согласно их теории являются:

- проблематизация учебного материала;

- познавательная активность ребенка;

- связь обучения с жизненным опытом;

- организация обучения как    деятельности   (игровой, трудовой)

Суть метода Д. Дьюи  преобразование  системы школьного обучения,  в процессе которого происходит  освоение ребенком способа самостоятельного познания мира.

  В СССР метод проектов применялся на практике опытных школ в первые годы советской власти, позже был осужден, поскольку противостоял системному предметному обучению.

В последние годы во многих странах мира интерес к методу значительно возрос.

Основными требованиями к использованию этого метода являются:

-наличие социальной и личностно значимой проблемы, требующей исследовательского решения,

-теоретическая и практическая познавательная значимость результатов,

-самостоятельная или групповая деятельность учащихся,

-структурирование содержательной части проекта

-использование исследовательских методов, обсуждение, анализ данных.

В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. В программах «Технологии» обязательным элементом  предусматривается раздел «Основы проектирования». На его выполнение выделяется до 25% учебного времени. А для проектов с повышенным уровнем сложности добавляются внеурочные часы.

Творческий проект – это хорошая творческая задача для самовыражения  любого учащегося. Ведь подлинное творчество расцветает  там, где есть влечение, привязанность и страсть к делу. Большая часть детей - это творческие дети стоит только вовремя их развивать и чем раньше, тем лучше.

                                                           

                                     

Актуальность метода проекта в современной педагогике.

В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим  обучением  как компонент продуктивного образования.

Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание. В результате, которого создается продукт, обладающий новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности.  Меняется не только содержание, но и методы обучения. У учащихся вырабатываются качества личности, которые позволяют адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.

При организации  работы учащихся возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и работа группой. Эта работа привлекает её участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя  с ними и расширить зону для самооценки. Кроме того, групповая работа:

-дает возможность учащимся объединиться по интересам;

-обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения

-воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

-предоставляет  возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание. Но в тоже время терпимость к другой точке зрения;

-является одним из способов преодоления психологических барьеров ребенка, т. е саморазвитие личности;

-позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества, дух к победе.

Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

Основные этапы работы над проектом.

  • Постановка цели: выбор темы проектного задания с учетом его практической значимости, выявление проблемы, формулировка задач.
  • Оценка материальных, финансовых и  интеллектуальных возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта.
  • Сбор и обработка необходимой информации при  изучении литературы, обращение к  банку данных.
  • Разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учетом  требований дизайна и экономики, самообразование учащихся в процессе работы над проектом
  • Обобщение результатов и выводы.
  • Оценка качества выполненной работы, защита проектов, анализ успехов и ошибок.

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Из всех этапов работы выделяют 4 основных:       подготовительный,

конструкторский,

технологический,

заключительный.
На 1 этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать,  уяснить,  зачем и почему им надо выполнять проект,  каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На 2 этапе  возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования,  определение последовательности технологических операций,  выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы.  На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На 3, технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт,  знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.
Результат – приобретение знаний,  умений и навыков.
На 4, заключительном этапе происходит окончательный контроль,  корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологические и маркетинговые исследования,  анализируют проделанную ими работу,  устанавливают,  достигли ли они своей цели,  каков результат их труда.    В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект  перед  одноклассниками.

 

Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до предоставления результата.

                                     

      Тематика проектов на уроках «Технология».

Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися   ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого   ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и  создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний.

На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем  проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "Технология", быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий. Они могут выбираться ребятами по любому модулю программы "Технология».
Программа "Технология" дает право учителю окончательно выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость  по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащихся, возможность социологизации  учащихся.

Тематика проектов может быть направлена и к какому-то  определенному вопросу программы курса «Технология», с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний.

В нашей школе мы проводим выставки в каждому празднику, которые сочетают в себе творческие работы школьников, педагогов, родителей и театрализованные постановки на выставках. Так выставка «Масленица широкая» стала основным разделом в проектной работе, которая заняла в районе 2 место.

 А выставка-проект «Я помню, я горжусь!» вызвала бурю положительных эмоций и чувства гордости за свою Родину.

Выставку к 8 марта мы назвали «Великие женщины России»

 

Проект включал в себя поиск информации о великих женщинах России, их жизни, творческой, научной деятельности. Затем оформлялись портреты. На выставке были представлены ручные работы-подарки, сделанные ребятами. Идеи и оформление выставки ребята с удовольствием предлагали для обсуждения. В результате получился прекрасный проект-сюрприз для педагогов, родителей, сотрудников школы.

Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свою точку зрения на данный объект, позволяет каждому накапливать знания в области культуры. Проектная деятельность предполагает вовлечение каждого учащегося в познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы.

Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет   радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно  относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.

Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству. Он способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. 
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Роль учителя в выполнении проекта.

Особенность проектной деятельности в том, что это совместная творческая работа учителя и ученика. Изменилась позиция самого педагога. Он из носителя основных готовых  знаний стал организатором самостоятельной познавательной  его деятельности учеников. В целом задача учителя при работе над проектом это:

- помощь ученикам в поиске нужных источников информации;

- самому помогать координировать весь процесс;

- являться источником информации для учащегося;

- всячески поощрять участников проекта;

-стараться поддерживать непрерывную обратную связь с учениками во время всей проектной деятельности;  

Основной трудностью является большое количество времени, затрачиваемое на индивидуальную работу с учеником. Здесь в помощь идет групповая деятельность учащихся.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в тоже время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются.

Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы над проектом подростка.  Направить в нужное русло  инициативу и творчество учащегося.

Учитель должен постоянно пополнять свои знания, самообразовываться, быть в поиске новых идей. Идти в ногу со временем, быть новатором нужных идей.

 

Результаты проектирования.

Критерии оценки проектирования.

Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Это  экономические и маркетинговые критерии, можно сказать, имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки проекта могут быть:

  1. Конструктивные критерии. Прочность, надежность, удобство в использовании, соответствие назначению данного изделия.
  2. Технологические критерии. Количество деталей, оригинальность применения, долговечность, расход материалов, оборудование, необходимое при выполнении данной работы,  сложность и объем выполненных работ, расход энергии при производстве.
  3. Экологические критерии. Возможность использования отходов производства.
  4. Эстетические критерии. Оригинальность изделия, его форма, композиционная завершенность, цветовое решение, стиль, дизайн.
  5. Экономические и маркетинговые критерии. Потребность в данном изделии на рынке, возможность массового производства, финансовые затраты.

При защите  своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в вопросах, касающихся проекта. Демонстрируют аудитории слушателей  всю свою старательность, добросовестность при выполнении задания. Демонстрируют свой уровень творчества и оригинальность подхода к поставленной задаче.

Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя. Лучшие работы учащихся  школы ежегодно участвуют в выставках и конкурсах разного уровня.

Используемая литература.

  1. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение (Технология) Под редакцией Ю.Л. Хотунцевой и В.Д.Симоненко,    М.: Просвещения, 1996г.

  1. А.К. Колеченко, Энциклопедия преподавателя,  СПб: Каро, 2002г.

  1.  В. В.Гузеев Планирование результатов образования и образовательная технология   М.: Народное образование, 2000г.

  1. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Под редакцией М.Н.Скаткина, «-е издание, М просвещения, 1982г.

  1. Преподавание образовательной области «Технология» в 2009-2010 уч. г., Ю.Л.Хотунцева, Л. И. Дубровская,  ОАО московские учебники 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проектная образовательная технология"

Презентация "Возможности и специфика проектной технологии"...

Проектная работа «Технология формирования социально-личностной компетенции обучающихся»

   Основной задачей профессиональных образовательных учреждений  в современных условиях, является развитие личности в процессе подготовки по профессии и  специальности...

Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы

Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...

Проектные информационные технологии в курсе обществознания. Элективный курс. 11 класс.

Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитани...

Проектно-исследовательская технология на уроках истории и ОРКСЭ

Публикация из опыта работы педагога по проектно-исследовательской технологии....

Проектно-исследовательская технология в организации учебной деятельности.

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удо...

Использование проектно – исследовательских технологий во внеурочной деятельности школьников

Рассматриваются вопросы личностно – ориентированного образования при организации исследовательской и проектной деятельности школьников. В основе педагогической деятельности лежит психолого &nda...