"Проектная деятельность по технологии"
учебно-методический материал по технологии (7 класс) на тему
Статья "Проектная деятельность по технологии" раскрывает основные направления и этапы совместной работы учащихся и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_tehnologii.doc | 878 КБ |
Предварительный просмотр:
« Организация проектной деятельности учащихся в 5-7классах»
Петрова Марина Анатольевна,
учитель технологии,
школа №512,
г.Санкт-Петербург,
2017г.
Уроки технологии – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает обучающимся необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.
В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает времени поделиться своими умениями с детьми, этот предмет просто необходим.
Бесталанных детей нет.
Важно только во время научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
И это задача каждого учителя.
Метод проектирования на уроках технологии.
История методов проектов.
Главной целью обучения в образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности. Ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умение применять их при реализации собственной продукции и услуг. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять объекты труда с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства,
Давать знания и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
Все эти задачи ребенок реализует в творческом проекте.
Каждая педагогическая эпоха породила своё поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики. Технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельноблочные системы, а к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология, одним из элементов которой является «Проектное обучение».
Метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.
Метод возник во второй половине ХIХ века в сельскохозяйственных школах США, подробное описание получил в трудах американских педагогов Д. Дьюи и Э. Коллинза. Условиями успешности обучения согласно их теории являются:
- проблематизация учебного материала;
- познавательная активность ребенка;
- связь обучения с жизненным опытом;
- организация обучения как деятельности (игровой, трудовой)
Суть метода Д. Дьюи преобразование системы школьного обучения, в процессе которого происходит освоение ребенком способа самостоятельного познания мира.
В СССР метод проектов применялся на практике опытных школ в первые годы советской власти, позже был осужден, поскольку противостоял системному предметному обучению.
В последние годы во многих странах мира интерес к методу значительно возрос.
Основными требованиями к использованию этого метода являются:
-наличие социальной и личностно значимой проблемы, требующей исследовательского решения,
-теоретическая и практическая познавательная значимость результатов,
-самостоятельная или групповая деятельность учащихся,
-структурирование содержательной части проекта
-использование исследовательских методов, обсуждение, анализ данных.
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. В программах «Технологии» обязательным элементом предусматривается раздел «Основы проектирования». На его выполнение выделяется до 25% учебного времени. А для проектов с повышенным уровнем сложности добавляются внеурочные часы.
Творческий проект – это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Ведь подлинное творчество расцветает там, где есть влечение, привязанность и страсть к делу. Большая часть детей - это творческие дети стоит только вовремя их развивать и чем раньше, тем лучше.
Актуальность метода проекта в современной педагогике.
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент продуктивного образования.
Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание. В результате, которого создается продукт, обладающий новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Меняется не только содержание, но и методы обучения. У учащихся вырабатываются качества личности, которые позволяют адаптироваться к новым социально-экономическим условиям.
При организации работы учащихся возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и работа группой. Эта работа привлекает её участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними и расширить зону для самооценки. Кроме того, групповая работа:
-дает возможность учащимся объединиться по интересам;
-обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения
-воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
-предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание. Но в тоже время терпимость к другой точке зрения;
-является одним из способов преодоления психологических барьеров ребенка, т. е саморазвитие личности;
-позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества, дух к победе.
Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.
Основные этапы работы над проектом.
- Постановка цели: выбор темы проектного задания с учетом его практической значимости, выявление проблемы, формулировка задач.
- Оценка материальных, финансовых и интеллектуальных возможностей, необходимых учащемуся для выполнения проекта.
- Сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных.
- Разработка идеи выполнения, планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и экономики, самообразование учащихся в процессе работы над проектом
- Обобщение результатов и выводы.
- Оценка качества выполненной работы, защита проектов, анализ успехов и ошибок.
Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Из всех этапов работы выделяют 4 основных: подготовительный,
конструкторский,
технологический,
заключительный.
На 1 этапе перед школьниками ставится проблема – осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества. Перед ними ставится цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
На 2 этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка конструкции, соответствующей технико-технологической документации. Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступает личный опыт учащихся, опыт учителя, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений, графические документы. На протяжении этого этапа учащиеся производят самоконтроль и самооценку.
На 3, технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. Цель – качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности – создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства – инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся.
Результат – приобретение знаний, умений и навыков.
На 4, заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся проводят экономические расчеты, экологические и маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершении всего обучаемые оформляют результаты проектных исследований, защищают свой проект перед одноклассниками.
Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до предоставления результата.
Тематика проектов на уроках «Технология».
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний.
На всех этапах создания проекта: от зарождения идеи до воплощения ее в материале учителем проводятся практические занятия с классом, при этом уделяется внимание каждому ученику, или с бригадами (группой учащихся от 3 до 5 человек). Тематика проектных заданий должна охватывать широкий круг вопросов школьной программы "Технология", быть актуальной для практической жизни, учитывать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Желательно учащихся заранее ознакомить с темами заданий. Они могут выбираться ребятами по любому модулю программы "Технология».
Программа "Технология" дает право учителю окончательно выбрать тему проекта для учащихся, т.к. педагог знает интересы и потенциальные возможности своих учеников, может определить для них сложность творческой работы.
Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, учебно-материальную базу. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее. Следует учитывать межпредметные связи, возрастные и физиологические возможности школьников, общественно-полезную или личностную значимость проекта (значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или рынка), подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии, с целью оформления школы, мастерской, безопасные условия работы учащихся, возможность социологизации учащихся.
Тематика проектов может быть направлена и к какому-то определенному вопросу программы курса «Технология», с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний.
В нашей школе мы проводим выставки в каждому празднику, которые сочетают в себе творческие работы школьников, педагогов, родителей и театрализованные постановки на выставках. Так выставка «Масленица широкая» стала основным разделом в проектной работе, которая заняла в районе 2 место.
А выставка-проект «Я помню, я горжусь!» вызвала бурю положительных эмоций и чувства гордости за свою Родину.
Выставку к 8 марта мы назвали «Великие женщины России»
Проект включал в себя поиск информации о великих женщинах России, их жизни, творческой, научной деятельности. Затем оформлялись портреты. На выставке были представлены ручные работы-подарки, сделанные ребятами. Идеи и оформление выставки ребята с удовольствием предлагали для обсуждения. В результате получился прекрасный проект-сюрприз для педагогов, родителей, сотрудников школы.
Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свою точку зрения на данный объект, позволяет каждому накапливать знания в области культуры. Проектная деятельность предполагает вовлечение каждого учащегося в познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы.
Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.
Работая над развитием творческой активности детей, заметила, как у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству. Он способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно-потребностная сфера. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Роль учителя в выполнении проекта.
Особенность проектной деятельности в том, что это совместная творческая работа учителя и ученика. Изменилась позиция самого педагога. Он из носителя основных готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной его деятельности учеников. В целом задача учителя при работе над проектом это:
- помощь ученикам в поиске нужных источников информации;
- самому помогать координировать весь процесс;
- являться источником информации для учащегося;
- всячески поощрять участников проекта;
-стараться поддерживать непрерывную обратную связь с учениками во время всей проектной деятельности;
Основной трудностью является большое количество времени, затрачиваемое на индивидуальную работу с учеником. Здесь в помощь идет групповая деятельность учащихся.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в тоже время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются.
Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы над проектом подростка. Направить в нужное русло инициативу и творчество учащегося.
Учитель должен постоянно пополнять свои знания, самообразовываться, быть в поиске новых идей. Идти в ногу со временем, быть новатором нужных идей.
Результаты проектирования.
Критерии оценки проектирования.
Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Это экономические и маркетинговые критерии, можно сказать, имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки проекта могут быть:
- Конструктивные критерии. Прочность, надежность, удобство в использовании, соответствие назначению данного изделия.
- Технологические критерии. Количество деталей, оригинальность применения, долговечность, расход материалов, оборудование, необходимое при выполнении данной работы, сложность и объем выполненных работ, расход энергии при производстве.
- Экологические критерии. Возможность использования отходов производства.
- Эстетические критерии. Оригинальность изделия, его форма, композиционная завершенность, цветовое решение, стиль, дизайн.
- Экономические и маркетинговые критерии. Потребность в данном изделии на рынке, возможность массового производства, финансовые затраты.
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в вопросах, касающихся проекта. Демонстрируют аудитории слушателей всю свою старательность, добросовестность при выполнении задания. Демонстрируют свой уровень творчества и оригинальность подхода к поставленной задаче.
Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя. Лучшие работы учащихся школы ежегодно участвуют в выставках и конкурсах разного уровня.
Используемая литература.
- Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение (Технология) Под редакцией Ю.Л. Хотунцевой и В.Д.Симоненко, М.: Просвещения, 1996г.
- А.К. Колеченко, Энциклопедия преподавателя, СПб: Каро, 2002г.
- В. В.Гузеев Планирование результатов образования и образовательная технология М.: Народное образование, 2000г.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Под редакцией М.Н.Скаткина, «-е издание, М просвещения, 1982г.
- Преподавание образовательной области «Технология» в 2009-2010 уч. г., Ю.Л.Хотунцева, Л. И. Дубровская, ОАО московские учебники 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Проектная образовательная технология"
Презентация "Возможности и специфика проектной технологии"...
Проектная работа «Технология формирования социально-личностной компетенции обучающихся»
Основной задачей профессиональных образовательных учреждений в современных условиях, является развитие личности в процессе подготовки по профессии и специальности...
Проектно-исследовательские технологии на уроках русского языка и литературы
Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, м...
Проектные информационные технологии в курсе обществознания. Элективный курс. 11 класс.
Информатизация современного общества, характеризуемая внедрением средств новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, ставит перед педагогами новые задачи по воспитани...
Проектно-исследовательская технология на уроках истории и ОРКСЭ
Публикация из опыта работы педагога по проектно-исследовательской технологии....
Проектно-исследовательская технология в организации учебной деятельности.
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удо...
Использование проектно – исследовательских технологий во внеурочной деятельности школьников
Рассматриваются вопросы личностно – ориентированного образования при организации исследовательской и проектной деятельности школьников. В основе педагогической деятельности лежит психолого &nda...