Имитационное моделирование на уроках технологии
учебно-методический материал по технологии на тему

Одним из методов активного обучения является  имитационное  моделирование на уроках . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imitatsionnoe_modelirovanie_na_urokah_tehnologii_.docx70.21 КБ

Предварительный просмотр:

Имитационное моделирование на уроках технологии   

                                        Великая цель образования – это не

                                        знания, а действия.

                                         Г.Спенсер

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребёнку и не позволяет достичь поставленных целей. Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.

Одним из методов активного обучения является метод имитационного моделирования. Данный метод даёт возможность самореализации человека и помогает формированию и развитию ключевых компетенций.

Актуальность формирования ключевых компетенций обусловлена и следующими функциями, которые способствуют профессиональному становлению выпускника, будущего специалиста:

- формирование у учащегося способности обучаться и самообучаться;

-  обеспечение выпускникам, будущим рабочим, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями;

-   закрепление репрезентативности, а следовательно, нарастающей успешности в конкурентной среде обитания.

Традиционные методы обучения не справляются с такой задачей, так как их миссия – передать информацию, но она, к сожалению, устаревает до того, как обучаемые смогут ею воспользоваться.

Имитационное моделирование жизненных ситуаций – технология, при которой дидактическая ситуация, в которой происходит полисубъективное взаимодействие, направленно на моделирование различного рода отношений и условий реальной действительности. Данный метод предполагает предоставление ученику максимум свободы для индивидуального развития, создание ситуации для утверждения в повседневной реальности ценностей достойной жизни. В такой деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, рефлексии, действия. За счёт рефлексии знания обобщаются, закрепляются, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся. В процессе имитационного моделирования проявляются элементы толерантности в ситуациях разрешения межличностных и деловых конфликтов, в выборе способов взаимодействия и отстаивания своих интересов. Помогают обучаемым перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе познания.

Если рассматривать структуру имитационного моделирования жизненных ситуаций, то можно выделить следующие методы обучения: анализ конкретных социально-экономических ситуаций, моральные дилеммы и деловые игры. В контексте всех рассматриваемых в условиях имитационного моделирования ситуаций и деловых игр присутствуют элементы моральных дилемм.

Использование моральных дилемм как одного из условий протекания процесса становления социальной свободы старшеклассника должно удовлетворять следующим требованиям:

- иметь отношение к реальной социально-экономической жизни старшеклассников;

-быть по возможности простой для понимания;
                      - быть незаконченной;

-включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;

-предлагать на выбор учащимся варианты вопросов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя главный герой?».

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57bee32ecc335/imitatsionnoiemodielirovaniiezhizniennykhsituatsiinaurokakhtiekhnologhiikakosnovaformirovaniiairazvitiiakliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsia_1.png

Ситуация-проблема - определенное сочетание фактов из реальной жизни. Задается реальная социальная ситуация, которая имела положительные или отрицательные последствия. Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. Проблемная ситуация со всей своей предметной неоднозначностью и противоречивостью создает условия для свободного осознанного выбора, через который происходит развитое, углубленное познание субъективных и объективных реалий.

Ситуация-оценка описывает социальную ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден. Старшеклассниками проводится критический анализ ранее принятых решений, дается мотивированное заключение по поводу произошедшего события. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт старшеклассников: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения одной и той же проблемы, послушать и взвесить множество; оценок, дополнений и изменений.

Ситуация-иллюстрация поясняет какую-либо проблему или ситуацию, относящуюся к определенной теме. Старшеклассникам предлагается самостоятельно смоделировать ситуацию-иллюстрацию к своим рассуждениям. Практика показала, что предъявление таких заданий усиливает у старшеклассников стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы, у учащихся развиваются аналитические способности, вырабатывается самостоятельность и инициативность в решениях.

Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений и предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. Такие ситуации помогают развивать определенные навыки (умения) старшеклассников в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. Они носят в основном тренировочный характер, помогают приобрести опыт решения определенных жизненных задач.

Деловая игра - особая деятельность старшеклассника, которая изменяется и развертывается как его субъектная деятельность, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта.

В условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций мною применяются следующие модификации деловых игр:
имитационные, ролевые, деятельностно-практические и игровое проектирование.

Деловые игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (снятие барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

Имитационные игры- имитационное моделирование реальных социальных механизмов и процессов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, реальной социальной деятельности. Необходимые знания усваиваются участниками игры в процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной социальной ситуации.

Ролевые игры характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. В ходе ролевой игры старшеклассниками моделируются социально-диалогические поступки и процесс общения по разрешению проблемных социальных ситуаций.

Игровое проектирование - деятельность, в которой старшеклассник, моделируя социальную действительность, экспериментируя с ней, обнаруживает связь социальной ситуации с собственными переживаниями и состояниями. Это позволяет старшеклассникам самостоятельно осуществлять сбор необходимой информации, планировать возможные варианты решения социальной проблемы, делать выводы, анализировать свою деятельность, по «кирпичикам» формируя новое знание и приобретая новый жизненный опыт.

Внутри такой деятельности в форме пробы, испытания происходит своеобразное обнаружение некоторых социальных действий и «примеривание их на себя» путем воссоздания, т. е. обретение некоторого опыта.

Деятельностно-практические игры предусматривают организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных социальных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Старшеклассник не только получает удовлетворение от поиска решения, но и находит его быстрее. Играя роль, вступая в социальные отношения с другими играющими, учащийся приобретает опыт подобных отношений. Это обогащает старшеклассника новыми знаниями, умениями, навыками, опытом деловых и социальных контактов.


При интерактивном взаимодействии:
- даже самые застенчивые и робкие учащиеся, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой;
- учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров;
- учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.

                  Считаю, что внедрение технологии имитационного моделирования (интерактивного взаимодействия) на уроках технологии способствует формированию ключевых компетенций у учащихся, столь необходимых в современных динамичных условиях жизни.

Литература

Караваев А.  Игровые уроки в старших классах.- Учитель, 2006 - №1

Логунова Н.  Обучение как общение и сотрудничество/

Н.Логунова // высшее образование в России. – 2000.- №3.- С. 108-110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика моделирования современного урока технологии»

С  введением ФГОС  принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося  в режим саморазвития. Сегодня к выпускнику шкалы  обще...

Компьтерное моделирование на уроках технологии

Доклад учителя технологии, презентация учащихся...

Компьтерное моделирование на уроках технологии

Презентация для проведения семинара...

Игровые (технологии имитационного моделирования) на уроках биологии.

Выступление на ШМО по теме самообразования - Игровые (технологии имитационного моделирования) на уроках биологии....

Использование трехмерного моделирования на уроках технологии

Сегодня образование должно идти в ногу со временем, и компьютерные технологии дают для этого широкие возможности. Инновационные формы и методы обучения создают условия для повышения уровня образования...

Использование техники "Полигональное моделирование на уроках технологии"

Работая учителем технологии в школе, я стараюсь разнообразить программу заданиями по графическому дизайну.Техника полигонального моделирования позволяет создавать трехмерные объекты с большим или мень...

Имитационное моделирование на уроках русского языка практический аспект

В данной работе подробно  рассматривается игровое имитационное моделирование, позволяющее усовершенствовать работу по активизации учебной деятельности на уроках русского языка в среднем школьном ...