Программа внеурочной деятельности "Мир русской культуры" 5-6 классы
материал по технологии (6 класс) на тему

Купарева Татьяна Алексеевна

Цель программы - приобщение обучающихся к богатству и разнообразию народной культуры, культуры родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_russkoy_kultury_kupareva.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Купарева Татьяна Алексеевна

                            Учитель технологии

                                                     Козьмодемьяновский филиал МБОУ

                      2 Гавловской сош

                              Гавриловского района

                           Тамбовской области

Программа внеурочной деятельности

Мир русской культуры

5-6 класс

    Сохранение возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа - актуальная проблема воспитания духовно богатой личности.  Сегодня нельзя воспитать человека – гуманиста, имеющие широкие интересы, серьезные духовные запросы, патриота, способного к творческому труду в любой области без опоры на народное искусство, культуру своего народа.

 Освоение культурного наследия прошлого, формирование интереса к нему, обращение к фольклор, влияют на эмоциональную и нравственную сферы личности. «В творчестве истинно народном эстетика-наука о красоте-всегда тесно связана с этикой-наукой о доброте!» (Горький А.М. Несобранные литературно-критические статьи.-М.,1941.с305)

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.

       Важно приобщить детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Формирование знаний истории народа, его культуры, поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов.

             В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.

            Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.

 

 Цель программы: Приобщение учащихся к богатству и разнообразию народной культуры, культуры родного края.

Задачи:

-развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные в нашей стране, но и стремящегося их умножить;

- расширять кругозор знаний у учащихся и умение использовать имеющиеся знания в повседневной жизни;

-воспитывать любовь к родному краю как к малой Родине

- обучать умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, вести поисковую деятельность по сбору и обработке краеведческих материалов;

 

 Ценность программы: Восстановление исторической памяти.

Программа ориентирована на детей в возрасте 10-11 лет.                                                                                             Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).

Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 45 минут.

Наличие инфраструктуры: школьный музей села Козьмодемьяновка

Наличие системы взаимодействия с социальными партнерами: сельская библиотека, храм Косьмы и Дамиана села Козьмодемьяновка, КДЦ.

Формы организации занятий: конкурсы, игры, выставки, концерты, инсценировки, праздники, КВНы, викторины, практикумы.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды деятельности: игры (дидактические, ролевые), ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, работа в группах, праздники,  творческие задания.

Формы контроля: ежегодное анкетирование учащихся и родителей, конкурсы, участие в концертах, праздниках, выставках, сочинения, социальный опрос, диагностика,  видеозапись мероприятий.

Планируемые результаты обучения:

В результате освоения программы у учащиеся будут сформированы следующие

Личностные результаты.

            У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными    результатами

изучения    курса    является   формирование   следующих   универсальных    учебных    действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научиться:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах своего села;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Формы занятий:

Учебно – теоретические

Практические

Изучение литературы, работа с документацией

Экспедиции по сбору материала

Рассказ педагога

Обработка собранного материала

беседа

Научно – исследовательские работы

Учебная игра

экскурсии

Презентация

Виртуальное посещение выставок, музеев (интернет). Музей с 2 Гавриловка

Игровые занятия

Творческие конкурсы

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

Рукоделие и художественная деятельность

Творческие проекты

Формы подведения итогов работы:

-анкетирование;

- создание книжек – малышек;

-защита исследовательских работ, проектов;  

-творческие отчеты-  выставки поделок, рисунков, фотографий;

-участие в конкурсах и выставках.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности  учащихся

Форма проведения занятий

1

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян села Козьмодемьяновка Жилище. Русская изба

1 ч.

Универсальные учебные действия:

—познакомить с особенностями крестьянской одежды;

—сравнить одежду современную  и традиционную крестьянскую одежду;

—ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером;

-продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клеть; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки).

Презентация  

Рассказ педагога

Беседа

Художественная деятельность

2

Козьмодемьяновка-моя малая Родина

1 ч.

Универсальные учебные действия:

 -развитие композиционного мышления  и воображения

-формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым своего народа.

Презентация  

Рассказ педагога

Беседа

Творческий проект

Организация выставок

3

4

5

 

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

3 ч.

Универсальные учебные действия:

—сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы;

—нарисовать картинку на тему осенней ярмарки;

— умение выступать в общение друг с другом

Презентация

Рассказ педагога

Игровые занятия

 

6

Народный календарь осени. Престольный праздник села Козьмодемьяновка «Кузьминки»

Универсальные учебные действия:

-развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности

Презентация  

Рассказ педагога

Беседа

Творческий проект

Организация выставок

7

Благодарение. Родительская любовь

Универсальные учебные действия:

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Устный рассказ «За что я благодарен родителям»

8

9

Традиции семьи. Составление родословного древа

Универсальные учебные действия:

-умение создавать творческие работы на основе собственного замысла

Презентация  

Рассказ педагога

Беседа

Творческий проект

10

Традиционная русская кухня.

Универсальные учебные действия:

—оценить достоинства традиционной русской кухни;

—уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар» —

компот).

Презентация  

Рассказ педагога

11

Русский самовар и чаепитие на Руси. Знакомство с традицией чаепития.

Универсальные учебные действия:

 -развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности

Презентация  

Рассказ педагога

Художественная деятельность

Рукоделие

Организация выставок

12

Деревенские посиделки. Знакомство с традициями зимних вечеров. 

Универсальные учебные действия:

-умение вступать в общение друг с другом, участвовать в диалоге.

Презентация  

Рассказ педагога

Художественная деятельность

Рукоделие

Организация выставок

13

14

Знакомство детей с традиционным видом женского рукоделия – прядением и плетением.

Универсальные учебные действия:

-развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности

-умение решать творческие задачи на уровне импровизации

Презентация  

Рассказ педагога

Художественная деятельность

Рукоделие

Организация выставок

15

16

Народные промыслы:  

Керамика Гжели

Хохлома и Жостово

Павлопосадские шали

Универсальные учебные действия:

-развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности

Презентация  

Рассказ педагога

Художественная деятельность

Рукоделие

Организация выставок

17

Народный календарь зимы

Универсальные учебные действия:

-развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности

Презентация  

Рассказ педагога

Художественная деятельность

18

19

20

Русские народные праздники

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение

3 ч.

Универсальные учебные действия:

—разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние

стихи;

—познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

—изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

Презентация  

Рассказ педагога

Художественная деятельность

Рукоделие

Организация выставок

21

22

Игры и забавы детей. Русские народные игры

Универсальные учебные действия:

—разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки,

прятки, лапта).

Презентация  

Рассказ педагога

Игровые занятия

Изучение литературы  

23

Образ народного слова. Устное творчество (пословицы, поговорки)

Универсальные учебные действия:

-развитие коммуникативной компетентности школьников

Презентация  

Рассказ педагога

Игровые занятия

24

25

Широкая Масленица

Универсальные учебные действия:

- развитие коммуникативной компетентности школьников

-особенности православного праздника

—воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор.

Встреча Масленицы.

Презентация  

Рассказ педагога

Художественная деятельность

Рукоделие

26

27

Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха

Универсальные учебные действия:

—разучить песни и игры;

—научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

—разучить игры с катанием пасхальных яиц.

Презентация  

Рассказ педагога

Игровые занятия

28

29

Народные танцы

Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

2 ч.

Универсальные учебные действия:

—разучить хороводы, игры-хороводы.

Презентация  

Рассказ педагога

Художественная деятельность

Организация выставок

30

31

Крестьянская игрушка. Изготовление кукол из ткани

Универсальные учебные действия:

-развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности

Рассказ педагога

Художественная деятельность

Организация выставок

Рукоделие

32

33

34

 

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Ку-

пала. Петров день. Ильин день

3 ч.

Универсальные учебные действия:

-развитие коммуникативной компетентности школьников

—разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

—научиться плести венки.

Презентация  

Рассказ педагога

Игровые занятия

 

 

Ресурсы реализации программы

Список литературы

 1. Былеева, Л.В. Русские народные игры [Текст] / Л.В. Былеева. – М.: Советская Россия, 1988.

2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000.

3.Конспекты уроков по народной культуре: 1 кл.: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2003.

4. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.П. Аникина, Предисл. В П. Аникина; Сост.Ф.М Селиванов; Б.П. Кирдан, В.П. Аникин. – М.: Художественная литература, 1988.

5. Русские обычаи и обряды. / Автор-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2005

6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.  Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор-М., Просвещение,2011г
7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М., 2010.

8. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М., 2011.

9. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие по основам православной культуры для учителей общеобразовательных школ. Альманах 1. / Под. ред. игумена Киприана (Ященко). – М., 2007

10.Электронные и цифровые образовательные ресурсы

 

Материально-техническое оснащение:

1. Проектор

2. Экран

3. Компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

«Русский фольклор». Программа внеурочной деятельности. 1 - 4 класс.

В основе программы «Русский фольклор" Куприяновой  - это пение с игровыми действиями или простейшими элементами хореографии. В данной программе вводится раздел декоративно прикладного искусства и...

Программа внеурочной деятельности. Русский язык. 5 класс.

Программа внеурочной деятельности по русскому языку предлагается для учащихся, имеющих способности  в освоении данного предмета. Практикумы, круглые столы, экскурсии, преследующие коммуникативные...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов "Русское речевое общение"

Работа по данной программе способствует созданию условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышению уровня речевой культуры учащихся....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Тайны русского языка".

Программа направлена на обеспечение потребностей обучающихся при изучении русского языка....