Народные промыслы России. Виды художественной обработки древесины.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Ковальчук Елена Михайловна

Урок технологии в 6 классе для мальчиков по программе Симоненко В.Д. по разделу  обработка древесины (народные ремесла). основной целью урока является познакомить обучающихся  с традициями русских народных художественных промыслов, историей их создания и художественной ценностью для современных изделий.  Материал подобран таким образом, чтобы пробудить у мальчиков интерес к ремеслам  и  чувство гордости за мастеров русской земли. Конспект урока можно использовать для проведения урока или внеурочного занятия. Музыкальное сопровождение и презентация помогают проиллюстрировать красоту родной природы и изделий из древесины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Народные промыслы России. Виды художественной обработки древесины».

Урок: технология (мальчики)

Класс: 6 «А»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Развивающий аспект: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля; продолжить развивать самостоятельность в получении нужной информации.

Образовательный аспект: познакомить с традициями русских народных художественных промыслов, историей их создания и художественной ценностью для современных изделий.

Воспитательный аспект: учиться художественному видению окружающего мира, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, расширить кругозор и чувствовать красоту, желание создавать эстетические изделия.

Формы обучения:

  1. фронтальная (беседа)
  2. групповая (практическая работа)
  3. индивидуальная (ответы на вопросы, объяснение по рефератам)

Методы обучения:

1.Словесные (беседа, рассказ, инструктаж)

2.Наглядные (демонстрация слайдов, выставка изделий народного творчества)

        3. Практические (выполнение самостоятельной работы, работа с текстом)

        4. Аналитические (опрос, работа в группах, синквейн)

Методы проведения урока:

 Рассказ, интерактивная беседа, демонстрация, практическая работа.

Интеграция: география, история, изобразительное искусство, литература, музыка.

Оборудование: наглядные пособия с изображением: лаптей, туесков, ковшей, богородской игрушки, матрешек, фрагменты абрамцево-кудринской резьбы; диск с презентацией «Народные промыслы России»; слайд-шоу с пейзажами; экспозиции выставки изделий народного творчества, работы учащихся, иллюстрации, аудиозаписи.

Литература:

Жегалов С.К. Русская народная живопись.: Кн. для уч-ся ст. классов. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.

Линднер Г. Из дерева – своими руками. – М.: лесная пром-сть, 1985. – 56 с.

Мусина Р.Р. Искусство Гжели. – М.: Знание, 1985. – 48 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Искусство. № 10).

Народные художественные промыслы/ Попова О.С., Королева Н.С., Чирков Д.А. и др.; Под общ. ред. О.С. Поповой. – М.:Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 193 с.: ил.

Прекрасное своими руками: Народные художественные ремесла/ сост. С.Газарян. – М.:дет. лит., 1987. – 156 с.

Федотов Г.Я. Дарите людям красоту.: Из практики народных художественных ремесел.: кн. для уч-ся ст. классов. – М.:Просвещение, 1985. – 255 с.:ил.

Хохломская роспись// Искусство в школе. – 1992. - №3-4 – с.19-21.

Золотые цветы и травы хохломы// Барадулин В.А.: художественная обработка дерева. – М.:Легпромбытиздат, 1986. – с.185-198.

Заранее распределяются среди учащихся темы сообщений о народных промыслах, по возможности учащиеся готовят выставку, учащиеся ищут материал, стихи, иллюстрации.

Эпиграф к уроку:

«Не то дорого, что золото, и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано».

        

План урока

I Организационно-подготовительный. (2 мин)

II Активизация учащихся. (5 минут)

III Постановка учебной задачи. (2 минуты)        

IVФормирование новых знаний. (30 минут)

V Практическая работа. (38 минут)

VI Закрепление (рефлексия). (2 минуты)

VII Итог урока. (1минута)

Ход урока

I Организационно-подготовительный.

Проверка явки учащихся на занятие, их готовность к уроку.

II Активизация учащихся.

        (Презентация слайд-шоу с пейзажами русской природы. Тихо звучит музыка.)

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому и находит все это отражение в произведениях народного искусства, составляющих целостное явление культуры каждого народа.

Судя по предметам, дошедшим до нас из глубин далекого прошлого, люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало в труде и быту. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

 Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она же предоставила простейшие материалы – глину, дерево, камень, кость, лен, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы.

В старину люди зарабатывали на хлеб насущный, занимаясь разными ремеслами. Что такое «ремесло» мы узнаем в справочном бюро.

Справочное бюро.  (Зачитает ученик)

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд. Одним из характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.

Как вы думаете, ребята, сохранились ли сегодня ремесла?

Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества.

Среди многих художественных ремесел, связанных с обработкой тех или иных материалов, особое место занимает художественная обработка древесины.

Почему именно изделия из древесины стали так популярны на Руси?

Древесина — наиболее доступный материал, ее обработка не требует особого технического оснащения. Научиться обращаться с деревом может каждый. Поэтому художественное ремесло, связанное с обработкой древесины, является одним из самых популярных промыслов, глубоко связанных с традициями русского народного декоративного творчества.

Из распространенных пород деревьев (груши, сливы, дуба, явора, ореха) народные мастера изготавливали мебель, телеги, сани, орудия труда, посуду, всевозможную утварь и др. Все эти предметы, а нередко и жилища украшали мозаикой, резьбой, декоративной росписью, выжиганием и другими способами художественной обработки.

III Постановка учебной задачи.        

Тема нашего урока: «Народные промыслы России. Виды художественной обработки древесины».

Откуда пошло это название «промыслы»?

(Ученик зачитывает из своего сообщения)

Как появились промыслы?

        (Ученик зачитывает из своего сообщения)

Очень давно, когда еще сельскохозяйственная техника была слишком проста, а малоплодородные земли не давали хороших урожаев зерновых, население было вынуждено заняться разными промыслами. Потом промысловая продукция обменивалась на хлеб и другие необходимые предметы. Люди наблюдали за природой и отражали эти наблюдения в произведениях народного творчества. Постепенно трудовые навыки закреплялись. Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX века, наряду с ними возникла художественная промышленность, где вещи производят в большом количестве.

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Сегодня я хочу воспеть и восславить

«Сердце доброе, щедрость да разум,

Руки искусные народа русского».

IVФормирование новых знаний.        

(Презентация «Народные промыслы России»)

Если мы с вами представим на мгновение, что оказались в новгородской области XV века, какой самый известный материал вы могли бы назвать? (Ответы учащихся)

        Совершенно верно. Это береста (наружная сторона коры березы), легкодоступный и простой материал, издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий.

        Какие изделия можно изготовить из бересты? (Ответы учащихся: туесок, берестяные грамоты, лапти, ларцы)

Совершенно верно. Как мы уже говорили, береста – часть березы. А сколько в России связано с белыми березками? Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно. О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны и старинные обряды.

        А вы знаете, сколько важных дел у березы?

Сейчас я вам зачитаю стихотворение, а вы попытайтесь расшифровать, о чем говорится в нем и какие функции выполняет береза.

  1. Первое дело – мир освещать.
  2. Второе дело – скрип утишать.
  3. Третье дело – больных исцелять.
  4. Четвертое дело – чистоту соблюдать.

О чем говорится в первой строке? (второй, третьей, четвертой). (Ответы учащихся)

Вы совершенно правы, конечно же, в старину главным источником света в доме служила лучина. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. А как приятно попариться в баньке с березовым веником, а потом утолить жажду березовым соком!

Но у березы еще очень важное дело – дарить людям красоту. Издавна на Руси из бересты делали нужные для хозяйства и удобные вещи – плели корзины и короба. А в березовых туесках хранили мед и ягоду, сметану и масло… В такой упаковке все долго оставалось свежим. А еще из бересты делали шкатулки и ларцы, коробочки, посуду и даже лапти.

Береста - прекрасный материал для вырезания острым ножом тонких кружевных узоров. Кажется, что эта красота сплетена умелой кружевницей!

        А какой еще русский народный художественный промысел можно сравнить с кружевом? (Ответы учащихся)

Совершенно верно – резьбу по дереву. Расскажет нам об этом виде обработки древесины …. (Ученик зачитывает из своего реферата)

 Мне бы хотелось остановиться подробнее на Абрамцево - кудринской, или хотьковской резьбе по дереву. Места эти издавна слывут заповедными, сказочными. Может быть, где-то здесь, на зеленом берегу тихой реки, сидя на камне, горевала о своем братце Иванушке сестрица Аленушка. А на широком холме стояли в дозоре былинные богатыри и зорко всматривались вдаль: не покажется ли дым сигнального костра, предупреждающего о нашествии вражеском… Издавна стоял здесь небольшой городок- крепость Радонеж.

        Умелые мастера жили в окрестных селениях. Особенно славились резчики по дереву из Кудрина и Абрамцева, Хотькова и Ахтырки. Затейливыми узорами покрывали они деревянные ковши и прялки, шкатулки и ларцы, посуду и мебель. Обычные вещи в руках умельцев превращались в настоящее чудо. А секрет этого чуда – красота окружающей природы.

        Работали резчики острыми ножами и специальными стамесками. Они вырезали затейливые орнаменты, их рельефный узор чем-то напоминал узор народной вышивки на рушниках, полотенцах, одежде.

         Один из наиболее старых промыслов резьбы по дереву находится в подмосковном селе Богородское. Здесь на рубеже XVI – XVII веков стали вырезать из дерева игрушки. Очень интересна история его появления. Познакомит нас с ней …..(Ученик зачитывает из своего сообщения или проекта)

        Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изображении воспроизводить любые мелкие детали. Инструмент богородского резчика несложен: топор, набор полукруглых стамесок и острый нож.

        Необычайно широка и разнообразна тематика богородской игрушки и скульптуры. Это образы жителей села, всадники, упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зверей. Все они изображены занятыми каким-то делом. Особенно популярны скульптуры медведя и мужика.

А сейчас отгадайте загадку: 

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?

(Читает ученик)

Кто матрешку сделал, я не знаю.        

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь всплеснул в ее глаза

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит за ней по миру слава

О безвестном мастере-творце!

Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, из ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев. Первая матрешка появилась 100 лет назад. Игрушечных дел мастер – токарь Василий Звездочкин из Сергиева Посада по эскизу Сергея Малютина сделал разбирающуюся игрушку.  А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрену»! С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой.

Стали делать матрешек и в других местах России. Матрешки из города Семенова обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из Полхов-Майдана они особенно нарядные и более «стройные». Есть матрешки, которые не расписывают красками, а украшают выжженными узорами.

                Кроме резьбы и точения для украшения предметов быта широко использовалась роспись по дереву. Городецкая роспись – это народный промысел сложился к середине XIX века в старинно волжском городе Городце. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла. С особенностями городецкой росписи вы знакомились на уроках Изо в 5 классе.

И завершим знакомство с народными промыслами мы «золотой хохломой».

        Как вы думаете, почему хохломскую роспись величают золотой?

(Читает ученик)

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В.Боков.

Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники, да свадьбы.

Как вы думаете, почему?

Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души… дерево было доступно крестьянам, а украсить его старались изысканно, приложив выдумку, фантазию. Вот и получалась сказочная красота.

        Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»? 

(Ученик зачитывает из своего сообщения или проекта)

Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

V Практическая работа.

Я надеюсь, что у вас тоже золотые руки. И поэтому я предлагаю вам стать мастерами народных промыслов. Давайте вспомним основные виды художественной обработки древесины. (Ответы учащихся: точение, резьба, роспись, выжигание, инкрустация)

Показ таблицы «Народные промыслы России»

        Сегодня у нас будет работать 4 промысла – группы:

  1. Роспись матрешки.
  2. Выжигание рисунка на доске.
  3. Резьба по дереву.
  4. Городецкая роспись доски.

Для каждой группы разработаны свои инструкционные карты, они у вас на столах. Внимательно изучите карты и четко следуйте всем пунктам. Помните о правилах безопасности труда. Резцы – очень опасный инструмент, поэтому будьте предельно аккуратны во время работы.

Во время выполнения практической работы учитель делает текущий инструктаж, оказывает помощь и указывает на типичные ошибки.

Выступления учащихся.

VI Закрепление (рефлексия).

1) Как вы понимаете выражение: «Не резец режет, а мастер»? 

2) Откуда мастер черпает творческие находки?

3) Как вид древесины влияет на выбор и качество изделия?

4) Как изменяется техника изготовления изделия с приобретением навыка?    

5) Согласны ли вы со словами эпиграфа к уроку?

VII Итог урока.

Сегодня вы сотворили чудо! Вы выступили в роли мастеров народных промыслов по обработке древесины. Я считаю, что все сегодня на уроке справились с заданием и заслужили высоких оценок.

Заканчивая урок, я думаю, что сегодня вы стали:

Добрее сердцем,

Теплее душой,

Возвышеннее духом.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Инструкционная карта №1

I Изучите правила техники безопасности:

Правила безопасной работы при выполнении резьбы по дереву:

  • Стамески – опасный режущий инструмент. Обращаться осторожно.
  • Держи стамеску правой рукой, ведя ее на себя
  • Не держите руку вблизи режущего инструмента
  • Не прилагайте больших усилий при резании стамеской
  • Если при работе необходимо ударять по ручке стамески, то держите её в левой

руке, а киянку в правой и, поставив стамеску по месту вырубки, наносите по ручке стамески лёгкие удары

  • Не отвлекайся во время работы
  • Храните стамески в отведённом месте
  • Каждому инструменту определено своё место

IIВыполните самостоятельную практическую работу:

Самостоятельная работа

Ход работы

  1. Изучите правила техники безопасности при выполнении резьбы по дереву.
  2. Нанесите рисунок для резьбы на доску.
  3. Распределите участки (объекты) работы для каждого участника группы.
  4. Выполните геометрическую резьбу по дереву.
  5. Проверьте качество выполненной работы.
  6. Подготовьте защиту (рекламу) своего изделия.
  7. Придумайте название своему «промыслу».
  8. Составьте синквейн по теме своей работы.
  9. Сообщите учителю о выполнении задания.

Инструкционная карта №2

I Изучите правила техники безопасности:

Правила техники безопасности при работе с выжигателем:

  • Проверь исправность прибора для выжигания.
  • Работай только исправным прибором.
  • Включай прибор в исправную розетку с напряжением 220 В.
  • Не допускай максимального накала спирали прибора.
  • Не оставляй включенный прибор на столе без присмотра.
  • Не прилагай больших усилий при выжигании контура рисунка.
  • Не допускай задымленности во время работы.

IIВыполните самостоятельную практическую работу:

Самостоятельная работа

Ход работы

1.Изучите правила техники безопасности при работе с прибором для выжигания по дереву.

2.Нанесите рисунок для  выжигания на доску.

3. Распределите участки (объекты) работы для каждого участника группы.

4.Выполните выжигание рисунка по дереву.

5.Проверьте качество выполненной работы.

6.Подготовьте защиту (рекламу) своего изделия.

7.Придумайте название своему «промыслу».

8.Составьте синквейн по теме своей работы.

9.Сообщите учителю о выполнении задания.

Инструкционная карта №3

I Изучите правила техники безопасности:

Правила техники безопасности при работе с красками:        

  • Разводи гуашевые краски с водой на палитре.
  • Работай аккуратно, не пачкай себя и товарищей.
  • Смешивай краски по правилам.
  • Не допускай размыва рисунка на изделии, дай просохнуть каждому слою.
  • Прорисовывай детали тонкой кисточкой.
  • Не отвлекайся во время работы.
  • Вымой кисточки и стаканчик для воды по окончании работы.

IIВыполните самостоятельную практическую работу:

Самостоятельная работа

Ход работы

1.Изучите правила техники безопасности при работе с красками.

2.Нанесите рисунок для  росписи на доску.

3. Распределите участки (объекты) работы для каждого участника группы.

4.Выполните роспись рисунка по дереву по правилам выполнения росписи.

5.Положив один цвет, дождись когда краска впитается, потом берись за следующий.

6. Накладывай основные цвета, затем приступай к отделке – прорисовке.

7.Проверьте качество выполненной работы.

8.Подготовьте защиту (рекламу) своего изделия.

9.Придумайте название своему «промыслу».

10.Составьте синквейн по теме своей работы.

11.Сообщите учителю о выполнении задания.

Инструкционная карта №4

I Изучите правила техники безопасности:

Правила техники безопасности при работе с красками:        

  • Разводи гуашевые краски с водой на палитре.
  • Работай аккуратно, не пачкай себя и товарищей.
  • Смешивай краски по правилам.
  • Не допускай размыва рисунка на изделии, дай просохнуть каждому слою.
  • Прорисовывай детали тонкой кисточкой.
  • Не отвлекайся во время работы.
  • Вымой кисточки и стаканчик для воды по окончании работы.

IIВыполните самостоятельную практическую работу:

Самостоятельная работа

Ход работы

1.Изучите правила техники безопасности при работе с красками.

2.Нанесите рисунок для  росписи на матрешку.

3. Распределите участки (объекты) работы для каждого участника группы.

4.Разложите матрешку.

5. Возьмите самую маленькую.

6. Начинайте со светлых тонов элементов украшения сарафана, платка.

7. Готовьте оттенки цветовой гаммы в палитре для росписи.

8.Раскрашивайте по-мокрому, чтобы получился плавный оттенок цвета.

9. Положив один цвет, дождись когда краска впитается, потом берись за следующий.

10 Накладывай основные цвета, затем приступай к отделке – прорисовке.

11.Проверьте качество выполненной работы.

12Подготовьте защиту (рекламу) своего изделия.

13.Придумайте название своему «промыслу».

14.Составьте синквейн по теме своей работы.

15.Сообщите учителю о выполнении задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...

«Народные художники (народные промыслы России)» конспект урока 1 класс

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе (школа 2100) "Народные художники"...

Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

Раздел:  Технология обработки древесины с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки...

Рабочая программа "Художественная обработка древесины" для учащихся, воспитанников 5 - 9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида

Данная программа рассчитана на пять лет обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного профессионального, творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обра...

Виды художественной обработки древесины.

Виды художественной обработки древесины....