Авиамоделирование на уроках технологии
статья по технологии (5, 6 класс) на тему

Рябенко Олег Николаевич

Данный материал посвещен возможным вариантам объектов труда на уроках технологии по теме "Ручная обработка искусственных материалов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авиамоделирование на уроках технологии

Рябенко О.Н., учитель технологии

МБОУ Митрофановская СОШ

Кантемировский муниципальный район

Одним из наиболее увлекательных и эффективных видов организации конструкторско-технологической деятельности школьников является техническое моделирование, в частности авиамоделирование.

При проведении уроков технологии в 5,6 классах по теме «Ручная обработка искусственных материалов», в качестве объекта труда я предлагаю изготовление модели планера с импульсным стартом.

Под техническим моделированием школьников принято понимать создание ими макетов и действующих моделей (самолётов, судов, автомобилей, ракет и т. п.).

Авиамоделизм – массовый технический вид спорта, конструирование и постройка моделей летательных аппаратов в технических или спортивных целях - один из любимых видов технического творчества молодежи.

Авиамоделизм позволяет решать немаловажные самостоятельные задачи в научно- техническом эксперименте создания летательных аппаратов.

Техническое творчество - это действенное средство профессиональной  ориентации учащихся, поскольку увлечение детства и юности нередко перерастает в призвание человека.

Так как в основе организации обучения согласно ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход, то наша главная задача заключается не только в том, чтобы познакомить школьников с различными видами конструкционных материалов, способами их обработки и необходимыми  для  этого инструментами и, но и создать такую среду на своих уроках, которая позволила бы школьника развиться в многогранную, разностороннюю, творческую личность; помочь выявить свои склонности и способности, наметить основные пути своего профессионального самоопределения.  

Поэтому занятия по авиамоделированию совсем не сводятся только лишь к кропотливой постройке моделей, но и позволяют выстроить целую систему деятельности школьников, в  том числе направленную на социализацию подростков (развитие личной ответственности, умению работать в коллективе, инициативности, навыкам организаторской деятельности).

Комплекс мероприятий

1. На уроках технологии школьники будут сами обрабатывать детали авиамодели из различных материалов, используя разные инструменты; изучат свойства различных материалов, и научаться их обрабатывать; получат базовые навыки работы слесарным инструментом, познакомятся с устройством самолетов.

2. В процессе регулировки  модели и подготовки её к запускам познакомятся с некоторыми элементами аэродинамики: центр тяжести модели, его влияние на устойчивость горизонтального полета, пикирование, кабрирование, углы атаки несущих плоскостей (крылья, стабилизатор), вираж, настройка модели на виражирование или прямолинейный полет.

Настройка положения центра тяжести (ЦТ) авиамодели! Для этого надо уравновесить авиамодель на ребре ладони, двигая ее вперед-назад. ЦТ должен находиться на середине крыла  или чуть впереди, но ни в коем случае не сзади! Если  ЦТ не на месте - прилепите кусочек пластилина на нос авиамодели. Чем больше пластилина (тяжелее нос), тем ровнее полетит планер с резинки, но будет хуже планировать. Нужно соблюсти золотую середину и меру!

3. Получат возможность познакомиться с историей развития мировой и отечественной авиации, автобиографиями выдающихся авиаконструкторов и летчиками, интересными фактами  из истории полетов, открытий, создания авиатехники, заразиться духом романтики и приключений.

4. На уроках технологии обучающиеся овладеют искусством запуска авиамоделей. Для этого необходима тренировка. Познакомятся с выполнением фигур высшего пилотажа: бочка горизонтальная и вертикальная, мертвая петля, полет с креном вправо или влево, взлет с продолжительным планированием, бреющий полет низко над землей.

5. Одним из итогов авиамоделирования на уроках технологии вы получите выставку авиамоделей со стендовой оценкой качества изготовления и оформления. Оформленные руками мальчишек альбомы чертежей и эскизы окраски авиамоделей.

Один из вариантов проведения выставки на уроке технологии или в школе.

Выбирается жюри из участников, четное число - рекомендуется четыре члена жюри. Пятый - решающий голос педагога или приглашенный авторитетный член жюри (например девочка). Авиамодели в произвольном порядке выкладывают на демонстрационный стол. Из всех участников, каждый раз выбирается самая привлекательная авиамодель. Критерий - это ответ на вопрос: "Какую авиамодель я бы купил в первую очередь из всех оставшихся?" Каждый раз выбирают лучшую авиамодель из оставшихся, и раскладывают на другом столе в порядке убывания качества. Таким образом формируется список в порядке убывания качества, а соответственно занятое место. В случае равенства голосов жюри, решающее слово остается за учителем или приглашенным авторитетным членом жюри (например девочка). Критерии оценки авиамоделей: 1. Качество и аккуратность изготовления авиамодели. 2. Замысел и качество оформления (раскраски) авиамодели. Возможно проведение раздельных оценок дизайна и качества изготовления авиамодели . В этом случае места, занятые авиамоделью на каждом этапе суммируются. Авиамодель, набравшая минимальную сумму мест по всем этапам, получает более высокое место в общем зачете. Оформляется протокол авиамодельной выставки

6. Авиамодельные соревнования на уроках Технологии.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ: При изготовлении авиамодели запрещается: Использовать школьникам в работе острые инструменты (нож, ножницы, пилки, шило, иголки и др.) без непосредственного присмотра взрослых. Использовать для сборки авиамодели клей и краски, содержащих летучие растворители.

ПРИ ЗАПУСКЕ АВИАМОДЕЛИ запрещается: Запускать авиамодель во время дождя и грозы, в сильный и порывистый ветер. Запускать авиамодель вблизи линий электропередач, проезжей части дорог и оживленных улиц, зданий и сооружений. Запускать авиамодель в сторону людей, животных или препятствий.

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ: При сборке: Не следует торопиться и пытаться собрать авиамодель в один день. Это сложно. Следует дождаться полного высыхания клея на промежуточных этапах, и лишь затем приступать к следующему. При запуске: Не следует запускать авиамодель в тот же день по окончании сборки. Запуск авиамоделей возможен только при полном высыхании клея, проверки правильности сборки и отсутствии перекосов. Перед первым запуском необходимо провести настройку и регулировку авиамодели. Тренировки следует начинать только при наиболее благоприятных погодных условиях (отсутствие ветра, дождя и препятствий). А также с небольшой высоты – до 1 метра. Не допускается попадание на авиамодель влаги. В этом случае авиамодель необходимо просушить и заново отрегулировать – осмотреть на предмет отсутствия перекосов, и провести дополнительную настройку.

7. Творческий проект - презентация по Технологии .  

Он может состоять из: Сама авиамодель самолета. Пояснительная записка. Описание проекта авиамодели. Чертеж авиамодели. Технологический процесс (технология) изготовления авиамодели. Эскизы окраски авиамодели (3-4 варианта: милитари, спортивный, декоративно-художественный флора-фауна). Простейшее технико-экономическое обоснование и расчет себестоимости изготовления авиамодели.

Маркетинговые мероприятия популяризации кружка (реклама-анонсы, кричалки, авиашоу, обьявления-вывески, мастер-классы для желающих изготовить-запустить, авиамагазин-ярмарка, торжественное награждение победителей и др.) Иллюстрированная инструкция по технике безопасности (можно в стихах).

8. Отдельные творческие задания, разработка:

эмблемы авиамодельного кружка; эскиза фирменной медали и эскиза фирменной грамоты авиамодельного кружка для награждения кружковцев.

Изготовление планера с импульсным стартом

Данная модель сделана похожей на легендарный ТУ – 144.

Для изготовления потребуется:

 - пенопластовая потолочная плитка плитка или листовой пенопласт толщиной 3 – 4 мм, для изготовления фюзеляжа пеноплекс толщиной 20 мм;

- клей титан или клеевой пистолет, наждачная бумага;

- линейка, маркер, простой карандаш, ластик, ножницы»

- острый канцелярский нож;

- резинка в виде эластичного кольца;

- кусочек пластилина;

- плотный картон или фанера для шаблонов, потребуется три шаблона: крыло, киль и фюзеляж.

Шаблоны для планера

КРЫЛО – равнобедренный треугольник с отсеченными углами: основание 250 мм, высота 235 мм, вертикальные стороны по 50 мм, боковые косые стороны по 220 мм, верх параллелен основанию и равен 20 мм.

КИЛЬ – неравносторонний шестиугольник: основание 30 мм, далее по часовой стрелке вверх размеры сторон 55 мм, 70 мм, 25 мм, 70 мм и 50 мм.

ФЮЗЕЛЯЖ – эллипс длиной 180 мм и шириной 55 мм, вырезаем его, исходя из шаблона на фото.

1. Обводим шаблоны маркером. Крыло одна деталь, киль – две детали, фюзеляж – три, если из 3 – 4 мм пенопласта или 1 из 20 мм пеноплекса. На крыле проводим осевую линию, чтобы потом установить на ней фюзеляж.

2. Канцелярским ножом вырезаем детали.

3. Делаем пазы: их ширина должна равняться толщине пенопласта (у нас 4 мм). На килях – по одному пазу, длиной 45 мм. На фюзеляже – по одному пазу длиной 95 – 125 мм.

4. Собираем модель перед склейкой, чтобы проверить правильность изготовления.

5. Клеем кили на крыло на расстоянии 75 мм от осевой линии, склеиваем части фюзеляжа и клеим фюзеляж к носовой части крыла. Даем подсохнуть.

6. Запускаем планер с помощью резинки. Если самолет задирает нос, нужно в качестве утяжелителя добавить кусочек пластилина в носовую часть.

Источники:

1. Анатолий Иванов, педагог СЮТ № 3 г. Воронеж,  «От винта»; газета Воронежский курьер № 13 (3723) 2016г. стр.24

2. http://aviatoy.ru/masterclassy/uroki-tehnologii.html

3. Исаков Евгений Александрович, методическая разработка  https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/konspiekt_uchiebnogho_zaniatiia_po_aviamodielirovaniiu_izghotovlieniie_modieli_p


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...