Изготовление деталей на токарном станке для обработки древесины
план-конспект урока по технологии (11 класс) на тему

Цели: • образовательная - ознакомить учащихся с технологией изготовления деталей с коническими и фасонными поверхностями, выполненными из древесины на уровне практического умения; • коррекционная – развивать предметное восприятие у обучающихся через чтение чертежей; • воспитательная – воспитывать технологическую дисциплину.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядного пособия и приёмов работы на токарном станке СТД – 120М при вытачивании фасонных изделий, практическая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изготовление деталей на токарном станке для обработки древесины

Возрастная категория учащихся: 11 класс.

Цели: 

  • образовательная - ознакомить учащихся с технологией изготовления деталей с коническими и фасонными поверхностями, выполненными из древесины на уровне практического умения;
  • коррекционная – развивать предметное восприятие у обучающихся через чтение чертежей;
  • воспитательная – воспитывать технологическую дисциплину.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядного пособия и приёмов работы на токарном станке СТД – 120М при вытачивании фасонных изделий, практическая работа.

Наглядные пособия: ручка для напильника.

Используемая литература: Технология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред.  В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2009.

Оборудование: токарный станок по обработке древесины СТД – 120М, токарные стамески, технологическая карта изделия, образец изделия.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера слайдов)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

момент

Слайд 1

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока

Подготовка к уроку. Приветствие учителя, запись темы урока

3 мин

2

Актуализация знаний учащихся

Слайды  2-7

Формулировка проблемного вопроса.

Устно отвечают на вопросы

7 мин

3

Изучение  нового материала

Слайды  8-10

Демонстрация материалов урока

Фронтальная работа, запись примеров

10 мин

4

Текущий инструктаж

Слайды  11 -26

Комментирование задания, контроль

Самостоятельное выполнение заданий

10 мин

5

Практическая работа

-

Контролирующая роль, помощь учащимся при возникновении затруднений

Самостоятельно выполняют задания практической работы

45 мин

6

Подведение итогов урока

Слайды 27-34

Обобщающие вопросы

Устно отвечают на вопросы

5мин

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

1. Практическое задание

Учитель раздаёт учащимся изделия из древесины, выполненные на токарном станке СТД – 120М и предлагает выбрать стамески или резцы, с помощью которых эти изделия были изготовлены. (Учащиеся отбирают инструмент и поясняют причину его выбора).

2. Беседа по вопросам 

- Какой ручной инструмент применяют для изготовления изделий цилиндрической формы? (рубанок);

– Брусок квадратного сечения со стороной А должен иметь припуск на обработку больше диаметра изготовляемой детали примерно на… (2 мм), а длина бруска -  больше длины этой детали на… (30 мм);

- На каждой пласти заготовки с помощью рейсмуса проводят вдоль кромок две разметочные линии. Рейсмус устанавливают на размер… (2/7А);

– На торцах заготовки размечают … (восьмигранник);

- Рёбра восьмигранника обрабатывают (строгают) без разметки до получения… (шестнадцатигранника);

3. Сообщение темы и цели урока

– Используя знания функциональных особенностей станков токарной группы и применяя режущий инструмент, мы можем изготовить сегодня одно из изделий прикладного назначения – ручку напильника как образец изделий декоративно-прикладного творчества.

4. Сообщение учащегося «Использование древесины в народном хозяйстве»

Все породы древесины можно разделить не только на хвойные и лиственные, но и твёрдые и мягкие. Для выполнения токарных работ мастер определяет, каким целям будет служить будущее изделие. В зависимости от этого выбирает древесину по твёрдости, мягкости, для выполнения декоративных изделий обращает внимание на текстуру и породу древесины. Породу древесины можно определить не только по коре, сучьям, хвое или листьям, но и по текстуре, цвету и запаху. Самыми распространёнными породами древесины, используемыми для изготовления декоративных изделий, являются: дуб, акация, вяз, лиственница, сосна, кедр, орех, бук и т. д. Для изготовления изделий, которые будут использоваться в виде инструмента или предметов быта (ручка для напильника, скалка, картофелемялка, ножки стула или табурета и т.д.) используют твёрдые породы древесины: берёза, дуб, орех, граб, вяз, клён, ясень и т.д. Текстура у этих пород древесины иногда не имеет ярко выраженного природного рисунка, но порочность позволяет говорить о том, что изделия, выполненные из этих пород, прослужат долго. Из твёрдых пород древесины в народном хозяйстве делают строительные леса, которые используются для выполнении ремонтных и отделочных работ фасадов зданий, тара для пищевых, промышленных товаров, а также для станков и оборудования, частично используется в машиностроении.

III. Изложении программного материала

1. Вводная беседа

Учитель. Художественное точение – широко распространённый вид художественной обработки древесины, применяемый при изготовлении мебели, посуды, игрушек и других предметов, который ведёт своё начало от старинных русских промыслов.

Рассмотрите художественно обработанные образцы изделий (рис.1).

http://festival.1september.ru/articles/608626/img1.jpg

Рис.1. Изделия из древесины, выполненные токарным способом обработки: а – подставка под цветы; б – подсвечник; в – шкатулка; г – чашка с блюдцем; д – ваза.

Зная свойства древесины, можете ли вы назвать, какие породы наиболее подходят для точения на токарном станке? (Ответы учащихся)

Для художественного точения применяют древесину груши, яблони, сливы. Эти породы древесины нам очень хорошо знакомы, так как они являются фруктовыми деревьями, которые мы привыкли видеть с раннего детства на даче, приусадебном участке и т.д. Но нельзя забывать и о таких породах древесины как клён, берёза, бук, дуб, ясень, липа, сосна.

Учитель демонстрирует различные породы древесины в виде заготовок и изделия, выполненные из них (шахматы, кегли, картофелемялки, рукоятки для напильников, киянки, кубки, вазы, фигурные столики для цветов). Обращает внимание учащихся на рисунок фактуры древесины и цвет.

Сущность процесса резания при точении на токарном станке заключается в снятии поверхностного слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки. На токарном станке можно обрабатывать цилиндрические, конические и фасонные поверхности. В 6-м классе мы научились обрабатывать на токарном станке по обработке древесины цилиндрические поверхности. Сегодня будем работать над коническими и фасонными. У фасонных деталей сочетаются цилиндрические, конические, сферические поверхности с галтельными переходами. Скругления углов называют галтелями. Слово «галтель» произошло от немецкого «жёлоб».

Галтельными переходами называют плавные закругления (переходы) между двумя смежными поверхностями. Для получения фасонных поверхностей заготовке вначале придают цилиндрическую форму, используя при этом стамески для чернового и чистового точения, затем работа производится прямыми или фасонными стамесками (рис. 2)

http://festival.1september.ru/articles/608626/img2.jpg

Рис.2. Инструменты для точения деталей на токарном станке: а – полукруглая (рейер); б – косая (майзель); в – крючковая; г – ложечная: д – прямая: е – фасонная.

Фасонные поверхности обтачивать намного сложнее, чем цилиндрические или конические. Основная трудность состоит в том, что такие поверхности не всегда и не во всех местах можно измерить, а также необходимо чётко выдерживать размеры отдельных элементов детали, как по длине, так и по диаметру.

Учитель показывает образец изделия, например: шахматную фигуру, где обращает внимание на переходы контура детали.

Для изготовления детали с фасонными поверхностями применяют различные криволинейные шаблоны, или точные измерительные инструменты. Особенно это важно тогда, когда необходимо выполнить ряд одинаковых изделий, например: шахматы (рис. 3).

http://festival.1september.ru/articles/608626/img3.jpg

Рис. 3. Контрольно-измерительные инструменты: а – кронциркуль; б – линейка; в,г – шаблон; д – штангенциркуль.

Имеется много деталей, поверхность которых состоит одновременно из цилиндрических и конических элементов, валиков и закруглений. Так, ручка напильника (рис.4) состоит одной сферической поверхности 1, галтельного перехода 2, двух цилиндрических 3,4 и одной конической поверхности 5

http://festival.1september.ru/articles/608626/img4.jpg

Рис.4. Фасонная поверхность ручки напильника.

Криволинейные поверхности обтачивают согласно чертежу.

2. Последовательность выполнения точения фасонных поверхностей на токарном станке СТД 120М

1). Изучение технологической карты «Изготовление ручки напильника»

2). Для обработки применяют токарные стамески (рис.2).

3) Для контроля качества выполненных изделий применяются шаблоны и нутромеры с линейкой (штангенциркуль).

4). При необходимости поверхность готового изделия покрывают морилкой, грунтовкой, лаком или просто вощат.

3. Демонстрация приёмов точения учителем

Учитель. Я покажу вам процесс изготовления ручки для напильника, начиная с подготовки заготовки, установки и закрепления её на станок, точение и получение готового продукта труда. Подобным образом, используя токарные стамески для фасонного точения можно сделать тарелку, вазу, шахматную фигуру и т.д.

Учитель демонстрирует приемы точения ручки напильника, обращая внимание на последовательность операций, контроль размеров и технику безопасности:


Технологическая карта. Изготовление ручки напильника

№ п.п.

Последовательность операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

1

2

3

4

1

Взять заготовку с учётом припусков на обработку 200× 50мм разметить центра.

Линейка, карандаш,

шило

2

Пропилить под трезубец паз торца заготовки на глубину 5мм.

Верстак, зажим, наградка

3

Закрепить заготовку на токарном станке. Точить конус.

Токарный станок, прямая токарная стамеска, линейка, трезубец, центр, штангенциркуль

4

Закрепить заготовку в патрон на станке и точить цилиндр 42мм по всей длине.

Токарный станок, прямая токарная стамеска, линейка, стакан, центр, штангенциркуль

5

Разметить заготовку по всей длине

Линейка, карандаш, косая стамеска

6

Точить цилиндр

    20×15мм и фаску

2×450.

        

Прямоугольная, косая стамески, токарный станок, линейка, штангенциркуль

7

Снять заготовку со станка. Оправкой насадить металлическое кольцо на проточенный цилиндр.

Слесарный молоток, оправка

8

Установить заготовку на станок, сверлить отверстие                  6×50мм

               

Токарный станок, сверло, штангенциркуль

8

Установить заготовку в задний центр. Точить фасонную поверхность от а к б до       25мм

Токарный станок, фигурная стамеска, штангенциркуль, линейка

10

Подрезать левый торец детали до диаметра шейки 10мм. Шлифовать деталь

Токарный станок, косая стамеска, штангенциркуль, линейка, шлифшкурка.

11

Снять деталь, отпилить и зачистить торцы.

руч-ка

               

Ножовка по дереву, шлифовальная шкурка

4. Инструктирование по правилам техники безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины СТД – 120М

IV. Практическая работа

Выполнение заданий:

  1. Выбрать заготовку для точения;
  2. Изучить чертёж и технологическую карту детали;
  3. Подготовить и установить заготовку на станок;
  4. Подобрать необходимые режущие и измерительные инструменты;
  5. Выточить деталь на станке согласно технологической карте изделия.

Учитель постоянно осуществляет текущий контроль и оказывает необходимую помощь учащимся.

V. Итог урока

  1. Оценка выполненной работы.
  2. Разбор допущенных в ходе выполнения работы ошибок. Контрольные задания;
  3. Демонстрация лучших работ учащихся.

Список используемой литературы:

  1. Карабанов, И.А. Технология обработки древесины: Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191с.;
  2. Леонтьев, Д.П. Сделай сам.— Л.: детская литература, 1978.— 110 с.;
  3. Литвинцева Л.С.Семь талантов искусственного разума.— М.: Детская литература, 1989.— 143 с.;
  4. Маркуша, А.М. Книга для сыновей и для пап.— М.: Детская литература, 1990.— 176 с.;
  5. Прекрасное — своими руками/Сост. С. С. Газарян.— М.: Детская литература, 1979.— 185 с.;
  6. Федотов, Г.Я. Дарите людям красоту.— М.: Просвещение, 1985.— 255 с.
  7. Шпаковский, В.О. Для тех, кто любит мастерить.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вытачивание деталей на токарном станке

Предмет: технологияКласс: 8Цели:учить технологии точения деталей на станке;развивать навыки безопасной работы на станке;воспитывать бережное отношение к оборудованию, инструментам и материалам....

Презентация. 6 класс. Устройство токарного станка для обработки древесины.

Презентация по устройству токарного станка для обработки древесины в 6 классе....

Методическая разработка "Устройство токарного станка по обработке древесины"

В методической разработке приводится устройство токарного станка по обработке древесины с иллюстрационным материалом....

Урок №7-8 " Устройство токарного станка для обработки древесины"

Конспект урока № 7-8 " Устройство токарного станка для обработки древесины" 6 класс....

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «УСТРОЙСТВО ТОКАРНОГО СТАНКА ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ» с использованием программы трехмерного моделирования Autodesk 3DS Max

Авторская система уроков по теме «Устройство  токарного станка для обработки древесины и его применение» рассчитана на 10 часов. Реализуется в первом полугодии 6 класса (2 урока...

План-конспект урока технологии в 6 классе на тему "Устройство токарного станка по обработке древесины"

План-конспект урока технологии в 6 классе на тему "Устройство токарного станка по обработке древесины"...