Рабочая программа учебного предмета «Технология» 5 – 8 классы
рабочая программа по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Лахина Наталья Андреевна

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана для обучающихся 5 – 8 х классов сельских школ, на основе авторской программы по  технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

 «Согласовано»

Зам. директора по УВР

«___»__________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор школы

«___» __________2017 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Технология»

5 – 8 классы

                                                                                                                                                                        Разработчик программы:

        

Лахина Наталья Андреевна

Учитель  ВКК

с-з «Масловский»

 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана для обучающихся 5 – 8 х классов сельских школ.

Тип программы - общеобразовательный.

Предмет «Технология» входит в образовательную область – технология.

Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения ООП основного общего образования с учетом Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) ,авторской программы по  технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко издательский центр «Вентана-Граф»  2014 год.

Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована, прежде всего, на занятиях по  кулинарии. В данный раздел включены   вопросы организации рационального питания как одной из составляющей здорового образа жизни.

Учебники, используемые в учебном процессе:

  1. Синица Н.В., Симоненко В.Д.  «Технология». Технологии ведения дома.   5 класс . Издательский центр «ВЕНТАНА - ГРАФ»
  2. Синица Н.В., Симоненко В.Д.  «Технология». Технологии ведения дома.  6 класс . Издательский центр «ВЕНТАНА - ГРАФ»
  3. Синица Н.В., Симоненко В.Д.  «Технология». Технологии ведения дома.  7 класс. Издательский центр «ВЕНТАНА - ГРАФ»
  4. Клепинина З.А.. Трудовое обучение V-VII класс. Сельскохозяйственные работы.       Москва. Просвещение 1990г.                                                                                                                                                      

Цели изучения предмета «Технология» на уровне основного общего образования:

* Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

* Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

* Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

  • становление у школьников целостного представления об окружающем мире и роли техники и технологии в современном мире, умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности, используя для этого технико-технологические знания;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Так как школа находится в сельской местности, то в программу 5-6 классов внесены темы по сельскохозяйственному труду для приобщения обучающихся к работе  на земле, обучению работы с инвентарем, начальным знаниям агротехнологии в количестве 18 часов в 5-6 классах.

Направление «Сельскохозяйственные технологии»

  • технологическая направленность обучения, т. е. формирование у школьников представления о выращивании растений как целостном технологическом процессе получения продукции;
  • цель обучения — формирование у школьников сельскохозяйственной грамотности, которая подразумевает освоение технологий получения двух-трех видов наиболее распространенной в регионе растениеводческой продукции в условиях школьного учебно-опытного участка или личного подсобного хозяйства, соответствующие возрастным возможностям учеников 5-6 классов;
  • направленность содержания обучения на реализацию предусмотренной стандартом второго поколения программы воспитания и социализации учащихся. Для этого предусмотрено расширение учебно-материальной  базы обучения за счет личных подсобных и фермерских хозяйств родителей учащихся и выполнение социально ориентированных сельскохозяйственных проектов. Это будет способствовать ознакомлению школьников с социально-экономическими проблемами современного села, формированию ценностных ориентаций учащихся.
  • ознакомление с распространенностью изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;
  • предоставление возможности освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
  • предоставление выбора объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
  • предоставление возможности реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
  • формировать  познавательное, интеллектуальное, творческое, духовно-нравственное, эстетическое и физическое развитие учащихся

        Занятия по растениеводству проводятся на базе  школьного участка и кабинета биологии. Проектные работы учащихся могут выполняться на базе личных подсобных или фермерских хозяйств родителей. Сельскохозяйственные работы рассчитаны на осеннее - весенний период в количестве 18 часов: осенние работы - 8 часов; весенние работы – 9 часов. Уроки проводятся по 2 часа в неделю в течение сентября и мая месяцев.Базовым для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» является раздел «Растениеводство».

        Школьный участок содержит отделы плодовых  растений, цветники, сарай для хранения инвентаря и удобрений, малогабаритной сельхозтехники.

            При работе школьников на участке особое внимание уделяется соблюдению правил санитарии и гигиены, электро и пожарной безопасности, безопасных приемов труда при выполнении технологических операций, соответствию размеров используемого ручного инструмента возрастным особенностям учащихся.

Срок реализации программы – 4 года.

По учебному плану МКОУ «Никольская СОШ» на изучение предмета «Технология» выделяется  в 5-6 классах - 2 часа в неделю, в 7-8 классах – 1 час в неделю. Учитывая, что по годовому календарному графику в 5-8 классах  34 учебные недели, то в 5,6 классах по 68 часов, в 7,8 классах –  34 часа. Всего на изучение предмета выделено 204 часа.

На различных этапах обучения используются следующие виды контроля. Предварительный контроль – направлен на выявление знаний и умений по предмету или по разделу, который будет изучаться.

Текущий контроль - осуществляется в повседневной работе с целью проверки  усвоения предыдущего материала и выявления проблем в знаниях учащихся

Тематический контроль - осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся.

Итоговый контроль  - проводится в конце четверги, подия, всего учебного года и др.

На всех этапах обучения при использовании различных видов контроля можно использовать:

1. Внешний контроль — это контроль учителя или взаимоконтроль. По форме он может быть:

а)        фронтальный — самостоятельные, контрольные работы — для проверки теоретических знаний; выполнение расчетов, для проверки учебных и трудовых навыков и умений;

б)        групповой и бригадный — при выполнении кулинарных работ, при составлении планов по выполнению практических работ, при составлении реклам, на уроках в игровой форме, на уроках — деловых играх и т. д. Оценку может давать учитель или учащиеся.

в)        парный — при составлении различных инструкций (например, по контролю качества вышитых изделий), планов, при снятии мерок, при определении вида материала и т. д. Контроль со стороны учителя или взаимоконтроль.

г) индивидуальный — текущий опрос, устный или письменный по карточкам; блиц-опрос.

2.        Взаимоконтроль учащихся. Этот вид контроля тоже относится к внешнему. Взаимоконтроль целесообразен при проведении практических занятий, при проведении деловых игр, на итоговых занятиях.

3.        Самоконтроль или внутренний контроль. Самооценку дает себе сам ученик. Самооценка - это оценка самого себя, своих достижений и недостатков. Самооценка, как один из компонентов деятельности, связана не с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения предмета обучающиеся научатся следующим навыкам:

  1. Правильное представление об организации рационального питания как одной из главных составляющих здорового образа жизни.
  2. Разбираться в видах и свойствах текстильных материалов и приобретать опыт  практической деятельности с ними.
  3. Знакомство с народными промыслами и возможность попробовать свои силы в вышивке и лоскутной технике
  4. Формирование представлений о делении жилых помещений на функциональные зоны, роли и значении кухни и столовой и требованиях, предъявляемых к их интерьеру.
  5. Аккуратного обращения с электроприборами и необходимости строгого соблюдения правил электробезопасности.
  6. Освоение всех этапов выполнения проектов по практической деятельности.

Обучающийсяполучит возможность научиться навыкам по следующим сквозным образовательным линиям:

- технологическая культура производства;

- распространенные технологии современного производства;

- культура, эргономика и эстетика труда;

- получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

- основы черчения, графики, дизайна;

- элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

- знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

- методы технической, творческой, проектной деятельности;

- история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

-с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;

- функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

        - соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

- формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

5 КЛАСС

1. Осенние сельскохозяйственные работы. Выращивание цветочно-декоративных культур (8 ч.)

     Основные теоретические сведения.

      Основные направления растениеводства: цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в  своём селе, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.

         Практические работы.

Сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.

     Варианты объектов труда.

Календула, астры, нарциссы, тюльпаны, лилии, петуния, бархатцы, ирисы, цинии.

2. Кулинария.

1.1 Вводное занятие. Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания.

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Соблюдение санитарных правил при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении. Витамины, их состав и химическая природа. Современные данные о роли витаминов в обмене веществ. Классификация витаминов. Витаминоподобные вещества. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Методы сохранения витаминов в пище при хранении и кулинарной обработке продуктов. Суточная потребность в витаминах

Практическая работа.

1.  «Составление индивидуального режима питания на основе пищевой пирамиды».

1.2  Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки.

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы длительного хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц водоплавающих птиц (гусей, уток и др.). Способы определения готовности Оформление готовых блюд. Сервировка стола к завтраку.

Способы крашения яиц к пасхе (в шелухе от луковиц, в листьях молодой березы, в лоскутках линяющей ткани, химическими красителями). Подготовка яиц к покраске. Время крашения.

Перечень блюд.

1. Яйца всмятку, в мешочек, вкрутую, выпускные, фаршированные.

2. Яичница-глазунья.

3. Омлет с зеленым луком, с сыром, с вареньем, с картофелем, с яблоками, со шпинатом и др.

 Бутерброды. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы обработки продуктов для приготовления бутербродов. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Использование обрезков. Толщина хлеба в бутербродах. Виды бутербродов: открытые, ассорти на хлебе, закрытые (дорожные, сандвичи), закусочные (канапе). Особенности технологии приготовления разных видов бутербродов. Горячие напитки. Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая, их вкусовые достоинства. Чайный сбор (мята, чабрец, липа и др.). Способы заваривания чая и трав.

Перечень практических работ.

  1. «Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков».
  2. «Приготовление блюд из яиц».

1.3  Блюда из овощей.

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Технология механической обработки овощей. Виды салатов.

Перечень практических работ.

  1. «Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов».
  2. «Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов».

1. 4  Сервировка стола к завтраку

Составление меню на завтрак. Расчет количества продуктов. Приготовление завтрака, оформление готовых блюд и подача их к столу. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом. Культура поведения в семье. Распределение обязанностей в семье.

Практическая работа.

  1. «Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток».

3. Материаловедение

Классификация текстильных волокон. Натуральные Растительные волокна. Понятие о хлопке-сырце и хлопке-волокне. Строение, химический состав и физико-химические свойства хлопкового и льняного волокна. Действие на них щелочей, кислот, света, температуры и т. д.

Свойства тканей из натуральных растительных волокон: физико-механические (прочность, сминаемость), гигиенические (гигроскопичность, воздухопроницаемость), технологические (осыпаемость, усадочность), эксплуатационные (износостойкость, растяжимость). Ткани, используемые для изготовления рабочей одежды. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей.

Перечень лабораторно-практических работ.

1. «Определение направления долевой нити в ткани».

2. «Изучение свойств тканей из хлопка и льна».

4. Машиноведение

Понятие о кинематических схемах механизмов и машин.  Приемы безопасной работы на универсальной швейной машине. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина. Технические характеристики.  Организация рабочего места для выполнения машинных работ.  Правила подготовки универсальной швейной машины к работе. Включение выключение механизма махового колеса. Устройство моталки. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Упражнения на швейной машине без ниток. Запуск машины и регулировка скорости. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине: выполнение машинных строчек (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки). Регулировка длины стежка.

Перечень практических работ.

1. «Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками».

2. «Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками».

5.Графика и черчение

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок. Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою. Виды отделок.

Перечень практических работ.

  1. «Снятие мерок и изготовление выкройки изделия»
  2. «Подготовка выкройки изделия к раскрою».

6. Создание изделий из текстильных  материалов.

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения. Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий. Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Перечень практических работ.

  1. «Раскрой швейного изделия по индивидуальному плану».
  2.  «Сметывание, стачивание деталей фартука».
  3. «Соединение деталей фартука».
  4. «Проведение влажно-тепловых работ».

7. Художественные ремёсла.

4.1 Декоративно-прикладное искусство.

Основные теоретические сведения.

Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных  ремеслах. Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.Оформление интерьера декоративными растениями.Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица и др.).Изготовление сувенира или декоративного панно в технике ручного ткачества.Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.

4.2 Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Основные теоретические сведения.

Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции. Понятие о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.

4.3 Лоскутное шитьё.

Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики,  ее связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной пластики. Подготовка    материалов    к    работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Перечень практических работ.

  1. «Зарисовка интересных образцов рукоделия».
  2.  «Изготовление образцов лоскутных узоров».
  3. «Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья».

Объекты труда: Прихватка, подставка под горячее, коврик для табурета.

8. Технология ведения дома

5.1 Интерьер кухни, столовой.

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Создание интерьера кухни. Требования, предъявляемые к, кухне. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и уход за ним. Отделка интерьера тканями, росписью; резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления: прихватками, полотенцами, разделочными досками, подставками и др. Санитарное состояние кухни Наличие вентиляции, применение воздухоочистителя. Меры по борьбе с насекомыми и грызунами.

Практическая работа.

1. «Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой».

9. Технологии исследовательской и опытнической деятельности.

Основные теоретические сведения.

 Понятие «творческий проект по технологии». Тематика творческих проектов. Этапы (организационно-подготовительный, конструкторско-технологический, заключительный)  выполнения творческого проекта.

Перечень практических работ.

  1. «Изучение этапов выполнения проектов».
  2. «Краткая формулировка проблемы».
  3.  «Поиск сведений в литературе».
  4. «Моделирование, изготовление изделия».
  5. «Изготовление изделия».
  6. «Оформление проекта».
  7. «Выполнение рекламного проспекта изделия».
  8. «Разработка презентации».
  9. «Презентация и защита проекта».

        Выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия. Подбор материалов, инструментов и оборудования.  Изготовление проектной работы. Оформление  отчета о проделанной работе. Оценка и защита проекта.

10. Весенние сельскохозяйственные работы

Выращивание цветочно-декоративных культур (9 ч.)

     Основные теоретические сведения

     Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.

      Практические работы.

      Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян

к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка

растений, проведение наблюдений за развитием растений.

     Варианты объектов труда.

Тюльпаны, лилии, георгины, петуния, бархатцы, ирисы, цинии, календула, астры.

     Творческая, проектная деятельность

           Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. Выбор и утверждение тем проектов: консультационная информация по этапам проектирования, поиск недостающей информации, составление плана выполнения проекта.

      Практические работы.

      Выбор и обоснование темы проекта, подготовка необходимого посевного или посадочного материала, разработка формы дневника наблюдений, посев и посадка, уход за растениями, проведение наблюдений и развитием растений, защита проекта.

6 КЛАСС

  1. Осенние сельскохозяйственные работы. Выращивание плодовых культур (8 ч.)

Основные теоретические сведения  

 Правила безопасного труда при работе  на участке. Особенности агротехники плодовых культур, районированные сорта, их характеристики. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв. Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников, уход за плодовыми деревьями и подготовка к зиме: очистка штамба, перекопка приствольных кругов с внесением удобрений, полив, выбор способа защиты штамбов от повреждений грызунами.

Практические работы

Уборка и учет урожая яблок, закладка урожая на хранение, оценка урожайности сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок.  Осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного участка. Уход за плодовыми деревьями, оценка их состояния, обрезка, подготовка к зиме.

Варианты объектов труда:

Яблоня,  груша, абрикос, черешня, рябина черноплодная, смородина.

2. Кулинария

1.1. Санитария и гигиена

   Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены.

  Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.

   Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены.

Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

 - Темы лабораторно-практических и практических работ

Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии.

1. 2. Физиология питания

     Обмен веществ; пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.

Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых  продуктах; суточная потребность в солях и микроэлементах.

 -Темы лабораторно-практических и практических работ

Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.

.1.3. Блюда из молока и кисломолочных продуктов

   Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока.

Способы определения качества молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки.

   Технология приготовления молочных супов и каш. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.

   Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Приготовление молочного супа или молочной каши.

Приготовление блюда из творога.

Определение качества молочных блюд лабораторными методами.

1.4. Блюда из рыбы и морепродуктов

  Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение содержания этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки.

  Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества рыбы и рыбных консервов. Маркировка рыбных консервов и пресервов.

   Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы и рыбных продуктов. Правила оттаивания мороженой рыбы. Вымачивание соленой рыбы. Способы разделки в зависимости от породы рыбы, ее размеров и кулинарного использования.

  Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.

Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

   Определение свежести рыбы органолептическими и лабораторными методами.

  Определение срока годности рыбных консервов.

  Оттаивание и механическая кулинарная обработка свежемороженой рыбы.

Механическая кулинарная обработка чешуйчатой рыбы.

Разделка соленой рыбы.

Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.

Определение качества термической обработки рыбных блюд.

1.5. Блюда из птицы

  Виды сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы.

 Технология приготовления блюд из сельскохозяйственной птицы. Посуда и оборудование для тепловой кулинарной обработки птицы. Способы разрезания птицы на части и оформление готовых блюд при подаче к столу.

-Тема практической работы

Приготовление блюда из сельскохозяйственной птицы.

Определение качества термической обработки блюд из птицы.

1.6. Изделия из теста

   Виды теста. Просеивание муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Блины с приправами.

Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Выпечка блинов. Выпечка оладий.

1.7. Заготовка продуктов

  Заготовка продуктов в прок. Способы консервирования. Правила и сроки сборов, перевозки и подготовка перед варкой плодов и ягод для варения.

Консервированные помидоры, огурцы. Технология приготовления консервов в домашних условиях. Рабочие профессии консервных заводов (станочник закаточной машины и др.)

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Заготовка варенья. Заготовка консервированных помидоров.

1.8. Сервировка стола.

  Составление меню на ужин. Расчет количества продуктов, времени приготовления блюд. Особенности сервировки стола к ужину.

Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Сервировка стола к ужину.

Оформление приглашений и открыток, составление текста приглашений.

3. Материаловедение

Способы получения и свойства искусственных волокон.

Свойства тканей из искусственных волокон при производстве одежды.

Сложные переплетения нитей в тканях.

Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения искусственных волокон в тканях.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Определение свойства тканей из искусственных волокон.

4. Машиноведение

  Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Характеристики и области применения, современных швейных, краеобметочных и вышивальных машин с программным управлением.

    Устройство машинной иглы и ее установка. Подбор иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой.

  Уход за швейной машиной.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Замена иглы в швейной машине.

Устранение неполадок в работе швейной машины.

Чистка и смазка швейной машины.

5. Графика и черчение

   Народный костюм как основа в построении современных форм одежды.

Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде.         Основные точки и линии измерения фигуры человека.

  Последовательность построения чертежей основы плечевых изделий  по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

    Эскизная разработка модели спортивной одежды на основе чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом на основе цветовых контрастов.

Снятие мерок и запись результатов измерений.

 Построение чертежа плечевого изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

  Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий.

     Моделирование плечевого  изделия. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Художественное оформление народной одежды. Связь художественного оформления современной одежды с традициями народного костюма,      Определение количества ткани на изделие.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Моделирование плечевого изделия.

Расчет количества ткани на изделие.

Подготовка выкройки.

6. Создание изделий из текстильных материалов

  Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.

Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Правила выполнения следующих технологических операций;

обработка деталей кроя;

обработка застежек, карманов;

обметывание швов ручным и машинным способами;

обработка низа швейного  изделия ручным и машинным способами.

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.

Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов.

Отработка техники выполнения соединительных, краевых и отделочных швов на лоскутках ткани.

Выполнение раскладки выкройки на ткани.

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

Обработка деталей кроя.

Скалывание и сметывание деталей кроя.

Проведение примерки, исправление дефектов.

Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

Влажно-тепловая обработка изделия.

Определение качества готового изделия.

Чистка, стирка и влажно-тепловая обработка изделий из натуральных и химических волокон. Применение универсальной швейной машины для починки и штопки швейных изделий. Ремонт распоровшихся швов. Ремонт распоровшейся подшивки низа. Ремонт накладного кармана.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Ремонт распоровшихся швов.

Ремонт распоровшейся подшивки низа.

Ремонт накладного кармана.

7. Художественные ремесла

4.1 Декоративно-прикладное искусство

Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах.

Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.

4.2 Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.

  Символика в орнаменте. Характерные, черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

 Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.

 Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.

4.3 Вязание крючком

  Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Раппорт узора и его запись.

-Тема практической работы

Изготовление образцов вязания крючком.

Изготовление сувениров.

Изготовление вязаного изделия.

4.4 Вышивание лентами

  Краткие сведения из истории вышивания лентами. Инструменты и материалы для вышивания лентами. Подготовка материалов к работе.

Цветовое решение. Технология выполнения различных способов вышивания лентами.

-Тема практической работы

Изготовление образцов вышивания лентами.

Изготовление сувениров.

8. Технология ведения дома

Тема 1. Интерьер жилого дома

  Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, приготовления пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в отделке квартиры.

Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок, ковров, мебели, обоев, салфеток и т. д. Систематизация и хранение коллекций и книг. Значение предметов ручного труда в интерьере. Сближение форм материальной культуры в современном искусстве.

Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников.

Подбор современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.

-Тема лабораторно-практической работы

 Выполнение эскиза планировки городской квартиры, сельского дома, детской комнаты.

9. Электротехника

6.1 Бытовые электроприборы

 Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.

  Общие сведения о бытовых электронагревательных приборах,  микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

  Изучение безопасных приемов работы с бытовыми  электронагревательными приборами.

10. Технологии творческой и опытнической деятельности

7.1. Исследовательская и созидательная деятельность.

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

Банк проектов:

  1. Плечевое изделие.
  2. Изготовление сувенира.
  3. Одежда для отдыха.
  4. Панно, вышитое лентами.
  5. Салфетка, связанная крючком.
  6. Прихватка, связанная крючком.
  7. Пинетки.
  8. Изготовление наглядных пособий для кабинета, школы.
  9. Разработка сценария праздничного вечера.
  10.  Полезные вещи из бросового материала.

11. Весенние работы. Выращивание плодовых культур (9 ч.)

Основные теоретические сведения:

Биологические и хозяйственные особенности, районированные сорта основных  плодово - ягодных культур региона.  Правила безопасного труда при работе со средствами защиты растений.

Практические работы:

Обрезка деревьев, обработка почвы вокруг деревьев, внесение удобрений, зашита от болезней и вредителей, оценка состояния растений, полив.

Варианты объектов труда:

Яблоня,  груша, абрикос, черешня, рябина черноплодная, смородина.

7 класс

1. Кулинария

1.1. Физиология питания

Составление рациона здорового питания с применением, компьютерных программ.

Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помощь при пищевых отравлениях.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Составление меню из малокалорийных продуктов.

1.2. Изделия из теста

   Технология приготовления пресного слоеного теста. Влияние количества яиц, соли, масла на консистенцию теста и качество готовых изделий.

Тесторезки, ножи и выемки для формования теста. Условия выпекания изделий из пресного слоеного теста, способы определения готовности.

  Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста. Инструмент для раскатки и разделки теста.

   Фруктовые начинки и кремы для тортов и пирожных из песочного теста. Ароматизирование песочного теста ванилью, лимонной цедрой, лимонным соком, шоколадом и др. Формование и выпечка изделий из песочного теста (температура выпечки, определение готовности).

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Приготовление вареников с начинкой.

Выпечка кондитерских изделий из пресного слоеного теста.

Выпечка изделий из песочного теста.

1.3. Сервировка стола.

Сервировка стола к обеду, празднику.

Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта.

 Освещение и музыкальное оформление. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Прием гостей и правила поведения в гостях. Время и продолжительность визита.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Сервировка стола к обеду. Оформление стола к празднику.

Организация фуршета.

2. Материаловедение

Синтетические волокна. Их свойства и технология производства.

Механические, физические, технологические, эксплуатационные свойства тканей, нитей, шнуров и нетканых материалов. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения химических волокон в тканях.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Обнаружение нитей из химических волокон в тканях.

3.Графика и черчение

  3.1. Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Системы конструирования одежды. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования.

Мерки, необходимые для построения чертежа поясного изделия.

 Последовательность построения чертежа основы поясного изделия по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежа основы швейного изделия.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

    Снятие мерок и запись результатов измерений.

Построение чертежа поясного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.

3.2 Моделирование швейных изделий

Выбор модели изделия из журнала мод с учетом индивидуальных особенностей фигуры. Способы копирования выкройки из журналов. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки.

 Поиск в Интернете современных моделей швейных изделий, построение выкроек, раскладка выкроек на ткани и расчет количества ткани на изделие с применением компьютерных программ.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

  Копирование выкройки из журнала мод, проверка и коррекция выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры.

Расчет количества ткани на изделие.

4. Создание изделий из текстильных материалов

   Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.

Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань.

Правила выполнения следующих технологических операций;

обработка деталей кроя;

обработка застежек;

обметывание швов ручным и машинным способами;

обработка вытачек с учетом их расположения на деталях изделия;

обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом;

обработка низа швейного  изделия ручным и машинным способами.

Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.

Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Выполнение образцов машинных швов.

Выполнение раскладки выкроек на различных тканях.

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

Обработка деталей кроя.

Скалывание и сметывание деталей кроя.

Проведение примерки, исправление дефектов.

Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

Подшивание низа изделия потайными подшивочными стежками.

Влажно-тепловая обработка изделия.

Определение качества готового изделия.

5. Художественные ремесла

Вязание на спицах

  Ассортимент изделий, связанных на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.

-Темы практических работ

 Вязание образцов и изделий на спицах.

 Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев.

6. Электротехника

Бытовые электроприборы

Бытовая электропроводка. Электроустановочные изделия. Электроосветительные приборы, их безопасная эксплуатация. Подбор бытовых приборов по мощности и рабочему напряжению. Пути экономии электрической энергии. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Изучение безопасных приемов работы с бытовым электрооборудованием.

Рациональное размещение осветительных приборов и розеток на плане квартиры.

7. Современное производство и профессиональное образование

Сферы производства, профессиональное образование и профессиональная карьера

   Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Приоритетные направления развития техники и технологий.    Влияние техники и новых технологий на виды и содержание труда. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

  Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий, Виды учреждений профессионального образования.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

  Экскурсия на предприятие легкой промышленности.

  Поиск информации о возможностях и путях получения профессионального образования и трудоустройства.

  Ознакомление по справочнику с массовыми профессиями.

8. Технологии творческой и опытнической деятельности

 Исследовательская и созидательная деятельность.

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Изготовление изделия в технике вязания на спицах.

Сбор коллекции - образцов декоративно-прикладного искусства края.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.

Оформление интерьера декоративными растениями.

Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица и др.).

Изготовление сувенира в технике художественной росписи ткани.

Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

Изготовление сувенира или декоративного панно в технике ручного ткачества.

Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.

Проекты социальной направленности.

8 КЛАСС

  1. Кулинария

1.1 Блюда национальной кухни

Традиции питания в русской кухне. Народные традиции доброты и гостеприимства. Основные направления в области технологии приготовления блюд кухни. Развитие современной кухни. Классификации ассортимента и рецептур блюд. Технология приготовления блюд. Дизайн и оформление блюд русской кухни. Правила техники безопасности.                                                                                                                       Лабораторно-практические и практические работы.Приготовление блюд русской национальной кухни.

1.2 Заготовка продуктов

Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах.

Время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности. Условия и сроки хранения. Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения.

Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром). Способы консервирования фруктов и ягод. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией. Значение кислотности плодов для консервации.  Стерилизация в промышленных и домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов.

Лабораторно-практические и практические работы. Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Засолка огурцов или томатов. Квашение капусты.

Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Определение количества сахара. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации. Первичная обработка фруктов и ягод  для компота. Подготовка банок и крышек для консервирования. Приготовление сахарного сиропа. Бланширование фруктов перед консервированием. Стерилизация и укупорка банок с компотом.

  1. Технология ведения дома

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении.

Ознакомление с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде).

Изучение конструкции водопроводных смесителей.

  1. Электротехника

3.1 Бытовые электроприборы

Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.

Электронагревательные приборы, их характеристики по мощности и рабочему напряжению. Виды электронагревательных приборов. Электрическая и индукционная плиты на кухне: принцип действия, правила эксплуатации. Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Отопительные электроприборы. Назначение, устройство, правила эксплуатации рефлектора, воздухонагревателя, масляного обогревателя (радиатора). Экономия электроэнергии при пользовании отопительными приборами. Устройство и принцип действия электрического фена для сушки волос.

Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации стиральных машин-автоматов, электрических вытяжных устройств.

Электронные приборы: телевизоры, DVD-плееры, музыкальные центры, компьютеры, часы и др. Сокращение их срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты приборов от скачков напряжения.

Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети. Изучение устройства и принципа действия стиральной машины-автомата, электрического фена для сушки волос. Изучение способов защиты электронных приборов от скачков напряжения.

  1. Художественные ремёсла

4.1 Ручная роспись тканей

Теоретические сведения. Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика.

        

        5. Современное производство и профессиональное образование

5.1. Современное производство, профессиональное образование

 и профессиональная карьера

Современные профессии. Понятие о региональном рынке труда. Возможности построения карьеры в разных сферах.

        Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

        Оценка своих склонностей и способностей. Обсуждение профессиональных планов.

6.Семейная экономика

6.1.Бюджет семьи.  Понятие бюджета семьи. Статьи доходов и расходов.

6.2.Потребительские качества товаров и услуг  Понятие основных групп товаров, изучение закона спроса и предложения.

6.3.Технология совершения покупок.

7.Технологии творческой и опытнической деятельности

7.1. Исследовательская и созидательная деятельность.

Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

-Темы лабораторно-практических и практических работ

Изготовление сувенира в технике художественной росписи ткани.

Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

Изготовление сувенира или декоративного панно в технике ручного ткачества.

Проекты социальной направленности.

Составление годового бюджета семьи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Всего

5кл.

6кл.

7кл.

8кл.

1.

Кулинария

14

12

4

4

36

2.

Материаловедение

2

2

2

2

8

   3.

Машиноведение

2

2

2

6

   4.

Графика и черчение

4

4

2

10

5.

Создание изделий из текстильных материалов

14

12

10

12

48

6.

Художественные ремёсла

8

8

6

4

26

7.

Технология ведения дома

2

2

2

6

8.

Электротехника

2

2

2

6

9.

Современное производство и профессиональное образование

2

2

4

10.

Семейная экономика

2

2

11.

Технологии творческой и опытнической деятельности

5

7

6

2

20

12.

Сельскохозяйственные технологии

Осенние работы

8

8

16

Весенние работы

9

9

18

Всего

51(17)

51(17)

34

34

204

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для достижения результатов в обучении предмета технологии  необходимо   комплексное использование средств  обучения:

плакаты по кулинарии, созданию швейных изделий, технике безопасности;

   • компьютерные слайдовые презентации;

   • набор ручных инструментов и приспособлений;

   • оборудование для лабораторно-практических работ;

   • набор электроприборов, посуды, оборудования;

   • садовый инвентарь: лопаты, грабли, тяпки, ведра, секаторы.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Рабочее место учителя;  комплекты для раскроя и шитья; швейные бытовые машины; гладильная доска, утюг; стол для приготовлении пищевых продуктов; столовая посуда для приготовления пищевых блюд; натуральные объекты (коллекции).

Техническое средство обучение:

Компьютер, экран, проектор

          Уроки технологии проводятся в кабинете технология. В  гигиенических целях  в  кабинете   имеется  умывальник  и  полотенце. Температурный режим воздуха в кабинете составляет 20 – 22 оС. Температуру  в  кабинете в холодное время года  поддерживается  не ниже 18 °С.

Книгопечатная  продукция

  1. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Стандарт основного общего образования по технологии.
  3. Технология. Технологии ведения дома. 5 класс. Методическое пособие. Москва. Издательский центр «ВЕНТАНА - ГРАФ» 2013.  
  4. Синица Н.В., Симоненко В.Д.  «Технология». Технологии ведения дома.5 класс . Издательский центр «ВЕНТАНА - ГРАФ»
  5. Синица Н.В., Симоненко В.Д.  «Технология». Технологии ведения дома.  6 класс . Издательский центр «ВЕНТАНА - ГРАФ»
  6. Синица Н.В., Симоненко В.Д.  «Технология». Технологии ведения дома.  7 класс . Издательский центр «ВЕНТАНА - ГРАФ»
  7. Симоненко В.Д., Электов А.А., Гончаров Б.А., Очинин О.П., Елисеева Е.В., Богатырев А.Н.  «Технология».  8 класс.    Издательский центр «ВЕНТАНА - ГРАФ»
  8. Научно- методический журнал  «Школа и производство». Москва «Школа-Пресс».
  9. Материаловедение швейного производства: учебное пособие для учащихся проф. Лицеев и училищ – Ростов Н/Д. 2001г.
  10. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. С чего начать?: пособие для учителей технологии. – Воронеж: ВГПУ, 2000. - 68с.
  11. Бабина Н.Ф. Организация контроля и оценивания на уроках технологии: учебно-методическое пособие для учителей технологии. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2003. – 109с.
  12. Бабина Н.Ф.Контроль и оценивание качества обучения по «Технологии»: учебно-методическое пособие / - Воронеж: ВОИПКиПРО,  2012. – 183 с.
  13. Дарда И. «Наряд за пять минут», М.: Аст-пресс книга, 2003 год
  14. Дильмон Т. «Полный курс женских рукоделий», М.:ЭКСМО,  2004 год.
  15. Долгова В.О. «Уютный дом своими руками», Харьков, 2010
  16. Маккомбз Джулия «Шьем вместе», Минск, 1993
  17. Митителло К. «Аппликация», М.: ЭКСМО, 2005 год.
  18. Никифорова И.И., Горбачева Е.Г.  «Энциклопедия кройки и шитья», Москва, 2000
  19. Орлова Л.  Азбука моды, М.: Просвещение, 1988 год.
  20. Сикар Ж., Муасинак Ж.К.  «Вышиваем крестом», М.: Мир, 1991 год
  21. Технология обработки ткани. 5 класс. В. Чернякова,  Москва, «Просвещение», 2000-2002
  22. Ханус С. «Как шить»., Москва, Легпромиздат,  1991
  23. Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технология обработка ткани»: 5-9:книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 125с.
  24. Чижикова Л.П. «Кружок конструирования и моделирования одежды», , М.: Просвещение, 1990 год.
  25. Этикет за столом .К.Г.Дунцова, Г.П.Станкович.Москва , Экономика 1990
  26.  Девочкина З.И., Климович И.В. Растения вокруг нашего дома._М.: Московский рабочий, 1989
  27. Киреева М.Ф., Ульянищева А.М. Советы цветоводам. Воронеж, 1971
  28. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1993
  29. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1990 Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. – М.: Дрофа, 2000.
  30. Письмо МО РФ №585/11 – 13 от 12.04.2000 «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»».
  31. Программы общеобразовательных учреждений: Технология. Трудовое обучение. 1–4, 5–11 классы / под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 2005.
  32. Сборник нормативных документов. Технология / cост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2005
  33. Технология: программы начального и основного общего образования : сборник. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Интернет - ресурсы:

http://www.woll-rus.ru;

http://shei-sama.ru; http://www.remontsrem.ru/;

http://gardenweb.ru;  http://www.kvartira-box.ru; http://strana-sovetov.com;  http://elhovka.narod.ru ;

http://festival.1september.ru;

http://school-collection.edu.ru/;  

http://fcior.edu.ru/;    

http://tehnologiya.ucoz.ru/;

http://festival.1september.ru/.

https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0e2b/0008c0ba-3d353ffa.docx

https://infourok.ru/proekt-landshaftniy-dizayn-prishkolnogo-uchastka-456106.html

http://www.myshared.ru/slide/238206

http://festival.1september.ru/articles/618505/

http://www.cooking.ru/

http://rukodelnica.h1.ru/  Рукодельница

http://old.prosv.ru/metod/chernyakova/index.htm

Печатные пособия

  • Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам    технологической подготовки.
  • Таблицы (плакаты) по основным темам всех  разделов технологической подготовки  обучающихся : «Конструирование и моделирование», «Изготовление швейного изделия», «Кулинария», «Машиноведение».
  • Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов технологической подготовки обучающихся:

        - Инструкционные карты по:  «Кулинарии», «Машиноведению»,  

        «Конструированию», всех   этапов «Обработки швейного изделия»,

       «Примерки», «Исправлению дефектов»;

        - схемы;

        - альбомы;

        - другие материалы для индивидуального,  лабораторно-группового    

          использования обучающимися.

Наглядно-демонстрационный материал

«Коллекция. Шелк и продукты его переработки»

«Коллекция. Шерсть и продукты её переработки»

«Коллекция. Лён и продукты его переработки»

«Коллекция. Хлопок и продукты его переработки»

Пособие для моделирования.

Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе и определена федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Дополнительный список и интернет-ресурсы включают издания, расширяющие знания школьников по отдельным аспектам и проблемам курса.

        Литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 6 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005
  2. Двинских Л. Как шить красиво: Практическое руководство для начинающих портных. – М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2002. – 192 с.
  3. Овощи / Пер. с англ. А. Чередниченко. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.
  4. Сидоренко В.И. Пэчворк для начинающих. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 160 с.
  5.  Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко.– М.: Вента-Граф, 2012.  
  6. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. –М.: Вента-Граф, 2012.  
  7.  Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. –М.: Вента-Граф, 2012.  
  8.         Технология. Технология ведения дома: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. –М.: Вента-Граф, 2012.  
  9.  Технология. Технология ведения дома: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. –М.: Вента-Граф, 2012.                                                                                                                                                                                                          
  10. Шитье и рукоделие: Энциклопедия / Гл. ред. И.А. Андреева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 288 с.
  11. «Школа шитья от burda» /Перевод: Карпова Е., ВНЕШСИГМА, 1999. – 112 с.
  12. Яйца и сыры / Пер. с англ. А. Туровой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 168 с.
  13. Девочкина З.И., Климович И.В. Растения вокруг нашего дома._М.: Московский рабочий, 1989
  14. Киреева М.Ф., Ульянищева А.М. Советы цветоводам. Воронеж, 1971
  15. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1993
  16. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М.: Просвещение, 1990

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

В.В. Золотарева

«___»_________2017  г.

«Утверждаю»

Директор    школы                  М.Г.Фурсова

 «___» ________2017  г.

Календарно – тематическое планирование

по учебному предмету

«Технология»

5-6 класс

Разработчик программы:

Лахина Н.А.

 с-з «Масловский»

2017 г.

Календарно – тематическое планирование 5 «а», «б» классы

№ уро-ка

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Осенние сельскохозяйственные работы. Выращивание плодовых культур (8 ч.)

1

Вводное занятие. ТБ 51а Сбор семян декоративно-цветочных культур

01.09.

 

 

2

Сбор семян декоративно-цветочных культур

01.09.

 

 

3

Маркировка и технология хранения семян

8.09.

 

 

4

Маркировка и технология хранения семян

8.09.

 

 

5

Подготовка почвы к осенней обработке

15.09.

 

 

6

Подготовка почвы к осенней обработке

15.09.

 

 

7

Осенняя обработка почвы.

22.09.

 

 

8

Осенняя обработка почвы.

22.09.

 

 

Кулинария (14ч)

9

Вводное занятие. ТБ 20а

29.09.

 

 

10

Санитария и гигиена.

29.09.

 

 

11

Физиология питания

06.10.

 

 

12

Физиология питания

6.10.

 

 

13

Блюда из яиц. Приготовление

13.10.

 

 

14

Блюда из яиц. Приготовление

13.10.

 

 

15

Приготовление бутербродов и горячих напитков.

20.10.

 

 

16

Приготовление бутербродов и горячих напитков.

20.10.

 

 

17

Блюда из овощей. Обработка овощей.

27.10.

 

 

18

Блюда из овощей. Обработка овощей.

27.10.

 

 

19

Приготовление салатов.

3.11.

 

 

20

Приготовление салатов.

3.11.

 

 

21

Сервировка стола

17.11.

 

 

22

Сервировка стола

17.11.

 

 

Материаловедение (2ч) 

23

Свойства текстильных волокон

24.11.

 

 

24

Свойства текстильных волокон

24.11.

 

 

Машиноведение (2ч)

25

Бытовая швейная машина. Устройство.

1.12.

 

 

26

Бытовая швейная машина. Устройство.

1.12.

 

 

Графика и черчение (4)

27

Снятие мерок. Типы линий в системе ЕСКД.

8.12.

 

 

28

Правила построение чертежей

8.12.

 

 

29

Построение чертежа фартука

15.12.

 

 

30

Моделирование фартука

15.12.

 

 

Создание изделий из текстильных материалов (14ч)

31

Основные стежки, строчки

22.12.

 

 

32

Конструкция машинных швов

22.12.

 

 

33

Подготовка ткани к раскрою

29.12.

 

 

34

Раскладка выкройки на ткани

29.12.

 

 

35

Т.б.№51а Раскрой.

19.01.

 

 

36

Обработка края фартука

19.01.

 

 

37

Обработка края фартука

26.01.

 

 

38

Обработка пояса

26.01.

 

 

39

Обработка пояса

2.02.

 

 

40

Обработка карманов

2.02.

 

 

41

Обработка карманов

9.02.

 

 

42

Соединение деталей машинными швами

9.02.

 

 

43

Отделка и влажно-тепловая обработка

16.02.

 

 

44

Отделка и влажно-тепловая обработка

16.02.

 

 

Художественные ремёсла (8 ч)

45

Декоративно-прикладное искусство

02.03.

 

 

46

Декоративно-прикладное искусство

02.03.

 

 

47

Основы композиции и восприятие цвета

9.03.

 

 

48

Основы композиции и восприятие цвета

9.03.

 

 

49

Лоскутное шитье. Изготовление салфеток

16.03.

 

 

50

Лоскутное шитье. Изготовление салфеток

16.03.

 

 

51

Лоскутное шитье. Изготовление салфеток

23.03.

 

 

52

Лоскутное шитье. Изготовление салфеток

23.03

 

 

Технология ведения дома (2ч) 

53

Дизайн интерьера кухни, столовой

06.04.

 

 

54

Санитарное состояние кухни

06.04.

 

 

Технологии творческой и опытнической деятельности (5 ч)

55

Выбор темы проекта

13.04.

 

 

56

Разработка плана выполнения проекта

13.04.

 

 

57

Выполнение практической части проекта

20.04.

 

 

58

Оформление творческого проекта

20.04.

 

 

59

Защита творческих проектов

27.04.

 

 

Весенние сельскохозяйственные работы.Выращивание цветочно-декоративных культур (9 ч.)

60

Предпосевная обработка почвы.

27.04.

 

 

61

Посев культур на учебно - опытном участке

04.05

 

 

62

Посев культур на учебно - опытном участке

04.05.

 

 

63

Приемы выращивания цветочно – декоративных растений.

11.05.

 

 

64

Приемы выращивания цветочно – декоративных растений.

11.05.

 

 

65

 Уход за растениями.

18.05.

 

 

66

Уход за растениями.

18.05.

 

 

67

Понятие о сорте.  Правила проведения фенологических наблюдений.

25.05.

 

 

68

Понятие о сорте.  Правила проведения фенологических наблюдений.

25.05.

 

 

Календарно – тематическое планирование 6 «а», «б» классы

№ уро-ка

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Осенние сельскохозяйственные работы. Выращивание плодовых культур (8 ч.)

1

Т.Б. №51 Особенности агротехники плодовых культур, районированные сорта, их характеристики.

05.09.

 

 

2

Особенности агротехники плодовых культур, районированные сорта, их характеристики.

05.09.

 

 

3

Сбор урожая плодовых культур

12.09.

 

 

4

Сбор урожая плодовых культур

12.09.

 

 

5

Технология хранения собранного урожая.

19.09.

 

 

6

Технология хранения собранного урожая.

19.09.

 

 

7

Осенняя обработка почвы с внесением удобрений, подготовка к зиме

26.09.

 

 

8

Осенняя обработка почвы с внесением удобрений, подготовка к зиме

26.09

 

 

Кулинария (12ч)

9

Вводное занятие. Санитария и гигиена.

03.10.

 

 

10

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

03.10.

 

 

11

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

10.10.

 

 

12

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

10.10.

 

 

13

Блюда из птицы

17.10.

 

 

14

Блюда из птицы

17.10.

 

 

15

Изделия из теста

24.10.

 

 

16

Изделия из теста

24.10.

 

 

17

Изделия из теста

31.10.

 

 

18

Изделия из теста

31.10.

 

 

19

Заготовка продуктов

14.11.

 

 

20

Сервировка стола

14.11.

 

 

Материаловедение (2ч)  

21

Определение синтетических волокон

21.11.

 

 

22

Свойства синтетических волокон

21.11.

 

 

Машиноведение (2ч) 

23

Устройство бытовой швейной машины

28.11.

 

 

24

Устройство бытовой швейной машины

28.11.

 

 

Графика и черчение (4) 

25

Конструирование швейных изделий

5.12.

 

 

26

Конструирование швейных изделий

5.12.

 

 

27

Моделирование швейных изделий

12.12.

 

 

28

Моделирование швейных изделий

12.12.

 

 

Создание изделий из текстильных материалов (12ч) 

29

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

19.12.

 

 

30

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

19.12.

 

 

31

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

26.12.

 

 

32

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

26.12.

 

 

33

Т.Б.№51а Технология изготовления швейных изделий. Юбка

16.01.

 

 

34

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

16.01.

 

 

35

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

23.01.

 

 

36

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

23.01.

 

 

37

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

30.01.

 

 

38

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

30.01.

 

 

39

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

6.02.

 

 

40

Технология изготовления швейных изделий. Юбка

6.02.

 

 

Художественные ремёсла (8 ч) 

41

Декоративно-прикладное искусство

13.02.

 

 

42

Основы композиции и законы восприятия цвета

13.02.

 

 

43

Вязание крючком

20.02.

 

 

44

Вязание крючком

20.02.

 

 

45

Вязание крючком

27.02.

 

 

46

Вышивание лентами

27.02.

 

 

47

Вышивание лентами

6.03.

 

 

48

Вышивание лентами

6.03.

 

 

Технология ведения дома (2ч)  

49

Интерьер жилого дома

13.03.

 

 

50

Интерьер жилого дома

13.03.

 

 

Электротехника (2ч) 

51

Бытовые электроприборы

20.03.

 

 

52

Бытовые электроприборы

20.03.

 

 

Технологии творческой и опытнической деятельности (7 ч) 

53

Выбор темы проекта

03.04.

 

 

54

Разработка плана выполнения проекта

03.04.

 

 

55

Выполнение практической части проекта

10.04.

 

 

56

Выполнение практической части проекта

10.04.

 

 

57

Выполнение практической части проекта

17.04.

 

 

58

Выполнение практической части проекта

17.04.

 

 

59

Защита творческих проектов

24.04.

 

 

Весенние сельскохозяйственные работы.Выращивание плодово - ягодных культур

(9 ч.) 

60

Биологические и хозяйственные особенности плодовых культур

24.04.

 

 

61

Районированные сорта основных  плодово - ягодных культур региона

8.05.16

 

 

62

Районированные сорта основных  плодово - ягодных культур региона

8.05.16

 

 

63

Правила безопасного труда при работе со средствами защиты растений

15.05.16

 

 

64

Правила безопасного труда при работе со средствами защиты растений

15.05.16

 

 

65

Прополка и уход за растениями

22.05.16

 

 

66

Прополка и уход за растениями

22.05.16

 

 

67

Оценка состояния растений, полив

 

 

68

Оценка состояния растений, полив

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)

При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...