Особенности современного проектирования
план-конспект урока по технологии (10 класс) на тему

План конспект урокатехнологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sovremennogo_proektirovaniya.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

План урока; Технология    10 класс. Дата 24.01.2018    

Тема урока: «Особенности современного проектирования»

Цели урока:    Сформировать понятие «современного проектирования». Развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку.

Задачи урока:

Образовательная: дать элементарные представления о современном проектировании, о его компонентах;

Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.

 Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать стремления к знаниям, широкому образованию.

Ход урока:

  1. Организационная часть
  2. Актуализация прошлого материала
  3. Новый материал

Особенности современного проектирования

Необходимость в проектировании возникает в тех случаях, когда известные  из предыдущего опыта технологии не могут быть применены  для  решения новых задач или известных задач в новых условиях. При этом всегда имеется дефицит ресурсов для реализации идеального решения. Это заставляет искать среди множества вариантов достижения цели оптимальный, с минимизацией затрат. Можно сказать, что любая деятельность человека (не только профессиональная, но и, например, выбора жизненного поприща) представляет собой череду исполняемых проектов, однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий. Проектом и проектированием (как процессом его создания) будем называть поиск аргумеигированных и доказатеьных решения применилельно к данным ус-ловиям и выбранным целям. При этом сам выбор целей часто бывает важной частью проекта.

Проектирование — неотъемлемая составляющая любой сферы деятельности людей (технической, социальной, экономической, военной, педагогической, художественной). Примеры различных проектов: скоростная железная дорога, электромобиль, система пенсионного обеспечения, процедура сбора налогов с физических и юридических лиц, организация питания детей в школе, приватизация, сокращение вооружений и численности армии, новые учебники, учебные видеофильмы, трудовые, объединения школьников, школьные здания, оперный спектакль, скульптурный памятник, кинофильм...

Проектирование опирается на такие выработанные практикой и наукой требования:

  • не принимать решения без анализа всех элементов проблемы, ситуации:
  • не считать метод проб и ошибок рациональным;
  • расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
  • стремиться устанавливать закономерности даже там, где очевидной и естественной последовательности не наблюдается;
  • подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
  • считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям, функциям и назначению объекта.

Любой проект является коммуникативным документом, т. е. посланием авторов другим людям, которым предстоит понять позицию и аргументацию предлагаемых решений и (или) осуществлять предлагаемый проект. Проект, изложенный на бумажных или электронных носителях, в словах и схемах, является интеллектуальным продуктом его авторов (разработчиков). Обоснование этого продукта должно быть убедительным, т. е. соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам, во всяком случае не входить с ними в неразрешимые противоречия. Проектную деятельность вполне можно считать средством развития мышления и самообразования, в том числе и профессионального.

Не имеет отношения к проектированию и репродуктивное использование найденных ранее решений, повторение известного. Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, диалектическое развитие, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего состояния к удовлетворяющему новые потребности не только производства, но и людей, живущих в современном обществе.

Если раньше проекты укладывались в рамки узкой специализации, то в последние 30—40 лет (вероятно, с появлением дизайна) проектирование становится системным, интеграционным и междисциплинарным, когда при решении основной задачи — улучшения технико-экономических и социальных показателей продуктивной деятельности учитываются технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы и даже последствия внедрения новшеств. Более того, многие проекты (в биологии, медицине, военной технике, компьютеризации, средствах массовой информации — СМИ) должны включать морально-этические аспекты и быть «прозрачными» для широкой общественности, а не становиться частным делом профессионалов.

В современном техногенном мире любые объекты проектирования не являются обособленными. Они включаются в техносистемы, функционирование которых — предмет науки о больших системах. Очевидно, что степень ответственности авторов проектов за предлагаемые решения значительно возрастает, и рост этот будет продолжаться.

Существенной тенденцией современного проектирования ищется учет «человеческого фактора», т. е. осознание адресованности любого проекта именно человеку, с его уникальными психологическими, антропометрическими, социальными и индивидуальными характеристиками.

  1. Закрепление нового материала

  • В каких случаях  возникает необходимость в проектировании?
  • Что представляет собой любая деятельность человека?
  • Что называть Проектом и проектированием (как процессом его создания)?
  • Приведите  примеры различных проектов.
  • На какие выработанные практикой и наукой требования опирается проектирование?
  • Как вы понимаете то, что современное проектирование становится системным, интеграционным и междисциплинарным? - объекты проектирования не являются обособленными?

  1. Заключительная часть
  2. Задание на дом: читать записи в тетради. составить мини проект (на выбор обучающегося)

Преподаватель технологии ;Петухов Виталий Николаевич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности современной подготовки к школьным олимпиадам по географии.

Раскрываются основные направления в методики подготовки учащихся школы к олимпиадам по географии. Из опыта работы в МОУ "СОШ р.п. Духовницкое Саратовской области"....

Садово-парковое искусство Римской империи. Типы садов, особенности их проектирования, планировки, малых архитектурных форм, растительных компонентов

Садово-парковое искусство Римской империи. Типы садов, особенности их проектирования, планировки, малых архитектурных форм, растительных компонентов...

презентация к педагогическому совету "Особенности современных школьников"

Данная презентация дает наглядное представление о современных детях и способах организации продуктивной деятельности с ними...

Статья: "Особенности современных педагогических технологий и методик"

Использование различных педагогических методик и технологий в учебном процессе средних профессиональных учебных заведений....

Особенности современного образовательного процесса в бюджетном объединении Картинг

Особенности современного образовательного процесса в бюджетном объединении Картинг...

Особенности современного развития русского языка с точки зрения заимствований из английского языка (к дискуссии о целесообразности использования английских заимствований в современном русском языке)

В работе рассматирвается история  изучения заимствованной  английской лексики в русском языке, делается сравнительный анализ  словарей иностранных слов  с точки зрения количества...

Презентация к уроку "Особенности современного проектирования"

Презентация к уроку "Особенности современного проектирования", технология 10 класс...