Доклад на тему "Проектная деятельность на уроках технологии"
статья по технологии на тему

Кочергин Иван Андреевич

Выступление на методическом семинаре педагогических работников в рамках конкурса «Учитель года-2018» из опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках технологии»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Бычковская средняя общеобразовательная школа»

Касторенского района Курской области

Выступление на методическом семинаре педагогических работников в рамках конкурса «Учитель года-2018» из опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках технологии»

Подготовил  Кочергин И.А.
учитель технологии

с.Бычок 2018г.

1 Слайд. Я, Кочергин Иван Андреевич, работаю учителем технологии в Бычковской средней общеобразовательной школе. Закончил в 2003 году Воронежский профессионально-педагогический колледж по специальности учитель технологии и черчения. Стаж работы по предмету 4 года.

В своей деятельности опираюсь на Закон РФ «Об образовании», Устав школы, локальные акты по организации работы образовательного учреждения. В 2016 году прошёл курсы повышения квалификации при КИРО. При этом самообразование имеет первостепенное значение. Тема, над которой я работаю  «Проектная деятельность на уроках технологии». В ходе работы стараюсь находить интересные моменты и использовать их на уроках. Всё это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма.

2. Слайд. Живу и работаю под девизом: «Учить и учиться». Моё педагогическое кредо: «Помочь ученику испытать радость от результатов собственного труда».

Цель моей профессиональной деятельности: развитие          и воспитание широко образованной,  культурной,  творческой личности,  подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности.

Для достижения цели ставлю перед собой задачи:

   -    Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности.

   - Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические              технологии.

   -  Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика.

   -    Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную,    

         внеклассную, кружковую деятельность.

У каждого ребёнка, бесспорно, есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

3Слайд. В своей работе использую новые технологии и методики, направленные на реализацию ФГОС. Учебный процесс выстраиваю в рамках личносто-ориентированного обучения, что позволяет всесторонне и гармонично развивать школьников. С помощью технологии решения изобретательских задач развиваю исследовательские навыки учащихся в процессе обучения с последующим представлением в виде докладов, рефератов. Благодаря ИКТ технологии повышаю мотивацию к изучению предмета, прививаю навыки самостоятельной работы учащихся с программными средствами, организую поиск информации в интернете. Считаю основные компетенции современного учителя технологии:

  • Уметь учиться вместе с учениками.
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся  

    с помощью различных методов

  • Уметь занимать позицию эксперта в проектно-исследовательской деятельности
  • Уметь подмечать склонности учащихся и в соответствии с ними определять   

   наиболее подходящий для него учебный материал для деятельности.

Используя проектные технологии, учу детей самостоятельно выбирать объекты для исследования и дальнейшего выполнения, вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. Здоровьесберегающие технологии направляю на сохранение здоровья учащихся.

Ведущее значение я придаю проектным технологиям (методу проектов), так как они позволяют развивать и формировать творческую личность. В основе ФГОС уделено много внимания проектированию и исследованию. Метод проектов не является новым и применяется давно. Основоположником считается американский психолог и педагог Джон Дьюи. Изучением роли методов проектов в области образования занимались ведущие русские педагоги: Станислав Теофилович Шацкий, Виктор Николаевич Шульгин, Виктор Дмитриевич Симоненко. Осмыслив свой накопленный опыт я предпринял попытку систематизировать и выявить его общие тенденции с позиции оригинальности организации и содержания. Дело в том, что используя метод проектов на уроке технологии в течение нескольких лет, я убедился в его целесообразности, заметил повышение интереса учащихся к предмету. Мой опыт показывает, что применение проектной технологии расширяет возможности творчества учителя и учеников, развивает активность, их  самостоятельность, ответственность.

Считаю, что среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, метод проектов является одним из приоритетных способов. Его можно использовать и для контроля знаний, и для исследовательской работы учащихся, и для отработки практических умений и навыков, а также на этапе закрепления знаний. Он органично сочетается с индивидуальным, групповым подходом к обучению. Всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Результаты выполненных проектов, безусловно, должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретические проблемы, то конкретное мнение, если практические - конкретный результат. Это даёт возможность для проявления индивидуальности учащихся, их способностей, склонностей и интересов. Это позволяет мне рассматривать проектно-исследовательскую деятельность, как одну из наиболее продуктивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и воспитания личности.

     Выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования и технологии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения. Из опыта работы хочется отметить, что проект может стать успешным в том случае, если ученик заинтересован темой. Конечным продуктом проектной деятельности является какое- либо изделие. Сложность выполнения возрастает с каждым годом. В ходе работы учащиеся выбирают тему проекта, обосновывают выбор темы, ищут пути решения поставленных задач. Эффективность проектно-исследовательского метода в обучении школьников технологии подтверждается ежегодными победами учащихся в конкурсах на районном и областном уровнях

Слайд 4,5 в таких как «Юннат-2017», слайд 6,7 «Конкурс юных исследователей окружающей среды», слайд 8,9 – «Юниорский лесной конкурс «Подрост». Ежегодно участвуем и являемся победителями в конкурсах декоративно-прикладного творчества. Слайд 10,11. Победа на конкурсах такого уровня повышает самооценку учеников и придаёт уверенности в своих силах, помогает строить планы на будущее.

     Значительное место в работе с детьми уделяю формирование у них бережного отношения к оборудованию, инструментам, материалам, соблюдению технологической дисциплины, правил организации рабочего места и техники безопасности. Конечно, мастерство не приходит само собой, чтобы, что то сделать - надо уметь, а умение приходит только через упражнения, через труд. Сейчас мы с обучающимися 5-9 классов оказываем посильную помощь в реализации акции-проекте «Покормите птиц зимой» Слайд 12,13,14 , отремонтировали кормушки, сделали кормовой столик. Ребята остались довольны результатом своего труда и горды тем, что смогли помочь не только младшим школьникам, но и зимующим птицам нашего села.

     Ещё в 19 веке Лев Николаевич  Толстой, Константин Дмитриевич Ушинский и другие педагоги вполне обоснованно доказали, что без привлечения воспитанников к труду, нельзя ожидать положительных результатов в воспитании. В любом труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиться более совершенных результатов. Труд - это основа нашей жизни. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам изделия, выполненные своими руками! Это успех! А он зависит от умения учащихся организовывать свою деятельность, от умения учиться. Чем успешнее работает школьник с учебными материалами, тем успешнее он будет в учёбе, а позднее в жизни.

Только в процессе труда при изготовлении различных изделий у школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, самостоятельность, способность доводить начатое дело до конца.

    На своём опыте убедился, что в большой важности для эффективного обучения технологии использование межпредметных связей. Это способствует более глубокому усвоению учащимися изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний, формирует целостный взгляд на предметы и явления.

Межпредметные связи хорошо прослеживаются при выполнении творческих проектов. Например, при изучении темы «Этапы строительства дома» в 8 классе вспоминаются физика и химия, а при расчете семейного бюджета - математика и обществознание. С целью повышения педагогического мастерства посещаю педсоветы, конференции, открытые уроки. Своих коллег считаю, помощниками в работе и нахожусь с ними в постоянном сотрудничестве: часто обращаюсь к опыту учителей предметников, анализирую, что-то перенимаю, делюсь своими находками. Активно сотрудничаю в творческом коллективе с учителями начальных классов с Куделиной А.Р. и Бобровниковой И.А. Вместе мы уже реализовали несколько проектов, которые стали победителями и призёрами в районных и областных этапах конкурсов.

Слайд 16,17. Одним из направлений нашей совместной работы стало участие в акции-проекте «Помощь пожилым людям». Узнав о проблеме жительницы села Бычок Баркаловой Елизаветы Александровны учащиеся решили помочь и так как на уроке технологии была изучена тема изготовление изделий из тонколистового металла, ребята сделали ей корец.

Слайд 18,19.  А обучающиеся старших классов, работали над проектом «Подарки односельчанам». Они вырезали из фанеры разделочные доски, на которых выжгли рисунки и подписи «с. Бычок 2017». Был выполнен огромный объём работы. Досок было изготовлено более 60 штук. Все они были подарены ветеранам, пенсионерам и гостям в День праздника села.

В реализации работы над проектами я ставлю конкретные учебные и воспитательные задачи, поэтому дети в процессе их выполнения проявляют творчество, эстетический вкус. Коллективно ищут лучшие варианты, советуются друг с другом, анализируют трудовой процесс. Они начинают понимать, что трудиться - значит обдумывать тот или иной способ действий, их последовательность, проявлять смекалку и умение. При выполнении практических заданий я никогда не навязываю детям готового решения, а предлагаю найти способ выполнения поставленной задачи, сделать выбор самим. И если этот выбор удастся найти, то я обязательно похвалю этого ученика, т.к. это будет хорошим стимулом дальнейшего творческого развития ребенка. В результате овладения знаниями, умениями у учащихся появляется желание выполнить своими руками более сложные изделия, чем предусмотрено программой. Ребята проявляют большую любознательность, догадливость. Такими их делает уверенность в том, что их любят, замечают, уважают, доверяют.

В своей работе сочетаю уважение к учащимся с требовательностью к ним. Любая проблема, которая волнует ребенка, очень важна для него, важна и для меня, никогда от нее не отмахиваюсь. На протяжении всего периода обучения прививаю детям основы бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решить спорные вопросы поможет им в будущем добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.

Я люблю свою профессию и очень рад, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель». Учитель - это не только профессия - это образ жизни.

И в заключение хочется вспомнить слова Ушинского Константина Дмитриевича: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».

Слайд 20. Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Доклад «Активизация познавательной деятельности на уроках надомного обучения»

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования к самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-восп...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Доклад на МО Организация учебной деятельности на уроках технологии в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Сохранение здоровья детей является одной из важнейших задач отечественного образования, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем спосо...

ДОКЛАД ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ТЕМУ: «Проектная деятельность на уроках технологии.»2016г.

ДОКЛАД ВЫСТУПЛЕНИЯНА ТЕМУ: «Проектная деятельность  на уроках технологии.» 2016г....

ДОКЛАД "Метапредметный подход на примере урока технологии" Районный семинар учителей технологии

К.Д.Ушинского:«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, пох...