Доклад «Активизация познавательной деятельности на уроках надомного обучения»
статья на тему

Ширяева Майя М

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования к самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников с интеллектуальной недостаточностью, развитие их познавательных способностей и самостоятельности задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 VIII вида»

Доклад

«Активизация познавательной деятельности на уроках надомного обучения»

                                                                                                 Учитель:

М.М. Ширяева

Егорьевск

        Проблемы активизации познавательной деятельности школьников с ОВЗ на сегодняшний день приобретают все большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в социальном процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.

        Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

        Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования к самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у школьников с интеллектуальной недостаточностью, развитие их познавательных способностей и самостоятельности задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

        Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, расширения кругозора.

        Эффективность развития активизации познавательной деятельности школьников с ОВЗ обеспечивается следующими условиями:

- учитываются индивидуальные и технологические условия учащихся;

предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности;

- совместная деятельность всех участников педагогического процесса направлена на осуществление системного развития познавательной деятельности в учебном и вне учебном процессе.

        Интерес ребенка важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности. В связи с этим много вопросов связано с использованием дидактических игр на уроках. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач и упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний учащихся по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности: значительно расширяет объем и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приемами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения.

        Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребенка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется  постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у школьника постоянно возникают вопросы, ответы на  которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный  подъем, радость от удачи. Познавательный интерес - положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Вот почему в процессе обучения необходимо  систематически возбуждать , развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

        Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один не менее важный источник познавательного интереса организация и включение в урок дидактических  игр. Чтобы возбудить  желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом  процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

        Путь к нему лежит, прежде всего, через  включение дидактических игр. Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

        Дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать, как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

        Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

        Таким образом, дидактическая игра это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Развитие познавательного интереса на уроке, эмоциональный момент урока, межпредметные связи на уроке химии, применение ИКТ...

Стендовый доклад"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках профессионально-трудового обучения (профиль «швейное дело») с использованием ИКТ"

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения компьютерных технологий в процессе самостоятельного извлечения и представления ...

Призентация к докладу: "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

В рамках модернизации образования перед педагогами поставлена задача ориентировать учащихся не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных с...

Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."

Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории....

Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования

Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...