Содержание Образовательной области "Технология"
статья по технологии на тему

Дынер Инна Михайловна

В соответсвии с указом Президента от 01.12.2016 года о Стратегии научно - технологического развития РФ и на основании поручения Президента от  04.05. 2016 года была разработана Концеция предметной области "Технология" содержание которой  представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития предметной области «Технология» как важнейшего элемента овладением компетенциями, в том числе метапредметными, навыками XXI века, в рамках освоения основных общеобразовательных программ (далее по тексту – технологическое образование) в образовательных организациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_tehnologicheskogo_obrazovaniya.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание школьного технологического образования.

Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала.  Однозначного ответа о принципах содержания образования  нет, но разные дидакты (Лернер, Скаткин, В.В. Краевский) формулируя эти принципы сходятся к тому, что в содержание образования включаются научные знания, отображающие современную картину мира, всё то, что имеет общеобразовательное значение, доступные и лёгкие информационные теории преобразовательной деятельности различных материалов, знакомства с основными  областями практического приложения теоретического знания,   необходимость развития межпредметных связей.

Отбор содержания учебного материала на основе предметной, операционной, операционно-комплексной и предметно-технологической системы производственного обучения.

Системы технологического обучения заимствованы из систем трудового обучения, которые сами сформировались на основе систем производственного обучения.

Производственный процесс, связанный с преобразованием материалов, имеет две стороны - технологическую и трудовую. Для того, чтобы раскрыть понятие о системе технологического обучения, рассмотрим несколько подробнее трудовую сторону этого процесса, ее составляющие. Любая практическая работа по преобразованию материалов осуществляется с помощью простейших, элементарных движений. Они носят название трудовых движений.

Умение правильно выполнять трудовые движения, называют культурой трудовых движений. Основными показателями этой культуры являются быстрота, точность, экономичность (то есть соизмерение усилий или "мышечное" чувство, отсутствие лишних движений), координированность движений, участие в работе обеих рук.

В практическом технологическом обучении очень важно формирование этой культуры как элемента общетрудовой культуры. Трудовые движения в общем трудовом процессе складываются в рабочие приемы, то есть отдельные законченные действия работающего по выполнению трудовой операции. Например, трудовая операция по выполнению чернового обтачивания цилиндрической поверхности заготовки на то-карно-винторезном станке состоит из следующих рабочих приемов: 1) взять заготовку, 2) поднести ее к патрону, 3) вставить в патрон, 4) закрепить заготовку в патроне, 5) включить вращение шпинделя, 6) подвести резец к заготовке, 7) обточить заготовку с использованием ручной подачи, 8) отвести резец, 9) выключить вращение шпинделя, 10) разжать кулачки патрона, 11) вынуть деталь из патрона, 12) отложить ее.

Выделяют  три составляющие технологического процесса: трудовое движение, рабочий прием и трудовая операция. Овладение трудовым процессом в результате технологического обучения предполагает усвоение указанных составляющих этого процесса. То, как изучаются составляющие технологического процесса, что берется за объект изучения, в какой последовательности, в какой связи они изучаются, и представляет собой систему технологического обучения. Например, если в каком-либо виде труда выделить все технологические операции и последовательно изучать их, то мы получим операционную систему технологического обучения.

Система технологического обучения, положенная в основу учебного процесса, значительно влияет на содержание учебного материала и на методы обучения.

Ранее существовала предметная система обучения. Она является исторически первой системой, когда ремесленник изготовлял  изделие от начала до конца, а ученик наблюдал  за ним и воспроизводил его действия. Суть этой системы заключается в том, что устанавливается перечень изделий, которые должен уметь выполнять ученик, по дальнейшей мере обучения осуществляется переход на более сложные изделия:  1. простой инвентарь и мебель (полки, вешалки и т.д.); 2. коробки прямолинейные; 3. подоконники и поручни простого и круглого сечения; 4. изготовление . наличников, плинтусов, гладких профилей; 5. табуреты и т.д.

Достоинства предметной системы. Первое - она знакомит учащегося со всем процессом изготовления каждого вида изделий и дает навыки организации труда. Второе - поддерживает интерес к работе, так как учащийся постоянно видит полезные результаты своего труда. Третье - позволяет хорошо сочетать обучение с производительным трудом учащихся.

Основным недостатком предметной системы является то, что ученик овладевает всем трудовым процессом по изготовлению изделий сразу, без предварительного освоения входящих в этот процесс трудовых операций и рабочих приемов. Трудовые операции и рабочие приемы могут быть простыми и сложными, повторяться в разных трудовых процессах. Несмотря на повторение трудовых операций и рабочих приемов, предметная система ориентирует на изучение каждого трудового процесса как совершенно нового. Эта система недостаточно ориентирована на научно-технический прогресс.

Хотя предметная система практического обучения труду и устарела, но она может использоваться в отдельных видах внеклассной работы по технологии. Например, при изучении народных промыслов, изготовление изделий из бересты, плетение корзин, кружевоплетение, вышивка и т.д.

Операционная и операционно-предметная системы это дробление технологического процесса на отдельные операции. Название системы отражает ее суть. За главный объект изучения взята отдельная операция. Вначале выделяются технологические операции, которые составляют основное содержание технологических процессов. Их изучение выстраивается в определенную технологическую последовательность. Овладение технологическими операциями осуществляется на основе изготовления специальных учебных моделей. Например, последовательность изучения операций при подготовке столяра по операционной системе выглядела следующим образом:

1)   рубка и теска древесины;

2)   пиление древесины;

3)   строгание и фугование, торцевание, фигурное строгание;

4)   сверление и долбление;

5)   склеивание и обработка шипов и так далее.

После усвоения учащимися всех основных технологических операций они переходят к работе по применению их при изготовлении изделий.

Операционная система получила широкое распространение в России и в других странах. За рубежом она получила название русской системы.

К достоинствам операционной системы производственного обучения можно отнести следующее:

1. При обучении по данной системе более тщательно формируются умения и навыки в выполнении отдельных операций. Это происходит благодаря систематическим упражнениям по рациональному и экономному осуществлению каждой операции.

 2. Операционная система позволяет последовательно строить обучение, переходя от простых операций к более сложным, а также усложняя характер и способывыполнения этих операций.

3.   Данная система обучения готовит учащихся к выполнению любых работ по определенному виду труда или профессии, а не только к изготовлению конкретныхизделий, что характерно для предметной системы. Она очень хорошо адаптируется к научно-техническому прогрессу.

Содержание технологического образования как система научных знаний, умений и навыков, ценностных отношений к преобразовательной деятельности.

Важно, чтобы содержание технологического обучения обеспечивало отражение личностного взаимодействия субъекта и предмета труда в системах "человек - человек”, "человек - природа”, "человек - техника”, "человек - знаковая система”, "человек - художественный образ”, соотносилось на все сферы экономической деятельности, базировалось на современных отраслевых технологиях и способствовало самореализации учащихся в свободной творческой деятельности.

Возрастные и общеобразовательные возможности учащихся, решение задач трудовой подготовки и профессионального самоопределения обусловливают этапы технологического обучения: введение в труд, основы труда, введение в профессии, профильное обучение в соответствии с выбранной учащимися отраслевой технологией. Последний этап позволяет доводить подготовку до профессионального уровня, что содействует повышению социальной защищенности выпускника общеобразовательного учебного заведения.

Важно обеспечить творческий характер деятельности учащихся как условие формирования знаний, умений и навыков решения реальных задач в процессе практической деятельности. Организация творческой учебной и внеучебной деятельности должна носить системный, научно обоснованный характер и быть направлена на повышение мотивации и интенсификации процесса обучения, выявление профессиональных наклонностей и формирование профессиональных устремлений учащихся, приобретение и развитие профессионально значимых качеств личности: инициативности, деловитости, ответственности, предприимчивости, профессиональной мобильности.

Целеполагающее значение имеет профессиональная направленность (профессионализация) системы общего, включая технологическое, образования, предусматривающая формирование профессиональной культуры, профессионально значимых качеств и профессиональное самоопределение учащихся. Она должна обеспечивать:

формирование представлений о различных сферах, видах и формах профессиональной деятельности;

раскрытие возможностей и развитие способностей учащихся;

формирование профессиональных интересов и устремлений;

формирование адекватной самооценки;

достижение эффективного уровня компетентности в выбранной сфере трудовой деятельности;

формирование знаний, умений и навыков, необходимых для получения выбранной профессии.

Достижение намеченных результатов предусматривает комплекс взаимосвязанных действий:

профессиональную диагностику личности;

выявление профессионально значимых качеств;

профессиональные пробы;

формулирование профессионального выбора;

социальный анализ профессиональной ситуации;

принятие решения о выборе профессии и сферы практической деятельности;

составление жизненного плана;

принятие образовательно-профессиональных решений;

подготовку к выбранной сфере деятельности.

Профессиональная направленность систематизирует трудовое и технологическое обучение, актуализирует содержание и обеспечение учебного процесса, повышает личностную мотивацию, инициирует дополнительную образовательную и самостоятельную практическую деятельность учащихся.

Интеграция технологии с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Межпредметные связи.

Формирование у школьников основ теоретических знаний и практических навыков  по технологии следует решать в тесной связи с задачами других общеобразовательных предметов. Межпредметная связь должна быть органичной: учащиеся, опираясь на научные понятия осмысленно и рационально выполняют трудовые действия; их труд в свою очередь служит средством закрепления теоретических знаний, полученных как на уроках труда, так и на уроках математики, химии, физики, биологии и  других.

          Правильный  подход к осуществлению взаимосвязи наук и трудового обучения позволяет полнее раскрыть перед учащимися объективные законы природы и общества, дать обобщенные понятия закономерностей экономики, производства и социальной жизни общества.

          Принцип научности  знаний следует понимать, как требование строить процесс обучения, опираясь на современные  научно-технические данные и знания учащимися основ наук.

 Готовясь к занятиям, учитель должен тщательно продумывать межпредметные связи и умело раскрывать их в процессе  обучения.

 Большая роль на уроках технологии при изучении темы «пищевые продукты» отводится межпредметным связям. Школьникам на уроках необходимо раскрывать значение их знаний по природоведению, ботанике, биологии, физике, химии для усвоения определенных знаний, умений и навыков по кулинарии.

         При изучении элементов машиноведения приходится обращаться к физике (устройство, назначение, принцип действия  механизмов машин), черчению (составление кинематических схем). В 8-9 классах при повторении материала можно задать школьникам такие вопросы: какие движения совершают колесо, игла, транспортер, нитепритягиватель? Как осуществляется передача движения от педали к маховому колесу у ножной швейной машины?

 Школьная  программа по технологии построена таким образом, что учащиеся приходят на занятия без графической подготовки. В связи с этим перед учителем возникает необходимость ознакомления школьников с работой различными чертежными инструментами, с работой масштабными линейками, с правилами составления инструкционных карт [2,с.25].

         Занятия по изучению материаловедения одежды связаны со знаниями учащихся по биологии, химии, физике. Биология помогает лучше познакомиться со свойствами натуральных волокон и нитей, способами их получения и использования. Такие понятия как прочность, упругая деформация невозможно отделить от знаний по физике, эти свойства так и называются физико-механические. При изучении темы: химические волокна необходимы знания по химии, свойства целлюлозы, свойства различных веществ. При определении волокнистого состава тканей часто проводятся химические анализы.

         В разделе материаловедения, например, предусматривается ознакомление учащихся 5 класса с хлопчатобумажными и льняными тканями. Из курса ботаники они уже имеют некоторые знания о хлопке и льне, поэтому часть объяснения лучше построить в вопросо-ответной форме. Затем можно напомнить учащимся об изготовлении льняных тканей ещё в древности о том, что лен называли «русским золотом», а российские купцы продовали льняные ткани даже в Индию. Рассказывая о хлопке, можно сообщить, что его издавна выращивали в Узбекистане. Русские купцы закупали его и увозили на верблюдах. Их путь проходил по пустыне. За долгую дорогу качество хлопка значительно снижалось [3,с.32].

 Возникла потребность в железной дороге. Она была построена в 1898г., о чем говорят архивные материалы Общества охраны памятников. В одном из них сказано, что на скале Тамерлановых ворот, несколько выше существующих и ныне старинных персидских надписей, была прикреплена медная доска с государственным гербом и надписью золотыми буквами: «Николай II 1895г. повелел-  «Быть железной дороге». 1898г. – «Исполнено».

 Такие сведения заинтересовывают учащихся, побуждают их к изучению истории своей страны, родного края.

         Занятия по моделированию и конструированию одежды носят творческий характер и тесно связаны с изобразительным искусством. Учащиеся знакомятся с работой художника-модельера, учатся подбирать ткань к разработанным моделям, определять наиболее целесообразные средства художественного оформления швейных изделий, решать задачи сопоставления различных частей одежды. Учащиеся получают знания о том, как свойства, цвет, рисунок ткани влияют на выбор модели, зрительное ощущение пропорций в одежде. Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому учителю необходимо объяснить учащимся, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы модели. Следует подчеркнуть, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить фигуру человека, добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путем использования элементов отделки и украшений.

         При построении чертежей выкроек швейных изделий выполняются расчеты по формулам. Надо обратить внимание учащихся на применение постоянных и переменных величин. Они также применяют на практике знания о перпендикуляре, прямом угле, параллельных прямых, деление угла пополам, построении сопряжений. Поэтому на уроке должны быть справочные таблицы, по которым учащиеся сами найдут необходимые им данные для расчетов [3,с.23].  Знания  математики можно использовать и для создания проблемных ситуаций. Например, при раскрое клешевых юбок «солнце» или «полусолнце» учащиеся строят линию низа по окружности. Уместно предложить им подумать, какую длину надо отложить для подгиба нижнего среза. Сравнивая разные предложения, школьницы придут к выводу, что подгиб среза должен составлять не более 0,5-0,7 см, иначе образуются сборки и подшивку выполнять будет неудобно. Учитель может спросить их: почему образуются сборки; у какой окружности: с меньшими или большим радиусом – длина больше? Вспомнив о прямо пропорциональной зависимости длины окружности от радиуса, девочки дадут правильный ответ.

 После построения чертежей основы платья и рукава можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы, почему для спинки и переда делается только половина чертежа? Почему чертеж рукава выполняется полностью? При затруднении можно задать наводящий вопрос: какие вы знаете симметричные фигуры?

         При вырезании выкроек из бумаги и картона учащиеся используют различные ножницы. Чтобы помочь в правильном их выборе, можно задать вопрос: какими ножницами легче резать картон, бумагу? Опробовав ножницы, они без труда находят разницу и делают вывод: там, где надо приложить больше усилий, необходимыми являются ножницы с короткими лезвиями, и наоборот (золотое правило механики из курса физики) [1,с.142].  

 Практически все темы программы по технологии связаны с изучением экономики. На занятиях дети учатся экономить материалы, электроэнергию, бережно относиться к  оборудованию, инструментам  и приспособлениями, знакомятся с такими понятиями как производительность труда, себестоимость продукции.

         Таким образом, изучение тем по технологии неразрывно связано с основами других наук, знания же и навыки, которые получают учащиеся на уроках труда позволяют осмыслить учащимся необходимость применения на практике знаний по математике, физике, химии, биологии, изобразительному искусству и т.д.

Средства обучения технологии

Система учебно-материальных средств при изучении технологии

К учебно-материальной базе обучения технологии относятся помещения учебных мастерских, учебное оборудование мастерских, санитарно-гигиеническое оборудование и оборудование по охране труда.

            Как обязательное условие нормального функционирования мастерской является наличие в ней соответствующей документации.

Формы, типы и виды контроля знаний и умений учащихся по технологии

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Один из путей разрешения проблем индивидуального разноуровнего обучения, а также оперативной оценки знаний учащихся — применение индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.

Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках труда: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных устных опросов или письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарта… в практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по любой дисциплине используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам.

Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.

Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте трудового образования является наличие в них экспериментальных, практических умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью практических заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.

В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:

устный или письменный опрос

карточки

краткая самостоятельная работа

практическая или лабораторная работа

тестовые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС и образовательный минимум содержания образовательной области "Технология"

В презентации содержится сравнительный анализ обязательного минимума по технологии и содержания стандарта, поднята проблема сокращения учебного времени на предмет технология.  Представлена  ...

Тема выступления «Виртуальные экскурсии как средства обогащения содержания образовательной области "Технология".

Выступление на городском семинаре для окружных и районных методистов г. Москвы «Музейная педагогика в образовательной области «Технология»....

Организация и содержание образовательного процесса

В учебном процессе МКОШИ им.И.К.Каниди - следующие образовательные программы:дошкольное образование – программа обучения и воспитания «Предшкольная пора»начальное общее обр...