Тема выступления «Виртуальные экскурсии как средства обогащения содержания образовательной области "Технология".
статья на тему

Выступление на городском семинаре для окружных и районных методистов г. Москвы «Музейная педагогика в образовательной области «Технология».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon virtualnye_ekskursii_kak_sredstvo_obucheniya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Бутряковой Н.П. учителя технологии ГОУ СОШ № 930

на городском семинаре для окружных и районных методистов г. Москвы «Музейная педагогика в образовательной области «Технология».

 Тема выступления «Виртуальные экскурсии как средства обогащения содержания образовательной области "Технология".

Добрый день, уважаемые коллеги. Бутрякова Н.П. учитель технологии школы № 930. Тема моего выступления «Виртуальные экскурсии как средства обогащения содержания образовательной области "Технология".

Хочу сразу сказать о том, что выступать я буду как учитель, руководитель кружка и руководитель  школьного музея. Вся  моя работа взаимосвязана и дополняет одна другую.  

Поскольку тема семинара - «Музейная педагогика в образовательной области «Технология», то я начну свое выступление с музея.

Наш музей молодой – «новорожденный».

Что побудило нас создать школьный музей? В нашей школе  с 1998 года работает студия – мастерская «Мир костюма». За эти годы на уроках технологии и в кружке создано множество коллекции костюмов на различные темы.  Каждое изделие уникально не только тем, что изготовлено  в единственном варианте, но и тем, что создано руками ребенка.

Все костюмы выполнены в формате творческого проекта, т.е. проведена исследовательская работа по каждому костюму, сшит костюм, написана пояснительная записка, подготовлена защита проекта.

  Идея создания школьного музея студии-мастерской «Мир костюма» возникла благодаря огромной работе, проведенной за годы существования  студии и накопленного богатого  материала, созданного руками детей.  В основу создания музея легло открытие выставочного зала с экспозициями ученических работ, которое  состоялось в  январе 2009 года. Всего в музее более 200 экспонатов основного фонда.

Экспонаты  школьного музея используются  на уроках истории, литературы, МХК, технологии.  Это позволяет учащимся не только погрузится  в изучаемую эпоху, но и создать творческую атмосферу, которая  поможет им работать с большим энтузиазмом и пониманием сути задания.

 Так же костюмы используются  в различных школьных сценических постановках, мероприятиях в районе, на родительских собраниях.

Школьный музей состоит из нескольких разделов: имеет стендовую экспозицию по русскому костюму,  демонстрационный зал,  в котором регулярно выставляются  работы учащихся, творческую мастерскую, богатую библиотеку в которую входят книги по истории костюма, ученические проекты.

Обычно в городских музеях экспонаты выставляются на длительное время. Особенность  школьного музея  заключается в том, что смена экспозиции должны выполняется значительно чаще, для того чтобы у детей не пропал интерес к экспозиции.

К сожалению демонстрационный зал  не может вместить и представить  все экспонаты даже одной коллекции. Эту проблему мы надеемся решить путем создания виртуальных экскурсий, которые позволят знакомить учащихся с экспонатами в любое время в любом помещении.

Отсюда  одно из направлений работы музея является расширение музейного пространства за счет использования виртуальных экскурсий.

Виртуальные экскурсии позволяют решит множество задач:

  1. Обогатить  содержания предмета технологии;
  2. мотивировать детей к самостоятельной творческой работе на примере проектных  работ учащихся прошлых лет;
  3. расширять  знания учащихся по информационным технологиям;
  1. повышать наглядности и научности обучения.

В настоящее время проектный метод обучения широко используется на уроках технологии и во внеурочное время. Организованы микрогруппы учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. При работе над созданием  проектов виртуальных экскурсий учащиеся углубляют знания, полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской работы, используя печатную литературу, интернет-сайты. Все это ведет к расширению художественно-эстетического пространства.

Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий учащимся  добиться успешного результата.

Наиболее важные «шаги» при создании виртуальной экскурсии:

  1. Выбор темы. Список тем предлагает учитель. Учащиеся  выбирает тему самостоятельно. Тема является стержнем, который объединяет все  и подтемы экскурсии в единое целое.
  2. Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам проекта более организованно вести работу в дальнейшем.
  3. Правильный отбор экспонатов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала, и особо контролируются  учителем.  
  4. Фото и видео съемка костюмов, обработка фотографий.
  5. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание учащихся на  раскрытие темы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык.
  6. Подбор музыкального сопровождения - непростая задача. Музыка  — это мощное средство для создания определённого  настроения  и восприятия материала, как для определённых изображений, так и для всей  презентации  в целом. Она должна дополнять изображения и  не мешать восприятию текста.
  7. Создание видеоряда учащимися выполняются в различных программах: PowerPoint, Pinnacle Studio, moviemk.

Таким образом, подготовка и проведение виртуальных экскурсий  школьниками использование медиаматериалов обогащает содержание предмета технология и успешно ведет к повышению знаний учащихся.

Главное отличие в деятельности нашего школьного музея в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. С помощью  создания и использования виртуальных экскурсий нам удается приобщить к работе в музее большее количество учащихся, учитывая из способности, возможности и интересы.

Хочется остановиться еще на одном моменте – профессиональной ориентации школьников. В рамках выполнения проекта по изготовлению костюма мы знакомим учащихся с такими профессиями как модельер, закройщик, технолог, портной,  манекенщицы и др. Работа по созданию виртуальных экскурсий расширяет знания учащихся о профессиях и дает первые навыки в работе сценариста, фотографа, режиссера, звукооператора и др. Если ребенок не смог найти интерес в создании костюма, возможно он найдет его в создании фильма.

А теперь я хочу показать вам одну из работ учащихся – виртуальная экскурсия  Женский костюм московской губернии». Над проектом работали ученицы 9 и 10 класса. http://video.yandex.ru/users/butriakova-natali/view/1 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный образовательный ресурс. Виртуальная экскурсия "Музей-квартира А.С. Пушкина"

ЭОР содержит фотографии дома-музея А.С. Пушкина в Петербурге (последняя квартира поэта). Материал включает подробное описание и не требует дополнительной информации....

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов....

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО

Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ....

Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы и средство расширения культурного кругозора школьников.

В статье рассматривается возможность проведения виртуальных экскурсий на уроках и внеурочных занятиях как средство расширения  культурного кругозора обучающихся....