Технологическая карта «Тканьё пояса на дощечках» 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Тропина Анастасия Тимофеевна

Тема: «Тканье Пояса на дощечках»
7 класс
Тропина А.Т., учитель технологии
высшей квалификационной категории

 

Технологическая карта урока «Тканьё пояса на дощечках" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Громовская средняя общеобразовательная школа»

Приозерский район Ленинградская область

Технология

Тема: «Тканье пояса на дощечках»

7класс

Выполнила: Тропина А.Т., учитель технологии высшей квалификационной категории

Суходолье

2018

Технологическая карта урока

по теме: «Тканье пояса на дощечках» (7-2)

Место проведения урока:

Школьные учебные мастерские, кабинет технологии.

Методы обучения: основной: проблемно-поисквые (проблемное изложение); практический,

                                 дополнительные: иллюстрация, видеометод, ситуативный метод; демонстрация приёмов (упражнения),

Выбор программы и характеристика класса

Примерные программы по учебным предметам (технология 5-9 класс) под редакцией  А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М.Кондакова.

  • Рабочая программа по предмету составлена на основании примерной программы «Технология. 5-9 классы» ФГОС и авторской программы Соколовой В. А. «Технология. 5-9 классы» (для девочек)            

рабочая программа по технологии (предметная линия учебников « Вентана - Граф» под редакцией В.Д. Симоненко)

 

На трудовое обучение в 7классе выделено 2 часа в неделю(68 часов в год).

Материальная база кабинета соответствует «Типовому перечню» на 85% и обеспечивает выполнение практической части программы по всем разделам, включая и раздел «материаловедение». На уроке обучающиеся изготовили образец по схеме. Учитель проверил соответствие схемы и образца.

Цель: 

1Эстетическое развитие школьников, развитие художественных и творческих способностей, техническое совершенствование мастерства

Задачи:

Деятельностная:

1. Приобретение самостоятельного опыта постановки и решения проблемы.

2.Формирование умений обучающихся сотрудничать с учителем и сверстниками.

3. Закрепить знания гигиенических и технологических свойствах ткани

4. Дать представление о классификации ткани по виду волокон.

5. Продолжить формирование основных приёмов тканья на дощечках.

6. Познакомить с оформлением пояса.

Предметно-дидактическая: изучение нового материала и овладение технологией ткачества пояса на дощечках.

Тип урока

1. По ведущей дидактической цели - изучение нового материала.

2. По способу организации - синтетический (или комбинированный).

3. По ведущему методу обучения – частично проблемный.

Методы обучения:

основной: проблемный; демонстрация приёмов (упражнения);

дополнительные: групповые способы обучения, беседа, иллюстрация, ситуационный метод, видеометод, объяснение;

Используемые технологии

  • организация группового взаимодействия (работа в бригадах);
  • выполнение практической работы
  • взаимоконтроль,
  • рефлексивное обучение

Структура урока

1.Организационный момент – 2мин НОТ

2.Активизация (повторение) – 4мин        

3.Актуализация -6-10мин (поисковая исследовательская деятельность)

4.Подведение обучающихся к формулированию проблемы – 5мин

5.Постановка наводящих вопросов – 3мин

6.Заполнение листка ученика 5 – 7 мин

7.Вводный инструктаж  - 5мин

8.Практическая работа – 45 – 50мин

9.Первый обход 10 -12мин (с целью проверки)

10.Второй обход 10-12мин (с целью проверки, собеседование)

11.Текущий инструктаж -2мин

12.Третий обход 10мин

13.Рефлексивно – оценочный (самооценка или взаимоконтроль результатов практической части урока) – 5мин

14.Подведение уроков – 5мин

Итого – 90 минут

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

Средства обучения. УМК (учебно-методический комплекс)

Оборудование рабочих мест, инструмент

Основная и дополни-тельная литература

ИКТ (информационно - коммуникационные технологии)

Натурально-вещественные модели

Дидактические материалы:

  • компьютер, мульти проектор, ноутбук,
  • дощечки
  • нитки шерстяные
  • ножницы, иголки, нитки
  • ручки-держалки,
  • деревянные ножи
  • гладильная доска
  • утюг, проутюжальник
  • рабочая программа (автор Симоненко)
  • программа под редакцией  А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, А.М. Кондакова.
  • программа Соколовой В. А. «Технология. 5-9 классы» (для девочек)            
  • рабочая программа по технологии (предметная линия учебников « Вентана - Граф» под редакцией В.Д. Симоненко)
  • учебник (автор Симоненко) и т.д.
  • В.А. Соколова «Ткачество браных поясов»
  • Лысенко О.В., Комарова С.В. «Ткань-Ритуал-Человек» (традиции ткачества славян восточной Европы).

  • мульти-проектор,

-экран, диски.

  • видеофильмы,
  • презентация «тканье пояса на дощечках».

  • плакаты, картины
  • технические образцы.
  • Таблицы по композиции

  • Образцы поясов
  • Ассортимент изделий, вытканные на ткацком станке, на бердо
  • Схемы тканья пояса, инструкционные карты.
  • Карты контроля, критерии оценок
  • Раздаточные материалы графических схем и образцов (на каждую парту)

Таблица №1. Технологическая карта. Планируемые результаты урока

Предметные результаты

Учащиеся должны знать и уметь:

Метапредметные УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные УУД

Знать условные обозначения схем тканья на дощечках.

Правила начала и окончания тканья на дощечках.

Охрана труда и ТБ

Регулятивные:

Осознавать, что усвоено и что необходимо усвоить, чтобы выполнить практическую работу. На предыдущих уроках усвоены – технологические свойства ткани, нитей, но не полностью  освоена технология тканья пояса на дощечках.

уметь:

планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

понимать значение «умение планировать процесс своей деятельности»;

Принцип изготовления пояса на дощечках

Логические УУД:

анализировать готовые образцы и находить соответствие с графическими их схемами.

уметь выразить свои мысли при определении проблемной ситуации;

уделять внимание развитию своего технологического мышления

Отличать технологию изготовления  изделий массового  производства

от индивидуального ткачества

Познавательные УУД:

сравнивать различные объекты с целью определения общих параметров (ассортимент изделий, разные способы ткачества мотивов).

Развивать трудолюбие и ответственность за качество своего изделия

Уметь

Определить гигиенические  и технологические свойства ткани

 Тканье пояса на дощечках (один вариант)

Владеть алгоритмом работы тканья пояса на дощечках.

Процесс изготовления тканых поясов состоит из нескольких этапов:

1. Составление заправочной схемы.
2. Расчет длины ниток для снования.
3. Снование.
4. Заправка нитей в дощечки.
5. Ткачество.
6. Оформление концов пояса.
               

Владеть последовательностью изготовления тканья пояса на дощечках


                                                                                              Информационная карта урока

Этапы урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Результаты обучения

Оценка/

самооценка

учителя

обучающихся

предметные

Метапредметные (УУД)

1.Организационный момент

Приветствие, контроль посещаемости.

Рабочее место учителя: план урока, оформление «Сегодня на уроке»: готовые образцы, поэтапное изготовление пояса,  

-эскизы, шаблоны, инструменты

-подготовлен экран с презентацией и другие

дидактические материалы

Организуют рабочее место: вешают портфели на крючок, достают тетради, карандаши, нитки

Старший по группе достаёт листок учёта ЗУН и УУД.

Обучающиеся убирают волосы под вязаные повязки (вязали спицами на уроках вязания).

На столах стоят рабочие коробочки с ножницами, нитками, дощечками  иголками.

Листок учета, где указываются фамилии и имя учащихся,  дата, тема урока, критерии и баллы.

Знать охрану труда и ТБ

   

Регулятивные:

самостоятельная организация рабочего места;

-НОТ,  стремление к рациональности, своевременному исполнению всех поручений;

К уроку обучающиеся

должны готовиться самостоятельно, так как оценки за подготовку и организацию рабочего места выставляются бригадиром  в тетрадь учёта под контролем учителя.

Личностные:

понимать значимость  планирования своей деятельности.

Ответственный за бригаду осуществляют готовность к уроку и заполняют баллы в тетрадях учёта.

по следующим критериям:

Критерии:

- аккуратное хранение изделия -2 бал;

- раскладка инструмента -1 бал;

- НОТ -1 б. (рациональность, своевременность);

2.Активизация (повторение)

Проверочная работа по закреплению полученных знаний по материаловедению, применяемые инструменты для работы, чтение схем, проверка практических умений.

Тестирование, проверка практических умений.

Знать охрану труда и ТБ

Личностные:

стремление к самостоятельному определению последовательности изготовления  пояса.

Наблюдение учителя

3. Актуализация - (поисковая исследовательская деятельность)

 

Видеоме-тод;

Применение знаний на практике.

Знакомимся с ткачеством пояса на дощечках (содержание технологических сведений).

Но для успешной работы мы должны вспомнить роль пояса в традиционном русском костюме. На экране крупным планом вы видите только пронумерованные образцы поясов.

 Проанализируйте и исследуйте образцы поясов и определите их применение.

Попробуйте сделать выводы

 Для определения знания гигиенических и технологических свойствах ткани на листках с номерами, лежащих на столах, напишите виды свойств соответствующих тканям.

Ожидаемые ответы:

1-в; 2-а; 3-б;

Интересуется ответами и поздравляет обучающихся с положительными ответами.

Обучающиеся проверяют ответы, выставляются

оценки (только 4 и 5)

Сравнительная характеристика свойства  тканей

свойства

Виды свойств

1

Физико механические

А

Гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность

2

гигиенические

б

Усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах

3

технологические

в

Прочность, сминаемость, драпируемость

1-в; 2-а; 3-б;

1.Проявляют технико-технологическое мышление

2.Знают терминологию.

3. Знают условные обозначения схем тканья на дощечках.

Правила начала и окончания тканья на дощечках.

 

1.Уметь пользоваться знаково-символической системой в определении схем

2. сравнивать различные объекты с целью определения общих параметров

Взаимный контроль: оценки выставляются в тетрадь бригадира:

за 5 правильных ответов-5б,

 за 4 правильных ответов-4. б за 3- правильных ответа-3 б.

В журнал выставляем  только 4 -5. Остальные учащиеся потом сдадут зачёт по свойствам тканей

4.Создание проблем-ной ситуации для освоения учащимися нового материала

Постановка учебной проблемы

Проблемно-поисковый.

Объяснительно-иллюстративный

Представьте, что вы хорошо научились ткать на дощечках. Какие идеи возникли у вас? Что бы хотели выткать и для кого?

Обобщение ответов обучающихся, мотивация на выбор темы творческого проекта, связанной с воплощением своей идеи в изделии.

Обучающиеся разрабатывают свои идеи по выполнению творческого проекта.

уметь выразить свои мысли при определении проблемной ситуации

Логические УУД:

должны уметь анализировать готовые образцы, находить соответствие с графическими схемами.

5.Активизация обучающихся  к выполнению практического задания

Объяснительно-иллюстративный

1.Составление заправочной схемы.
2. Расчет длины ниток для снования.
3. Снование.
4. Заправка нитей в дощечки.
5. Ткачество.
6. Оформление концов пояса.
               

 Где можно применить пояс в современном стиле одежды? Эскизирование модели.

Обучающиеся отвечают на вопросы, рисуют эскиз модели, быстро повторяют общий алгоритм и выделяют особенности тканья на дощечках.

уметь выразить свои мысли при определении проблемной ситуации

Логические УУД:

должны уметь анализировать готовые образцы, находить соответствие с графическими схемами.

6.Решение проблемы

комбинированный

Учитель помогает сформулировать вывод, что общий алгоритм тканья на дощечках  подходит к изготовлению изделия.

Учащиеся определяют последовательность тканья пояса на дощечках, т.е. фактически составляют план работы:

1.Составление заправочной схемы.
2. Расчет длины ниток для снования.
3. Снование.
4. Заправка нитей в дощечки.
5. Ткачество.
6. Оформление концов пояса

уметь выразить свои мысли при определении проблемной ситуации

Логические УУД:

должны уметь анализировать готовые образцы, находить соответствие с графическими схемами.

 7.Заполнение «листка ученика»

комбинированный

Подводит учащихся к формулированию темы урока и определению окончательной темы практической работы «Тканье пояса на дощечках»

Заполняют в тетради:

Тема урока и практической работы  «Тканье пояса на дощечках»

Термины, ожидаемый результат выполнения практического задания -алгоритм:

- Составление заправочной схемы.

- Расчет длины ниток для снования.

- Снование.

- Заправка нитей в дощечки.

 - Ткачество

- Оформление концов пояса

Алгоритм последовательности выполнения практического задания или план работы (инструкционная  карта).

Критерии оценки.

7. Вводный инструктаж

Проблемно-поисковый.

Объясни-тельно-иллюстративный.

Ознакомление с планом работы, демонстрация учителем основных приемов работы, знакомство с техническими условиями выполнения работы, заложенными в технологической карте, определение критериев оценки выполняемой практической работы с учетом соблюдения правил охраны труда и санитарных гигиенических требований, закрепление вводного инструктажа.

Обучающиеся соблюдают все нормы и требования к уроку.

Знать правила охраны труда и техники безопасности

умеют сотрудничать с  учителем и одноклассниками 

Физкультурная минутка для глаз

8. Практическая работа

45-50мин

Практический;

репродуктивный

Учитель дополнительно демонстрирует  основные приемы  работы, образцы пооперационного выполнения. Предъявление основных требований по выполнению работы.

Практическая работа:

1. Составление заправочной схемы

2.Цветовая гамма и подбор ниток для выбранного изделия

3.Эскизирование модели
4. Расчет длины ниток для снования.
5. Снование.
6. Заправка нитей в дощечки.
7.Ткачество.
8. Оформление концов пояса

         Ведется беседа о роли пояса в традиционном русском костюме. Сообщение обучающимся о сравнении ткачества с  современными технологиями.

Перед практической работой ребята проводят гимнастику для глаз.

Практическая работа:

1. Составление заправочной схемы

2.Цветовая гамма и подбор ниток для пояса.

3.Эскизирование модели
4. Расчет длины ниток для снования.
5. Снование.
6. Заправка нитей в дощечки.
7.Ткачество.
8. Оформление концов пояса

умеют  работать на дощечках

умеют сотрудничать с  учителем и одноклассниками

Самоконтроль

Критерии -5 б:

- т/б -1 б,

-согласованность работы в группе -1б,

-затрата времени (базовый уровень)-1,5б.;

-качество работы –

 1,5 б.;

 -Оценки в баллах выставляются в тетради учёта

Проверяет учитель во время обхода.

-соблюдение санитарно-гигиенических требований и охрана труда – 1 б

-Влажно-тепловая обработка  (ВТО)

-1 б.;

9. Первый обход  - (с целью проверки)

Практический;

репродуктивный

Контролирует правильность выполнения работы, следит за выполнением правил охраны труда, соблюдением санитарных гигиенических требований.

Обучающиеся выполняют практическую работу с соблюдением санитарных гигиенических требований.

Обучающиеся  проверяют соответствие узора пояса со схемой.

умеют  работать на дощечках

Личностные:

стремление к самостоятельному определению последовательности изготовления  пояса

Самоконтроль учащихся. Равнение на шаблон образца ткачества

10. Второй обход (с целью проверки, собеседование)

Обяснительно -иллюстративный

Проверяет и фиксирует в тетради учета специальные умения обучающихся, следит за качеством работы, проводит индивидуальный инструктаж по выполняемой работе, проверяет знание терминологии отдельных обучающихся, умение пользоваться инструкционными картами.

Обучающиеся выполняют практическую работу с соблюдением санитарных гигиенических требований и чтобы работа была правильно выполнена   с соблюдением технологических требований.

умеют  работать на дощечках

Личностные:

стремление к самостоятельному определению последовательности изготовления  пояса

фиксирует только хорошие результаты работы Ф.И обучающихся  в листке учёта формируемых ЗУН и УУД.

11. Текущий инструктаж

комбинированный

Учитель напоминает о соблюдении правил охраны труда и санитарных гигиенических требований.

Обращает внимание на общие недостатки в работе: на неровности ткачества, демонстрирует приёмы ткачества; настраивает на успешное окончание работы.

Анализируют свои работы;

 делают выводы.

исправляют недочёты;

при необходимости  учитель оказывает помощь обучающимся;

Знать правила охраны труда и техники безопасности

умеют сотрудничать с  учителем и одноклассниками 

12. Третий обход

(проверка качества)

Применение знаний на практике

Начинает выставлять предварительные оценки успевающим обучающимся, повторно проверяет качество работы, фиксирует специальные умения обучающихся в тетради учета и контроля, предусмотренные планом работы.

Собеседование с обучающимися с целью определения степени понимания терминов.

Обучающиеся выполняют практическую работу с соблюдением санитарных гигиенических требований.

По окончании ткачества образец приутюживают при помощи проутюжальника, проверяют соответствие узора со схемой пояса.

выполнять качественно тканье пояса на дощечках,

владеть приёмами тканья

 стремление качественно выполнить работу по ткачеству пояса.

Самоконтроль. Выставление предварительных оценок по критериям;

Учитель оценивает работы и, складывая оценки учащихся в баллах, совместно выводят общий балл,

стараясь никого не обидеть.

Учитель выставляет оценки за практическую работу.

13. Рефлексивно – оценочный (самооценка или взаимоконтроль результатов практической части урока)

Применение знаний на практике

Проверка результативности обучения обучающихся, самоанализ деятельности обучающихся (чему новому научились на уроке),

По каким критериям оценивается качество выполненной работы?

Контроль (получение информации о деятельности и её результатах)

самоанализ деятельности обучающихся (чему новому научились на уроке), оценка качества своей работы.

(соотношение реальных результатов с запланированными)

Самоконтроль. Выставление предварительных оценок по критериям

14. Подведение итогов

Подведение итогов работы (без акцента на неуспевающих обучающихся). Краткий анализ выполненных работ по степени их завершенности, прокомментировать и похвалить особо успешных обучающихся (каждого ученика отметить с положительной стороны, если он выполнил не качественно,  но при этом соблюдал дисциплину труда, технику безопасности и т.д.).  Оценка теоретических знаний, оценка выполненной работы, занести результаты в классный журнал.  Выставка выполненных образцов.  

Записать домашнее задание:

создать проект изделия (творческая работа)

выставка выполненных образцов,

Записать домашнее задание:

создать проект изделия (творческая работа).

Самоконтроль. Выставление предварительных оценок по критериям.  Учитель оценивает работы и, складывая оценки учащихся в баллах, совместно выводят общий балл,

стараясь никого не обидеть.

Учитель выставляет оценки за практическую

Итого:

90мин

Учебный методический комплекс:

программы:

В.А. Соколова  «Программа по трудовому обучению девочек 5 – 9 классы»

В.А. Соколова  «Тематическое и поурочное планирование по программе трудового обучения девочек в 5 – 9 классах»

Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев  «Сборник нормативных документов. Технология», «Дрофа», Москва, 2007г

А.В. Марченко Программно-методические материалы «Технология» 5 – 11 классы, издательство «Дрофа» 2001г Министерство Образования РФ (по технике безопасности)

А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А.М. Кондаков «Примерные программы по учебным предметам» Технология 5-9классы М. «Просвещение» 2010 (ФГОС)

Литература для учителя:

  • А.В. Соколова «Ткачество браных поясов» традиционные ремесла, издательство «Союз художников» С – Пб, 2010г
  • Лысенко О.В., Комарова С.В. «Ткань-Ритуал-Человек» (традиции ткачества славян восточной европы).
  • А.А.Влвсова «Рукоделие в школе» СПБ «Динамит» 1996 г
  • И.А.Андреева «Шитье и рукоделие» Б.Р. энциклопедия, Москва, 1999г
  • П.Шапкин «Рукоделие» Асцедент, М-1994г
  • Н.Т.Климова «Народный орнамент в композиции художественных изделий» М. изобразительное искусство1995г
  • Е.А.Киселева и др. «Технология» 5-11кл развернутое тематическое планирование по программе В.Д. Симаненко, Волгоград, 2011г
  • Н.А.Пономарева «Технология» 5-11кл «Проектная деятельность на уроках»,  Волгоград, учитель, 2010г

Учебники для обучающихся:

  1. Т.И. Еременко «Технология ручной вышивки» М. Просвещение 2000 год
  2. В.И. Ермакова «Основы кулинарии» М. Просвещение  2000год
  3. В.Н. Чернякова «Технология обработки ткани» М. Просвещение, 2002
  4. Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, В.Н. Правдюк «Технология» рабочая тетрадь 5кл. М. издат. центр «Вентена – Граф» 2005г
  5. В.Д. Симоненко «Технология» рабочая тетрадь 6кл. М. издат. центр «Вентена – Граф» 2007г
  6. Н.В. Синица  «Технология» рабочая тетрадь 7кл. М. издат. центр «Вентена – Граф» 2011г


Плетение и ткачество поясов

Найти соответствие (проверка знаний и умений)

№п/п

Образцы поясов

№ п/п

Названия поясов

1

а

Мужской пояс «на игле»1вариант

2

б

Мужской пояс «на игле» 3вариант

3

в

Женский плетеный пояс «на вилке» 2вариант

4E:\пояса 6кл\ткацкий станок\Оля 070.jpg

г

Женский плетеный пояс  «на вилке» 1вариант

5

д

Тканый пояс «на бердышке»

6

ж

Мужской пояс «на игле»

7

з

Браный пояс «на сволочке»

8

и

Мезенский плетеный пояс «на вилке»

9

к

Браный пояс «на сволочке»

10

л

Пояс «на кружках»

11

м

Мужской плетеный пояс

12

н

Мужской пояс «на игле»

13

о

Пояс «на вилке»,  саржевое переплетение

14

п

Мужской пояс «на игле»

15

р

Тканый пояс «на бердышке»

16

с

Мужской пояс «на игле»

Карта учета и контроля  формируемых знаний и навыков обучающихся

 при выполнении операций  тканье пояса на дощечках

№п\п

         Фамилия имя обучающихся

Выполнение

Навыки работы

Чтение заправочной схемы

 Расчет длины ниток для снования

Снование

Заправка нитей в дощечки

Чтение заправочной схемы

ткачество

Заправка нитей в дощечки

Оформление концов пояса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18


Листок ученика

Дата:

Тема: «Тканье пояса на дощечках»

В триаде  РОЖДЕНИЕ – ЖИЗНЬ – СМЕРТЬ,  поясу соответствует жизнь, т.е. переходному состоянию  между рождением, как приходом в  «этот мир» и смертью, как уходу в «иной мир».

Отсюда особая значимость пояса в ритуалах жизненного цикла.

Пояса были

Поясом подпоясывали

Пояса служили

Мужские

Женские

Родильные

Крестильные

Свадебные

Праздничные

Будничные

Детские

Сарафаны

Рубахи

поневы

мужскую,

женскую,

детскую одежду

оберегом

защитой  от всякой нечисти,

сглаза и колдовства

Плетение и ткачество поясов:

«на вилке», «на спице» или «в бутылку», плетение на руках, полутканье, витье и тканье на дощечках, «на бердышке», «на сволочке», на ткацком станке.

Технология тканья на дощечках

№ п/п

Технология изготовления пояса

1

Составление заправочной схемы пояса.

Заправочная схема пояса.

2

Расчет длины нитей основы.

Длина нитей зависит от длины и вида изделия, способа крепления нитей, от вида приспособления, от оформления концов пояса. Средняя длина пояса составляет 1,5-2м.

3

Снование

Снование или сновка – это процесс подготовки нитей основы.

4

Заправка нитей в дощечки

Заправка нитей в дощечки.

5

Ткачество

Заправка нитей в дощечки.

6

ткачество

Процесс ткачества пояса.

7

Оформление концов пояса

 F:\АНАСТАСИЯ\пояса 6кл\образцы схемы поясов\File0322.JPG                 F:\АНАСТАСИЯ\пояса 6кл\образцы схемы поясов\File0320.JPG

             

.

Инструкционная карта

«Ткачество пояса на дощечках»

 

 

 

 

 

Заправка нитей сверху вниз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заправка нитей снизу вверх

 

 

 

 

Узор  схема

Заправить 4 дощечки для пояса

 

 

 

 

Красный - 8 нитей

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Зеленый - 4 нити

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Желтый - 4 нити

 

1

2

3

4

 

ДОЩЕЧКИ

Плетение и ткачество поясов

Найти соответствие (проверка знаний и умений)

№п/п

Виды поясов

№п/п

Назначение поясов

1

А

Пояс детский

2

  F:\пояса 6кл\курсы\y_235768b7.jpg

Б

Пояс мужской, будничный

3

F:\пояса 6кл\курсы\lk1516_6b.medium.jpg

В

Пояс мужской, праздничный

4

F:\пояса 6кл\курсы\lk1520_2b.medium.jpg

Г

Пояс женский, будничный

5

F:\пояса 6кл\курсы\lk1516_4a.medium.jpg

Д

Пояс мужской, праздничный

6

F:\пояса 6кл\курсы\y_e21bbb45.jpg

Е

Пояс женский, праздничный

Ответы: 1-д;  2-е; 3- г;  4 – а; 5 – б; 6 - в


Плетение и ткачество поясов

Найти соответствие (проверка знаний и умений)

№п/п

Виды поясов

№п/п

Назначение поясов

1

А

Пояс мужской, праздничный

2

  F:\пояса 6кл\курсы\y_235768b7.jpg

Б

Пояс женский, праздничный

3

F:\пояса 6кл\курсы\lk1516_6b.medium.jpg

В

Пояс женский, будничный

4

F:\пояса 6кл\курсы\lk1520_2b.medium.jpg

Г

Пояс детский

5

F:\пояса 6кл\курсы\lk1516_4a.medium.jpg

Д

Пояс мужской, будничный

6

F:\пояса 6кл\курсы\y_e21bbb45.jpg

Е

Пояс мужской, праздничный

Сообщения школьников

Пояса №1 (введение)

Мифы о происхождении ремесел говорят о том, что человек создавая вещь как бы повторял те операции, которые в Начале выполнял Творец. Человек — посредник в диалоге природы и культуры взаимодействует со стихиями огнем, водой, воздухом, землею, и как дублирует космологический акт творения. Не случайно технологии изготовления вещей в архаичных культурах относились к области сакрального знания.

        Обращаясь ближе к нашей теме, к поясу, к нити, как к результату свивания волокон, необходимо отметить, что сакральная значимость веретена — главного орудия прядения — в культуре была очень высока.

        «Гребень, донце, прялка, веретено сам Господь сказал, а самопрялки придумал Сатана».

Пояса №2

Значительная часть народных представлений о сакральности веретена может быть объяснена, прежде всего производимым им действием: из волокнистой хаотической массы создавалось упорядоченное организовано начало — нить.

        Кручение, веретено, его вызывающее, занимали особое место в архаичной модели мира. Так система представлений о том, как «закрутилось, завертелось и выкрутилось небо», «начала крутиться и выкрутилась земля», позволяет говорить о концепции веретена, как оси, центра мироздания.

        

Пояса №3

Универсальный характер вращения нашел отражение в ритуальных установках, регламентирующих круговое движение по солнцу или против солнца.

        Движение по солнцу припадлежит миру культуры, человеку, а движение против солнца — сфере «иного мира».

        Например, во время свадьбы жениха и невесту обводят вокруг стола. А чтобы попасть в подземный мир надо двигаться против солнца. Колдун во время заговора движется против солнца. На Русском Севере существовал способ проверки пастуха: крестьяне наблюдали за ним из укромного места, и если пастух обходил стадо против солнца, это означало, что он колдун.

Пояса №4

В ТРИАДЕ РОЖДЕНИЕ — ЖИЗНЬ — СМЕРТЬ, ПОЯСУ СООТВЕТСТВУЕТ ЖИЗНЬ, Т.Е. ПЕРЕХОДНОМУ СОСТОЯНИЮ МЕЖДУ РОЖДЕНИЕМ, КАК ПРИХОДОМ В «ЭТОТ МИР» И СМЕРТЬЮ, КАК УХОДУ В «ИНОЙ МИР». Отсюда особая значимость пояса в ритуалах жизненного цикла.

        В родильных ритуалах, чтобы облегчить роды, роженица распоясывалась, расстилался пояс, через который роженица должна была переступить. Часто новорожденного сорок первых дней не подпоясывали, и лишь после 6 недель крестная мать приносила ему в подарок поясок, рубашку и крестик. В тоже время умирающего новорожденного ребенка следовало обязательно подпоясать. Семантика этого ритуала связана с переходом в «иной мир», куда невозможно перейти, минуя жизнь.

Пояса №5

Особую категорию составляли свадебные пояса, которые согласно традиции, должны быть красного цвета, как обладающие магической силой. Но с развитием технологии ткачества они постепенно заменялись орнаментом и были обязательны для жениха и невесты. Пояс был символом силы в применении к мужскому началу в человеке и символом девственности в применении к женскому.

 Этот ритуал развязывания пояса показывает, как освобождение природной стихии девушки -  невесты — женщины, переходом в период жизни, связанный с плодородием, деторождением, и другими проявлениями жизненной силы.

        

Пояса №6

-опояска, кушак, сетка, покромка, ремень — у русских

        -пояс, дяга, ремень — у белорусов

    - крайка, черес, баюр — у украинцев

У русских и белорусов широкими делали кушаки для подпоясывания полушубков и другой верхней одежды. Остальные пояса делались узкими от 1 до 3см, реже от 4до 10см.

        Кроме самодельных поясов получили распространение пояса, сделанные ремесленниками(в г. Череповце Вологодской губернии). Эти пояса широко распространились в русских северных губерниях. На фоне цветных полос нередко можно встретить слова, указывающие год и место производства. Встречаются пояса с вытканными именем и фамилией владельца, с дарственными надписями: «Милый мой, носи не забывай, дарю не теряй», «Коголюблю, того дарю».

         Иногда на поясках были вытканы слова молитвы — это изделия, выполненные старообрядцами, монастырями. Встречаются пояски с отрывками народной лирической песни или частушки (Вологодская, Костромская губ.).

        

Пояса №7

        В русском народном костюме пояс всегда завязывали, а не подтыкали, поэтому концы пояса богато отделывались: кисти, помпоны, бахрома, бисер, пуговицы. Украшали женский и мужской пояса. Женские пояса несколько раз обертывались вокруг талии. Пояс ткался от 1,5 до 2,5 -3 метров, но встречались и до 5 метров. Женские пояса делались длиннее мужских.

        

        На мужском поясе укреплялся мешочек из кожи для денег и принадлежностей для высекания огня, нож, на цепочке гребенец — деревянный, костяной или металлический.

        У русских девушек к поясу прикреплялся матерчатый карман — лакомку для гостинцев. У замужних женщин был такой карман для разных мелких предметов или денег. Шили их из ткани и вышивали или из разных лоскутков ткани.

        Некоторые виды  подвесок были с поверьями — подвязывали несколько куриных косточек к поясу «молодухи» для того, чтобы молодая рано вставала. Подвязывались лесные орехи- двойняшки, являлись символом плодородия. Орех с двумя ядрами считался «счастливым».

Содержание технологических сведений

“...Народное искусство — это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается только по ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений совершенности”

М. А. Некрасова.

“Русское народное искусство, как и искусство любого народа, — это прежде всего мир особого отношения к своему труду, к своей деятельности вообще и жизни в целом. Мировоззрением народа является его трудовая деятельность, быт, его обряды”

Д. Лихачёв.

  1. Приветствие.
  2. Инициализация урока:
  • объявление темы;
  • определение цели.
  1. Вопросы учащимся и предлагаемые ответы:

а) О каких видах старинной одежды вы слышали?

а) Сарафаны, рубашки, кокошники и т. п.

б) Какие украшения были присущи старинным костюмам?

б) Вышивка, вязание, аппликация, украшение бисером.

в) Какие дополнения к костюмам присутствуют на всех комплексах? (по фотографиям).

в) Головные уборы, пояса.

г) Как вы думаете, из чего изготавливались пояса?

г) Из ткани, кожи, ниток.

д) Кто занимался изготовлением одежды?

д) Женщины, девушки.

II. Раскрытие темы.

1. Рассказ учителя в форме беседы “Обряды и традиции в прядении и ткачестве”.

Весьма устойчивая традиция рисует “примерных”, т. е. домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси всего чаще занятыми за прялкой. Действительно, в старину первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.

1). Ну а прежде, чем сшить (что-то) одежду, что необходимо? Предполагаемый ответ: ткань, нитки.

Сейчас, мы знаем, существует очень много различных тканей, их производство мы изучали на уроках материаловедения.

2). А как вы думаете, какие ткани в старину были, из чего и как они изготавливались?

Предполагаемый ответ: из льна, шерсти, ткани простого изготовления, вязанные из пряжи.

К работе этого рода приступали осенью, после уборки урожая, и старались завершить её к весне. Учёные пишут, что наши прабабушки трудились,  не разгибая спины: например, для того, чтобы соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день.

Воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них “тонкопрях”. Даже пуповину новорождённой девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически “привязать” её к будущему занятию. Пяти-семи лет от роду девочка выпрядала свою первую нить. Это сопровождалось магическими обрядами. Эту нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а пепел девочка должна была выпить вместе с водой, чтобы трудолюбие и искусство не покидало рукодельницу до конца её дней. В другом случае мать девочки прятала первую спряденную нить и берегла до тех пор, пока дочь не станет невестой. И вот тогда-то, готовя её к таинству свадьбы, мать опоясывала девушку нитью под всеми нарядами по голому телу, чтобы оберечь против порчи и сглаза.

Приданое, которое молодая жена должна была принести в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья, которое собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности.

“Непряха”, “неткаха” — это были крайне обидные прозвища для девочек-подростков.

Надо отметить, что нелёгкий женский труд был уделом не только жён и дочерей простого народа, но и женщин из самых знатных и богатых княжеских и боярских семей.

2. Сообщения, подготовленные учащимися.

а) натуральные волокна и ткани из них, изготавливаемые древними славянами;

б) прядение;

в) ткачество;

г) беление и крашение.

3. Русские традиционные пояса. Объяснение учителя.

Слово “пояс” означает - полоса.

Изготавливались из кожи, льна, шёлка, парчи, золота, серебра, бархата, шерсти, шерстяных ниток, ириса (характерно для Забайкалья). Длина пояса: от 1 до 5 метров. Ширина: от 1 до 25 сантиметров. Женские пояса длиннее мужских. Способы подвязывания: спереди, сбоку, сзади. Женщины — под грудью, по талии, под животом. Мужчины — под животом.

Техника исполнениявитые:

кручёные (жгуты), на дощечках;

плетёные: косичка, на вилке,

на игле (“ в бутылку”) Север Сибири, на стене (дергоны); тканые: на сволочке,

на бердо (кросно),

на ткацком стане (Забайкалье, семейские); вязаные: на 3-х спицах,

крючком; шитые: ткань, тесьма, кожа.

Дополнительные украшения: лакомник, мешочки для мелочи, калита (похож на кисет), пряжки, подмахорники.

Отделка. Пояс считался законченным, когда вещь закрыта, т. е. на концах - узелок, кисть, бахрома.

Цвета: Разные, преобладал красный.

Пояс дарили при рождении, на 40-й день вместе с рубашкой, нательником, крестиком. Говорили, что в старину “без пояса, как без креста” даже нельзя было выйти на улицу. Считалось, что отсутствие пояса было характерно только для потусторонних существ.

Сравнительная характеристика свойства  тканей

свойства

Виды свойств

1

Физико механические

А

Гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность

2

гигиенические

б

Усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах

3

технологические

в

Прочность, сминаемость, драпируемость

Сравнительная характеристика свойства  тканей

свойства

Виды свойств

1

Физико механические

А

Гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность

2

гигиенические

б

Усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах

3

технологические

в

Прочность, сминаемость, драпируемость

Сравнительная характеристика свойства  тканей

свойства

Виды свойств

1

Физико механические

А

Гигроскопичность, пылеемкость, теплозащитность

2

гигиенические

б

Усадка, осыпаемость, раздвижка нитей в швах

3

технологические

в

Прочность, сминаемость, драпируемость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии в 5 классе. Тема «Обработка пояса»

Содержательная цель: Закрепить знания и умения обработки пояса.Учитель предлагает найти содержание темы урока, активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Чтобы точнее сформулировать те...

Урок географии по теме "Россия на карте часовых поясов". 7-й класс

Формы проведения урока:·         повторение терминологии;·         практическая работа по определению разницы в поясном ...

разработка урока "Россия на карте часовых поясов". 8-й класс

разработка урока по географии "Россия на карте часовых поясов"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.

Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....

Задания к уроку Россия на карте часовых поясов , география 8 класс

Задания к уроку Россия на карте часовых поясов...