Система оценивания образовательных достижений
статья по технологии на тему

Бакирова Светлана Анатольевна

Система оценивания образовательных достижений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

                  Система оценивания образовательных достижений

  Оценивание самого процесса познания, его результатов призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые поощряли бы учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания нужно выстраивать таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:

-устанавливать, что знают и понимают учащиеся;

-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;

-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Критериями оценки, определяющими подготовку учащегося на уроках технологии, являются:

- общая подготовленность, организация рабочего места, научность, технологичность и логика изложения материала;

- уровень освоения теоретического материала, предусмотренного программой по предмету технология;

- умения использовать теоретические знания при выполнении текущих заданий практических работ и упражнений;

- соблюдение этапов технологии изготовления, норм времени, качество выполнения технологических операций и приёмов;

- соблюдение правил санитарии, гигиены, техники безопасности.

     Система оценки достижений учащихся: пятибалльная, портфолио, проектная работа.

     Для постоянного текущего контроля я использую карту оценивания, чтобы « наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной.

     Карту оценивания применяю следующим образом:

- пытаюсь создать такие условия на уроке, чтобы каждый ученик был активен, то есть « накапливал» баллы. Я засчитываю любую форму работы: готовность к уроку, домашнее задание, смысловое чтение, высказывание мнений, творческую деятельность.  В зависимости от качества ответов и работы, ученик может получить один балл, два, три, четыре или пять, и если он будет на уроке активен, то к концу урока заработает максимальное количество баллов.

      Оценка достижений учащихся при решении учебных и  практических задач

               Задания

1

балл

0,5 балла

0 баллов

Технология

  1. Готовность к уроку (наличие инструментов и материалов).

1 балл – полностью готов к уроку;

0,5 балла – нет материала или инструментов;

0 баллов – не готов к уроку.

  1. Практическая работа:

1 балл – практическая работа выполнена полностью и аккуратно;

0,5 балла – работа выполнена не полностью;

0 баллов – не смог выполнить работу.

  1. Оригинальность работы

1 балл – работа выполнена самостоятельно, не скопирована;

0 баллов – работа скопирована у одноклассника.

  1. Соответствие темы урока

           0 баллов – работа не соответствует теме урока;

           1 балл – работа соответствует теме урока.

Итого:

4 балла – отлично;  3 балла – хорошо;  2 балла – удовлетворительно;  1 балл – неудовлетворительно.

   Данная таблица на каждом уроке изменяется, т.к. критерии дополняются или убираются. Разработка критериев оценки (оценочных листов) выполняется совместно учителем и обучающимися. Предложение готовых листов не совсем правильно. В крайнем случае, следует обсудить критерии устно, а затем выдать готовые листы. Например, на уроках кулинарии, я использую такие оценочные листы:

Критерии для оценки

Количество баллов

Самооценка

Оценка учителя

1

Умение правильно подготовиться к работе:
– подбор оборудования, инструментов и приспособлений
– организация рабочего места


1
1

 

 

2

Умение работать в группе
– умение формировать рабочую группу
– способность к коллективному решению задач
– взаимопомощь
– доброжелательность


1
1
1
1

 

 

3

Умение работать самостоятельно

1

 

 

4

Умение уважать окружающих, соблюдая дисциплину на уроке

1

 

 

5

Умение соблюдать охрану труда

1

 

 

6

Умение правильно определять порядок работы

1

 

 

7

Умение работать по инструкционной карте

1

 

 

8

Первичная обработка продуктов

1

 

 

9

Тепловая обработка продуктов

2

 

 

10

Качество готового блюда 
– внешний вид
– запах
– вкус
– консистенция


1
1
1
1

 

 

11

Умение выполнить оформление готового блюда

2

 

 

12

Умение сервировать стол

2

 

 

13

Умение убрать своё рабочее место
– организация во время работы
– чистота и порядок по окончании работы
– по окончании работы посуда вымыта
– по окончании работы оборудование, инструменты и приспособления убраны на место


2
1
2
2

 

 

14

Соблюдение этикета и правил поведения за столом

2

 

 

15

Стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.

1

 

 

 

ИТОГО (сумма баллов)

32

 

 

 

Уровень выполнения работы

 

 

 

 

Отметка

 

 

 

                                                                    Характеристика уровней выполненной работы

Уровень

Низкий

Пониженный

Базовый

Повышенный

Высокий

Баллы

0-6

7-12

13-18

19-25

26-32

Отметка

 

2

3

4

5

     В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Так, минимум содержания образовательной области “Технология” (трудовое обучение) как обязательный элемент предусматривает модуль “Основы проектирования”. В программах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного.

      Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:

- личностно-ориентированно;

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения;

- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех её уровнях;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

                                       Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерии

Моя оценка

Оценка группы

Оценка учителя

1.Я составил вопросы к проекту

2. Я проводил исследования

3. Я подбирал нужные задачи и картинки

4.Я работал на ПК

5..Я активно работал с участниками проекта

6.Я учился говорить грамотно, лаконично, понятно, конкретно

7.Я решал проблемные ситуации

8.Я помогал своим одноклассникам при решении задач

9. Я понял, какие мне нужны стратегии, чтобы хорошо учиться

Критерии оценивания от 0 –до 5 баллов

Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии

                                                        При устной проверке.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить учебный материал своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

            Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

           Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

            Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить учебный материал своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

                                        При выполнении практических работ.

             Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • творчески планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • правильно и аккуратно выполняет задания;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

             Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • правильно планирует выполнение работы;
  • самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
  • в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
  • умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

             Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • допускает ошибки при планировании  выполнения работы;
  • не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
  • допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
  • затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

           Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знаний программного материала;
  • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
  • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

                                    При выполнении творческих и проектных работ

Технико-экономические требования

    Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное

соответствие

содержания доклада и

проделанной работы.

Правильно и четко

отвечает на все

поставленные

вопросы. Умеет

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами.

Обнаруживает, в

основном, полное

соответствие

доклада и

проделанной

работы.Правильно

и четко отвечает

почти на все

поставленные

вопросы. Умеет, в основном,

самостоятельно

подтвердить

теоретические

положения

конкретными

примерами

Обнаруживает

неполное

соответствие

доклада и

проделанной

проектной работы.

Не может правиль-но и четко ответить на отдельные

вопросы.

Затрудняется

самостоятельно

подтвердить

теоретическое

положение

конкретными

примерами.

Обнаруживает незнание большей части

проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

последовательности

выполнения проекта.

Грамотное, полное

изложение всех

разделов.

Наличие и качество наглядных

материалов

(иллюстрации,

зарисовки,

фотографии, схемы и т.д.). Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Эстетичность

выполнения.

Печатный вариант.

Соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Грамотное, в

основном, полное

изложение всех

разделов.

Качественное,

неполное количество

наглядных

материалов.

Соответствие

технологических

разработок

современным

требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

Рукописный

вариант.

Не соответствие

требованиям

выполнения

проекта.

Неграмотное

изложение всех

разделов.

Отсутствие

наглядных

материалов.

Устаревшие

технологии

обработки.

Практичес

кая направлен

ность

Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренногов проекте, но может использо-ваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответст

вие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с

технологией.

Правильность

подбора

технологических

операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных  инструкционных карт не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от  технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Качество

проектного

изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия

                                            При выполнении тестов, контрольных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся:     выполнил   90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся:     выполнил   70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся:     выполнил   30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся:     выполнил   до 30 % работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Выступлкние на педсовете  «Система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, необходимость реальность»Система оценивания образовательных достижений учащихся...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...