Статья "О методе проектов в моей работе"
статья по технологии на тему

Павшукова Маргарита Александровна

Важно, чтобы любая вещь, сделанная ребенком «работала» и приносила пользу, только  тогда ребенок будет осознавать свою значимость и индивидуальность. Именно поэтому мы принимаем участие в реализации социально значимых проектов, например, к школьным театрализованным представлениям мы готовим  костюмы,  которые используются  и в литературных гостиных, и в постановках хореографического и вокального коллективов школы. Практически ни одно мероприятие в моей школе не проходит без  моего участия или участия моих воспитанников, что дает мне возможность стимулировать детей к дальнейшей деятельности на собственном примере и положительном опыте  их совместной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_metode_proektov_v_moey_rabote.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей учащихся через проектную деятельность на уроках технологии и во внеурочной работе»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. Учителю технологии в учебном процессе отведена особая роль – он учит жизни. Именно поэтому в качестве одного из главных  инструментов, который приближает ребёнка к жизни, на уроках технологии я активно использую метод проектов.  

Важно, чтобы любая вещь, сделанная ребенком «работала» и приносила пользу, только  тогда ребенок будет осознавать свою значимость и индивидуальность. Именно поэтому мы принимаем участие в реализации социально значимых проектов, например, к школьным театрализованным представлениям мы готовим  костюмы,  которые используются  и в литературных гостиных, и в постановках хореографического и вокального коллективов школы. Практически ни одно мероприятие в моей школе не проходит без  моего участия или участия моих воспитанников, что дает мне возможность стимулировать детей к дальнейшей деятельности на собственном примере и положительном опыте  их совместной работы.

Роль учителя в организации проектной деятельности огромна:  от его умения  создавать условия для развития творческого мышления учащихся, готовности расширять их познавательные интересы, умения пробудить потребность в самообразовании до  желания учащихся самореализовать  себя, свой творческий потенциал  в процессе практического применения знаний.

В проектной деятельности  важно, на мой взгляд, чтобы учитель в первую очередь был примером для своих учеников, вёл их к успеху, показывая, что, как и в какой последовательности нужно делать, чтобы задуманное воплотилось в жизнь, чтобы созданная команда помогла каждому выразить себя и найти своё место в общем деле, чтобы каждый смог пережить радость успеха и признания.  Учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен, на мой взгляд, обладать следующими личностными качествами: большим творческим потенциалом, авторитетом, высоким уровнем внутренней культуры, богатым воображение, фантазией, трудолюбием и оптимизмом.

Проектная деятельность требует от учителя создания, прежде всего, условий для расширения познавательных интересов учащихся, поэтому я с учениками изучаю не только современные технологии и техники декоративно-прикладного творчества, но и обращаюсь к уже забытым технологиям. Так, прошлый  учебный год мы посвятили  освоению техники  фильцевания (сухое войлоковаляние), а в этом году изучили технику декорирования изделий - «декупаж», а также технику живописи шерстью и шитье грунтованной игрушки.

Для меня важен и тот факт, что введение проектного метода в урочную деятельность дает детям дополнительную возможность исследовать, придумывать, испытывать изготовленные изделия и оценивать полученные результаты своей работы в реальных ситуациях. А начинается эта кропотливая и интересная работа с внеурочной деятельности:  так, например, у учеников  5-7-х классов с самого начала учебного года есть возможность выбрать понравившееся направление своего творческого развития в рамках программы «Сотвори чудо своими руками».

Впоследствии эта работа перерастает в целенаправленную деятельность в кружках дополнительного образования, где «работает»  большой театр моды «Образ»  как одно из подразделений  ОДОД Планета «Успех». Здесь уже перед воспитанниками  ставятся задачи более сложные и конкретные (изготовление платьев, сценических костюмов для танцев и др.) Не имея возможности в полной мере раскрыть творческие способности на уроках, мы  компенсируем  этот пробел внеурочной деятельностью. Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность и дополнительное образование происходит через мастер-классы по декоративно-прикладному искусству. Ценно, что ребёнок, научившись сам, охотно передает свой опыт друзьям, одноклассникам и младшим школьникам, и при этом получает полезные навыки выступления на различных сценических площадках и опыт раскованного, непринуждённого, живого общения, что  соответствует современным требованиям, предъявляемым  к преподаванию всех школьных предметов.

Разрабатывая проект, мы привлекаем к работе и активно сотрудничаем с учителями-предметниками, с педагогами-организаторами  и педагогами дополнительного образования.

 Чтобы вывести ребенка на интересный проект, я на уроках использую технологию педагогических мастерских, метод нелогичных связей и метод мозговой атаки. Это позволяет разнообразить деятельность учащихся, развить их креативные способности, рассмотреть любую проблему с интересом, отыскать ассоциативные комбинации для воплощения задуманного.

В своей работе я использую разные по продолжительности проекты: мини-проекты, средней продолжительности и долгосрочные. Интересно, что  для проектной деятельности подходят любые разделы предмета технологии: кулинария, рукоделие, конструирование и моделирование (вечерний костюм, платье для выпускного бала, нестандартное решение стандартных вещей, целый мир из лоскутка и. д.)

Презентация и защита проектов может проходить в разных формах: можно продемонстрировать видеофильм, показать танец, провести экскурсию, подготовить научный доклад, организовать  игру,  выступить на пресс-конференции,  принять участие в спектакле,  создать мультимедийный продукт. Главное, чтобы в  процессе защиты учащимися приобретался опыт раскрепощенного, живого общения, формировалось умение собирать и отбирать нужный материал для яркого представления своей работы,  накапливался опыт публичных выступлений в незнакомой обстановке, совершенствовались навыки речевой культуры.

В заключение хочу отметить, что мой опыт широко представлен и используется  как  в нашем районе, так и на других педагогических площадках города (семинарах АППО, научно-практических конференциях, мастер-классах,  консультациях, Днях методического мастерства, Днях специалиста). Результативность своей работ я вижу в участии в олимпиадах и выставках различного уровня. Уверена, что впереди будет тот, кто инициирует, провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Но надо помнить, что этот вызов ещё оказывается и вызовом, брошенным самому себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство работы со способностями учащихся.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языков программирования но и основ компьютерной технологии, но и владение большим объемом разнообразных...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Метод проектов. Из опыта работы.

Методическое пособие по организации проектной деятельности на уроках информатики....

метод проекта в моей практике

использование метода проектов при изучении английского языка...

метод проекта в моей практике

использование метода проектов при изучении английского языка...

Использование методов учебного проекта в моей работе.

Данный материал содержит презентацию к моему выступлению на семинаре по теме " Использование методов учебного проекта в моей работе"....