Метод проектов. Из опыта работы.
методическая разработка (информатика и икт) по теме

Плотникова Галина Александровна

Методическое пособие по организации проектной деятельности на уроках информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_metod_proektov_plotnikovoy_g.a.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»

Кафедра математики  и информационных технологий

Метод проектов в преподавании информатики

 (из опыта работы)

Автор – составитель
Плотникова Г.А., учитель информатики

г. Пермь, 2009

Оглавление

Обоснование использования метода проектов как универсального при формировании ключевых компетентностей        

Использование метода проектов при формировании компетентности разрешения проблем (самоменеджмента)        

Использование метода проектов при формировании коммуникативной компетентности        

Использование метода проектов при формировании информационной компетентности        

Описание технологии проектной деятельности        

Виды проектов        

Описание технологии        

Результаты использования проектной деятельности в уроке        

Использование метода проектов во внеурочной работе        


Обоснование использования метода проектов как универсального при формировании ключевых компетентностей

К использованию в работе методов творческой групповой работы и метода проектов я пришла, преподавая на курсах обучения педагогов по программе «Информационные технологии в деятельности учителя – предметника» в 2004 году. Я отметила, что слушатели курсов, успешно осваивали материал потому, что четко осознавали и видели, для чего эти знания, умения и навыки им нужны.  А мои ученики, имея неплохие оценки по информатике и технологии

  1. не всегда могли применить свои знания и умения на других предметах или в реальных жизненных ситуациях,
  1.  испытывали трудности в информационном моделировании,
  2.  не всегда могли интерпретировать количественные характеристики в виде таблиц, диаграмм, графиков или не всегда видели связи между этими формами представления информации,
  3. не всегда могли интерпретировать качественные характеристики диаграмм и графиков.

Анализируя полученное противоречие, я поняла, что большое внимание следует уделять:

  1. мотивации изучаемого материала (ученик должен четко видеть и представлять цель);
  2. вопросам формирования тезауруса (чтоб понимать друг друга и говорить на одном языке – языке учебного предмета);
  3. выработке четких и конкретных критериев оценивания проделанной работе (ученик должен осознавать и представлять оценочный результат своей деятельности);
  4. рефлексии учебных достижений (каждый сравнивает себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видит свои успехи или поражения).

Все это позволяет учитывать метод групповых творческих проектов, и достигать стабильно хороших результатов работы.

Ученики знают, что по окончании темы будут готовить групповой творческий проект. Допуском к работе над проектом является сдача итоговой зачетной работы, которая имеет две составляющие:

  1. проверка теоретических знаний (тест или проверочная контрольная работа в бумажном варианте или в электронной тестовой оболочке);
  2. проверочная практическая работа (проверяется сформированность умений по данному изученному модулю курса).

Таким образом, рождается желание хорошо сдать зачетную работу по теме. Сам факт подготовки группового проекта уже является достаточной мотивацией для успешной деятельности на уроках информатики.

Проект предполагает групповую работу. Чтоб получить хороший результат, ученики, работающие в одной группе, должны идеально понимать друг друга. Т.е., возвращаемся к вопросам тезауруса. Ученики чувствуют потребность в усвоении, казалось бы «ненужного и скучного» теоретического материала.

При оформлении проекта и подготовке его к защите, ученики получают критерии оценивания своей работы. В критериях предусмотрен количественный подсчет баллов за проделанную работу. Определенное количество баллов соответствует определенной оценке – «3», «4» или «5». Таким образом, получается, что сам ученик формирует свою оценку за проделанную работу. Более того, он видит и осознает, что оценка может быть им скорректирована, если он доработает свой проект.

Считаю, что стабильные результаты и позитивная динамика по информатике обусловлена ещё и тем, что оценочные данные представлены в электронном журнале, доступ к которому открыт для учеников. Данный журнал создан в среде электронных таблиц и помогает отслеживать динамику каждого ученика и каждому ученику. Улучшение показателя в рейтинге становится ещё одним стимулом для роста средней оценки по предмету.

Фрагмент электронного журнала показывает удобства его использования «на результат»:

Диаграмма рейтинга учащихся (по данным журнала 2006-2007 учебного года):

Такая открытость данных служит стимулом для учащихся повысить свою среднюю оценку по предмету. Работа же с электронным журналом позволяет отслеживать достижения учеников на протяжении нескольких лет обучения.

Все вышеизложенное ведет к взаимопониманию учеников и учителя, общению на языке учебного предмета на общие, интересные обеим сторонам, темы. Следствием этого является и то, что растет количество учеников, выбирающих информатику для прохождения итоговой аттестации.

Задания, предлагаемые учителем при реализации метода групповых творческих проектов, и проектная деятельность развивает все три ключевые компетентности (сайт Лаборатории модернизации образовательных ресурсов WWW.MEGA.EDUCAT.SAMARA.RU):

  1. Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент)
  2. Коммуникативную компетентность
  3. Информационную компетентность.

Использование метода проектов при формировании компетентности разрешения проблем (самоменеджмента)

Согласно материалам, представленным на сайтах Лаборатории модернизации образовательных ресурсов (WWW.MEGA.EDUCAT.SAMARA.RU) или на страницах www.letopisi.ru на странице сетевых сообществ проекта ИСО, сформированность компетентности разрешения проблем можно рассматривать как сочетание следующих аспектов:

  1. идентификация (определение) проблемы;
  2. целеполагание и планирование деятельности;
  3. применение технологий;
  4. оценка деятельности;
  5. оценка продукта (результата) деятельности;
  6. оценка собственного продвижения (рефлексия).

Сформированность всех эти аспектов в той или иной мере  позволяет оценить метод групповых творческих проектов. Т.к. ученик в этой позиции (или группа) сам определяет и формулирует проблему, ставит цель на основе анализа альтернативных способов решения проблемы, выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных и составляет план деятельности, проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи.

Осознание своей деятельности обязательно, что понятно из общения с учениками в процессе работы над проектом, т.к. ученик (или группа) обоснованно предлагает (или отвергает) внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля, -предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели, аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности. Таким образом, данный метод позволяет осознанно осваивать предмет информатики и успешно применять полученные умения в жизненных ситуациях при разрешении проблем. Это способствует тому, что учащиеся успешно справлялись с тестовыми заданиями, проверяющими их информационную компетентность. Данное тестирование по ИКТ-компетентности проводилось в режиме прямого доступа к сети Интернет независимыми экспертами в апреле 2006 года на базе ММЦ № 59426 среди учащихся 9–х классов.

Учебный год

Успеваемость

Качество

2005-2006

100%

100%

Использование метода проектов при формировании коммуникативной компетентности

При работе над проектами проверяется сформированность следующих аспектов  коммуникативной компетентности:

  1. Письменная коммуникация;
  2. Публичное выступление;
  3. Диалог
  4. Продуктивная групповая коммуникация.

Конечно, работа над созданием групповых творческих проектов способствует в большей степени развитию и проверке продуктивной групповой коммуникации. Учащиеся в данном случае успешно используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик при выполнении задания, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов. Они могут назвать области совпадения и расхождения позиций, стараются выявлять суть разногласий, дать сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы. Таким образом, ученики выполняют действия в соответствии с заданием для групповой работы.

В случае, когда проект выходит за рамки урока информатики, вызывает интерес содержательная часть проекта, проект «перерастает» в проектно-исследовательскую или учебно-исследовательскую работу, и работу над проектом продолжает, как правило,  один ученик. Так, проект по теме «Язык гипертекстовой разметки HTML» «История развития черной металлургии Пермского края» (автор: Нелюбина Ксения, Пермякова Екатерина, 10 класс) перерос в электронное учебное пособие по географии; проект …

В этом случае, выступая на конференции с защитой своего проекта, реализуется и формирование и других аспектов коммуникативной компетентности. Ученик при подготовке индивидуальной защиты представляет результаты в письменном виде, определяет содержание и жанр выступления на конференции в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией.

Сформированность коммуникативной компетенции наглядно подтверждается тем, что выпускники школы успешно продолжают обучение в других учебных заведениях.  

Использование метода проектов при формировании информационной компетентности

Задание выполнить проект по определенной теме ведет к тому, что проверяются и развиваются следующие аспекты деятельности учеников:

  1. планирование информационного поиска;
  2. извлечение первичной информации;
  3. извлечение вторичной информации;
  4. первичная обработка информации;
  5. первичная обработка информации;
  6. обработка информации.

Группа (или ученик) планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности, затем самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска. Ученик обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности сначала для группы, а затем при защите – для слушателей. Он самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из источника различного типа,  извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы. При представлении результатов работы - систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры. При выполнении заданий проектной деятельности часто возникает ситуация, когда ученик (группа) самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации; делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Таким образом, проектная деятельность развивает самостоятельность мышления учащегося. Ученик учится работать с различного вида информацией и представлять результаты своего труда в уместной, оптимальной форме. Рост умений работать с информацией ведет к тому, что растет количество учеников, вовлеченных в проектную деятельность.

 

Описание технологии проектной деятельности

Виды проектов

Проектная деятельность, обеспечивающая формирование информационно-коммуникационной компетентности, представлена в нескольких вариантах.

Классификация проектов по времени работы:

  1. краткосрочные (в рамках 1 – 2 уроков). Это небольшие по продолжительности предметные проекты, выполняемые малыми группами или отдельными учениками. Например, творческая работа "Человек и компьютер" (3-4 класс) по теме «Архитектура компьютера»: нарисуйте схему внутреннего устройства компьютера на основании сравнения человека и компьютера, творческая работа "Слайд-шоу" (7 класс) по теме «Компьютерная графика»: создайте презентацию о жизни в нашей школе;
  2. итоговые при изучении темы. Работа над проектом рассчитана на цикл уроков. Например, проект «Газета» для параллели 7-х классов - после изучения темы «Текстовая информация и компьютер»; итоговые проекты после изучения темы «Компьютерное математическое моделирование» (в среде электронных таблиц) - «Резонанс в электрической цепи», «Построение модели для расчета числа рыб в пруду», «Математический маятник», «Расчет случайного движения точки», «Исследование графиков математических функций», «Тесты по истории» и др. Проекты, созданные после изучения СУБД – программы MS Access - «База данных 11 «В» класса», «Жидкие зоологические экспонаты», «База данных итоговых контрольных работ по математике», «Музей истории династии Каменских» и др.
  3. долгосрочные с выходом на учебно-исследовательские конкурсные работы. Например, проект, созданный как итоговый при изучении темы «Язык гипертекстовой разметки текста HTML» «География Пермской области» (Плотников Дмитрий, 2006 – 07 гг.) и представленных на конкурс цифровых образовательных ресурсов по географии (призовое место).

По отбору содержания:

  1. проекты, использующие содержание одной учебной дисциплины (физики, математики, истории, информатики и т.п.). Например, созданный электронный учебник «Измерение информации», содержащий текстовый и графический материал по данной теме и проверочные тесты, созданный после изучения темы «Язык гипертекстовой разметки текста HTML», проект «Семь чудес света» по истории, созданный с помощью технологии HTML, электронное учебное пособие по биологии, созданное с помощью программы MS Power Point – «Селекция кроликов» (биология), «Япония» (география), «Ф.М.Достоевский» по литературе, проект «Проведение сечений в правильных многогранниках» Ситникова Гавриила (Муниципальный тур конкурса учебно-исследовательских работ, 2 место, секция: информатика), созданный в технологии HTML и другие.
  2. интегрированные (физика + математика, литература + история, биология + литература и т.п.). Например, проект Глуховой Дарьи «А.С. Пушкин. Родословная с точки зрения генетики» (Муниципальный тур конкурса исследовательских работ 2005-06 уч.г., секция биология, призер), проект «За гранями возможного» о загадочных явлениях, созданный также в технологии HTML.

По используемой технологии создания:

  1. проекты в рамках изучения определенной программы (например, проект «Открытка» для учащихся начальной школы, созданный в Paint);
  2. проекты, для создания и представления которых используется несколько программ (например, MS Power Point + графические редакторы, HTML + графические редакторы и т.п.). Это проекты, реализуемые чаще всего в среде СУБД, где для размещения графической информации необходимо её преобразовывать и редактировать  и проекты по сайтостроению, где предполагается использование различных программ для оптимизации графики. Например: проект «СаГа» о военном деле древнего Рима по истории, содержащий очень большой объем графического материала, проект «Динозавры» (биология + естествознание), проект «Гидросфера» по географии, проект «Чурлёнис» по МХК.

Проекты, использующие содержательный материал другого учебного предмета, чаще всего представляются на муниципальных и региональных конкурсах учебно-исследовательских работ, но уже не в рамках предмета «информатика», где занимают призовые места. Жаль, но указывать двух преподавателей руководителями проектной работы экономически не выгодно для ученика.


Описание технологии

1 этап. Организационный.  

На этом этапе учитель предлагает создать проект после изучения модуля по информатике. Примерные темы и проекты прошлых лет в качестве примера демонстрируются ученикам. Обговаривается процедура работы над проектом.

Это этап выбора темы проекта, определения групп, распределения обязанностей в группе.

2 этап. Работа над проектом.

Работа над проектом заключается в следующем:

- поиск материала (содержания проекта). Ученики имеют возможность нахождения материала для проекта в школьной библиотеке, в сети Интернет, могут использовать ресурсы материалов учителей – предметников школы.

- обработка материала. Ученики на этом этапе отбирают излишнюю информацию, представляют полученные в процессе поиска данные в различной информационной форме. Анализируют содержательную сторону проекта.

- оформление результатов.

- самооценка и взаимооценка проекта. На этом этапе учащиеся знакомятся с критериями оценки работ. Выполняют качественную оценку работ и переводят эту оценку в обычный школьный балл.

Предлагаю ниже примеры критериев оценивания проектов:

Критерии оценивания работ по теме
«Электронные вычисления на компьютере. Программа MS Exсel»

Критерии оценок

1. Правильный и полный набор данных для интерпретации выводов исследования – 2 балла

2. Рациональное размещение данных в табличной форме – 1 балл.

Максимальное использование возможностей программы для оформления данных и выполнения расчетов:
использование в ячейках данных различного типа:
3. . текст – 0,5 балла
4. число – о,5 балла
5. формула – 1 балл
при выполнении расчетов:
6. использование относительной адресации – 1 балл
7. использование абсолютного адреса – 2 балла
8. использование «простых» функций (Сумм; СрЗнач; Макс; …) – 2 балла
9. использование «сложных» функций (условная функция Если, СчетЕсли; …) – 5 баллов

10. Правильность приводимых вычислений – 5 баллов.

Оформление табличных данных должно соответствовать правилам оформления таблиц:

11. Наличие правильно размещенного заголовка таблиц (посредине, с большой буквы, без точки) – 1 балл

12. Наличие правильно оформленных заголовков столбцов  (посредине, без точки) – 1 балла

13. Наличие границ таблиц – 1 балл

14. Использование заливки ячеек таблицы для выделения важной информации – 1 балл

15. Единообразно оформленные данные в столбцах (цвет, размер, выравнивание) таблиц – 1 балл

16. Использование в заголовках различного направления текста – 2 балла

17. Использование в ячейках оформление текста более, чем в одну строку – 2 балла

Представленные графики и диаграммы должны наглядно иллюстрировать приводимые и вычисляемые данные:

18. Наличие заголовков графиков/диаграмм – 1 балл

19. Точные подписи данных – 1 балл

20. Совпадение значения нуля по осям – 1 балл

21. Обоснованное сохранение легенды –  1 балл

22. Редактирование оформления, предложенного Мастером диаграмм – 2 балла

Оценка обязательно снижается за:

  1. Точку в заголовке (длинных заголовков быть не должно) – 2 балла.
  2. Наличие неверных переносов в заголовках столбцов – за каждый перенос - 1 балл
  3. Неверное употребление пробелов со знаками  препинания.- 0, 5 балла
  4. Другие грамматические и синтаксические ошибки – за каждую ошибку – 2 балла.

Оценка выставляется за набранные баллы:

30 – 35 баллов – «5»

26 – 29 баллов – «4»

15 – 25 баллов – «3»

Требования к оценке работ по теме «Текстовый редактор Word. Газета»

(для 7 класса)

Критерии оценок

Каждый проект оценивается по формуле:   B = B1 + B2 + B3 + B4 + В5

Здесь Bi – оценки по следующим категориям:

B1 – обоснованность темы и оптимальный подбор материала (от 0 до 10 баллов)

B2 –  содержание (от 0 до 5 баллов)

B3 – дизайн (от 0 до 10 баллов)

B4 – грамматика (от 0 до 5 баллов)

В5 – описание (0 – 3 балла)

Обоснованность темы и материала

Баллы выставляются за:

  1. Соответствие темы проекта общему направлению «Вести из 7 класса»- 1 балл.
  2. Обоснованный отбор материала для выбранной темы – 2 балла.
  3. Соответствие формы подачи материала заявленной теме (интервью, репортаж, очерк, эссе, …) – 1 балл.
  4. Обоснованность отбора графического материала – 2 балла.
  5. Использование фотоматериалов – 2 балла.
  6. Использование техники коллажа, фотоколлажа и тп. – 1 балл.
  7. Максимальное использование возможностей текстового редактора для представления текстового материала: задание параметров страниц, наличие списков, таблиц, колонок, … - по 0,5 балла за каждую использованную возможность оформления.

дизайн

Оценка обязательно снижается за:

  1. Отсутствие заголовка – 0,1.
  2. Фон, заданный картинкой, на котором текст плохо читается  – 0,5.
  3. Цветовая палитра, утомляющая глаз – 0,5.
  4. Слишком большое число цветов – 0,1.
  5. Обилие декоративных элементов не несущих функциональной нагрузки – 0,1.
  6. Отсутствие выравнивания – 0,5.
  7. Отсутствие единого стиля оформления страниц – 0,1.
  8. Слишком большие массивы выделений – 0,1.
  9. Движущиеся и мерцающие надписи – 0,5.
  10. Очень большие абзацы – 0,1.
  11. Другие погрешности – от 0,1 до  1,0.

содержание

В работе  обязательно отсутствует:

  1. Ненормативная лексика.
  2. Высказывания, призывающие к насилию.
  3. Высказывания, оскорбляющие честь и достоинство.

Оценка обязательно снижается за:

  1. Содержание не соответствует заявленной в заголовке или подзаголовке теме – 0,5.
  2. Неудачная структура – 0,5.
  3. Погрешности стиля – 0,5.
  4. Неудачный подбор материала – 0,5.
  5. Авторский материал без ссылок на автора – 1.
  1. Другие ошибки – от 0,1 до  1,0.

грамматика

Оценка обязательно снижается за:

  1. Точку в коротком заголовке (длинных заголовков быть не должно) – 1.
  2. Неверное употребление пробелов со знаками  препинания. Отсутствие пробела после знака препинания– 1.
  3. Другие грамматические ошибки – от 0,1 до  1,0.

3 этап.  Защита проекта.

Защита проектов проводится по следующей памятке:

Защита проектов

Время выступления: не более 7 мин. Ответы на вопросы: 3-5 мин.

Защита

  1. Вступление
  1. Обоснование темы проекта: почему выбрана эта тема, чем она интересна для вас, почему она должна быть интересна другим.
  2. доля участия каждого в создании проекта.
  1. Основная часть
  1. Представление проекта (отбор материала, стиль, дизайн, … ).
  1. Заключение
  1. Что дало участие в создании проекта?
  2. Отношение к перекрестной проверке (увидели ли свои недочеты, согласны ли с замечаниями).
  3. Что хотелось бы исправить и  можете ли вы это сейчас?


Результаты использования проектной деятельности в уроке

Внедрение проектных форм работы влияет на:

- повышение интереса к предмету;

- формирование умения работать в команде;

- умение представлять и защищать результат своего труда;

- формирование адекватной самооценки;

- умение планировать свою деятельность;

- переход к «субъект»-«субъектным» отношениям. Ученик сам «формирует» оценку своего труда, оценивает себя и других.

- меняются организационные формы учебного процесса;

- изменение форм и методов оценивания;

- формирование способности работать с информационными источниками, навыков работы в группе, умений спланировать деятельность по достижению результата, представить результаты своей деятельности.

При организации проектной деятельности, особенно, если осуществляется она впервые  в данном классе, встречаются следующие трудности: ученики не могут самостоятельно организовать и спланировать свою деятельность и тогда это выполняет учитель. Поурочное планирование выглядит следующим образом:

№ урока

Тема

Домашнее задание

….

Работа над проектом по теме «Табличные вычисления на компьютере». Выбор темы проекта и задание структуры.

Уточнение темы проекта, выбор учителя-предметника в качестве консультанта, подбор материала к поекту.

24

Работа над проектом. Поиск и отбор материала. Ввод данных.

Ввод данных в ЭТ

25

Работа над проектом. Представление данных в среде ЭТ. Выполнение расчетов.

Проверка правильности выполняемых расчетов.

26

Работа над проектом. Построение диаграмм и графиков.

Редактирование полученных диаграмм  и графиков.

27

Работа над проектом. Оформление проекта.

Оформление проекта.

28

Работа над проектом. Самооценка проекта. Подготовка к защите.

Подготовка к защите проекта.

30

Защита проекта.


Использование метода проектов во внеурочной работе

- в учебно-исследовательской работе;

Растет число учащихся, вовлеченных в проектную деятельность.

Учебный год

Количество

творческих проектов

Процент от всего количества учеников

Прирост по сравнению с предыдущим годом

2004-2005

21

16%

5%

2005-2006

30

21%

5%

2006-2007

39

68%

47%

- в работе спецкурсов по информатике

Наиболее наглядные результаты достигаются при проведении спецкурса «Электронные презентации» для 5 – 6 класса. Планирование спецкурса я составила таким образом, что в результате обучения учащиеся должны получить следующие продукты: презентацию, рассказывающую о себе, своей семье или о классе, электронный учебник по истории, слайд – шоу. Эти материалы демонстрируются на родительских собраниях в качестве показа достижений учащихся. Это ведет к тому, что растет число учащихся, посещающих спецкурсы по информатике.

Учебный год

Процент посещающих спецкурсы по информатике от числа обучающихся

2004-2005

27%

2005-2006

38%

2006-2007

56%

- для проведения классных часов

Материалы, разработанные на уроках информатики, предлагаются для использования в работе учителям школа и района, города. Так, проект «Электронный журнал 5 «Б» класса», созданный ученицами Соколовой Полиной и Романовой Еленой два года назад по просьбе классного руководителя,  и продолженный уже им, используется и сегодня. Данный журнал содержит индивидуальные страницы для отслеживания результатов учеников класса.

Материалы, разработанными учениками на уроках информатики, я представляю и на курсах повышения квалификации преподавателям других учебных дисциплин уже с 2005 года. До 2005 года проекты предлагала только ученикам выпускных классов как итоговые по отдельным темам курса информатики.

В качестве познавательного материала для проведения классных часов я сама использую и предлагаю другим классным руководителям следующие проекты:

1. Нераскрытые тайны и удивительные открытия

2. За гранями возможного

3. Футбол

4. О СМИ

5. Учись учиться

6. Любимые сериалы

7. Экстремальные виды спорта

8. Паркур

9. Вся правда о табакокурении

- для проведения родительских собраний

Электронные классные журналы, презентации, созданные учениками на уроках и спецкурсах, успешно используются при подготовке и проведении родительских собраний, о чем было описано выше.

В заключении хочется ещё раз обратить внимание на то, что формирование информационно-коммуникационной компетентности на уроках информатики и во внеурочной деятельности с помощью метода проектов проходит следующие ступени развития:

• достижение элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном уровне формируются первоначальные знания, поведенческие качества личности;

• достижение общего образования - ребенок приобретает необходимые знания об окружающем мире и овладевает общими способами деятельности;

• формирование значимых для обучающегося качеств, позволяющих реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности;

• овладение культурой, когда человек не только осознает материальные и духовные ценности, но и способен адекватно оценить свое личное участие в развитие общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс, как собственного социума, так и цивилизации в целом;

• формирование индивидуального менталитета личности - тех устойчивых глубинных оснований мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, придающие личности свойство уникальной неповторимости, открытости для обогащения собственных духовных ценностей и способностью к реализации.

Таким образом, знаниевая ориентация школы сменяется компенентностно-ориентированным образованием, нацеленным на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.д.) и внешние (информационные, человеческие, материальные и др.) ресурсы для достижения поставленной цели.

Итоги работы были представлены в рамках проекта ИСО на региональном семинаре «Современные образовательные технологии» в феврале 2008 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")

Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...

Активные методы обучения (из опыта работы).

Активные приемы выполнения домашнего задания позволяют опросить всех учащихся за короткое время. Работая в группе, обучающиеся закрепляют, углубляют свои знания....

Метод проектов. Из опыта работы.

  “Вместе учиться   не только легче и интереснее,  но и значительно эффективне "   Е. С. Полат...

Активные формы и методы контроля образовательных достижений обучающихся. Метод «ПИЛА». (Из опыта работы)

Активные формы и методы контроля образовательных достижений обучающихся.Метод «ПИЛА».(Из опыта работы)...

Метод проектов (из опыта работы в системе СПО)

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться ...