Главные вкладки

    Учебно-методический материал по теме:
    Активные методы обучения (из опыта работы).

    Активные приемы выполнения домашнего задания позволяют опросить всех учащихся за короткое время. Работая в группе, обучающиеся закрепляют, углубляют свои знания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Активные методы обучения

    (выступление на семинаре)

                                                                           1.Введение

                         Принципиальные изменения, произошедшие  в экономике  и   обществе   за   последние   двадцать  лет,  вызвали   необходимость приведение российского образования в соответствие новым реалиям.

    Созрело    понимание  определяющей  роли  образования  в  развитии

    всех   составляющих   нашей   жизни,   государством   стало   уделяться повышенное  внимание  к  проблемам  его  качества и  эффективности.

    Национальный  проект  по  образованию,  новые  ФГОС,   проводимые реформы   направлены  на  модернизацию  российского  образования.

     В результате   образование   должно   стать   стратегической областью, обеспечивающей инновационное развитие экономики и конкурентно-

    способность страны.

                        Для  достижения поставленных целей необходимо усовер –шенствовать   формы  организации образовательного процесса,  внед-рить   новые   технологии и  методы  обучения,   принципиально изме-нить  позицию  педагога и обучающегося, значительно  повысить    по-знавательную   мотивацию школьников.   Новые ФГОСы чётко опреде-лили  приоритеты  общего  среднего образования, определив  главны-ми  задачами школы духовно-нравственное развитие овладение  клю-чевыми   компетентностями  и  формирование  УУД.   Важнейшим   ус-ловием   полноценной  реализации  данной стратегии  является  изме-нение  позиции  обучающегося.  Переход   обучающегося  из   позиции  пассивного объекта, послушно выполняющего  задания  по  запомина-нию  и  воспроизведению  информации, на  позицию активного,  твор-ческого,   целеустремлённого   самообучающегося  субъекта –    краеу-

    гольный   камень  успешного  осуществления  модернизации    школы. Для реализации  новой  стратегии требуются новые   образовательные технологии и методы. Технология активных  методов  обучения  даёт педагогу инструменты, которые  позволяют реально  менять ситуацию в школе.

                                                                       -1-

                                                 II.Что такое технология АМО?

                 К  активным  методам обучения  относятся  различные формы организации  обучения, такие,  как  интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обуче-ние, обучающие игры, а также отдельные приёмы, решающие   конк-ретные задачи. В данной технологии можно выделить две составляю-щих – структуру и содержание.

                По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную  совокупность  АМО,  обеспечивающую  активность и разнообразие  мыслительной и практической  деятельности  обучаю-щихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

                  Образовательная активность входящих в эту систему методов

    строится  на практической  направленности, игровом  действе и  твор-

    ческом  характере обучения,  интерактивности,  разнообразных   ком-муникациях,  диалоге  и  полилоге,  использовании   знаний  и   опыта обучающихся,  групповой форме организации их работы,  вовлечении

    в  процесс всех органов  чувств, деятельностном подходе к  обучению, движении и рефлексии.

                По структуре, в соответствии с технологией, всё образователь-ное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

                 Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.

                 Этапы:

                  -инициация (приветствие, знакомство)

                  -вхождение или погружение в тему (определение целей урока)

                  -Определение ожиданий обучающихся (планирование лично-        

                   стного  смысла  урока и формирование  безопасной  образова-

                   тельной среды)

                  Фаза 2. Работа над темой

                  Этапы:

                  -закрепление изученного материала (обсуждение домашнего

                                                                  -2-

                    задания)

                   -интерактивная  лекция  (передача и  объяснение   педагогом    

                    новой информации)

                   -Проработка содержания темы (групповая работа обучающих-

                    ся над темой урока)

                   Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

                   Этапы:

                   -эмоциональная разрядка (разминки)

                   -подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

                   Для каждого  этапа  урока  используются соответствующие ак-тивные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования урока педагог подбирает методы  с учё-том   специфических   целей   этапа,   всего   урока  и  метапредметных целей.

                      Начиная работать с активными методами, нельзя увлекаться их внешней стороной. Действительно, АМО необычны, все обучающи-еся вовлечены, активно работают, все довольны,  у всех приподнятое настроение. Необходимо хорошо понимать внутреннее содержание и суть АМО.   Внутреннее содержание АМО заключается в создании с их помощью  свободной  творческой  обстановки,  наполнении   каждого действия обучающегося смыслом, пониманием и мотивацией,  вовле-чении  в общую осознанную работу всех участников образовательного поцесса,  придания  этому  процессу  личностной значимости для каж-дого  его  участника, обеспечении  самостоятельности обучающихся  в постановке  целей и определении  путей  их достижения, организации командной работы и построении истинных  субъект-субъектных  отно-шений.

                        Суть  данной  технологии  состоит  в том,  что  обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в образовательный процесс без принуж-

    дения,  по собственной  воле,  причём их  мотивация определяется  не

                                                                   -3-

    страхом  наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью  получить  пятёрку,  а собственным  интересом  к  учебной  дея-тельности  в   такой форме.  Эффективное, насыщенное,  полноценное, качественное  обучение  становится  выбором  самого  обучающегося.

                  Рассмотрим один из приёмов второй фазы   урока с использо-ванием АМО  при  проверке  усвоения  изученного материала.

                      Используя привычную форму проверки усвоения материала,     учитель часто  применяет у с т н ы й     о п р о с.  В  результате  прове- ряются  знания  материала   у    н е с к о л ь к и х   учащихся,   у   них   же   развивается речь и  мышление. О с т а л ь н ы е  ученики  класса   в  это  время  выполняют чаще  п а с с и в н у ю  р о л ь.

                     Эффективная проверка усвоения учебного  материала  с применением АМО даёт  следующие образовательные эффекты:

          1 .Активное  вовлечение  всех учащихся в обсуждение.

         2. Заинтересованное внимание к выступлению одноклассников.

         3. Подробный повторный разбор темы.

         4. Акцентирование внимания на ключевых моментах темы.

         5. Лучшее запоминание и прочное усвоение темы.

         6. Оценка знаний и умений друг друга.

         7. Самооценка.

         8. Развитие командного духа, взаимовыручки, ответственности.

         9. Развитие самостоятельности, лидерских качеств.

        10. Развитие творчества, гибкости и беглости мышления.

        1 1. Развитие высокой мотивации, вызванной необычностью                  

             формы  обучения.

        12. Формирование УУД.

                       Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока
             
     Тема:  Сложение и вычитание именованных чисел    

    1. Подготовительный этап:

                                         -4-

     

    1. Формирование  групп.    Принцип  формирования  зависит  от   

    цели,  которую  ставит учитель на данном этапе урока  (более полное  усвоение  материала;  развитие  лидерских   качеств ; развитие умения работать в команде на единый результат  и т.д. ).  

            2. Распределение ролей.  

            3. Распределение  заданий.  Учитель  заранее  готовит  задания       

                для  каждой  группы.  Все  задания  по изучаемой  теме.  

            II.Выполнение заданий в  группах.

               Задания:

                          Команда синих. (синий маркер)

               1. Выполните действия:

                                 5ч  28мин  –  2ч  16мин                  14мин  16с  +  9мин 48с

               2.Решите задачу: Игорь с папой ушли за грибами в 6ч 40мин,   а  

                   вернулись в 2ч 15мин дня. Сколько времени их не было дома?

                          Команда красных. (красный маркер)

               1. Выполните действия:

                                 3сут. -  1сут.  8ч  57мин                1ч  21мин  +  3ч  25мин

                2. Решите задачу:          Соревнования  по  теннису  закончились

                    в 4ч  10мин   дня.     В    котором    часу   они   начались,     если  

                    длились    5ч 40мин?              

                           Команда зелёных ( Зелёный маркер)

                 1. Выполните действия:

                                                 12мин  23с + 7мин 52с        6ч  42мин – 3ч29мин

                 2. Решите задачу.         Солнце   взошло    в  5ч 45мин    и  зашло        

                     в 18ч 59мин. Какова долгота дня?

                           Команда  фиолетовых  (фиолетовый  маркер)

                                                                  -5-

                  1. Выполните действия:

                                                                         18мин 16с  +  5мин 4с  –  9мин  52с

                  2.Решите задачу:  Солдат встал на пост в 10ч 45мин и простоял

                     на  посту    1ч  30мин.  В  котором  часу его сменили на  посту?

                 

     

           -  Каждая  группа выполняет задания.   

           -  Представитель от каждой группы  объясняет решения.

           -  Экспертами выступают все учащиеся   (кроме  тех,  чья команда      

              представляет свой результат), они задают вопросы, если  (по их        

                                                                       -6-

              мнению)   объяснение  не  достаточно  полное  или     допущена    

              ошибка.  Оценивают  решение  и  выступление.  (Форма  оценок  

              любая).

            - После этого учитель подводит итоги.

                                                                     

                                                           Выводы:

           

                     Использование активных приёмов при   проверке усвоения    

              учебного материала обеспечивает:

    1. Проверку знаний  всех учащихся за короткое время.

    1. Прочное усвоение предметного материала.

    1. Эффективно      содействует  развитию     компетентностей, формированию УУД  и  необходимых качеств личности.

              Используемая литература:

    1.  1. Т.В.Лазарев. Образовательные  технологии новых стандартов.

                                      Петрозаводск. Verso. 2012г.

    1.  2.  Л.Г.Петерсон.   Методические   рекомендации. Математика            

                                     3касс «Ювента» 2011г.

                                                    -7-

                                                                   

                                                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства

    Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  о...

    Технология деятельностного метода обучения (из опыта работы)

    Презентация об использовании деятельностного метода на разных этапах урока....

    «Интерактивные методы обучения: из опыта работы»

    Интерактивные методы обучения позволяют мне, учителю, взаимодействовать  с учениками, а им со мной и с соучениками. Это обучение в сотрудничестве. Теперь за результаты обучения отвечаю не только ...

    Метод проекта как часть деятельностного подхода в обучении (из опыта работы)

    Вашему вниманию представлена технологическая карта проекта   Составление справочника «Старославянская лексика в стихотворениях А.С. Пушкина»Материалы для работы взяты с мультимедийного контента п...

    Рецензирование текста как один из элементов технологии развивающего обучения. Из опыта работы.

    В брощюре обобщен опыт работы по созданию рецензий  на прочитанные художественные произведения....

    ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (из опыта работы)

    Использование на уроках технологии развития критического мышления, как способа организации активного обучения....

    Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

    Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....