Главные вкладки

    Активные методы обучения (из опыта работы).
    учебно-методический материал по теме

    Активные приемы выполнения домашнего задания позволяют опросить всех учащихся за короткое время. Работая в группе, обучающиеся закрепляют, углубляют свои знания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Активные методы обучения

    (выступление на семинаре)

                                                                           1.Введение

                         Принципиальные изменения, произошедшие  в экономике  и   обществе   за   последние   двадцать  лет,  вызвали   необходимость приведение российского образования в соответствие новым реалиям.

    Созрело    понимание  определяющей  роли  образования  в  развитии

    всех   составляющих   нашей   жизни,   государством   стало   уделяться повышенное  внимание  к  проблемам  его  качества и  эффективности.

    Национальный  проект  по  образованию,  новые  ФГОС,   проводимые реформы   направлены  на  модернизацию  российского  образования.

     В результате   образование   должно   стать   стратегической областью, обеспечивающей инновационное развитие экономики и конкурентно-

    способность страны.

                        Для  достижения поставленных целей необходимо усовер –шенствовать   формы  организации образовательного процесса,  внед-рить   новые   технологии и  методы  обучения,   принципиально изме-нить  позицию  педагога и обучающегося, значительно  повысить    по-знавательную   мотивацию школьников.   Новые ФГОСы чётко опреде-лили  приоритеты  общего  среднего образования, определив  главны-ми  задачами школы духовно-нравственное развитие овладение  клю-чевыми   компетентностями  и  формирование  УУД.   Важнейшим   ус-ловием   полноценной  реализации  данной стратегии  является  изме-нение  позиции  обучающегося.  Переход   обучающегося  из   позиции  пассивного объекта, послушно выполняющего  задания  по  запомина-нию  и  воспроизведению  информации, на  позицию активного,  твор-ческого,   целеустремлённого   самообучающегося  субъекта –    краеу-

    гольный   камень  успешного  осуществления  модернизации    школы. Для реализации  новой  стратегии требуются новые   образовательные технологии и методы. Технология активных  методов  обучения  даёт педагогу инструменты, которые  позволяют реально  менять ситуацию в школе.

                                                                       -1-

                                                 II.Что такое технология АМО?

                 К  активным  методам обучения  относятся  различные формы организации  обучения, такие,  как  интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обуче-ние, обучающие игры, а также отдельные приёмы, решающие   конк-ретные задачи. В данной технологии можно выделить две составляю-щих – структуру и содержание.

                По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную  совокупность  АМО,  обеспечивающую  активность и разнообразие  мыслительной и практической  деятельности  обучаю-щихся на протяжении всего образовательного мероприятия.

                  Образовательная активность входящих в эту систему методов

    строится  на практической  направленности, игровом  действе и  твор-

    ческом  характере обучения,  интерактивности,  разнообразных   ком-муникациях,  диалоге  и  полилоге,  использовании   знаний  и   опыта обучающихся,  групповой форме организации их работы,  вовлечении

    в  процесс всех органов  чувств, деятельностном подходе к  обучению, движении и рефлексии.

                По структуре, в соответствии с технологией, всё образователь-ное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

                 Фаза 1. Начало образовательного мероприятия.

                 Этапы:

                  -инициация (приветствие, знакомство)

                  -вхождение или погружение в тему (определение целей урока)

                  -Определение ожиданий обучающихся (планирование лично-        

                   стного  смысла  урока и формирование  безопасной  образова-

                   тельной среды)

                  Фаза 2. Работа над темой

                  Этапы:

                  -закрепление изученного материала (обсуждение домашнего

                                                                  -2-

                    задания)

                   -интерактивная  лекция  (передача и  объяснение   педагогом    

                    новой информации)

                   -Проработка содержания темы (групповая работа обучающих-

                    ся над темой урока)

                   Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

                   Этапы:

                   -эмоциональная разрядка (разминки)

                   -подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

                   Для каждого  этапа  урока  используются соответствующие ак-тивные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования урока педагог подбирает методы  с учё-том   специфических   целей   этапа,   всего   урока  и  метапредметных целей.

                      Начиная работать с активными методами, нельзя увлекаться их внешней стороной. Действительно, АМО необычны, все обучающи-еся вовлечены, активно работают, все довольны,  у всех приподнятое настроение. Необходимо хорошо понимать внутреннее содержание и суть АМО.   Внутреннее содержание АМО заключается в создании с их помощью  свободной  творческой  обстановки,  наполнении   каждого действия обучающегося смыслом, пониманием и мотивацией,  вовле-чении  в общую осознанную работу всех участников образовательного поцесса,  придания  этому  процессу  личностной значимости для каж-дого  его  участника, обеспечении  самостоятельности обучающихся  в постановке  целей и определении  путей  их достижения, организации командной работы и построении истинных  субъект-субъектных  отно-шений.

                        Суть  данной  технологии  состоит  в том,  что  обучающиеся, благодаря АМО, вовлекаются в образовательный процесс без принуж-

    дения,  по собственной  воле,  причём их  мотивация определяется  не

                                                                   -3-

    страхом  наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью  получить  пятёрку,  а собственным  интересом  к  учебной  дея-тельности  в   такой форме.  Эффективное, насыщенное,  полноценное, качественное  обучение  становится  выбором  самого  обучающегося.

                  Рассмотрим один из приёмов второй фазы   урока с использо-ванием АМО  при  проверке  усвоения  изученного материала.

                      Используя привычную форму проверки усвоения материала,     учитель часто  применяет у с т н ы й     о п р о с.  В  результате  прове- ряются  знания  материала   у    н е с к о л ь к и х   учащихся,   у   них   же   развивается речь и  мышление. О с т а л ь н ы е  ученики  класса   в  это  время  выполняют чаще  п а с с и в н у ю  р о л ь.

                     Эффективная проверка усвоения учебного  материала  с применением АМО даёт  следующие образовательные эффекты:

          1 .Активное  вовлечение  всех учащихся в обсуждение.

         2. Заинтересованное внимание к выступлению одноклассников.

         3. Подробный повторный разбор темы.

         4. Акцентирование внимания на ключевых моментах темы.

         5. Лучшее запоминание и прочное усвоение темы.

         6. Оценка знаний и умений друг друга.

         7. Самооценка.

         8. Развитие командного духа, взаимовыручки, ответственности.

         9. Развитие самостоятельности, лидерских качеств.

        10. Развитие творчества, гибкости и беглости мышления.

        1 1. Развитие высокой мотивации, вызванной необычностью                  

             формы  обучения.

        12. Формирование УУД.

                       Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока
             
     Тема:  Сложение и вычитание именованных чисел    

    1. Подготовительный этап:

                                         -4-

     

    1. Формирование  групп.    Принцип  формирования  зависит  от   

    цели,  которую  ставит учитель на данном этапе урока  (более полное  усвоение  материала;  развитие  лидерских   качеств ; развитие умения работать в команде на единый результат  и т.д. ).  

            2. Распределение ролей.  

            3. Распределение  заданий.  Учитель  заранее  готовит  задания       

                для  каждой  группы.  Все  задания  по изучаемой  теме.  

            II.Выполнение заданий в  группах.

               Задания:

                          Команда синих. (синий маркер)

               1. Выполните действия:

                                 5ч  28мин  –  2ч  16мин                  14мин  16с  +  9мин 48с

               2.Решите задачу: Игорь с папой ушли за грибами в 6ч 40мин,   а  

                   вернулись в 2ч 15мин дня. Сколько времени их не было дома?

                          Команда красных. (красный маркер)

               1. Выполните действия:

                                 3сут. -  1сут.  8ч  57мин                1ч  21мин  +  3ч  25мин

                2. Решите задачу:          Соревнования  по  теннису  закончились

                    в 4ч  10мин   дня.     В    котором    часу   они   начались,     если  

                    длились    5ч 40мин?              

                           Команда зелёных ( Зелёный маркер)

                 1. Выполните действия:

                                                 12мин  23с + 7мин 52с        6ч  42мин – 3ч29мин

                 2. Решите задачу.         Солнце   взошло    в  5ч 45мин    и  зашло        

                     в 18ч 59мин. Какова долгота дня?

                           Команда  фиолетовых  (фиолетовый  маркер)

                                                                  -5-

                  1. Выполните действия:

                                                                         18мин 16с  +  5мин 4с  –  9мин  52с

                  2.Решите задачу:  Солдат встал на пост в 10ч 45мин и простоял

                     на  посту    1ч  30мин.  В  котором  часу его сменили на  посту?

                 

     

           -  Каждая  группа выполняет задания.   

           -  Представитель от каждой группы  объясняет решения.

           -  Экспертами выступают все учащиеся   (кроме  тех,  чья команда      

              представляет свой результат), они задают вопросы, если  (по их        

                                                                       -6-

              мнению)   объяснение  не  достаточно  полное  или     допущена    

              ошибка.  Оценивают  решение  и  выступление.  (Форма  оценок  

              любая).

            - После этого учитель подводит итоги.

                                                                     

                                                           Выводы:

           

                     Использование активных приёмов при   проверке усвоения    

              учебного материала обеспечивает:

    1. Проверку знаний  всех учащихся за короткое время.

    1. Прочное усвоение предметного материала.

    1. Эффективно      содействует  развитию     компетентностей, формированию УУД  и  необходимых качеств личности.

              Используемая литература:

    1.  1. Т.В.Лазарев. Образовательные  технологии новых стандартов.

                                      Петрозаводск. Verso. 2012г.

    1.  2.  Л.Г.Петерсон.   Методические   рекомендации. Математика            

                                     3касс «Ювента» 2011г.

                                                    -7-

                                                                   

                                                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства

    Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  о...

    Технология деятельностного метода обучения (из опыта работы)

    Презентация об использовании деятельностного метода на разных этапах урока....

    «Интерактивные методы обучения: из опыта работы»

    Интерактивные методы обучения позволяют мне, учителю, взаимодействовать  с учениками, а им со мной и с соучениками. Это обучение в сотрудничестве. Теперь за результаты обучения отвечаю не только ...

    Метод проекта как часть деятельностного подхода в обучении (из опыта работы)

    Вашему вниманию представлена технологическая карта проекта   Составление справочника «Старославянская лексика в стихотворениях А.С. Пушкина»Материалы для работы взяты с мультимедийного контента п...

    ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (из опыта работы)

    Использование на уроках технологии развития критического мышления, как способа организации активного обучения....

    Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

    Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....

    Активные формы и методы контроля образовательных достижений обучающихся. Метод «ПИЛА». (Из опыта работы)

    Активные формы и методы контроля образовательных достижений обучающихся.Метод «ПИЛА».(Из опыта работы)...