Статья: Эфективность использования метода проектов.(обобщение опыта)
статья

Михальчик Галина Петровна

Обощение опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность метода проектных работ на уроках английского языка

                                          (обобщение опыта)

Михальчик Г.П.

"Свои способности человек может узнать только попытавшись применить их на деле ".

Сенека

Как известно, в последнее время методическая литература все чаще стала ориентировать учителя на личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Он стал возможен благодаря процессам гуманизации в образовании. Самой большой ценностью признается свободная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. На что ориентируется учитель в связи с этим?

На необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности, учения, организовать его взаимодействие с другими учениками, придать учебному процессу реальную практическую направленность. Это и побуждает нас обращаться к таким технологиям обучения, как «обучение в сотрудничестве» и «метод проектов».

При личностно-ориентированном подходе и использовании адекватных ему технологий обучения создаются особые отношения между учениками и учителями. Это отношения взаимодействия. Такие же отношения складываются между самими ученикам.

При использовании названных технологий существенное внимание уделяется организации самостоятельной работы учащихся при изучении иностранного языка. Школьники учатся самостоятельно использовать учебники, словари, грамматические, страноведческие материалы и другие справочники, технические средства обучения. Самостоятельная работа над языком влияет на становление личности учащегося, его мотивации, развивает у школьников аккуратность, настойчивость в преодолении трудностей.

Метод проектов, с одной стороны, хорошо вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, позволяет научить учащихся самостоятельно разрабатывать определенные темы программы, учит работать совместно в группе и в паре, анализировать итоги своей работы, и, с другой стороны, позволяет развивать одновременно все основные предметные умения: аудирование, говорение, письмо и чтение.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных умений и навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов - это деятельность школьников, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение

исследовательской или социально значимой проблемы. При этом проект предусматривает сочетание индивидуально-творческой и самостоятельной работы учащихся.

Проект - это работа над выбранной темой, где главными являются содержание и предъявление результатов самостоятельной работы.

Каковы общие характеристики проектной деятельности:

  1. Каждый проект- это результат большой и трудной работы учащихся. Авторы проекта ищут информацию, собирают материалы, рисуют иллюстрации, пишут тексты и т.д.
  2. Проект - творческая деятельность как с точки зрения содержания, так и сточки зрения освоения языка.
  3. Каждый проект обладает большой степенью индивидуальности. Учащиеся в проекте используют свои собственные знания, свой опыт, описывают свою жизнь.
  4. Проектная деятельность - это высоко адаптивная методика. Она может быть использована на любом этапе обучения и в любом возрасте.
  5. Проект дает возможность организовать работу с разноуровневой группой. В то время как группа сильных учащихся работает самостоятельно, учитель получает возможность поработать с теми, кто нуждается в его помощи.

Проектная деятельность включает основные принципы комму ни ко тииного подхода:

*повышение мотивации к изучению иностранного языка *воспитывает положительное отношение к учению * имеет образовательную и воспитательную ценность

1. Мотивация

Такой вид заданий помогает учащимся получить удовольствие от того, что они делают:

     - задания становятся для учащихся личным делом.

- школьники обучаются в самой деятельности (очень важно ведение рабочих папок, где видна каждодневная деятельность каждой группы или ученика).

     - очень важен полученный результат.

2. Положительное отношение к учению

-   у школьников происходит осознание процесса обучения

- воспитывает умение интегрировать все полученные ранее знания, умения и навыки.

- проект затрагивает реальные и важные для учащихся проблемы и темы.

3. Образовательная ценность

- ученики осуществляют самостоятельную исследовательскую деятельность.

- активизируются межпредметные связи.

Проектная технология - вершинная технология, которая позволяет опереться на различные виды технологий, интегрировать их.

Проектная технология интегрируется с

а)        задачной технологией

б)        информационой (справочники, словари, интернет)

в)        исследовательской

г)        игровой

Для того, чтобы овладеть методом проектом, необходимо прежде всего знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Давайте разберемся с самими проектами, их типологией.

Типология проектов (включая телекоммуникационные)

Прежде всего определимся с типологическими признаками.

Таковыми, с нашей точки зрения, могут быть:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр.

2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий,

гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса,

города, региона, страны, разных стран мира).

4. Количество участников проекта.

5. Продолжительность проекта. В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

- исследовательские

-творческие

- приключенческие, игровые

- информационные проекты

      - практико-ориентированные

По второму признаку - характеру координации телекоммуникационные проекты могут быть:

- с открытой, явной координацией

 -со скрытой координацией

Что касается характера контактов, то проекты могут быть:

- внутренними или региональными (т.е. в пределах одной страны);

- международными (участники проекта являются представителями разных стран).

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах) ;

- парные (между парами участников);

- групповые (между группами участников).

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

- краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Почему мы обратились к этой технологии? Нам было предложено принять участие в конкурсе «Проект Санкт-Петербург 300», который проводился Санкт-Петербургским Государственным Университетом Педагогического мастерства (СПбГУПМ) (сейчас Академия Постдипломного Педагогического Обрвзования) и представительством издательства Лонгман, посвящался 300-летнему юбилею СПб.Учавствовали ученики 8 «Б» класса - ноябрь - апрель 2002-2003 уч. года.(СПб - культурная столица России)

Обычно идут от простого к сложному. У нас получилось наоборот. Сначала долгосрочный, внепрограммный проект, а затем применение этой технологии непосредственно на уроках.

Метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика (человек и его окружение). Главное - это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над проектом.

Например, в 3- их классах удобно использовать этот метод при закреплении материала. Она приобретает форму творческих мини-проектов(10 мин в конце урока).

а)        Грамматика: Определенный и неопределенный артикль.

б)        Интеграция с игровой технологией.

в)        Межпредметные связи - ИЗО

г) По количеству участников - индивидуальный.

Почему индивидуальный? Возростная особенность (личносто-

ориентирован) Стимул на 1-м этапе, учитель рассказывает о себе как

пример.

Этапы проведения работы

1.  Подготовительный (определение темы)

2. Организационный (формирование микро-групп, распределение обязанностей, составление плана проекта, ожидаемый результат).

3. Выполнение.

4. Защита проекта (представление результатов, оценка);

Учит работать во временных рамках, каждой группе для защиты выделяется 2-3 минуты (В ЕГЭ много заданий во временных рамках)

Сложности, которые могут возникать при использовании метода проектов:

1. Оценка проектных работ, так как она может в конфликт с традиционной общепринятой системой оценки:

оценивать не только качество знаний

оценивать не только ошибки

*        общая значимость проекта, его воспитательная значимость

^уровень творчества

*        аккуратность и ясность презентации *усилия, которые были приложены учащимися

*черновик *исправлять ошибки карандашом или на отдельном листе бумаги

  1. Шум при работе
  2. Использование одного языка(общение, вовлеченность,

положительная мотивация) 4. Соблюдение временных рамок

Применение метода проектов на уроках англяз (проблемы, возникающие при его использовании).

1.10-е классы: проект «отзыв по фильму «Гладиатор» - 5уроков. Временные рамки не соблюдались некоторыми учениками, которые болели, было предложено самостоятельно написать отзыв по другому фильму.

2.10-е классы: проект "Праздники года в англоговорящих странах"-

ноябрь-декабрь2004год. Ученики готовили сообщения в электронном виде. Доступ к техническим средствам не всегда был обеспечен.

3.6-е классы: проект "Пастановка пьесы "Белоснежка и семь гномов" к новогоднему празднику" - 2-я четверть. организационные моменты: костюмы, определение дня выступления,замена роли, если ребенок заболел.

4.3-е классы: мини-проекты на 10 минут в конце урока в качестве

закрепления пройденного материала

1."Золотая осень"(Имя и фамилия ученика)рисунок.

2."Они такие разные"(Питомцы или любимые вещи)рисунок.

Отсутствие цветных карандашей или бумагщне всегда помнят

нужную лексику требуется дополнительная помощь учителя.

В электронном сборнике

5.10-е классы: проект «Памятники Санкт-Петербурга» (дворцы, разрушенные во время блокады и восстановленные в наши дни.Музей обороны Ленинграда.) Купчинские чтения-январь 2005года.

Проект был вынесен за рамки программы, готовился во внеурочное время.

Плохо подготовились к защите проекта, т. к. не знали точно даты защиты.

I Долгосрочный проект «Великая Отечественная война», который начался   с мини проектов

1. «Мои родные — участники войны» 4-е, 5-е, 7, классы 2017-2018 уч. г.

2. «Работники тыла» 5-е, 6-е, 8-е классы 2018-2019, в рамках урока,

переросли в проект

3. «Символы Победы»  - конкурс разработок уроков от издательства «Просвещение», посвященных 75-летней годовщине победы в Великой Отечественной войне. Работа вошла в сборник, опубликована (01.04.2020) на сайте журнала «Просвещение. Иностранные языки».

Из маленького проекта ученика 4 «Б» класса о прадедушке — герое СССР в большой на сайте.

6 «Б»  (внеурочная деятельность) — основная работа над проектом,

10 «Б» (на уроках ) - переводили наградные  архивные документы, адаптировали для 7-9 классов, 15 октября  - 15 января 2019-2020уч. г.

Результаты проекта широко использовала на уроках в 9-х классах, сентябрь 2020 (предпрофиль). Коллеги из других гимназий благодарили  за создание интересных материалов, 2021-2022.

4. «Открытка с фронта», перевод архивных документов, реальных писем солдат Великой Отечественной войны,  конкурс на платформе «Skyeng”, 6-е, 7-е, 8-е, 10-е классы, май 2020.( дистанционное обучение)

5. «Песня «День Победы». Существует ли подобная в Англии?» Савченко Егор 9 «А», сентябрь 2020, один урок. Инициатива ученика после работы над текстом о потерях Англии в Первой мировой войне ( маки и георгиевские ленточки).

6. «Города- герои» 8-е классы октябрь - декабрь 2021-2022 уч. г., внеурочная деятельность.

 II. Долгосрочный проект «I Love Active Reading» для 7-9-х классов, был подготовлен на занятиях внеурочной деятельности.

 Организован АППО, представительство издательства Pearson.

1) сентябрь — апрель 2016-2017г., две команды: 7 «Б» - уровень 2, 7 «В» - уровень 3, чтение 4 книг английских классиков, изучение биографии авторов, оформление плаката формат А3 с отзывами учащихся о прочитанном (привозят на защиту, оценивается отдельно), защита - игра по станциям (очно), команда  из 4 человек.

2)  сентябрь — март 2017-2018г., четыре команды: 6 «Б», 6 «В» - уровень 2, на уроках «домашнего чтения», 8 «Б», 8 «В» - уровень 3

3)  сентябрь — март 2018-2019г., четыре команды: 7 «Б», 7 «В» - уровень 2, 9 «Б», 9 «В» - уровень 4

Работа над проеком «I Love Active Reading» показала, что это - вершинная технология, которая позволяет опереться на различные виды технологий, интегрировать их. а)        задачной технологией

     б)        информационой (справочники, словари, интернет)

     в)        исследовательской

     г)        игровой

      III. Долгосрочный проект по подготовке к конкурсу

            «Know Your Dictionary»

     1)  для 3, 4 классов, словарь Longman Children’s Picture Dictionary, очно, игра по станциям, с 2013-2014 Супаева Лиана, Михеева Анастасия

      4 «В» (2 место в городе) по 2019-2020

2)  для 5, 6 классов, словарь Longman Photo Picture Dictionary 3 edition, очно, игра по станциям, с 2016-2017 Иванов Егор 5 «В» (3е место в городе) по 2019-2020

3)  для 5, 6 классов, словарь Longman Word Wise Dictionary 2 edition, очно, игра по станциям, с 2015-2016 по 2016-2017

 Активизация положительного отношения к работе со словарями, мотивация изучения иностранного языка.

Отдельно рассмотрим проекты в 9 классах, которые входят в аттестацию ученика в конце года.

I. Гарячевская Анастасия 9 «В», февраль - март 2021.

 “Праздники в Англии» (банковские дни)

- буклет для кабинета, интерактивная игра на платформе www.LearningApps.org для работы на уроках.

- поисковая, исследовательская, творческая, практико-ориентированная работа.

II.  Чигаев Роман 9 «А», 14.03.2021- 5.04.2021

 “Особенности американского и английского языков

- приложения (фонетика, лексика, историческое влияние),

   интерактивная игра на платформе www.LearningApps.org для работы на уроках.

- поисковая, исследовательская, творческая, практико-ориентированная работа.

 Готовит работать в сжатых временных рамках, делать презентации, публичные вступления, заниматься поисковой, исследовательской работой,  умению отобрать нужный материал из собранного,  в дальнейшем писать курсовые, дипломные работы, учебе в ВУЗах, ведению научной деятельности.

Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

Умение пользоваться методом проектов, обучение в сотрудничестве - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века.

учитель англ яз - Михальчик Г.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода проектов на уроках информатики как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы: Необходимость применения проектной методики в соврем...

Метод творческого проекта (обобщение опыта)

Делюсь информацией о методе творческого проекта. Результаты и достижения...

Обобщение опыта работы по теме "Использование метода проектов на уроках физики и технологии"

В работе содержится теоретический материал, проект "Изготовление дверной ручки", фотографии готовых проектов....

Использование метода проектов на уроках информатики и ИКТ для развития творческой личности учащихся. Из опыта работы.

Значимость метода проекта в образовательной деятельности состоит прежде всего в том, что он показывает детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни...

Статья «Об использовании метода учебного проектирования на занятиях в программе ADOBE PHOTOSHOP CS5»

В статье педагог делится своим опытом работы по использованию метода учебного проектирования на занятиях в программе Adobe Photoshop CS5....

Статья об использовании «метода прироста результата от ранее достигнутого» на уроках физической культуры

На уроках физической культуры оцениваются: физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика...

Статья об использовании «метода прироста результата от ранее достигнутого» на уроках физической культуры

На уроках физической культуры оцениваются: физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прир...