«Изучение свойств текстильных материалов из шерсти и шёлка»
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему

Мартынова Елена Александровна

Основой проектирования урока  «Изучение свойств текстиль­ных ма­териалов из шерсти и шёлка» является системно-деятельностный подход к процессу обучения. Урок был выстроен с использованием современных педагогических технологий (технологии активно-продуктивного чтения; технологии проблемного обучения, технологии сжатия учебной информации, обучения в сотрудничестве). При применении этих технологий учащиеся получают знания не в готовом виде, а добывают их сами, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_tehnologiya_.docx974.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Изучение свойств текстильных материалов из шерсти и шёлка».

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Создание условий для  усвоения учащимися знаний о натуральных волокнах животного происхождения и формирования элементарных представлений о свойствах тканей и их значении при изготовлении швейных изделий.

Задачи:

  1. Предметные:
  • систематизировать знания основ материаловедения;
  • сформировать понятия о волокнах натурального животного происхождения, технологии их производства;
  • развивать навыки  и умения  различать волокна по своему составу;
  • сформировать представления о свойствах  шерстяных и шелковых тканей;
  • актуализировать умения и навыки подбора изделия для своего гардероба по определённым свойствам и  типам ткани.
  1. Метапредметные:

Формировать познавательные УУД:

  • умение строить причинно-следственные связи на основе анализа учебной информации;
  • умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа;
  • умение структурировать полученные знания;
  • умения сформулировать алгоритм действий при работе с тканью;
  • умения сравнивать и делать правильный подбор тканей для определённых целей или готовых изделий.

Формировать регулятивные УУД:

  • умение творчески подходить к решению учебных задач;
  • умение анализировать качество и уровень усвоения учебного материала;
  • умение планировать собственную деятельность;
  • умение определять свою роль в работе группы и оценивать свой вклад в общий результат.

Формировать коммуникативные УУД:

  • умение вести учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
  • умение логически рассуждать, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
  • умение представлять результаты познавательной деятельности в учебном диалоге, в представлении выполненной работы, а также в виде письменных работ.
  1. Личностные:
  • умение устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом;
  • умение планировать и выполнять поставленные задачи;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности;
  • умение оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников.

Педагогические технологии: технология активно-продуктивного чтения; технология проблемного обучения, технология сжатия учебной информации, обучение в сотрудничестве.

Методы и приемы обучения:  «облака слов»,  подводящий диалог, «интеллект – карты», практического обучения.

Оборудование: компьютер под управлением ОС Windows, проектор, презентация, видеофрагменты, лупы.

Раздаточные материалы: опорные таблицы, схемы получения волокон животного происхождения, листы с текстами, лоскутки ткани, «облака слов»

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая


Ход урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Примечания

I. Организационный момент

Приветствует. Заполняет электронный журнал, отмечает отсутствующих.

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу.

Раздает карточки с «облаками слов» и предлагает ответить на 2 вопроса:

Как вы думаете, какой раздел технологии мы продолжим сегодня изучать?

Что изучает этот раздел?

Настраиваются на урок. Вспоминают название раздела предметной области технология, связанной с изучением тканей.

Проявляют эмоциональное отношения в учебно-познавательной деятельности. Выдвигают предположение о теме урока.

Приложение № 1C:\Users\Игорь\Documents\педсовет выступление\wordle 3.png

II. Проверка имевшихся ранее знаний по разделу материаловедения

Предлагает учащимся при помощи «облака слов» заполнить пустые графы в схеме «виды волокон».

Заполняют схему, при этом повторяют раннее изученный материал

Приложение №2

III. Постановка темы, обсуждение целей и задач урока

Организует эвристическую беседу с опорой на уже имеющиеся знания о производстве тканей и видах волокон.

Выявляет пробелы в знаниях и ликвидирует их.

Помогает  учащимся обобщить знания о материаловедении в стройную систему и определить тему урока.

-Какие волокна из «облака слов» мы ещё не изучали?»

Отвечают на вопросы, опираясь на свои знания и кругозор.

Формулируют тему и цели урока, делают запись в тетрадь

Приложение № 1

C:\Users\Игорь\Documents\педсовет выступление\wordle 3.png

IV. Проблемное изложения нового знания

Показывает видеофрагменты о процессе производства тканей из шерсти и шёлка.  

Делит учащихся на группы. Выдает на каждую группу распечатку текста [1] и  задания к тексту. Просит за 10–15 минут решить в группах проблему: изучив тексты, коллегиально ответить на задания  к тексту.

Координирует действия учащихся. Выполняет роль консультанта, отвечает на вопросы, которые вызывают затруднения. Обсуждает и проверяет результаты работы с текстом.

Организует динамическую паузу.

Развивают навыки функционального чтения:

выделяют  главное в тексте;

осмысливают полученную в результате чтения информацию;

ведут  диалог в группах;

учатся высказывать свое предположение на основе работы с раздаточным материалом;

формируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Выбирают музыкальную тему для релаксирующих движений.

Приложения № 3, 4, 5

V. Лабораторно - практическая работа «Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей»

Организует проведение исследовательского эксперимента в парах при  выполнении лабораторно-практической работы «Изучение свойств шерстяных и шёлковых тканей». Выдаёт наборы лоскутов тканей. Проводит инструктаж:

знакомит с инструкционной картой по выполнению работы; с формой отчета;

показывает приемы выполнения работы;

организует взаимоконтроль лабораторно-практической работы;

дает общую оценку парам за выполнение лабораторно - практической работы.

Знакомятся с инструкционной картой, формой отчета, рассматривают образцы;

выполняют  лабораторно-практическую работу;

применяют на практике полученные знания;

данные лабораторно-практической работы записывают в форму отчета;

производят взаимоконтроль, материалами учебника корректируют знания и умения.

Приложение № 6

VI. Закрепление изученного материала

Предлагает каждой команде составить «интеллект – карту» на основе  полученных знаний о шерстяных и шёлковых тканей.  

Выполняет роль консультанта, отвечает на вопросы, которые вызывают затруднения. Обсуждает и корректирует работу учащихся. Демонстрирует лучшие работы.

Развивают навыки структурирования и анализа информации при создании интеллект – карт;

учатся фиксировать свои знания, при помощи логической цепочки рассуждений;

учатся устанавливать причинно-следственные  связи;

учатся т визуализировать полученную информацию.

Приложение № 7

VII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

Предлагает дома продолжить работу над своей личной  «интеллект – картой».

отрабатывают алгоритм по изученной теме;

творчески перерабатывают изученную информацию;

Приложение № 7

VII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Предлагает учащимся оценит себя в листе самооценки и поставить  нужную  оценку  в  графе  «итоговая оценка» и  смайлик, соответствующий уровню восприятия прошедшего урока.  

оценивают и самооценивают свою учебную деятельность;

 выражают эмоции по поводу урока.

Приложение № 8


Список литературы

  1. Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.: ил.
  2. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2015. 176 с. (Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»).
  3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС: методическое пособие. СПб.: КАРО, 2013.

Приложение № 1 «Облака слов»              Приложение № 2 «Собери таблицу»

C:\Users\Игорь\Documents\педсовет выступление\wordle 3.pngC:\Users\Игорь\Desktop\Петербургский урок\таблица видя волокон.JPG

Приложение № 3 Текст по теме

“Ткани из волокон животного происхождения” (история)

Прочитайте внимательно текст:

    Одним из самых древних и ценных видов текстильного сырья является шерсть, обладающая такими особыми свойствами, как способность к валке и сохранению тепла. Шерсть - это волосяной покров животных, который поддается переработке в пряжу или войлок.

    Историки и ученые предполагают, что ткани из шерсти у многих народов возникли гораздо раньше льняных. Ведь в самые древние времена человек сначала имел дело со шкурами животных, из которых строил свои жилища и шил одежду. Добыча волокна из растений возникла гораздо позже, поэтому и предполагается, что первой ниткой человека была именно шерстяная.

    В 9—10 тысячелетии до н.э. люди уже разводили овец на территории современной Европы и Азии и производили из их шерсти ткани. В отличие от других волокон, история производства которых была связана с конкретной страной или местом, история шерсти принадлежит всему миру. Остатки шерстяных тканей находили во всех обитаемых частях света при раскопках поселений древних людей.

    Основную массу шерсти получают с овец. Шерсть, полученную после стрижки овец, называют руном. Лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. Меринос - это уникальная порода овец, которая уже не один десяток лет разводится исключительно ради тонкорунной шерсти высокого качества. Эта шерсть удивительно мягкая, прочная и долговечная. Мериносы вплоть до 18 века разводились исключительно в Испании, ведь эта страна владела монополией на производство их шерсти. А вывоз овец этой породы за пределы страны карался смертной казнью. В средневековье изделия из шерсти мериносов было позволено только членам королевской семьи.

    Однако после поражения, которое Испания потерпела от Англии, мериносы попали в руки предприимчивых британцев. И именно с их судов они впервые попали в английские колонии – Австралию и Новую Зеландию, где сейчас разводятся. Несмотря на жаркий климат, эти страны стали идеальным местом для разведения мериносов. Только в Австралии сейчас действует 70 тысяч хозяйств, которые профессионально разводят овец. Для Новой Зеландии многие десятилетия шерсть мериноса была первой строкой экспорта и ее визитной карточкой.

      Кроме овец, использовали шерсть и других животных. В Америке это были ламы, викуньи, альпаки, в Азии — верблюды и козы. Из тонкого волоса верблюда производили мягкие и красивые ткани, а из грубого волоса делали приводные ремни для машин, долго считавшиеся самыми прочными.

    А теперь узнаем еще об одном уникальнейшем волокне животного происхождения как шелк.

    Натуральный шелк - это тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового или дубового шелкопряда. Разные виды шелкопряда нуждаются в разных условиях для жизнедеятельности. Тутовый шелкопряд еще называют домашним шелкопрядом. При разведении его в закрытом помещении цикл роста составляет около 40 дней.  Дубовый шелкопряд является диким, его разводят в лесных массивах, цикл роста – 6 месяцев.                        

     Родиной шелка считается древний Китай.  Согласно множеству легенд, культура шелководства возникла около V тыс. лет до н.э. на берегах Великой Желтой реки. Наиболее примечательно предание о Лэй Цзу, первой супруге Желтого императора, легендарного предка китайцев, жившего в центральных районах Китая около 5000 лет назад. Переехав к мужу из юго-западной части страны, Лэй Цзу привезла с собой секрет выращивания тутового шелкопряда.

    Более 2000 лет тому назад император У Ди направил своего посланца на запад, чтобы проложить дорогу, по которой пойдут караваны с шелком. Большой спрос на шёлк из Европы послужил началом  великому Шёлковому пути. Появившийся в Римской империи шелк был настолько дорог, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, а носить его позволено было только очень богатым людям. Император Юлий Цезарь демонстрировал свое могущество тем, что при триумфальном вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань.

    Естественно, секрет изготовления шелка в Китае охранялся с особым трепетом. Отсюда, кстати, и абсолютно фантастические представления о происхождении шелковых нитей у древних мыслителей: мол, и на деревьях они растут, и продуктом жизнедеятельности животного с большими рогами являются, и не нити это вообще, а пух особых птиц... За контрабанду листьев тутового дерева и личинок шелкопряда по китайским законам предполагалась мучительная смерть. Но жажда прибыли (а ведь шелк ценился в буквальном смысле на вес золота, фунт на фунт) взяла свое.

     Приблизительно в V веке шелк был вывезен из Китая, и одновременно началось его производство в нескольких странах мира. Опять таки по легенде, один хитрый индийский раджа посватался к китайской принцессе. А в качестве приданого возжелал - угадайте, что? И бедная невеста привезла личинок тутового шелкопряда и семена шелковицы... прямо в своей высокой свадебной прическе.

     В странах Средиземноморья производство шелковой ткани получило распространение примерно в то же время, когда в Константинополь из Китая впервые доставили грену (яйца) тутового шелкопряда. В роли контрабандистов были  монахи, спрятавшие личинок в пустотах своих посохов.

    В средние века шелковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). А уж в XVIII веке по всей Западной Европе вовсю ткали собственный шелк.

 

Приложение № 4   Выполните задания к тексту:

задание № 1 к тексту «Шерстяные и шёлковые ткани»

  1. Выделите в тексте красным цветом основные понятия определений “шерсть” и “шёлк”.
  1. Заполните таблицу:

шерстяные ткани

шёлковые ткани

начало производства

историческая родина

сырьё

  1. Вычеркните лишние слова  из  текста:

Шерсть для производства шерстяных тканей дают:   овцы, козы, коровы, лисицы, верблюды,  альпаки, ламы, песцы и викуньи.

задание № 2 к тексту «Шерстяные и шёлковые ткани»

1.  Ответьте на вопросы к тексту:

  1.  Лучшую шерсть дают овцы породы: __________________________________
  2.  Из волосяного покрова каких животных изготавливали приводные ремни для машин:___________________________________________________________________
  3.  Какой вид шелкопряда считается диким?_______________________________
  4.  Какой римский император использовал шёлковые ткани украшения своего триумфа?_________________________________________________________________
  5.   Куда прятались коконы шелкопряда, что бы вывезти их из Китая:__________

2. Сосчитайте сколько лет Китай был единственным хранителем     секрета производства шёлка:________________________________________________________

3.   Вставьте пропущенное слово:

Шерсть,  полученную после стрижки овец,  называют ________________________

задание № 3 Дополнительный вопрос – бонус к тексту «Шерстяные и шёлковые ткани»

Что означает выражение “золотое руно”.  

Запишите свои предположения:______________________________________________

__________________________________________________________________________

Приложение № 5  Слайды презентации

Приложение № 6  Лабораторно – практическая работа

«Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей»

Материалы и инструменты: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, лупа, лоток, учебник, тетрадь, карточка-определитель.

Последовательность выполнения работы.

  1. Рассмотрите образцы шерсти и натурального шелка под лупой.
  2. Опишите характер поверхности тканей (гладкость, блеск), сделайте вывод об их скольжении.
  3. Сравните волокна по внешнему виду.
  4. Сравните волокна на ощупь.
  5. Определите сминаемость шерстяной ткани и ткани из натурального шелка.
  6. Определите драпируемость сначала шерстяной, а затем шелковой ткани.
  7. Определите осыпаемость ткани, вынимая нити иглой, сначала одну, две, три вместе. Легкоосыпающаяся ткань - без усилий сразу вынули 5 нитей. Средняя осыпаемость - 3 - 4 нити сразу. Не осыпается - одну нить вынули с трудом.

Признак

Шерстяная

Натуральный шелк

внешний вид ткани и волокон

Блеск

малозаметный

нерезкий

Гладкость

шероховатая

гладкая

Мягкость

средней жесткости

мягкая

Сминаемость

малая

малая

Извитость нитей

извитые

прямые

Вид обрыва нити

пушистая кисточка

гладкая кисточка

свойства ткани

Драпируемость

средняя

высокая

Гигроскопичность

значительная

значительная

Теплозащитность

высокая

выше среднего

Усадка

значительная

значительная

Осыпаемость

средняя

значительная

Приложение № 7   Пример «Интеллект-Карты»

C:\Users\Игорь\Desktop\Петербургский урок\интеллект-карта.JPG

Приложение № 8

составь таблицу

работа в группе

устные

ответы

лаб-практ. работа

интеллект-карта

сумма

баллов

оценка

1-4 балла

1-3 балла

по 1 баллу

1-4 баллов

1-5 баллов

Норма оценки: 7-9 баллов – оценка «3»,  10 -14 баллов – оценка «4» ,

более 15– оценка «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Свойства текстильных материалов", технология, 5 класс

Тест по теме "Свойства текстильных материалов", раздел "Создание изделий из текстильных и поделочных материалов, технология, 5 класс, девочки, базовый уровень, состоит из 15 вопросов, имеющих 4 вариан...

Свойства текстильных материалов

Презентация Свойства текстильных материалов, 6 класс, свойства натуральных волокон....

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. 7 класс "Свойство текстильных материалов"

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. 7 класс "Свойство текстильных материалов"...

План - конспект урока по технологии 7 класс. "Свойства текстильных материалов"

План - конспект урока по технологии 7 класс.  Темаурока "Свойства текстильных материалов" Тип урока: урок закрепление знаний. Цель: формирование умений определять состав материалов по и...

Презентация к уроку технология 6 класс (девочки) "Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон." Анализ урока.

21 ноября 2018 года в 6 классе прошел открытий урок технологииТема урока. Свойства текстильных материалов. Классификация текстильных химических волокон.Пр.р. Изучение свойств текстильных материалов из...

Урок технологии в 7 классе "Свойства текстильных материалов. Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств"

Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видами и свойствами натуральных волокон животного происхождения и тканей из них; научить школьниц определять свойства и состав материал...