Создание изделий из текстильных материалов
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Особенности дифференцированной подготовки учащихся на уроках технологии при изучении раздела "Создание изделий из текстильных материалов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_izdeliy_iz_tekstilnyh_materialov.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

 КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

"Создание изделий из текстильных материалов"

Дифференцированный подход в обучении технологии на примере раздела

        Лебедева Т.В.

учитель технологии

МАОУ СОШ№19

Балаково, 2018 год

     Дифференциация и индивидуализация в подходах к учащимся – обязательные составляющие современного учебно-воспитательного процесса. Многие учителя, педагогические коллективы заняты разработкой этой проблемы. Не составляет исключения и средняя общеобразовательная школа № 19 г.Балаково, в которой я преподаю технологию.

       Внедрение дифференциации в процесс обучения на уроках "Технологии" позволяет мне решить основные задачи образования: развивать интерес учащихся к учебе, выравнивать степень подготовки учащихся, повышать качество технологического образования.

         Каковы же особенности дифференцированной подготовки учащихся на уроках технологии при изучении раздела "Создание изделий из текстильных материалов"

         Каждая девочка - личность со своим внутренним миром, у каждой свой уровень способностей и возможностей знаний и умений. Учитель технологии должен создать такие условия, чтобы девочка любого уровня подготовки и развития чувствовала себя свободной личностью, зная, что она сама выбирает уровень сложности работы, а учитель - помощник и проводник на сложном пути постижения профессионального мастерства.

           На уроках технологии в поле зрения учителя должны быть прежде всего учтены особенности, определяющие качество процесса учения вообще - это общие учебные способности (особенности мышления, памяти и т.д.), а также специальные способности к конструкторско-технической деятельности (быстрота и легкость, темп осмысления конструкций, применение инструментов и приспособлений, знание закономерностей и связей между отдельными элементами технологического процесса и т.д.)

        Конечно, процесс обучения органически связан с достижением воспитательных целей, формированием целостной личности учащихся. Учитель всегда должен различать школьников и по способностям, и по темпераментам, и по особенностям характера. Работая по технологии дифференцированного обучения, я включаю дифференцированную работу в различные этапы урока, в зависимости от поставленных целей и задач.

       Очень важным  этапом каждого урока считаю постановку цели. Наряду с общей целью, стараюсь подтолкнуть каждого ребёнка поставить цель конкретно для себя. Это зависит не только от способностей ребёнка, но и от данной конкретной ситуации: например девочка пропустила несколько занятий, и разумеется базы для  изучения сегодняшнего материала у неё нет, поэтому цель на уроке для неё будет несколько отличаться, но тем не менее она должна быть и она должна быть достигнута.

          При изучении раздела "Создание изделий из текстильных материалов"  одним из основных компонентов обучения является контроль качества усвоения учащихся знаний и умений. В связи с ограниченностью времени, выделенного на контроль, тесты и контрольные задания являются наиболее эффективными способами проверки и оценки знаний учащихся. Подбор заданий при этом может проводиться дифференцированно, в зависимости от          Задания миндального уровня (А), направлены на различение, запоминание, понимание, понимание учебного материала. Как правило, данные задания носят репродуктивный характер. Учащиеся выделяют материал по существенным ярким признакам, дают определение понятию, объясняют, показывают, устанавливают причинно - следственные связи.

        Задания основного уровня (Б) направлены на применение (в сумме с выше названными показателями).

Учащиеся применяют знания в сходной ситуации, демонстрируют использование знаний, решают новые проблемы, конструируют. Сюда входят задания - подстановки в которых намеренно пропущено слово, фраза, иной существенный элемент текста, конструктивные задания, выполнение которых связано с воспроизведением учащимися технико-технологических сведений или графической доработкой рисунка; типовые задания, в которых полученные задания применяют в стандартных ситуациях.

             Задания творческого уровня (В) направлены на перенос знаний (в сумме с предыдущими) учащиеся применяют знания в новой ситуации на основе анализа (расчленения информации на составляющие элементы), синтеза (составление целого из отдельных частей), а также сравнительной оценки. Это задания, требующие эвристических, нестандартных действий, а также задания - проблемы, предполагающие включение учащихся в конструкторско-технологическую, изобретательскую деятельность.

Ниже приведу примеры заданий, раскрывающих требования к уровням и показателям обученности.

1. Уровень А (минимальный, базовый).

1.1. Напишите основные правила снятия мерок.

1.2. Назовите мерки, необходимые для построения чертежа фартука.

1.3. Дайте определение моделирования.

2. Уровень Б (основной, классический).

2.1. допишите правила выполнения раскладки деталей выкройки на ткани

а) учет долевой нити

б)
в)

г)

2.2. Почему дефекты ткани надо обязательно отмечать с изнаночной стороны.

2.3. Составьте план подготовки ткани к раскрою.

3. Уровень (В) (творческий, продвинутый).

3.1. Как вы думаете, какие существуют преимущества и недостатки при индивидуальном пошиве одежды.

3.2. Подберите для изделия соответствующую ткань. Обоснуй свой выбор

а) рабочий фартук

б) повседневный фартук

в) праздничный фартук

          Хочется подчеркнуть важность дифференцированного подхода к подбору заданий по уровню сложности для каждой конкретной ученицы. Такой подход во многом предотвратит возможность неудачи, будет способствовать развитию интереса к работе, самостоятельности и веры в свои силы.

    На этапе формирования у учащихся знании, умений и навыков по созданию изделий из текстильных материалов учебный процесс чаще всего соответствует следующей общепринятой схеме:

Образец → анализ конструкции образца → чертеж → технологическая карта → изготовление. Учащиеся анализируют конструкцию предложенного учителем изделия, на основании анализа выполняют чертеж, на основе составленной технологической карты, изготавливают изделие.

Многим учащимся подобный подход не дает возможности в полной мере раскрыть свои способности, удовлетворить тягу к творчеству. С такими учащимися необходимо работать в несколько ином ключе: идея → разработка конструкции → чертеж → план работы → изготовление. Задача же учителем создать условия для зарождения у них замысла, идеи и если потребуется помочь им при движении от этапа к этапу.

       Конечно, при этом от учащихся требуется привлечение знаний по другим предметам, умение выявлять причинно-следственные связи, использовать воображение, что способствует развитию у них пространственного мышления, эстетического вкуса. Если в первом случае деятельность учащихся носит в основном репродуктивный характер, то во втором - созидательный, творческий.

   Следующий момент, где имеется возможность использовать дифференцированный подход в обучении - это организация и проведение практических работ учащимися.

    По результатам практических работ судят об успехе всего занятия. Определяющим фактором при этом выступает использование оптимальных форм организации труда учащихся. Самым удачным вариантом считается разумное сочетание бригадной и индивидуальной работы.

Бригада из 3-4 учащихся формируется так, чтобы в нее входили дети с разным уровнем обученности. На мой взгляд, наиболее эффективна работа в группах из учащихся минимального и основного уровней, а при выполнении творческих заданий к хорошим результатам приводит объединение учащихся основного и творческого уровней.

        Подбор объектов труда для учащихся столь же важная задача, которую учителю приходится решать в ходе планирования учебного процесса. При этом надо учитывать, что работа над тем или иным изделием продолжается в течение нескольких уроков. Здесь также необходим дифференцированный подход. Очень важно при осуществлении индивидуализированного подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей.

         Индивидуальный подход к учащимся при выполнении ими домашнего задания становится реально возможным, если при этом одновременно ставятся дифференцированные задачи по работе со слабоуспевающими и наиболее подготовленными учениками. Разработка дифференцированных заданий, как на уроке, так и дома основаны на системе изучений трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материалов, изучения пробелов в знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, четкая классификация ошибок. Знания индивидуальных особенностей учащихся позволяет обеспечить и наиболее целесообразный характер учебной деятельности каждого ученика в процессе выполнения домашних заданий.  Поэтому,  предлагая домашние задания с ориентировкой на средний уровень подготовленности учеников, можно дифференцировать его: для более сильных детей, дать, например, дополнительные смысловые нагрузки; задания, требующие творческого поиска правильных способов решения; для слабоуспевающих предлагать определенные меры помощи.

    Итак, из выше сказанного следует то, что дифференцированный подход в обучении на уроках технологии дает возможность ученицам проявить себя, самоутвердиться как личность. У них возрождается познавательный интерес, появляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами деятельности, возникает желание делать любое дело хорошо, добротно, красиво. А учителю дифференцированный подход в обучении дает возможность отслеживать достижения учащихся того или иного уровня обученности, определять их зону ближайшего развития.

     Применение в своей работе с учащимися дифференцированного подхода  при изучении раздела "Создание изделий из текстильных материалов" позволило мне разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, но самое главное, повысить качество технологического образования школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация предметного содержания и формирование ИКТ-компетентности обучающихся при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов»

Планы конспекты уроков по технологии для 5,6,7 классов с использованием учебных электронных модулей....

Конспект Создание изделий из текстильных материалов

Предмет: Технология, 5 классТема урока: «Создание изделий из текстильных материалов» (обобщающий урок по теме «Основы материаловедения»)Цель: систематизировать и обобщить теоретические знания, за...

Конспект Создание изделий из текстильных материалов

Предмет: Технология, 5 классТема урока: «Создание изделий из текстильных материалов» (обобщающий урок по теме «Основы материаловедения»)Цель: систематизировать и обобщить теоретические знания, за...

Создание изделий из текстильных материалов. Конструирование и моделирование рабочей одежды.

Цели урока Расширить знания по теме: «Конструирование и моделирование», научить стоить чертёж фартука в масштабеРазвивать интерес к предмету, коммуникативные навыки, словарный запас, умение оценить св...

технология – 6 класс (девочки) Модуль: Создание изделий из текстильных материалов Раздел: Технология изготовления швейных изделий Тема урока: „Конструирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом“

Планируемые результаты урока: 1.Предметные:1.1.Способствовать формированию и развитию умений и навыков по конструированию  плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;1.2.Способствовать заполн...