Проект урока по черчению в 8классе;
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Чалабян Татьяна Владимировна, T E A C H    DRAW

Ø Графический язык называют международным техническим языком общения, потому что технически грамотные люди могут читать чертежи, схемы выполненные в разных странах мира, не зная языка разговорного.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока по черчению в 8классе.

Построение третьего вида по двум данным.

Проект урока разработала:

Чалабян  Татьяна  Владимировна,

Учитель черчения и изо

МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ»

2017 г.

Класс: 8

Предмет: черчение

Учебник: Ботвинников А.Д.    Глава 4. §13.4

Тема урока: «Построение третьего вида по двум данным».

Педагогическая проблема: Формирование образного мышления, пространственного  представления.

Цели урока:

предметные УУД: знакомить учащихся  построению третьего вида чертежа по двум заданным; способствовать  развитию  пространственного  представления  и логического мышления учащихся; формировать умения и навыки правильного выполнения и оформления чертежей

метапредметные:                                                                                                         регулятивные УУД: управление своей деятельностью; целеполагание, выделение  и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;                                                         коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, переработка информации и предъявление её разными способами;                                                                                                       познавательные УУД: формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов; поиск и выделение необходимой информации, методом проблемного поиска развивать мышление, наблюдательность и внимание ; самостоятельность;

личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся, стимулировать способность иметь собственные мнения; сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания школы; выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми и научиться ничего не принимать на веру;  самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Тип урока: традиционный, урок закрепления знаний.                                                  Методы, приёмы обучения:  объяснение,  беседа,  проблемные ситуации, исследование, упражнения,  фронтальная работа с классом,  творческая работа.

Материальное обеспечение:  компьютеры, презентация «Прямоугольное проецирование»,  задачи, упражнения, карточки с упражнениями, презентация для самопроверки.

Словарная работа - горизонтальная плоскость, проекция, проецирование, профильная, исследовательский, проект.

Ход урока

  1. Приветственное слово учителя

- Добрый день, ребята. Вас ждет интересный, полезный урок,
Хорошим  пусть будет у вас настроение,
Легко и свободно дается учение.
Психологический настрой:
- А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и ваших товарищей.

                  Эпиграф к уроку:  «Чертеж – это язык техники»

  1. Мотивация учебной деятельности
  • В настоящее время,   чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве. Вопрос о графической грамотности приобретает особо актуальное  значение.

Учитель: Почему графический язык называют «Международным, техническим языком?»

  • Графический язык называют международным техническим языком общения, потому что технически грамотные люди могут читать чертежи, схемы выполненные в разных странах мира, не зная языка разговорного.
  • Большую экономию на производстве дают рацпредложения рабочих и инженеров. Всякое рационализаторское предложение должно быть оформлено на чертеже. Значит, надо уметь не только читать, но и выполнять грамотно эти чертежи.

Учитель: - Как вы понимаете значение  выражения «уметь читать чертеж»?           Продолжите мою мысль:

Чтение и выполнение чертежей  способствуют -     (  развитию пространственных представлений, имеющих большое значение в практической деятельности человека, приучают к аккуратности и точности в работе.  Курс черчения знакомит с некоторыми вопросами производственно-технического характера, применением чертежей в различных отраслях хозяйства, учит самостоятельно пользоваться справочными пособиями. 

(в наших руках багаж определенных накопленных знаний, мы должны их постоянно пополнять и, применяя их, делать все новые и новые открытия)

     - Сегодня я желаю всем нам успехов  в достижении  новых открытий на уроке  черчения.

III. Актуализация знаний.                                                                                 3.1 Решение  проблемной  ситуации.                                                                                        Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с методами проецирования, анализировали геометрические формы предмета (призмы, пирамиды конусы и цилиндры), строили их проекции.

 Повторение  о проецировании и его видах.

  1. Что такое проецирование?
  2. Как называются основные плоскости проекций и как они обозначаются? Назовите имя основателя начертательной геометрии.

Ответы

1. Проецирование - процесс получения изображения на плоскости

2. V – фронтальная,H – горизонтальная,W – профильная.    Гаспар Монж

 

Учитель:   Устно(презентация) решить задачи :                                                         (определить по главному виду  вид сверху).

Повторение осуществляется с использованием презентации.                                                   Прежде всего, давайте начнём с небольшого интересного задания.
1. Перед учащимися ставится проблемная ситуация. (презентация 1) Учитель: (Слайд 1) Проанализируйте геометрическую форму детали на фронтальной проекции и найдите эту деталь среди наглядных изображений.

Рис. 1


Из создавшейся ситуации делается вывод, что все 6 деталей имеют одинаковую фронтальную проекцию. Значит, одна проекция не всегда дает полное представление о форме и конструкции детали.
- Какой выход из этой ситуации? (Посмотреть на деталь с другой стороны).
2.
Появилась потребность применения ещё одной плоскости проекций. (горизонтальная проекция). (Слайд 2)

Рис. 2

Вам дан чертёж, состоящий из двух видов, и три  наглядных изображения. Скажите, к  какой из деталей мы можем отнести имеющийся чертёж? (Ответы учащихся).

Обобщение. Вы правы в том, что различные по своей конструкции модели  проецируются на две плоскости совершенно одинаково. Поэтому при изображении таких деталей пользуются не двумя, а тремя плоскостями

  1. Необходимость в третьей проекции возникает тогда, когда и двух проекций бывает недостаточно для определения формы предмета. (Слайд 3)

     Рис.3

Вывод: значит, чтобы научиться выполнять чертежи, нужно уметь проецировать предметы на плоскость. 

IV. Формулирование темы

Учитель: - Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.                (Дети ) Тема урока: «Прямоугольное проецирование ».

Тема урока: «Построение третьего вида по двум данным».

 4.1 Запись темы урока в рабочую тетрадь.

Учитель: Откройте рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

  1. Формулирование цели урока                                                                            5.1 Исходя из темы урока, давайте  сформулируем цель сегодняшнего урока,  чему вы должны сегодня научиться.                                                                                          

                                                             (Дети высказывают свои мысли)

  К концу урока мы должны научиться проецировать предметы на три плоскости, запомнить названия и расположения проекций.

Цель:   Развитие пространственного мышления, умения грамотно компоновать чертёж, выполнять необходимые построения  на 3 плоскости  проекции;

5.2    Постановка проблемного вопроса (запись на доске)

- Как построить третий вид по двум данным, используя различные методы проецирования? Ответ на этот вопрос и станет на сегодняшнем уроке для нас новым открытием.

VI.    Изложение нового материала.                                                                                  Изложение нового учебного материала, с применением  монитора компьютера для демонстрации графических изображений и оперирование этими изображениями: «Посмотрите, пожалуйста, на монитор компьютера. Вы видите два вида детали .                                                                                                              -   Как называются эти виды? (Вид спереди и сверху)                                                                               -    По теме нашего урока, что нужно сделать с этим чертежом?                                     (     Построить третий вид – вид слева.)                                                                                                6.1  Вспомним  алгоритм  построения:

1.Сначала представим форму изображённой детали. Какую форму она имеет?                                      (Форму параллелепипеда  и в нём сделан вырез прямоугольной формы. )                                                        2. Определяем габаритные размеры , (если есть.)   Габаритные прямоугольники, методом проецирования.  

1 способ.  Вспомним, что вид слева помещается на одной высоте с главным видом справа от него. Проводим одну горизонтальную линию на уровне нижнего основания параллелепипеда, а вторую – на уровне верхнего основания. Эти линии ограничивают размер достраиваемой проекции по высоте. В любом месте между ними проводим вертикальную линию. Она будет проекцией задней грани на профильную плоскость .                                                                                                                                          3.Третью проекцию можно строить на основе анализа геометрической формы предмета.

 2 способ.

  При построении вида слева можно воспользоваться и графическим приёмом перенесения размеров с имеющегося вида на достраиваемый.

( слайд «Построение третьей проекции с использованием графического метода»).

  Для этого в произвольном месте чертежа, примерно на одном уровне с видом сверху и немного правее него, проведём наклонную прямую линию под углом 45º к вертикальной или горизонтальной линии. Эта линия называется вспомогательной прямой (рис. а).

  Перенесём теперь размеры ширины детали и выреза с вида сверху на эту прямую (рис.б).

  Затем из полученных точек проведём вертикальные линии (рис.б) до пересечения с горизонтальными линиями, которые ограничивают размер достраиваемого вида

 по высоте (рис.в). В заключение нужно удалить линии построения и обвести чертёж.

 (Соблюдая последовательность построения, третья проекция вычерчивается на мониторе.)

Скажите мне, пожалуйста, всегда ли есть необходимость строить третью проекцию? (Не всегда, потому что рациональное выполнение изображений предполагает построение только необходимого (минимального) количества видов, достаточного для выявления формы предмета.) Да, правильно, в нашем примере построение третьей проекции является лишь учебной задачей».

VII. Задания для практической работы  учащихся . (Распечатка  раздаточного материала с заданиями для практической  работы  производится на принтере. Задания заложены в базе данных. Практические работы учащиеся выполняют прямо на раздаточных материалах.).                                                                                                             Работа  по карточкам.             Практическая работа. .

Задание 1.

Вставьте пропущенные слова в текст определений.
1. Существует _______________ и ______________ проецирование.
2. Если ______________ лучи выходят из одной точки, проецирование называется ______________.
3. Если ______________ лучи направлены параллельно, проецирование называется _____________.
4. Если ______________ лучи направлены параллельно друг другу и под углом 90 ° к плоскости проекций, то проецирование называется ______________.
5. Натуральное изображение предмета на плоскости проекций получается только при ______________ проецировании.

6. Проекции располагаются  относительно друг друга______________________________
7.Основоположником метода прямоугольного проецирования является _______________

(7 балла)

Задание 2. Исследовательский проект. 
Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям, обозначенным буквами, и запишите ответ в тетради.

( 4 балла)

Рис.4


Задание 3.

Упражнение на повторение знаний геометрических тел.
По словесному описанию найти наглядное изображение детали.
Текст описания 
Основание детали имеет форму прямоугольного параллелепипеда, в меньших гранях которого выполнены пазы, имеющие форму правильной четырехугольной призмы. В центре верхней грани параллелепипеда расположен усеченный конус, вдоль оси которого проходит сквозное цилиндрическое отверстие.

Рис.5

Ответ: деталь № 3               (1 балл)

Задание 4.

Найдите соответствие технических рисунков деталей и их фронтальных проекций (направление проецирования отмечено стрелкой). По разрозненным изображениям чертежа составьте чертеж каждой детали, состоящий из трех изображений. Ответ запишите в таблицу .

                                                 

  Рис.6

Ответ:

Технические рисунки

Фронтальная проекция

Горизонтальная проекция

Профильная проекция

А

4

13

10

Б

12

9

2

В

14

5

1

Г

6

15

8

Д

11

3

7

                                                                                                       (5 балла)

Задание №5.

Исследовательский проект.


Найдите фронтальную и горизонтальную проекции к данному наглядному изображению. Записать ответ в тетрадь.

  1.  Задание: Постройте  третий  вид по двум данным

  1. Графическая работа. Постройте третий вид по двум данным видам (на карточке).

В ходе графической работы следить за выполнением заданий, при необходимости оказывать помощь.

Памятка ученику:  Построение третьего вида предмета по двум данным

1.Чтобы успешно выполнять и читать чертежи, надо научиться строить третье изображение (обычно — вид слева) предмета по двум данным его изображениям — главному виду и виду сверху, которые заданы на чертеже.

2.Прежде  всего, нужно выяснить форму отдельных частей поверхности изображенного предмета. Для этого оба заданных изображения нужно рассматривать одновременно. Полезно при этом иметь в виду, каким поверхностям соответствуют наиболее часто встречающиеся изображения: треугольник, четырехугольник, окружность, шестиугольник и т. д.

  1. Этап закрепления новых знаний и  самопроверки (5-6 мин):

9.1. Вопросы для закрепления новой темы: « Как называется тема, которую мы сегодня прошли?» (Построение третьего вида по двум данным); «Почему мы с вами строили третью проекцию деталей?» (Устанавливали проекционные связи между проекциями элементов поверхности предмета.) «Под каким углом проводится  постоянная  прямая чертежа?» (45°).

Вывод: значит, чтобы научиться выполнять чертежи, нужно уметь проецировать предметы на плоскость.

  1.   Оценивание работы на уроке.                                                                       Самопроверка или проверка работы соседа.   (Презентация 2)

На доске записаны баллы для оценивания первой части работы :

29-28 баллов  «5»

27-24 баллов  «4»

23 -20  баллов «3»

X. Домашнее  задание  (дифференцированное).

Д/з  §13.4 задание к рисункам  115(г или д)   выполнить в тетради.

XI. Оценочно-рефлексивный этап.

Заключительная часть

 Подведём итог урока.                                                                                                             Учитель:  Какие новые знания вы сегодня открыли? Пригодятся ли вам полученные на сегодняшнем уроке знания ?
Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях?
Оцените свою работу на уроке.

XII.  Заключительный этап.

Учитель: Сегодня на уроке вы получили дополнительный жизненный опыт. Надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, помогут вам лучше ориентироваться в техническом мире, а предмет черчение  пригодится при выборе профессии.

Большое спасибо за урок! Мне очень понравилось с вами работать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» Учитель Чалабян Татьяна Владимировна

Слайд 2

Построение третьего вида по двум данным

Слайд 3

Построение третьего вида по двум данным

Слайд 4

Построение третьего вида по двум данным x y y z

Слайд 5

Построение третьего вида по двум данным x y y z

Слайд 6

Построение третьего вида по двум данным x y y z

Слайд 7

Построение третьего вида по двум данным x y y z

Слайд 8

Построение третьего вида по двум данным

Слайд 9

? Построить третий вид

Слайд 10

Построить третий вид x y y z

Слайд 11

Построить третий вид x y y z

Слайд 12

Построить третий вид

Слайд 13

Успехов и новых открытий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Линзы". 8класс

В работе приводится конспект урока по теме "Линзы"....

Конспект урока по геометрии в 8классе по теме "Теорема Пифагора" .

Данный урок - урок новых знаний с использованием ЭОР....

план конспект урока по гимнастике для 8класса

обучение упражнениям на гимнастических снарядах...

план конспект урока по гимнастике для 8класса

обучение упражнениям на гимнастических снарядах...

разработка урока по теме "Многогранники" 8класс

Методическая разработка урока геометрии по теме«Многоугольники»8 класс....