Свойства древесины.
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Рассмотрены основные понятия о физических и механических свойствах древесины; ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_drevesiny_6_kl.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Свойства древесины.

Цели урока: формирование основных понятий о физических и механических свойствах древесины; ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

Ожидаемый учебный результат:

•        общее представление о физических (плотность, влажность) и механических (твёрдость, прочность, упругость) свойствах древесины;

•        приобретение опыта проведения исследований;

•        умение распознавать и оценивать свойства древесины;

•        развитие мыслительной деятельности учащихся (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать);

•        приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

Место проведения урока: школьные учебные мастерские, кабинет ручной (машинной) обработки древесины.

Дидактические средства обучения: образцы древесины различных пород, технические весы с набором гирь, калькуляторы, линейки, сосуд с водой, видеоматериалы, учебник технологии (§ 3), рабочая тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторно-практическая работа.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: визуальные материалы (плакаты, фотографии, слайды, видеоматериалы), иллюстрирующие применение изделий из древесины в доме или квартире, а также в окружающем мире.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: пп. 1-3 задания 3 из рабочей тетради, лабораторно-практические работы № 3 и 4 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 4 задания 3 из рабочей тетради.

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: приобретение знаний, освоение знаний, сотрудничество, рефлексия, использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, сканер, принтер, текстовый редактор, программы для работы с ресурсами.

Потребности в ЭОР: иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).

Возможные варианты организации занятия: при наличии только одного компьютеризированного места (учителя) учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.

Информационно-технологические материалы

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

  1. Натуральная древесина. Модуль предназначен для изучения натуральной древесины: её ценных качеств, строения, физических свойств и способов сушки, эксплуатационных показателей. Материал сопровождается яркими иллюстрациями и слайд-шоу. Для закрепления знаний предлагаются задания для самопроверки. Модуль содержит дополнительные мультимедиаматериалы, развивающие тему относительно базового уровня, что позволяет высокомотивированным ученикам глубже усвоить тему и творчески применять знания в практической деятельности. Разобраться с работой модуля поможет анимированный помощник — маленький мастер.

http: //fcior.edu.ru/card/21031 / naturalnaya-drevesinahtml

2. Натуральная древесина. Контрольные задания. Модуль предназначен для проверки знаний о древесине как природном конструкционном материале. Для успешного выполнения работы необходимо знать строение дерева и древесины, основные разрезы ствола, механические и физические свойства древесины. Модуль содержит девять проверочных заданий разного уровня сложности, рассчитанных на высокомотивированных учащихся.

http: // fcior.edu.ru / card/21165/naturalnaya-drevesina-kontrolnye- zadaniyahtml

Ход урока

1.        Проблематизация

Учитель предлагает учащимся привести примеры изделий из древесины, имеющихся в доме или квартире (двери, полы, шкафы, столы, стулья и др.) и в окружающем мире (дома, хозяйственные постройки, заборы, скамейки и др.). Просит учащихся назвать изученные в 5 классе физические свойства древесины (цвет, запах), подводит к формулированию цели данного урока: изучение других физических (плотность, влажность), а также механических свойств древесины.

2.        Введение нового материала

Учитель называет основные физические и механические свойства древесины, которые следует учитывать при выборе заготовки для изготовления изделия. Демонстрируя физические свойства древесины — плотность, цвет и запах, следует показать ученикам для сравнения значительно отличающиеся друг от друга образцы лиственных и хвойных пород (например, дуба и сосны).

Такую механическую характеристику древесины, как твёрдость, можно исследовать на образцах дуба и липы. Для этого и каждый образец на ручном прессе нужно одинаковым усилием вдавить стальной шарик. Чем меньше диаметр лунки, тем твёрже древесина. Упругость древесины можно продемонстрировать, изгибая деревянную линейку.

Данный урок предполагает проведение двух лабораторно- практических работ, имеющих познавательный характер. Поэтому перед учителем стоит задача достижения следующих предметных результатов в познавательной сфере: практическое освоение обучающимися основ опытно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований, и т. д. Овладение методами опытно-исследовательской деятельности будет способствовать в дальнейшем успешной работе учащихся над творческим проектом.

3.        Первичное закрепление знаний и обратная связь

Осуществляются в процессе выполнения задания 3 из рабочей тетради и лабораторно-практических работ № 3 «Исследование плотности древесины» и № 4 «Исследование влажности древесины» из учебника.

Первоначально учащиеся выполняют п. 1 задания 3 из рабочей тетради на закрепление знаний физических и механических свойств древесины.

Для проведения лабораторно-практических работ учитель должен подготовить 15-30 образцов древесины различных пород размером примерно 6 X 4 X 1 см и пронумеровать их. Масса таких образцов (из сухой древесины) будет составлять примерно 9-23 г, поэтому для их взвешивания можно применить обычные технические весы, используемые в кабинете физики.

Для проведения лабораторно-практической работы № 3 необходимо подготовить линейки для измерения размеров образцов и калькуляторы для выполнения расчётов. Желательно взять образцы древесины ели, берёзы и дуба, плотность (р) которых при влажности 15 % составляет соответственно 0,46; 0,64 и 0,72 г/см3.

Учащиеся работают в парах или малых группах. По результатам измерений они определяют объём образцов, а по результатам взвешивания — их массу. С помощью калькулятора рассчитывают плотность образцов, записывают все результаты в таблицу из рабочей тетради и делают по результатам опытов вывод о том, какая древесина является менее, а какая более плотной.

Для проведения лабораторно-практической работы № 4 учитель подготавливает сосуд с водой, вмещающий необходимое количество образцов древесины, и груз, с помощью которого можно полностью погрузить образцы в воду на 5-10 мин. В это время можно проверить знания школьников, используя п. 4 задания 3 из рабочей тетради.

Результаты опытов и выводы ученики записывают в рабочую тетрадь.

Во время проведения лабораторно-практических работ учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы.

4. Подведение итогов урока и рефлексия

Учитель предлагает учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 3 учебника, оценивает их ответы, обсуждает с учащимися результаты выполнения лабораторно-практических работ № 3 и 4 из учебника и задания 3 из рабочей тетради, а также оценивает работу учащихся на уроке, отмечает лучшие результаты и вместе с учениками делает выводы по изученному материалу.

5. Задание на дом

1. Приготовить и принести на следующий урок чертёжные инструменты: простые карандаши, линейку, циркуль, ластик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физико-механические свойства древесины

Тест составлен в программе тестирования   MyTestX...

Конспект урока "Заготовка и свойства древесины"

ВВодное занятие по теме, правила поведения в мастерской, свойства древесины и ее заготовка. Программа для 6 класса....

План-конспект урока технологии 6 класс на тему: "Свойства древесины"

План-конспект урока технологии 6 класс на тему: "Свойства древесины"...

Урок по столярному делу. Свойства древесины.

Урок по столярному делу на темы "Свойства древесины, дефекты и пороки древесины"....

Физико-механические свойства древесины. 7 класс

Физико-механические свойства древесины. 7 класс...

Тест "Свойства древесины"

Предназначен для учащихся 7 класса...