Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Ознакомление учащихся с организацией работ по отделке изделий из древесины окрашиванием, а также с типами красок, эмалей, грунтовок и шпатлёвок; формирование умений и навыков подготовки поверхностей деталей из древесины и древесных материалов к покраске, нанесения красок или эмалей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_okrashivaniya6_kl.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 13. Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями

Цели урока: ознакомление учащихся с организацией работ по отделке изделий из древесины окрашиванием, а также с типами красок, эмалей, грунтовок и шпатлёвок; формирование умений и навыков подготовки поверхностей деталей из древесины и древесных материалов к покраске, нанесения красок или эмалей; формирование умений выявлять дефекты окрашивания и устранять их; развитие эстетического сознания, аккуратности и бережного отношения к древесине.

Ожидаемый учебный результат:

•        общее представление об отделке изделий из древесины окрашиванием красками и эмалями;

•        приобретение опыта самостоятельной подготовки изделий из древесины к окрашиванию: нанесения грунтовки и шпатлёвки, зачистки;

•        приобретение навыков окрашивания изделий из древесины;

•        развитие внимания, аккуратности, точности исполнения;

•        приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

Место проведения урока: школьные учебные мастерские, кабинет ручной (машинной) обработки древесины.

Дидактические средства обучения: образцы изделий из древесины, окрашенные красками или эмалями, материалы и инструменты (краски, эмали, кисти, грунтовка, шпатлёвка, шпатели, шлифовальная шкурка, резиновые перчатки), вытяжной шкаф, детали и изделия из древесины для выполнения практической работы №11, учебник технологии (§ 10), рабочая тетрадь.

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий, материалов и инструментов, работа с книгой, практическая работа.

Формируемые УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: материалы фронтального опроса, содержащиеся в разделе «Проблематизация» (см. ход урока), визуальные материалы (плакаты, слайды), образцы деталей из древесины, окрашенные красками и эмалями.

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: п. 1 задания 10 из рабочей тетради, практическая работа № 11 из учебника.

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 2 задания 10 из рабочей тетради.

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: приобретение знаний, освоение знаний, сотрудничество, коммуникация, использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, программы для работы с ресурсами.

Потребности в ЭОР: ресурсы синтезированного визуального ряда (иллюстративные материалы, динамические модели).

Возможные варианты организации занятия: при наличии только одного компьютеризированного места (учителя) учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.

Информационно-технологические материалы

Единая коллекция образовательных ресурсов.

Технология. Учебное электронное издание.

http:// school-collection.edu.ru/catalog/rubr/

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

Дефекты в древесных материалах. Сучки и трещины. Модуль предназначен для изучения дефектов и пороков древесных мате риалов. Рассмотрена классификация сучков и трещин, их влияние на качество древесины и способы заделки. Материал сопровождается яркими иллюстрациями и слайд-шоу. Для закрепления знаний модуль содержит задание для самопроверки.

http://fcior.edu.ru/card/20977/ defekty-v-drevesnyh-materialah suchki-i-treshiny.html

Ход урока

1.        Проблематизация

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы.

Какие способы отделки изделий из древесины вы изучали ранее? Для чего предназначена отделка изделий из древесины? Каково должно быть состояние поверхности деревянной детали перед её отделкой?

Каким образом проверяют качество лакирования детали из древесины?

После обсуждения ответов учитель формулирует цели и за дачи урока.

2.        Введение нового материала

Учитель показывает учащимся образцы изделий, прошедших отделку окрашиванием — окончательную операцию, улучшающую внешний вид изделия, знакомит с материалами (грунтовками, шпатлёвками, красками, эмалями) и инструментами для отделки. При объяснении учащимся технологии подготовки поверхностей деревянных деталей к окрашиванию учитель использует образцы, каждый из которых прошёл определённую стадию такой подготовки: 1) не зачищенный; 2) обработанный шлифовальной шкуркой; 3) грунтованный; 4) с дефектами поверхности, заполненными шпатлёвкой; 5) со сплошной шпатлёвкой, обработанный шлифовальной шкуркой; 6) окрашенный.

Особое внимание следует уделить выявлению дефектов окрашивания детали (изделия) и их устранению.

Учитель объясняет учащимся правила безопасной работы при окрашивании изделий.

По окончании изложения теоретического материала следует провести фронтальный опрос, используя следующие вопросы.

В каком случае изделие из древесины не лакируют, а окрашивают?

Какие краски (по составу) для окрашивания древесины вы знаете?

Для какой цели служит шпатлёвка?

Чем, кроме кисти, можно наносить краску на поверхность?

3.        Первичное закрепление знаний и обратная связь

Осуществляются в процессе выполнения п. 1 задания 10 из рабочей тетради и практической работы № 11 «Окрашивание изделий из древесины краской или эмалью» из учебника.

Учащиеся работают в малых группах, что способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий: формирование умений работать в группе, выбирать адекватные стратегии коммуникации, согласовывать свои действия, налаживать общение и сотрудничество. Работы по окрашиванию следует проводить в вытяжном шкафу или хорошо проветриваемом помещении.

После получения у учителя деталей или изделий ученики выполняют п. 1 задания 10 из рабочей тетради: составляют план работ, которые предстоит выполнить, и определяют перечень материалов и инструментов, необходимых для данных работ. Это задание способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий путём формирования способности планировать реализацию поставленных учебных целей.

После этого учащиеся занимаются непосредственно отделкой деталей или изделий. Весьма полезным будет привлечение учащихся к окраске школьной мебели: стульев, столов, табуретов и т. д.

Внимание! Кисти от краски и эмали отмывает только учитель!

Наиболее часто допускаемые шестиклассниками ошибки при окрашивании изделий:

•        некачественно зачищают поверхности деталей перед окрашиванием;

•        при окрашивании наносят краску толстым неровным слоем.

Учитель постоянно оказывает практическую помощь при окрашивании, помогает устранять допущенные ошибки.

Перед началом практической работы учитель предлагает учащимся назвать, по каким критериям качества следует оценивать работу по отделке изделий. Затем обобщает предложения и окончательно формулирует основные критерии, которые могут быть следующими:

1)        правильное выполнение п. 1 задания 10 из рабочей тетради;

2)        соблюдение правил безопасной работы;

3)        правильная подготовка рабочего места для отделки изделий;

4)        верный выбор инструментов и материалов для отделки;

5)        качественная очистка поверхностей изделия перед отделкой;

6)        соблюдение приёмов работы при нанесении грунтовки;

7)        качественное шпатлевание трещин, пор, неровностей и сколов на поверхности;

8)        поверхность гладко отшлифована после шпатлёвки;

9)        задание выполнено в установленное время;

10)        хорошее качество окрашенных поверхностей.

В соответствии с этими критериями учитель составляет протокол анализа работы учащихся.

4. Подведение итогов урока и рефлексия

По окончании урока учащиеся выполняют пп. 2 и 3 задания 10 из рабочей тетради.

 Правильные ответы на и. 3 задания 10 из рабочей тетради: стамеска, грунтовка, олифа, шпатлёвка, краска, шпатель, кисть.

Учитель выставляет учащимся комплексную отметку, учитывая: результаты фронтального опроса, качество выполнения практической работы, выполнение задания 10 из рабочей тетради, разбирает допущенные ошибки, отмечает лучшие работы учащихся.

5. Задание на дом

1. Ответить на вопросы, приведённые в конце § 10 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ТСО в процессе обучения учащихся 5 класса по разделу «Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения»

В данной работе представлена классификация технических средств обучения и их характеристика, а также проведен педагогический эксперимент "Влияние ТСО на качество обучения". В разработке описана ...

тест по технологии 6 класс мальчики, на тему Технология создания изделий из древесины

Тест по технологии 6 класс мальчики, на тему Технология создания изделий из древесины, по учебнику Технический труд 6 класс под редакцией Симоненко, Москва 2008 "Вентана-Граф", материал для теста испо...

Тест по технологии 7 класс мальчики Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения

Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения...

Технология окрашивания изделий из древесины

План урока по технологии.Технология окрашивания изделий из древесины...

Урок технологии в 6-ом классе Тема урока: «Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями.

Предлагаю Урок технологии в 6-ом классе Тема урока: «Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями....