Урок "Мешочек счастья"
творческая работа учащихся по технологии (8 класс) по теме

Материал не изучен, проведена большая исследоавтельская работа учащимися по возрождению национальных традиций по изучению оберегов. одним из которых является "Мешочек благополучия". После выхода публикаций в СМИ, буклетов, выступлений на научно-практических конференциях очень широко стали применять данные мешочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meshochek_schastya_5555555.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Эстетические отношения человека к миру охватывают все, с чем ему приходится соприкасаться: явления природы, предметы быта, произведения искусства, человеческие поступки и т.д. У детей и молодежи эстетические отношения, вкусы проходят сложный процесс развития.

Поэтому необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и в жизни.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей.

Цель программы: возрождение национальных традиций и обычаев формирование у воспитанников основ целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей обучающихся посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.

Задачи программы:

-        научить понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться в разновидностях декоративно – прикладного искусства;

-        научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;

-        обучить различным видам рукоделия, способам и технологии выполнения художественных изделий;

-        развивать трудолюбие, целеустремленность, усидчивость, аккуратность;

-        прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

-        развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

-        воспитывать любовь к природе родного края и умение бережно к ней относиться;

-        помогать в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.

            Планируемые результаты.

В процессе освоения программы у школьников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

  • любовь и уважение к Отечеству, культуре, народным традициям
  • интерес к воссозданию и изучению традиций лоскутного шитья
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность изделий народного творчества, стремиться к совершенствованию личного мастерства;
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

                                                 

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему);
  • пользоваться схемами, шаблонами, технологией пошива изделия;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Программа рассчитана на достижение воспитательных результатов первого уровня:

  • повышение познавательного интереса к учебному предмету «Технология»;
  • развитие творческого потенциала школьников;

                                               

  • повышение уровня знаний по данному разделу предмета « Технология»;

Не исключается возможность достижения результатов второго и третьего уровней с отдельными обучающимися, достигшими достаточно высоких результатов как в учебной деятельности по данному предмету, так и во внеурочной. Это такие результаты, как:

Второй уровень результатов:

  • участие школьников в школьных конкурсах,  олимпиадах
  • заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Третий уровень результатов:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска информации в разных источниках;
  • участие в олимпиадах, конкурсах муниципального и регионального уровня.

Программа рассчитана на учащихся средних  классов.

Программа предусматривает занятия в 1 раз неделю .

Форма занятий: групповая

Идея программы: синтезировать различные области прикладного творчества на основе пронизывания их едиными темами, что дает возможность соединить локальные знания по каждому из них в широкую целостную картину.

Отличительной особенностью этой программы является то, что она не может и не должна, по основному замыслу, задавать жестко регламентированный темп развития, как это свойственно обычным традиционным программам.

По нормативным срокам реализации образовательная программа «мой мешочек счастья»  рассчитана на 2 года обучения. В 1-й год обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. (всего 68 часов).  Во 2-й год обучения – то же самое.

работа с природным материалом отличается большой сложностью и трудоемкостью в плане обработки и подготовки материала к учебному процессу.

Программа основана на единых подходах и принципах:

-        непрерывность и преемственность педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований (то есть программный материал располагается в единой последовательности с учетом возрастающей детской компетенции);

-        использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального, подгруппового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми;

-        развивающий характер обучения, основанный на детской активности и экспериментировании. При анализе каждого выполненного задания оценивается попытка ребенка найти нестандартное решение или множество решений одного задания;

-        рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);

-        обеспечение психологического комфорта ребенка;

-        уважение личности ребенка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;

-        сотрудничество с детьми, предоставление им самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и интересами;

-        формирование у ребенка адекватной самооценки своей деятельности;

-        использование различных форм работы с семьей.Обучение проводится в двух направлениях:

1)        усвоение теоретических знаний;

2)        формирование практических навыков.

Теоретическая часть – определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов.

Практическая часть включает в себя навыки работы с материалами и инструментами, навыки изготовления мешочков и их отделки.

Программа не накладывает ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приемов. Важно, что у детей воспитывается стремление доводить начатое дело до конца, соблюдать правила культуры труда, содержать в порядке рабочее место, рационально использовать природный материал, выполнять правила техники безопасности.

Особое место в программе кружка  отводится занятиям, построенным на основе эстетических законов красоты, гармонии, радужного восприятия мира и природы. Учебный год начинается и заканчивается такими занятиями, которые способствуют созданию эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, введению ребенка в мир прекрасного, пониманию им красоты как эстетической категории, красоты и доброты как основы взаимоотношений между людьми. Первые  занятия первого года обучения в творческом объединении направлены на выявление индивидуальных особенностей, общего уровня эрудированности и культуры каждого ребенка, на установление наиболее эффективного контакта педагога с ребенком, на формирование и сплочение детского коллектива.

Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринужденно. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребенка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству,  способности получать удовольствие от сделанной работы.

Несколько занятий в программе отводится подготовке к Шагаа Такая работа не только способствует закреплению знаний и навыков, полученных на занятиях, но и открывает широкие возможности.

В первое полугодие и в конце учебного года обязательно проводятся итоговые занятия в форме выставок, куда дети могут пригласить своих родителей, классных руководителей, одноклассников. Итоговые занятия проводятся с целью выявления полученных знаний и умений, знакомства с достижениями детей. Анализ деятельности детей не является самоцелью. Он необходим для констатации исходного уровня их развития, сопоставление с которым позволяет более полно фиксировать продвижение или отставание каждого ребёнка.

             

 

                                    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.        Вводное занятие «Праздник знакомства»

Теория: знакомство детей друг с другом и педагогом, знакомство с организацией и содержанием занятий; правилами культуры труда. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: заполнить анкету «Расскажите сами о себе»; игры – знакомства «Снежный ком», «Сердце отдаю другу» и другие.

Форма занятий: групповая

        2.История нациоальной утвари

Практика: экскурсия в кожунную библиотеку в краеведческий отдел.

Форма занятий: групповая

3. религиозные верования тувинцев, русских и народов севера.

Теория: определение понятия религия тувинцев, религия русского народа  и народов севера

Форма занятий: групповая

4. мешочек счастья

Теория:, история национальной утвари тувинцев, русских и народов севера

Форма занятий: групповая

5. исследовательская работа «Обереги»

Теория:  Назначение оберегов, технология изготовления оберегов: солнце, подкова, кукла – желанница, персональный оберег, домовенок, мешочек счастья.

Практика: изготовление оберегов: солнце, подкова, кукла – желанница, персональный оберег, домовенок, мешочек счастья.

Форма занятий: групповая

   

                           6.изготовление мешочков

Теория: технология изготовления мешочков из различных тканей.

Практика: технология изготовления мешочков.

Форма занятий: групповая

Форма контроля: анализ выполненных работ.

  7.отделка мешочков

Теория: различные отделки

Практика: выполнение отделки.

Форма занятий: групповая

         

  8.итоговое занятие «праздник для детей и родителей»

Практика: дарение мешочков родителям.

  Национальная посуда тувинцев создавалась, отбиралась, усовершенствовалась многовековой практикой кочевых племен Центральной Азии. Поэтому она часть многовековой культуры не только одних тувинцев. Все содержание различной посуды диктовалось кочевым образом жизни и условиями климата. Изготавливалась она главным образом из природных материалов и поэтому была легкой, удобной и экологически чистой.

          Большая часть утвари из дерева и бересты изготовлялась в условиях домашнего производства. В каждом тувинском хозяйстве делали деревянные чашки, Ступки, корытца, сосуды для молока. Тувинцы пользовались для: поделок различными породами дерева. Излюбленным материалом тувинских столяров, служила лиственница, которая шла даже на изготовление самострелов, стрел и других снарядов охотничьего и рыбного промыслов.

          Для более ценных изделий, таких как сундуки и всякого рода разные вещицы, употребляется кедр. Для изготовления посуды в том числе чашек, брали обыкновенно тополь, лучше других древесных пород, поддающийся долблению.

          Тувинцы украшали резьбой и росписью преимущественно те деревянные предметы, которые чаще были на виду — сундуки, передние стенки кроватей, дверцы юрт, посудные ящички, сосуды для молока и др.

          Тувинцы использовали в своем хозяйстве посуду металлическую, деревянную, сделанную из кожи, берестяную и фарфоровую. В обычном понимании посуда - это емкость для еды, питья и хранения пищи. В этом смысле посуда тувинцев насчитывает около 46 наименований. Однако тувинцы наряду со словом сава — посуда использовали часто двойное слово хап-сава. Слово хап переводится как мешочек, футляр, коробка. Двойное же слово хап - сава главным образом означает посуду и тару для хранения жидких, твердых и сыпучих продуктов. Это связано со способами переработки и консервирования основных продуктов - молочных и мясных.            Поскольку молоко в результате переработки обязательно превращалось в твердые или сыпучие продукты, то они переходили для хранения, например, в кожаные метки различных видов, то как бы стиралась резкая граница между посудой и тарой. С этим обстоятельством и связано частое использование слова хап- сава. К роду хап - сава относятся и такие важные предметы домашнего обихода, как шууруун, чиниир, таар, кымзаар, ангара и т.д. В таком широком понимании хап-сава тувинцев составляет около 70 наименований.

       Тканый из шерстяной пряжи мешочек - таар был самым лучшим для процеживания божа. Только таким способом можно получить весьма важные продукты тувинцев — ааржы, курут, ээжегей. В этой связи нельзя не упомянуть о легендарном, кынзаре - во многих тувинских сказках можно встретить упоминание о нем. До сих пор он не забыт, с любовью вспоминает о нем и нынешнее поколение. Кымзар - прядения из конских волосков сумка с четырьмя большими соскообразными отверстиями на дне. При помощи специального кожаного ремня - тол курона подвешивалась спереди на правой стороне собирателя сараны или грибов.

        Посуда оленеводов (кроме котла) изготовлялась из дерева, бересты, кожи и некоторых внутренних органов животных. Из бересты делали соо - ведерко для хранения оленьего молока и воды. Маленькие соо (высота их не превышала 10 — 15см) применяли при дойке оленей. Также соо значительно больших, размеров. Соо украшали орнаментом, выдавленным зубами. Из бересты изготовляли небольшие чашки (ыяш аяк), из которых пили чай и мясной бульон.

       Кисет (таакпы хавы) - кожаный или матерчатый - имел вид мешочка, с узким горлышком на вздержке к его верхнему краю прикрепляли на цепочке серпообразным железный скребок и копалку в виде изогнутого зубца.

       Завершая рассмотрение техники домашних производств и ремесел тувинцев, следует отметить, что одни из них являются чисто мужскими - таковы кузнечество работа по дереву, взбивание шерсти, при изготовлении войлока; другие - по преимуществу женскими, в которых войлочных ковриков; наконец, есть производства, в которых участвуют как те, так и другие — катание войлока, плетение веревок, выделка кожи, обработка бересты.

       Так, например, обработка кожи, витье веревок и другие занятия выполнялись, силами одной семьи и поэтому могут быть отнесены к семейным формам домашнего производства, а обработка шерсти для войлока велась всем аалом и являясь общинной формой домашнего производства. Разделение хозяйства на общинные и семейные формы прослеживается и в скотоводстве, и в охоте и в рыбной ловле, о чем шла речь выше.

        У тувинцев практиковалось, изготовлялось нитей двумя способами — сучением и прядением. Сучение, считающееся наиболее архаичной техникой, не требовало никаких приспособлений и выполнялось только руками. Нить сучили руками на голом колене или бедре. Взяв три сухожилья, их скручивали поочередно между большим и указательными пальцами, вначале одной, а за тем другой руки слегка увлажняя волокна слюной.

                                            Религиозные верования

       В народном мировоззрении тувинцев очень большое место занимали различные, религиозные представления, суеверия, запреты, приметы и.т.д. Такое положение следует признать, вполне естественным принимая во внимание, многовековой гнет и эксплуатацию трудящихся тувинцы со стороны иноземных и местных угнетателей. Экономическую, политическую и культурную отсталость тувинцев в прошлом. Отсутствие грамотности и письменности и образования, науки и просвещения весьма облегчало распространение и укоренение первобытных, религиозных верований, хотя и . не значило, что народное мировоззрение тувинцев было целиком религиозным.

        Религия — сложное и многогранное явление в истории и культуре любого народа, любой страны. Она одновременно содержит в себе целый ряд негативных и некоторые позитивные стороны, которые в совокупности, образуют сложный механизм, воздействующий на все сферы духовной жизни общества.

       Тоджинцы еще в XX в. совершали различные обряды, связанные с промысловым и семейным культами. Эти обряды включали коллективные и личные жертвоприношения духом «хозяева места» (обряд танды ээзин оргуур). Так, после удачной охоты все участники, прежде чем пить чай, совершали обряд чайыглаар. наливали в какую — ни будь посуду немного чая и разбрызгивали его в четыре стороны света. Здесь же обычно производили и другой обряд отка каар; бросали в огонь костра кусочки мяса, отрезанные от туши животного. Охотник, обращаясь к «хозяину места» с мольбой об удаче на промысле, произносил например следующее:

Оран - тандым , бедик тайгаларым !

Бак чувени ынай кылып, эки чувени бэзр кылып

Ан - днянден

Бак чуведен хайырлаар склер, хайыраканным!

Моя сторона, высокие горы!

Плохое отстраняйте, хорошее приближайте.

Помилуйте.

Подарите зверей, белок, мои владыки!

        Возле оваа совершились коллективные моление (оваа дагыыр). В жилище совершали обряд духу очага (от дагыыр): брызгали в огонь, бросали туда кусочки пищи, одновременно обращаясь к очагу с просьбой благополучия для семьи. Кедры или ели со спутанными ветвями, росшие на возвышенностях, считались хем - ыяш (шаманское дерево). Каждый, кто проходил мимо хам — ыяш, поклоняясь «хозяину тайги» привязывал к дереву матерчатые ленточки, волосы от хвоста лошади. Если человек имел с собой чай или пищу, окунув ветку в чай, обрызгивал его дерево. Обращаясь к хам — ыяшу, человек просил: «Хозяин, дай мне удачу» т.е. просил что — ни будь хорошее.

        Можжевельник род, вечнозеленых. Широко, распространены в горных районах Средней Азии. Древесина можжевельника крепкая, смолистая, устойчивая против имения и насекомых, из давно использовалась в строительстве мебельной и карандашной промышленности. Шишки сладковато - пряные, ароматные, применяются в фармацевтической и пищевой промышленности. Эфирные масла, шишках обладают сильным антисептическим действием и используются для приготовления арчового бальзама, а также парфюмерии.

       Материалы к занятию. нитки, ножницы, лоскутки (шелковые, хлопчатобумажные) тесемки, пряжи (разноцветные по 30 см 3 шт). Демонстрационные материалы: хап (мешочек) для можжевельника, основная ткань с под кладом, круг (2 шт) с диаметром Д = 9 см.

1.        Основная ткань с под кладом - 25 х 20 см.

2. Круг с диаметром — 9 см (по две детали)

 

 

       Есть немало тканей, из которых шьется легко и быстро. К «легким», тканям отнести, хлопчатобумажные. Атласы кроить и шить приходится особо внимательно (Показываю ткани).

       Для шитья мешочка потребуется 50 см хлопчатобумажной ткани и 30 см атласной ткани, тесемки длиною 25 см (Зшт). Прежде чем кроить убедитесь, что ткани обработаны должным образом и выкройка правильно разложена. Выкройку делаем на бумаге 20 - 25 см детали (2 шт). Круг с диаметром 9 см (2 шт). Выкройка готова, теперь уложите на ткань выкройку. Обычно ткань складывают лицевой стороной внутрь, затем приколите булавкой выкройку, чтоб не скользило. Затем проведите мелом по выкройке, после этого обрежьте по линии контура. Готовые детали пришиваем вручную по вертикали, сначала шьем основную часть мешочка. После этого дно (круг) мешочка, также сначала вручную соединим затем на швейной машине. Готовая, подкладная (часть мешочка). Затем шьем внутреннюю часть мешочка Оно состоит из атласных полосок (3 шт).

       Как вшить полоски: Изготовьте полоски длиною 25 см шириной 6,7 см (3 шт). Сложите полоски, изнаночными сторонами совместите длинные срезы и стачайте, отступив 1 см от края. Повторите действие на двух оставшихся полосках вставок. Заутюжьте готовую деталь оставшуюся из 3 полосок, затем правильно пристрочить тесьмы по горизонтали на швы. Чтоб не было видны места соединения ткани. Затем готовую деталь прострочить по горизонтам, получиться трубочка. После этого пришиваем дно мешочка. Выверните на изнанку трубочку распределите круг равномерно (шьем вручную) затем прошиваем на швейной машине.

      Как вшить лоскутную вставку: Изготовьте подоски шириной 6,7 см (3 шт.).              Сложите полоски изнаночными сторонами, совместите длинные срезы и стачайте, отступив 1 см от края. Повторите действие на двух оставшихся полосках вставок. Заутюжьте готовую деталь состоявшуюся из 3 полосок.           Затем правильно пристрочить тесьму по горизонтали на швы. Чтоб не было видны места соединения ткани. После этого гладить через марлю и прострочить по горизонтали получится трубочка.

Список использованной литературы:

1.        С. Вайтшенн. Тувннды-Тоджшщы. - стр. 93 - 177.

2.        Башкы. - 1998 № 1. стр. 59-62.

3.        Культура тувющев: традиция и современность. - стр. 5В

4.        М. Кеннн-Лопсан «Священные традиции тувинского народа» стр. 123-     132  

5.        Лесная энциклопедия. Т. II стр. 85-86

6.        А.П. Потапов. Очерки народного быта тувинцев. Стр. 346

7.        С И. Вайнштейн. Историческая этнография тувинцев. Стр. 247 -256. стр. 262-263.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-экспромт "В чем счастье человеческое"

Классный час-экспромт «В чем счастье человеческое» познакомит учащихся 5-6 классов с понятием «счастье». ...

"Счастье учителя в учениках"

Эссе представлено на  районном конкурсе профессионального мастерства "Самый классный классный - 2005"....

Ситуационный классный час - Что такое счастье?

Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

"Что такое счастье?"

Презентация к замечательному стихотворению Эдуарда Асадова.Перед просмотром советую увеличить размер фото в презентации. (Фотографии и картинки сжаты, чтобы загрузить на сайт)...

Щуркова Н.Е. "Воспитание счастьем, счастье воспитания" (книга)

Книга открывает новое направление в подходе к воспитательному процессу: выдвигает проблему счастья как педагогическую проблему, предлагает профессиональное решение вопроса формирования у детей способн...

Развлекательная конкурсная программа «Счастье в ладошках», посвященная Дню Счастья

Международный день счастья – это один из самых светлых и добрых праздников. Это день улыбок, объятий, поцелуев, отличного настроения и веры во всё хорошее! Люди на всей планете стараются сделать друг ...