Технологическая карта урока "Вязание спицами. Основные приёмы вязания" 6 класс
учебно-методический материал по технологии (6 класс) на тему

Москвина Татьяна Николаевна

Данный материал является технологической картой урока в 6 классе по разделу  "Художественные ремёсла".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_6_klass_vyazanie_spitsami.docx80.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель:            Москвина Татьяна Николаевна    (ГБОУ СОШ № 285 Красносельского района Санкт-Петербурга)

Предмет:            Технология. Технологии ведения дома (девочки)

Класс:                 6

Автор УМК:      Н.В. Синица, В.Д. Симоненко

Раздел:                Художественные ремёсла

Тема урока:        Вязание спицами. Основные приёмы вязания (2 спаренных урока – 90 минут)

Тип урока:          Общеметодологической направленности

Оборудование:  Учебник, иллюстративный материал, инструменты для вязания, пряжа

Цели урока -  как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид формируемых универсальных учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

  • подбирать материалы и инструменты для вязания на спицах

понимание, узнавание, обоснованное применение

Познавательные

  • осваивать  технологию вязания спицами

самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий с помощью учителя или одноклассников

Регулятивные

  • устанавливать цель дальнейшей деятельности
  • планировать работу

совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

  • обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

совместные (групповые) действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

  • осуществлять рефлексию процесса и результата деятельности
  • ориентироваться на выполнение моральных норм (взаимопомощь)

самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм с помощью учителя или одноклассников

Организационная структура урока

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приёмы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Оганизацион-ный этап

  • 4 минуты

1.Настроить  учащихся на работу по предмету

Фронталь-ная

1.Приветствует учащихся

2.Проверяет  списочный  состав класса

3.Санкционирует  подготов-ку учащихся класса к уроку и осуществляет проверку

1.Приветствуют учителя

2.Староста класса пофамиль-но сообщает количество отсутствующих на уроке

3.Выполняют  подготовку к уроку

Личностные УУД:

- овладевать установ-ками, нормами и пра-вилами научной орга-низации умственного и физического труда

Мотивацион-но-целевой этап

  • 6 минут

1.Формиро-вать личност-ный мотив учения.

2. Организо-вать само-стоятельную постановку цели

Беседа

Фронталь-ная

1.Актуализация знаний учащихся:

- Две стройные сестрицы,
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в  петельки...
И вот он — шарф для Петеньки
(спицы)

- В чём разница при вязании крючком и спицами?

2.Формулирует проблему:

- Для того чтобы изделие связанное спицами имело красивый вид надо не только уметь вязать, но и правильно подбирать спицы и пряжу

1.Отвечают на поставленные вопросы

2.Определяют тему урока

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следствен-ные связи;

Регулятивные УУД: 

- определять цель дальнейшей деятель-ности

Коммуникативные УУД:

- слушать других, быть готовым изме-нить свою точку зрения

Личностные УУД:

 - формировать позна-вательный интерес к предметной деятель-ности;

- осознавать необхо-димость в новых зна-ниях и их использова-нии в жизни

Поисково-ис-следователь-ский этап

  • 15 минут

1.Организо-вать поиск решения проблемы

Исследо-вание

Фронталь-ная

1.Предлагает найти и про-вести анализ информации в учебнике

2.Рассказывает и актуали-зирует знания по материалам и инструментам для вязания, правилу набора петель при вязании спицами

ПОКАЗ:

Виды спиц, пряжи

1.Читают текст учебника и анализируют его 

§ 29 стр. 151 – 154,

§ 33  стр. 167 – 173

 

2.Делают записи в тетрадь

(см. ресурсный материал)

 

Познавательные УУД:

- искать, выделять и анализировать необхо-димую информацию 

Коммуникативные УУД:

- формулировать вопросы

Практический этап

  • 20 минут

Перемена

  • 35 минут

1.Организо-вать практи-ческую работу

Объясни-тельно-иллюстративный, практи-ческий

Индиви-дуальная,

групповая, фронталь-ная

1.Предлагает   учащимся подготовиться к выполнению практической  работы:

«Набор петель спицами»

2. Объясняет последователь-ность выполнения  заданий практической  работы:

  • определение номера спиц
  • определение правильнос-ти подбора спиц и пряжи
  • набор петель

3.Санкционирует начало сдачи образцов петель

1.Выполняют подготовку к практической работе

2.Выполняют задания  практической  работы

(см. ресурсный материал)

3.Сдают образцы

Познавательные УУД:

- практическое освое-ние учащимися техно-логии вязания спица-ми

Коммуникативные  УУД: 

- осуществлять учеб-ное сотрудничество

Личностные УУД:

- обеспечивать контроль и само-контроль

Рефлексивно-оценочный этап

  • 10 минут

1.Оценивать свою  способ-ность  и готовность к труду,  в конкретной предметной деятельности

2.Самооценка

Метод «незакон-ченных высказы-ваний»

Индиви-дуальная,

групповая, фронталь-ная

1.Создает атмосферу эмоционального комфорта и оценивает результаты выполненной практической работы

2.Задаёт вопрос о возможных трудностях при вязании спицами

3. Предлагает закончить фразы:

  «Я сегодня узнала……»

  « Я сегодня научилась….»

4.Сообщает, что на следую-щий урок надо принести спицы, крючок  и нитки для вязания

1.Слушают учителя

2.Проговаривают возникшие сложности

3. Дают ответы на сформу-лированное начало фраз

4.Делают записи в дневник

Регулятивные УУД:

- анализировать способы вязания спицами

Коммуникативные  УУД:

- осуществлять учеб-ное сотрудничество

Личностные УУД:

- обеспечивать контроль и само-контроль

 

 Ресурсный материал к уроку

Ручное вязание спицами – очень древний вид рукоделия.  Справедливо будет сказать, что достоверно не известно,  кто и когда  догадался, что из скрученной нити  с помощью заостренных палочек можно вязать практичную одежду.

Однако  некоторые исторические вехи все же известны. Предположительно, это ремесло знали еще в эпоху Троянской войны (8-7 века до н.э.). При исследовании расположенных на территории Египта коптских гробниц (относятся к 4-5 векам до н.э.) были найдены вязаные вещи.

В средние века носить такие изделия могли позволить себе разве что представители высшего класса. Во времена королевы Елизаветы, которая и сама носила чулки, связанные спицами из мягкой тонкой пряжи, в Англии появились школы вязания, которые в немалой степени помогали бедным слоям населения обеспечивать свои семьи хлебом насущным. Вязаные чулки экспортировались из Британии в Германию, Голландию, Испанию. Заметный след оставило вязание спицами и в истории Шотландии. В 17-18 веках целые семьи были вовлечены в изготовление вязаной одежды. Свитера, связанные из толстой грубой шерсти, были необходимой вещью для рыбаков с шотландских островов. Считается, что именно из Европы норманны и морские путешественники привезли навыки вязания в скандинавские страны, где вязание спицами также получило большое распространение. Во время французских войн с участием Наполеона женщины собирались вместе, чтобы вязать варежки и носки для солдат. Эта практика продолжалась и в период Первой и Второй мировых войн.
Различные виды вязания на спицах зародились в разных частях света. Отличие состоит в моделях, орнаментах, цветовом сочетании нитей. Многие старинные приемы вязания используются и сегодня.

В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал – пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели.

Инструменты для вязания

Для ручного вязания используют специальный инструмент – спицы. Они бывают металлические (стальные, алюминиевые, латунные), деревянные, пластмассовые, костяные. Кроме этого спицы могут иметь разную форму:

а. прямые длинные (с одним рабочим концом)

б. прямые короткие (с двумя рабочими концами)

в. круговые (соединённые леской или трубочкой)

Спицы различаются по номерам (толщине) от № 1 до № 10. Номер спицы – это её диаметр в миллиметрах.

Определить номер спицы (если он не указан на самих спицах) можно измерив, диаметр сделанного спицей отверстия на бумаге.

Материалы для вязания        

Для ручного вязания используют пряжу. Пряжу изготавливают  из различных волокон (хлопок, лён, шерсть, синтетические). Она имеет  разнообразный  цвет и внешний вид «травка», «букле», «меланж» и т.д. Кроме новой пряжи, для вязания можно использовать пряжу из уже отслуживших, изношенных изделий. Для повторного использования пряжа должна  пройти предварительную подготовку (стирка, сушка, перематывание).

Подбор спиц и пряжи для вязания

При вязании надо учитывать материал, из которого изготовлены спицы. Так, пластмассовые спицы предпочтительно использовать для вязания из лёгкой пушистой пряжи (мохер), а алюминиевые – для вязания изделий из тёмной пряжи. Кроме того надо соотносить толщину пряжи и толщину спиц (чем больше номер спиц, тем они толще).

Правило подбора спиц: спицы должны быть в два раза толще нитки.

Если спицы и пряжа подобраны неправильно, то полотно получается очень плотным и жёстким, а петли будут провязываться с большим усилием или наоборот полотно получается рыхлым и бесформенным, а петли при вязании будут соскальзывать со спиц.

Практическая работа

«Набор петель спицами»

Охрана труда:

  1. Работа выполняется чистыми руками.
  2. Перед началом работы проверить качество спиц: они должны быть хорошо отполированы, без сколов на поверхности и иметь заострённые округлые концы.
  3. При работе со спицами не отвлекаться и не покидать рабочее место.
  4. Соблюдать осторожность при  работе с ножницами, линейкой.

Материалы и оборудование:

Каждая из вас имеет на рабочем месте спицы (2 штуки), пряжу, ножницы, линейку, лист бумаги.

Выполнение практической работы:

  • Определение номера спиц

Взять спицу и проколоть ею отверстие в листе бумаги. Спицу положить на парту и взяв линейку измерить диаметр получившегося отверстия. Результат записать.

  • Определение правильности подбора спиц и пряжи

Взять нить пряжи, сложить её вдвое и слегка скрутить. Измерить толщину скрученной нити и сравнить её с диаметром спиц. Результат записать и сделать вывод о правильности подбора спиц и пряжи (правильным является результат, когда толщина подготовленной нити и диаметр спицы одинаковые).

  • Набор петель спицами

Для выполнения набора петель начального ряда надо взять в правую руку сдвоенные спицы, а нить пряжи натянуть между большим и указательным пальцами левой руки (образуя треугольник). После этого произвести набор первой петли спицами по схеме (натянутая нить – петля на большом пальце – нить на указательном пальце – возврат  в петлю большого пальца – сброс  петли с большого пальца – затягивание петли на спицах). Последующий набор производится по аналогии. Набрать 10 петель.

http://sovetclub.ru/tim/7b5e2211a565e4c873d4eab9323722bc.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Основные виды обстоятельств"

Урок разработан с использованием различных видов УУД в условиях реализации ФГОС...

Технологическая карта урока закрепления знаний в 5 классе "Предложение — основная единица речевого общения"

Технологическая карта урока закрепления новых знаний по ФГОС в 5 классе...

технологическая карта урока: Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком.

Тема урока: «Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком». Цель урока: Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика.Способствовать формированию умений по выпиливанию лоб...

Технологическая карта к уроку "Основные классы неорганических веществ"

Технологическая карта к уроку "Основные классы неорганических веществ" 8 класс...

Технологическая карта по технологии по правилам ФГОС на тему: "Вязание крючком. Основные приёмы" 6 класс

Ручное вязание крючком – очень древний вид рукоделия. Точный срок истории возникновения вязания крючком невозможно определить, но предположительно вязание крючком уходит глубокими корнями в далекое ...