технологическая карта урока: Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком.
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Воротников Владимир Вениаминович

Тема урока: «Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком».

Цель урока: Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика.

Способствовать формированию умений по выпиливанию лобзиком.

Развивать техническое мышление и знания по обработке древесины.

Воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность при выполнении работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_tehnologicheskaya_karta_uroka._vypilivanie_lobzikom._.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Технология.

Учитель: Воротников Владимир Вениаминович.

МАОУ СОШ № 4, муниципального образования Успенский район.

Класс: 5  

Базовый учебник: Тищенко А.Т., Симоненко В.Д., «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс».

Рабочая тетрадь: А.Т.Тищенко, «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс».

Тема урока: «Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком».

Цель урока: Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика.

Способствовать формированию умений по выпиливанию лобзиком.

Развивать техническое мышление и знания по обработке древесины.

Воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность при выполнении работы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  презентация, видеоролик, проектор, компьютер, верстак, образцы изделий, контурные рисунки плоских изделий, заготовки из фанеры.

Инструменты: линейка, карандаш, лобзик, заготовка, выпиловочный столик, надфиль, наждачная бумага.

Основные понятия, применяемые на уроке: лобзик, металлическая рамка, зажимы, рукоятка, пилки, выпиловочный  

столик, надфиль, фанера, шаблон.

Планируемые результаты обучения.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Личностные

Устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Стремится к приобретению новых знаний и умений.

Мотивирован на высокий результат учебных достижений.

Формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

Регулятивные

Определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата.

Составление плана и последовательности действий.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи для создания своего изделия.

Выполняет самостоятельно изделие.

Логически мыслит.

Устанавливает связь между операциями.

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Слушать, понимать речь других и давать обратную связь и высказывать свою точку зрения.

Умение договариваться,  находить общее решение.

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Организует начало учебной деятельности.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на совместную работу.

Приветствуют учителя.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Включаются  в деловой    ритм  урока.

Личностные: самоорганизация.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: способность регулировать свои действия.

2. Актуализация знаний

Беседует с учащимися по предыдущей теме урока:

1. Демонстрирует две заготовки и предлагает определить, какая из них требует шлифовки, объяснить почему.

2. Предлагает ответить на вопросы:

- с помощью каких инструментов и приспособлений проводится шлифование поверхности

- влияет ли величина зерна на качество шлифовки

- почему поверхность изделия зачищают наждачной бумагой вдоль, а не поперек волокон

Активно наблюдают, рассматривают образцы, вдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.

В беседе с учителем:

1. Определяют заготовку, требующую шлифовки, раскрывают, в чем её отличие от шлифованной заготовки и для чего необходима эта операция. Ответ учащихся: для придания поверхности декоративных качеств.

2. Отвечают на поставленные вопросы:

- с помощью наждачной бумаги

- величина зерна напрямую влияет на качество шлифования, для грубой шлифовки применяется крупнозернистая шкурка, а для окончательной отделки – мелкозернистая.

- поверхность шлифуют вдоль волокон, чтобы на детали не осталось следов от наждачной бумаги.

Познавательные: умение анализировать,  строить речевые высказывания, умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

3. Изложение нового материала

Объясняет тему с использованием презентации к уроку.

Учитель подводит учащихся к определению темы урока:

1. Напоминает ученикам о том, что при помощи столярной ножовки можно выполнить только прямолинейное пиление древесины

2. Показывает несколько изделий сложной формы и спрашивает учеников – можно ли изготовить такие изделия с помощью столярной ножовки.

3. Предлагает ответить на вопрос – какими свойствами должен обладать инструмент, которым можно выполнить криволинейное пиление и что это может быть за инструмент?

4. Спрашивает учеников: где они могут встретить изделия выполненные лобзиком? Слайд-1

5. Какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом?

Объясняет (с элементами беседы) и демонстрирует учебный материал:

- показывает ученикам инструмент (лобзик) и просит определить: из каких частей он состоит и каково, по их мнению, назначение каждой конкретной детали. Слайд-2,3,4  

Учитель создает проблемную ситуацию:  «при пилении сломалась пилочка – каким способом можно произвести её замену». Выслушивает гипотезы  и совместно с учащимися определяет возможные приемы замены полотна с наглядными примерами.  Слайд-5,6,7

Актуализирует знания, полученные при изучении темы – разметка (определение понятия – шаблон).

Предлагает ответить на вопрос – каким способом можно перенести выбранное изображение на заготовку, не используя шаблон.

Организует работу учащихся с учебником:

- предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы ручным лобзиком и приспособлениями для выпиливания.

Слайд-8,9,10

- демонстрирует учащимся технологию выпиливания приемы работы с инструментом и приспособлениями.

Демонстрация видеоролика.

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока.  

При показе изделий сложной формы и ответе на вопросы учителя – отвечают: изготовить с помощью столярной ножовки такие изделия скорее всего нельзя. Ответ учащихся: необходим инструмент с очень тонким полотном, которое при пилении можно легко изгибать повторяя контуры объекта. Предполагают что возможно это ручной лобзик.

Ученики вспоминают, где они могли встретить изделия, выполненные ручным лобзиком. Ответ учащихся: шкатулки, сувениры, рамки.

При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что необходимо  изучить устройство, технологию и правила безопасной работы (тем самым определяя план урока).

Изучают устройство лобзика (учебник, стр71, рис.68) определяют, из каких частей он состоит. Ответ учащихся: рамка служит для натяжения пилки, ручкадля удерживания инструмента, зажимные гайкидля крепления пилки, пилкадля пиления.

При решении проблемы работают с учебником, находят информацию о приемах замены пилки, выдвигают предложения о способах замены. Ответ учащихся: при помощи приспособления для стяжки. В рамке лобзика пилка закрепляется между концами дуги двумя зажимными винтами.Зубья пилки всегда должны быть обращены на внешнюю сторону рамки и направлены вниз к ручке.

Вспоминают информацию по теме «разметка», дают определение шаблона. Ответ учащихся: шаблон-образец повторяющий форму детали. Предлагают дополнительные способы нанесения сложных объектов на заготовку. Ответ учащихся: при помощи копировальной бумаги.

Работают с учебником (стр.72,73, рис. 72), находят информацию о приемах работы лобзиком, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителем приемов работы с инструментом и приспособлениями.

Ответ учащихся: Во время работы фанеру прижимают к плоскости выпиловочного столика левой рукой, таким образом, чтобы большой палец с указательным образовывал прямой угол  в котором производится движение пилки. Пилку необходимо держать в вертикальном положении, движение ее должно быть равномерным, без усилий, лишь при движении ее вниз допускается приложение некоторого усилия, так как в этот момент происходит резание.

Регулятивные:

умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения.

Познавательные:

умение рационально использовать технологическую информацию;

оценивать технологические свойства материалов;

ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов;

умение подбирать инструмент и оборудование.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

4.Физкультминутка

Предлагает провести зарядку для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5).

3. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6.

5. Вводный инструктаж

Знакомит учащихся с заданием (объект труда – фигуры для игрушки «Кузнецы») и технологией его изготовления.

Предлагает учащимся самостоятельно заполнить технологическую карту изготовления объекта труда.

Организует выполнение учащимися пробных действий по изучаемым приемам работы, выясняет, степень усвоения учебного материала. Просит проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения.

Проводит инструктаж по технике безопасности.

Напоминает о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.

Изучают объект труда, заполняют технологические карты на его изготовление. Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы.

Осуществляют пробное пиление, анализируют полученный результат, выявляют ошибки.

Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности.

Личностные: умение овладеть нормами и правилами организации труда. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Регулятивные:  определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий;

Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.

Коммуникативные: обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами.

6. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж

Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений).

Контролирует правильность рабочей позы  и хватки инструмента, соблюдение правил безопасности труда. Предупреждает возможные типичные ошибки.

Проводит целевые обходы:

1й обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности

2й обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности

3й обход – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.  Слайд-11

Предлагает выполнить задание 14 (1,2) в рабочих тетрадях.  Приложение № 1

Организовывают рабочее место, соблюдают технику безопасности.

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.

В рабочих тетрадях выполняют задание 14, упражнение 1, 2 (работают группами)

Личностные: развитие готовности к самостоятельным действиям, принятию ответственности за их результаты. Целеустремленности и настойчивости в достижении целей. Готовности к преодолению трудностей.

Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.

Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая в коллективе.

7. Рефлексивно-оценочный этап

Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.

Организует деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, и просит учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки).

Оценивает совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки.

Предлагает ответить на вопросы: Слайд-12

1. С помощью какого инструмента выполняются изделия сложной формы;

2. Какие приспособления используются для закрепления полотна лобзика;

3. Какими способами можно нанести изображение на заготовку;

4. Как можно избежать поломки полотна лобзика при пилении.

Проводит рефлексию. Слайд-13

-какие новые знания вы получили на уроке?

- могут ли приобретенные  сегодня знания пригодиться в жизни?

Продолжить фразы:

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Мне захотелось…

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса.

Отвечают на поставленные вопросы:

1. С помощью ручного лобзика.

2. Эксцентриковый зажим, приспособление для стяжки.

3. Обведя шаблон или с помощью копировальной бумаги.

4. Не допускать перегрева полотна, пилить плавно, не допуская резких движений и рывков.

Высказывают свои варианты.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательства.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

Коммуникативные:

формулирование своего

мнения, учёт разных мнений.

8. Уборка рабочих мест

Организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными.

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской.

Личностные: выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.

Регулятивные: оценивают качество уборки рабочих мест.

9. Домашнее задание.

Записывает на доске задание:

Повторить параграф 16.  

Выполнить задание 14 (3,4) в рабочей тетради.

Записывают  в дневник

домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Вставка таблиц и работа со списками в текстовом процессоре"

технологическая карта урока Вставка таблиц и работа со списками в текстовом процессоре....

Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку

В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...

Технологическая карта урока «Механическая работа. Единицы работы»

Устанавливание причинно-следственных связей изучения физической величины, использование знаний о механической работе в повседневной жизни....

Технологическая карта урока по физике "Механическая работа. Единицы работы"

Технологическая карта урока по физике в 7 классе на тему "Механическая работа. Единицы работы"...

Технологическая карта урока "Выпиливание лобзиком"

Создание условий для приобретения учащимися знаний о технологии выпиливания ручным лобзиком и формирования первичных навыков...

Технологическая карта урока "Анализ контрольной работы. Работа над ошибками" Spotlight, 6 Module 7

Данная разработка урока содержит тест, презентацию и упражнения и может использоваться как урок - обобщение и повторение материла перед контрольной работой по модулю 7 (Spotlight, 6)  так и при р...

Технологическая карта урока: Выпиливание лобзиком

1.      Систематизация полученные по теме знания  и обобщая повторение.2.      Формирование навыков умелой организации рабочего место и пользован...