Развитие креативности школьников на уроках технологии
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kreativnosti_na_urokah_tehnologii.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

Институт развития образования

г. Киров

Тема:

«Развитие креативности школьников на уроках технологии»

      Выполнил слушатель курсов:

учитель технологии

                                         Харин Николай Савватеевич

1. Актуальность темы.

Под творчеством понимается способность создавать определённый продукт или материальный или идеальный, причём этот продукт является новым, оригинальным, нестандартным.

Выполнение творческих заданий является ярким проявлением личностно - ориентированного подхода в образовании, т.к. при их выполнении школьник проявляет не столько свои интеллектуальные способности, сколько вынужден выражать личные отношения к чему - либо. Включённой в деятельность оказывается вся эмоционально – чувственная сфера. Личностно -  ориентированная педагогика предлагает свой путь развития креативности учеников. Школьники должны, там, где это возможно, напрямую сталкиваться с реальными объектами обучения, анализировать их, осмысливать, ощущать и на основе этих сведений создавать собственный образовательный продукт (модель, идею, проект и т.д.). Только после этого происходит знакомство школьников с культурно – историческим аналогом, т.е. теми сведениями и оценками, которыми уже располагает современная наука. Школьники не должны стремиться угадать, что уже известно, прийти к какому – то правильному ответу. Напротив задача заключается в том, чтобы дать глубоко индивидуальное личностное толкование изучаемого объекта.

В образовательной области «Технология» 16 часов отводится на проектную деятельность, результатом которой является творческий проект. Проектная деятельность учащихся направлена на овладение специальными (креактивными) умственными действиями и операциями в процессе создания субъектно-значимого идеального или реального продукта.

Учебный творческий проект – это осуществляемая под руководством учителя самостоятельная учебная работа школьника по решению практической задачи творческого характера (от выявления проблемы, конструкторского и технологического обеспечения базовой идеи, до её материализации и анализа полученных результатов), которая представлена изделием или услугой и дизайн – папкой, отражающей процесс учения школьника. В результате выполнения творческого проекта возникает необходимость разблокировать творческий потенциал учащихся, получить множество идей, которые впоследствии могут использоваться учащимися.

Вашему вниманию будет представлен урок технологии в 6 классе. Данный урок находится в теме «творческие проекты» и является четвёртым занятием по теме. Состав класса неоднороден. На высоком уровне обучения 2 человека (3), на среднем 3 человека (2),                         на низком 1 человек (1). Учащиеся различаются и по своим психическим функциям. Развитие внимания, мышления и памяти по уровням распределилось приблизительно в таком же соотношении. На данный период темп обучения средний. Из родительского коллектива 1 с высшим образованием, 2 со средним – специальным образованием, остальные с 8 – 10 летним образованием.

Условия воспитания созданы во всех семьях, но один учащийся живёт без родителей у бабушки, одна семья неполная и 2 семьи, где родители работают по сменам, т.е. дети часто находятся без контроля.

По характеру класс не спокойный (трудный), но эмоционально – отзывчивый. Между детьми и учителем сложились доброжелательные отношения.

Обучение ведётся по учебнику «Технология» - 6 кл. под редакцией В.Д. Симоненко, где впервые предусмотрено выполнение творческих проектов. Связано это с тем, что совершенное производство требует людей творческих, что свободный от инерции мышления молодой ум способен создавать новые идеи, воплощать фантазию в реальную действительность. Выполнение творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволит достичь вершин творчества и проявить себя.

Таким образом, возникает противоречие между необходимым высоким уровнем развития креативных способностей учащихся при выполнении творческих проектов и реальным недостаточным её уровнем.

Возникает проблема: «разблокировать» творческий потенциал учащихся, получить множество идей.

Цель работы: освоить методы (приёмы) «креативной педагогики», пробудить дремлющие способности многих учеников используя приёмы развития творческого мышления (нелогические связи, метод фокальных объектов, поиск новых зрительных образов, нестандартные варианты использования предметов, обратная мозговая атака, мозговой штурм, метод придумывания «креативная педагогика»).

2. Описание опыта.     

Тема занятия (2урока) в 6 классе:

«Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее». Для того чтобы решить проблему: «разблокировать» творческий потенциал, получить множество идей, учащимся 6 класса (5 учеников) были предложены следующие задания:

1. Задание на развитие воображения и графических навыков.

1) Создать новые образы, дорисовать изображения неопределённого объекта.

Задание 1. На рисунке изображены простые геометрические фигуры: трапеция, треугольник, круг. Они могут присутствовать в изображении самых различных предметов. Выбрав одну из фигур, вспомните знакомые предметы, в изображении которых она присутствует. Чем больше комбинаций за отведённое время вы сможете нарисовать, тем успешнее справитесь с задачей.

Задание 2. На рисунке изображены определённые линии. Ваша задача – увидеть за ними предмет, животное, птицу, человека и т.д.                

(предлагается 3 варианта, возможен выбор).

Задание 3. Предложить различные (нестандартные варианты) использования привычных предметов на выбор (нож, карандаш, ручка).

2. Дизайн – анализ изделия (обратная мозговая атака).

Задание 4. Выбрав любое изделие, изготовленное в мастерской (по желанию) определить недостатки и пути их устранения (работа в группах).

3. Метод «фокальных объектов».

Задание 5. проектируемое изделие ставится в центр внимания фокус . Используя метод «фокальных объектов» переносить признаки нескольких случайно выбранных объектов на проектируемое изделие.

4. «Выработка первоначальных идей».

Задание 6. Предложить различные варианты «доски разделочной», представив свои идеи в форме рисунков.

5. «Путь к лучшей идее».

Задание 7. Провести исследование мнения людей. Информацию оформить в форме круговой диаграммы.

Технологическая карта урока.

Тема занятия:

«Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее»

Тип занятия: «урок развития творческих способностей и применения знаний на практике».

ОДЦ: «Создать условия для развития творческих способностей учащихся при выработке первоначальных идей. Развитие творческого мышления методом проектов».

ТДЦ: 

Обучающий аспект:

  1. Создать условия для усвоения учащимися отдельных приёмов мыслительной деятельности, их осмысления и применение в практической работе.
  2. Усвоение учащимися приёмов выработки первоначальных дизайн – идей на творческом уровне.
  3. Создать условия для формирования умения ставить цель, делать выводы, слушать и слышать друг друга, анализировать свою деятельность.

Развивающий аспект:

  1. Создать условия для формирования у учащихся пространственного мышления, творческого и критического воображения, познавательного интереса.
  2. Создать условия для развития графических навыков.

Воспитательный аспект:

Создать условия формирования у учащихся навыков культурного межличностного общения, эстетического вкуса, уважение к мнению одноклассников. Сформировать у школьников отношение через выдвижение новых собственных идей.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

МО: исследовательский метод, проблемного изложения, частично – поисковый метод, репродуктивный метод.

(Метод придумывания «креативная педагогика» - метод фокальных объектов, эвристическая беседа, упражнения на развитие творческого воображения, обратная мозговая атака, мозговая атака, ассоциация).

Цели учащихся:

Знать: 1) Приёмы развития творческого мышления.

(нелогические связи, метод фокальных объектов).

  1. Понимать важность развития творческого мышления для успешного выполнения проекта.

Уметь: 1) Вырабатывать идеи, зарисовывать их и правильно располагать на дизайн – листах, создавать банк идей.

2) Используя «способы получения информации», проводить исследования.

3) Используя критерии оценки творческих работ, выбирать лучшую идею.

4) Используя «способы отражения информации», изображать итоги исследования на бумаге.

   

Прогнозируемый результат: 

  1. Дизайн – листы: «поиск новых зрительных образов» зад. 1.2;

«Нестандартные варианты использования предметов» зад. 3;

«Обратная мозговая атака» - дизайн анализ изделия зад. 4;

«Метод фокальных объектов» зад. 5;

«Выработка первоначальных идей» зад. 6;

«Исследование мнения людей» зад. 7.

2) Банк дизайн – идей для выполнения индивидуального творческого проекта.  

Модель урока.

Структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оснащение

1.              Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на урок

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность и настраиваются на урок

Учебник «технология» 6 кл., рабочая тетрадь, чертёжные принадлежности.

2. Подготовка к основному этапу

а)мотивация и целеполагание.(актуализация жизненного опыта) 

б)актуализация

Сказка «Зимовье зверей»

Воспринимают сообщения учителя

Вопрос: много ли у нас в жизни возникает проблем? Какие это проблемы?

Какие примеры решения проблем вы можете привести из вашей жизни?

- Мы приступили с вами к выполнению творческого проекта, который так же решает ваши проблемы

Участвуют в эвристической беседе, отвечая на вопросы учителя, и принимают цели урока:

Перечисляют проблемы, существующие дома, с транспортом, в школе и т.д.

Делятся опытом эм. – ценного отношения к жизни. (приводят примеры решения проблем)

Вопрос: что вы понимаете под творческим проектом?

Каким людям под силу решать проблемы?

Ответ: творческий проект – это работа ученика под руководством учителя от идей до результата

Мы сегодня подошли к новому этапу выполнения творческого проекта. Давайте все вместе прочитаем тему урока.

«Выработка первоначальных идей. Путь к лучшей идее»

Дизайн – папка (проект)

 На доске запись темы урока и целей для учащихся

Вывод:

Многие проблемы можно решить, если люди будут обладать творческим мышлением

Прочитав тему урока, зная, что проблему решить легче обладая творческим мышлением. Какие цели вы поставите для себя на уроке?

Ставят цели урока:

1) Научиться вырабатывать идеи;

2) Выбирать лучшие идеи;

3) Развить творческое мышление.

Если есть затруднения, то предлагаю выбрать одну из целей записанных на доске.

На доске запись целей для учащихся

Для того чтобы достичь поставленных целей давайте вспомним некоторые понятия и методы конструирования:

- Что такое идея?

- Как проводят интервью?

- Что мы понимаем под анализом изделия?

Вспоминают или находят в тетради.

Идея – основная, главная мысль;

Интервью – задают вопросы одному, или нескольким людям, по какой – либо теме;

Анализ – это определение положительных и отрицательных качеств изделия

- Какие способы получения информации вы знаете? Какие способы отражения информации вам известны?

Отвечают на вопрос. В случае затруднения ответ ищут в путеводителе.

Путеводитель: «Способы получения информации»; «Способы отражения информации на бумаге

-На уроках ОБЖ мы изучали различные психические процессы. Информацию о психических процессах (мышление, внимание, воображение, представление) приготовил в своём сообщении учащийся.

Учащийся выступает перед классом с сообщением «Психические процессы человека»

- Какой известный метод проектирования можно применить, чтобы разблокировать творческое мышление? Напоминает нам о нём учащийся.

Метод фокальных объектов.

Сообщение учащегося «Метод фокальных объектов»

Открываем учебник «Технология» параграф 31.

3. Основной этап

Усвоение новых приёмов развития творческого мышления

Оказывается существует много приёмов разблокирования творческого мышления и с некоторыми из них мы сегодня познакомимся, а так же отработаем и известные нам приёмы развития творческих способностей

На доске аншлаг- «Упражнения»

Закрепление знаний и способов действий

1. «Поиск новых зрительных образов»

Задание 1. 

- Учащимся на выбор предлагается простая геометрическая фигура

«Вспомните знакомые предметы в изображении которых она присутствует»

Выполняют  Задание 1., выбирая геометрическую фигуру. 

Карточка- Задания 1.

- Используются приёмы наглядно – образной рефлексии

- Предлагает показать выполнение

Используются карточки наглядно – образной рефлексии (красное – бедствие, голубое – всё хорошо)

По желанию

Карточки рефлексии

Задание 2. На рисунке изображены неопределённые линии. Ваша задача – увидеть за ними предмет, животное, птицу, человека

Выполняют  Задание 2., выбирая вариант задания

Карточка Задания 2.

- Карточки наглядно – образной рефлексии

- Демонстрация выполненного задания у доски или с места

Карточки рефлексии

- Новый приём

2. «Нестандартные варианты использования различных предметов»

-Закрепление

Задние 3. Предложить различные варианты использования привычного предмета

Выполняют  Задние 3., выбирая вариант

Карточка Задания 3.

- Используются карточки наглядно – образной рефлексии

Карточки рефлексии

- Предлагается демонстрация выполненного задания у доски или с места

Индивидуально демонстрируют по желанию выполнение задания

- Новый приём

3. Дизайн – анализ изделия (обратная мозговая атака)

Изделия,  выполненные в качестве проектов

-Закрепление

Задание 4.

Выбрав любое изделие (по желанию) изготовленное в мастерской определить недостатки и пути их устранения.

Выполняют задание 4. в группах, парах. Один из участников группы, пары представляет результаты работы.

- Используются карточки наглядно – образной рефлексии

Карточки рефлексии

- Применение

4. «Метод фокальных объектов»

Задание 5.

Выбранное учащимися проектируемое изделие ставится в центр внимания – фокус. Перенести признаки нескольких случайно выбранных объектов на проектируемое изделие

Выполняют  задание 5., выбирая любые предметы, находящиеся в мастерской

Карточка  задания 5.

- Используются карточки наглядно – образной рефлексии

- Учащимся предлагается зачитать 1), или 2) примера разнообразных вариантов по желанию.

Физкультминутка

4. Закрепление знаний и умений. Применение новых знаний.

Предлагает перейти к следующему этапу проектной деятельности «Выработка первоначальных идей».

Задание 6.

Даётся задание разработать различные варианты «доски разделочной», предоставив свои идеи в форме рисунков.

Выполняют  задание 6.

Выдают «фейерверк идей»

Карточка  задания 6.

На доске

Упражнения →

→ идеи →

- Используются карточки наглядно – образной рефлексии

- После выполнения предлагается  Задание 7.

Провести исследование мнения людей. Информацию оформить, выбрав любые способы отражения информации на бумаге из путеводителя. 

Для этого предлагается сформулировать вопросы потребителям

Формулируют вопрос и проводят исследования. Оценка людей по критериям.

Обрабатывают информацию, выбрав способ отражения информации на бумаге.

Путеводитель

«Способы получения информации»; «Способы отражения информации на бумаге; Карточка  Задания 7.

На доске

Упражнения →

→ идеи → исследования →

При оценке идей предлагается использовать следующие критерии:

Критерии ∕Идеи

Идея 1.

Идея 2.

Идея 3.

Идея 4.

1. Оригинальность формы

2.Красивый внешний вид.

3.Практическая польза

- Используются карточки наглядно – образной рефлексии

Карточки рефлексии

Анализирует внимание на том, что без анализа идей объективной оценки быть не может

5. Обобщение  и систематизация.

Работаем с доской. Предлагает восстановить в памяти стадии проектной деятельности прошлых уроков и мысленно соединить со схемой, составленной по ходу занятия

Учащиеся просматривают дизайн листы двух занятий, восстанавливают деятельность:

1) формулировка проблемы; обоснование проекта.

2) краткая формулировка и задачи.

3) Выработка идей. Оценка и выбор лучшей идеи    

Дизайн – папка

Упражнения →

→ идеи → исследования → оценка и выбор лучшего варианта

6. Подведение итогов; Рефлексия.

Задаёт вопросы:

Какие творческие задания помогли выработке первоначальных идей?

Ответы:

«Поиск зрительных образов»; «Нестандартное использование предметов», дизайн – анализ изделия, метод фокальных объектов.

Как оценивают лучшую идею?

По критериям.

Давайте посмотрим в тетради, выбранные вами цели. Достигли ли вы поставленных целей?

Какие трудности возникли в ходе выполнения заданий? Что вам понравилось на уроке?

Отвечают на предложенные вопросы. Делятся впечатлениями о своём самочувствии.

С каким настроением вы идёте с урока?

Тем, кто не желает высказаться предлагает закончить фразу: «На сегодняшнем уроке мне понравилось…»

Красный – хорошо

Синий – не очень

Карточки рефлексии

7. Информация о домашнем задании.

По аналогии выбрать первоначальные идеи в соответствии с темой проекта. Провести исследования, оценив идеи, выбрать лучшую. Оформить дизайн папку.

3. Результативность.

В процессе урока была решена проблема «разблокирования» творческого потенциала учащихся. Подбором заданий были созданы условия для успешного достижения целей урока, поддерживался высокий уровень мотивации и интерес. В конфликтном 6 классе на протяжении всего урока господствовала атмосфера взаимопонимания и уважения к мнению других (это хорошо было видно во время работы в группах и выступлениях).

Наиболее трудным для детей оказалось выполнение задания 5. с использованием метода «фокальных объектов», где необходимо перенести признаки нескольких случайно выбранных объектов на проектируемое изделие, но, т.к. на уроке были созданы условия для успеха, с заданиями справились все учащиеся 6 класса.

Задание 1.

На рисунке изображены простые геометрические фигуры – круг, трапеция, треугольник. Они могут присутствовать в изображении самых различных предметов.

Вспомните знакомые предметы, в изображении которых она присутствует. Чем больше комбинаций за отведённое время вы сможете назвать, нарисовать, тем успешнее справитесь с задачей.

Задание 1.

На рисунке изображены простые геометрические фигуры – круг, трапеция, треугольник. Они могут присутствовать в изображении самых различных предметов.

Вспомните знакомые предметы, в изображении которых они присутствуют. Чем больше комбинаций за отведённое время вы сможете назвать, нарисовать, тем успешнее справитесь с задачей.

Задание 2.

На рисунке изображены неопределённые линии. Ваша задача – увидеть за ними предмет, животное, птицу, человека и т.д.

Вариант 1.

Вариант 2.

 

Вариант3.

Задание 2.

На рисунке изображены неопределённые линии. Ваша задача – увидеть за ними предмет, животное, птицу, человека и т.д.

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант3.

Задание 3. Предложить различные (нестандартные) варианты использования привычного предмета

Что это такое?

НОЖ

Задание 3. Предложить различные (нестандартные) варианты использования привычного предмета

Что это такое?

КАРАНДАШ

Задание 4. Дизайн – анализ изделия (в группах).

Выбрав любое изделие (по желанию), изготовленное в мастерской, ответить на вопросы:

1.Расскажите, о каких требованиях вам говорит название изделия?

2.Какие ошибки вы нашли в конструкции изделия?

3.Как эти ошибки можно исправить?

Skrina Табурет

Задание 5.   Проектируемое изделие ставится в центр внимания – фокус. Используя метод «фокальных объектов» перенесите признаки нескольких случайно выбранных объектов на проектируемое изделие.

Запиши варианты:

  1. с резьбой, покрыта лаком, основание из стали;
  2. с фасонной деревянной ручкой;
  3. основание твёрдое, прочное

Задание 5.   Проектируемое изделие ставится в центр внимания – фокус. Используя метод «фокальных объектов» перенесите признаки нескольких случайно выбранных объектов на проектируемое изделие.

Запиши варианты:

  1. квадратный, деревянный, с резьбой, на подставке;
  2. с ручкой, красивый;
  3. с ножками.

Задание 6. Предложить различные варианты «доски разделочной», представив свои идеи в форме рисунков.

Задание 7. Провести исследование мнения людей. Информацию оформить в форме круговой диаграммы.

Вопрос:

Какой из вариантов изделия «доска разделочная» больше всего соответствует критериям?

Критерии:

1)Оригинальность формы;

2)Красивый внешний вид;

3)Практическая польза.

Ответы:

Максим – 4;

Витя – 6;

Женя – 4;

Костя – 4;

Рома – 2.

Вывод: лучший вариант под № 4.

Самоанализ урока

Вашему вниманию был представлен урок  «технологии» в 6 классе.

Состав класса неоднороден. На высоком уровне обучаемости

2 человека, на среднем 3 человека. Учащиеся различаются  и по своим психическим  функциям. Развитие внимания, мышления и памяти по уровням распределилось приблизительно в таком же соотношении. На данный период темп обучения средний.

По характеру класс не спокойный ( трудный), эмоционально отзывчивый. Между детьми и учителем сложились доброжелательные отношения.

Из родительского коллектива один с высшим образованием, один со средне- специальным образованием, остальные с восьмилетним – десятилетним образованием.

Условия воспитания созданы во всех семьях, но один учащийся живёт без родителей у бабушки, одна семья неполная, и две семьи, где родители работают по сменам,  т.е. дети часто находятся без контроля.

Данный урок находится в теме «Творческий проект». На её изучение        отводится 16 часов – 4 занятия по теме. Проектная деятельность учащихся нами понимается как вид учебно – познавательной деятельности, направленный на освоение профессионального опыта проектировщиков ( дизайнеров, конструкторов, предпринимателей) и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями в процессе создания субъектно- значимого реального продукта. В качестве мотивов проектной деятельности выступают социальные и личностные потребности в материальных  и духовных ценностях. Содержание проектной деятельности составляет проведение исследовательских операций и опытно – экспериментальной работы, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности.

К уроку поставлена общедидактическая цель (ОДЦ):

«Создать условия для развития творческих способностей учащихся при выработке первоначальных идей. Развитие творческого мышления методом проектов»

Тип урока: «урок развития творческих способностей и применение знаний на практике»

ТДЦ; обучающий аспект:

  1. Создать условия для усвоения учащимися отдельных приёмов мыслительной деятельности, их осмысление и применение в практической работе
  2. ( в технологической карте урока)

Чтобы организовать эффективность содержания учебного материала (СУМ),необходимо ответить на вопросы:

1) Над какими понятиями  я работал

2) Какие причинно- следственные связи и закономерности были установлены

3) Как учитывались индивидуальные особенности детей.

На протяжении всего урока я работал над понятиями: проблема идея, способы отражения информации на бумаге ( диаграмма, график, схема) метод фокальных объектов, структура проекта, психические процессы (мышление, память, воображение, представление, внимание), критерии.

Формирование понятий шло через определение и выделение существенных признаков. Считаю, что данные понятия были усвоены т.к.ученики своими словами давали определения. Считаю, что на уроке шла работа над установлением причинно – следственных связей. Доказательством  этого служат следующие задания:

- дизайн- анализ изделия

-«метод фокальных объектов»  это задание на синтез, сопоставление и выделение общего.

На уроке также  шла систематизация  теоретических знаний, где  предлагалось «восстановить» в памяти стадии проектной деятельности прошлых уроков и мысленно соединить со схемой составленной по ходу учебного занятия. Анализировались известные факты, выделялось главное, делались выводы.

При выполнении задания 7 на исследование мнений людей и выбор лучшей идеи идёт сравнение по критериям различных вариантов и выбор лучшей идеи. На уроке также велась работа над установлением закономерностей - логических цепочек.

В течение всего урока учитывались индивидуальные особенности детей. Для поддержания внимания сменялось 7 видов работ. В каждом виде работ учащимся предлагался выбор варианта задания, способов получения информации, способов отражения информации на бумаге, выбор целей, выбор различных форм рефлексии ( образной, словесной, письменной), ФОПД.

 На уроке прослеживались структурные элементы личностно- ориентированного урока (активизация, мотивация, целеполагание, выбор (задания, ФОПД , рефлексии, цели, партнёров), рефлексию.

Работоспособность поддерживалась за счёт физкультминутки для глаз.

Интерес и заинтересованность – за счёт постоянного одобрения. Был выдержан гигиенический режим, учитывался уровень обучаемости ( о чём свидетельствует дифференциация заданий по вариантам). СУМ подбиралось для развития креативных способностей детей.

Таким образом  я считаю, что  отображенное мною СУМ эффективно работало для достижения поставленных целей.

Посмотрим  эффективность выбранных форм организации познавательной деятельности для достижения целей:

 При отборе ФОПД  пользование таблицей соответствия ФОПД – целям урока

- общеклассная (фронтальная)

- индивидуальная

- групповая

На основе сочетания данных форм я добился

  1. Включение каждого учащегося  в активную познавательную деятельность в деле ближайшего развития.
  2. Выбранные ФОПД , способствовали формированию ЗУНов по наиболее короткому пути.
  3. ФОПД подбирались и соответствовали СУМ, целям, МО. Таким образом ФОПД работали эффективно.

При отборе методов обучения и пользования классификацией Лернера. МО выбрал в соответствии с целями урока.

На уроке применялся следующий комплект методов:

- репродуктивный;

- объяснительно = иллюстративный;

-частично – писковый;

- исследовательский;

- метод креативнй педагогики ( метод продумывания)

- метод проблемного изложения.

Репродуктивный  реализовал себя через:

- наводящие вопросы учащимся; побуждение к актуализации знаний, способов действия;

- задание учащимся на индивидуальное  речевое проговаривание определений.

Объяснительно – иллюстративный метод реализовал себя через:

- интонационное выделение учителем важных моментов;

-инструктаж учащихся ( по составленной схеме, образцов выполнения задания, графиков, диаграмм);

- записи логической цепочки, понятий, темы, целей на доске;

- предъявления учащимся переформулированных текстов, заданий облегтяющих   понимание их смысла.

Метод проблемного изложения реализовал себя через:

-  интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса.

Частично- поисковый метод реализовал себя через:

- демонстрация объекта побуждающая к выполнению сущности;

- наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей;

-организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формированию проблемы.

Исследовательский МО реализовал себя через:

- задание учащимся на самостоятельное обобщение на основе собственных  практических наблюдений.

Метод продумывания –это способ создания учениками нового, неизвестного ранее продукта был реализован через:

- замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового результата;

- отыскание свойств объекта в иной среде ( метод фокальных объектов);

- изменение какого-то  элемента в объекте и описание его новых свойств

Формами реализации методов были: самостоятельная работа, эвристическая беседа, упражнения на развитие творческих способностей, практические работы

Результаты на уроке были промежуточные и конечные. И те и другие контролировались в соответствии  с выбранной системой построения:

- самоконтроль;

- контроль учителя;

- использование обратной связи;

-  цветовые сигналы.

Эта система работала эффективно, т.к. оптимальное сочетание перечисленных выше вдов, которые способствовали

с одной стороны:

- установлению мною правильности выполнения заданий учащимися;

- на уроке была возможность получить информацию о достижении всеми  учащимися планируемых результатов обучения.

С другой стороны:

- сами учащиеся могли получить информацию о реальных результатах обучения.

Таким образом СУМ, ФОПД, МО, система контроля выбранная мною на уроке эффективно работали по достижению поставленных целей т.е планируемая цель совпала с реальными результатами.

Список литературы:

  1. С. И. Мелехина «Проектная деятельность учащихся 8 – 9 классов на уроках технологии», г. Киров 2003 г.
  2. О. Г. Селиванова «Реализация личностно – ориентированного подхода в образовании в условиях муниципальной школы», г. Киров 2001 г.
  3.  В. Д. Симоненко «Технология» - 6 кл. учебник для общеобразовательной школы 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....

Развитие креативности учащихся на уроках технологии.

Использование различных  практических методов на уроках технологии с целью развития креативных способностей учащихся....